Соблюдение мер безопасности при эксплуатации автотранспорта. Техника безопасности при эксплуатации автомобиля. требования к обслуживающему персоналу

В статье «Техника безопасности при работе на автомобиле» мы поведаем вам, как соблюдать технику безопасности при работе. К работе на автомобилях допускаются люди, которые имеют удостоверение на право вождения автомобилем, которые прошли инструктаж по технике безопасности и исследовали правила ухода за автомобилем. Каждый шофер, который на имеет большой опыт вождения автомобилем, до начала собственной карьеры прошел стажировку на автомобиле, он ездил в сопровождении инструктора.

Перед тем, как автомобиль выйдет на линию, он подвергается кропотливой проверке, повышенное внимание необходимо уделять механизмам управления устройств освещения, механизму переключения передач, тормозам, управляющему управлению и инспектировать на исправность работы всех устройств.

Если некий из устройств неисправен, это может привести к аварии на дороге. При неработающем движке необходимо создавать заправку горюче-смазочными материалами, создавать чистку автомобиля от грязищи, устранять неисправность и . Ручной инструмент рабочего должен быть всегда исправным. Работать гаечными ключами со смятым зевом не рекомендуется это может нанести травму обслуживающему персоналу. По окончанию рабочего денька ключи необходимо протереть и уложить на соответственное место.

  • Для подъема заднего либо фронтального мостов необходимо воспользоваться домкратом, а чтоб накрепко зафиксировать необходимо под поднятый мост подкладывать брусья.

— Чтоб не вышло злосчастного варианта, при снятии колес сначала необходимо выпустить воздух из камер. Перед монтажом колеса на ступицу, накачать шину до определенного давления в 1 кг/см, и убедиться в правильной посадке замочного кольца. А уже окончательную накачку шины создавать только после закрепления колеса на ступице.

— При проведении работ по заправке и проверке цилиндров подвески весь должен соблюдать правила, они изложены в разделе «Техническое сервис подвески». Необходимо знать, что газ в цилиндрах подвески находится под огромным давление до 100 кг/см. Потому необходимо соблюдать огромную осторожность при обслуживании цилиндров подвески. Если необходимо снять какой-нибудь цилиндр подвески, необходимо взять и за ранее выпустить газ из обеих полостей.

— Во время ремонта устройств и во время технического обслуживания на автомобиле необходимо выключать включатель массы. До того как создавать зарядку аккумуляторных батарей , их необходимо снять с автомобиля. Если вы заправляете маслом либо топливом емкости, либо же проверяете их уровень, нельзя воспользоваться открытым огнем и курить.

— Для заправки необходимо воспользоваться . Если же их нет, то необходимо использовать закрытые ведра с носиками и воронки. Если не соблюдать это условие, то все это приведет к пропитке верхней одежки водителя, а пропитанная одежка приведет к тому, что может очень стремительно возгореться даже при курении и от близкого открытого огня. Если горюче-смазочные материалы вдруг возгорелись, то очаг пожара можно устранить песком, накинуть кусочек брезента, воспрещается воспользоваться водой.

— Доливать уровень электролита аккумуляторных батарей необходимо водой, но не серной кислотой, так как брызги кислоты могут вызвать сильные ожоги и попасть на человеческое тело. Батареи необходимо доливать, так как при их работе испаряется вода.

  • Заполнять систему остывания необходимо с помощью ведра с конусом, для этой цели нельзя воспользоваться шлангами либо засасывать жидкость ртом.

— Перед тем, как запустить движок, необходимо его, как надо оглядеть, чтоб на нем не было сторонних предметов и также у вентиляторов. Запускать движок необходимо на малых числах оборотов. После пуска его необходимо прослушать, и только убедившись в том, что он нормально работает можно, только тогда наращивать число оборотов.

— Когда обслуживают автомобиль с поднятой платформой, необходимо платформу ставить на два упора в задней ее части. Если работать под поднятой платформой придется длительно, необходимо дополнительно под установленные опоры подсунуть под платформу брусья либо клинья. Нельзя устанавливать платформу и делать упор только с одной стороны.

  • Если на стоянках, есть даже малозначительный уклон, то чтоб избежать аварии необходимо подсунуть под колеса какие-либо предметы либо камешки.

— Перед тем, как тронуться с места, шофер должен подать сигнал. Разогнав автомобиль, необходимо опробовав тормоза, убедиться в том, что они отлично срабатывают. При движении в карьере необходимо, чтоб меж автомобилями соблюдался интервал движения более 50 метров.

  • По жд полотну необходимо двигаться с особенной осторожностью, на низшей передаче и проезжать без остановок. На переезде нельзя переключать передачи.
  • Когда шофер совершает маневрирование под погрузку, он должен убедиться в том, что на его пути нет никаких препятствий, и отсутствует движение людей.

Также нельзя наезжать автомобилем на кабель экскаватора.

Под экскаватор автомобиль устанавливается таким макаром, чтоб над кабиной не происходило движение ковша, до загрузки шофер устанавливает автомобиль на центральный тормоз. В течение всей погрузки и до самого ее конца шофер не должен высовываться либо выходить из кабины, пока не услышит сигнал экскаваторщика об окончании погрузочных работ.

Загрузка автомобиля делается по всей платформе, и основную массу нельзя помещать в фронтальной части платформы, это может затруднить управление автомобилем и вызвать разрушение шин.

До разгрузки необходимо автомобиль поставить на центральный тормоз. Позже, когда разгрузка завершилась необходимо опустить платформу, выключить центральный тормоз и можно начинать движение. В ночное время при работе необходимо воспользоваться подфарниками и фонарями, при встречном транспорте перебегать на ближний свет. Необходимо знать, что когда включены подфарники, автоматом при включении заднего света, сразу врубается задняя фара.

Если движок стремительно наращивает число оборотов, другими словами идет «вразнос», необходимо рычагом аварийной остановки перекрыть, чтоб в камеры сгорания не поступал воздух.

Сейчас мы знаем, какая техника безопасности при работе на автомобиле. Выполняя эти правила, можно научиться верно и неопасно, управлять автомобилем, избегая аварий.

Требования безопасности и основные мероприятия по снижению вредных последствий для при эксплуатации, техническом обслуживании , ремонте и хранении автомобилей.

Инструктаж вводный и на рабочем месте. Повторный и внеплановый инструктаж.

Методы контроля и нормы содержания окиси углерода и углеводородов в отработанных газах автомобилей с и дымности отработавших газов автомобилей с дизельными двигателями.

Ответственность за загрязнение окружающей среды.

Требования к водителям по соблюдению личной гигиены и правил производственной санитарии.

Порядок оформления несчастных случаев на производстве.

Эксплуатация автомобилей требует соблюдения определенных норм и правил, исключающих случаи и обеспечивающих сохранение здоровья водителей и лиц, причастных к использованию, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

В нашей стране охране труда и технике безопасности уделяется большое внимание во всех отраслях , в Вооруженных Силах. Водители автомобилей должны твердо знать требования правил техники безопасности и неукоснительно выполнять их па практике.

При работе в парках необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

  • перед пуском двигателя машину затормаживают , а рычаг коробки передач устанавливают в нейтральное положение;
  • техническое обслуживание и ремонт машин производят только при ;
  • запрещается производить работы на автомобилях со снятыми колесами и вывешенными на домкратах и талях (в этом случае автомобиль устанавливают на подставки или козлы, а под неснятые колеса подкладывают колодки или упоры);
  • личный состав по парку перемещается только по тротуарам;
  • движение машин по территории парка должно производиться со скоростью не более 10 км/ч, а в производственных помещениях — 5 км/ч;
  • не допускается двигателя в крытых помещениях парка.

К техническому состоянию автомобилей также предъявляются определенные требования техники безопасности. Ветровые и кабины должны быть цельными и обеспечивать хорошую видимость через них. Стекла дверей должны плавно подниматься и опускаться стеклоподъемниками. Стеклоочиститель должен быть исправным, хорошо очищать ветровые стекла. Выпускные трубы двигателя не должны пропускать вредные газы в кабину к подкапотное пространство . Замки дверей кабины и запорные устройства бортов грузовой платформы должны исключать произвольное их открывание. Не допускается течь воды, масла, топлива в двигателе и его системах.

Рулевое управление должно обеспечивать легкость и надежность управления автомобилем на всех скоростях и в любых дорожных условиях. рулевого колеса должен быть не более установленной нормы.

Тормозная система должна обеспечивать остановку автомобиля в соответствии с Правилами и одновременность начала торможения всех колес.

Шины допускаются к эксплуатации при отсутствии сквозных порывов и трещин, если не полностью изношен рисунок протектора и давление в них соответствует норме. Не разрешается эксплуатировать шины, не соответствующие размеру ободьев колес. Диски и ободья, имеющие погнутости и выработку отверстий под шпильки, к эксплуатации не допускаются. Замочные кольца должны надежно удерживаться в канавках.

Приборы электрооборудования должны работать надежно на всех режимах, особенно приборы освещения и сигнализации. Не допускается искрение в проводах и клеммах. Автомобили с неисправным освещением, стоп-сигналом, не допускаются к эксплуатации. На автомобиле обязательно должно быть установлено зеркало заднего вида.

Грузовая платформа автомобиля не должна иметь поломанных брусьев и досок.

Прицеп присоединяется к автомобилю жестким дышлом к , дающему возможность свободно поворачиваться дышлу. В сцепке автомобиля с прицепом должен быть дополнительный трос или цепь, исключающие отрыв прицепа.

Автомобили, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся грузов, должны иметь не менее двух густопенных огнетушителей. Автобензоцистерны и топливозаправщики, кроме того, должны иметь металлические цепи для заземления, а их выпускные трубы должны быть выведены вперед справа по ходу с наклоном выпускного отверстия вниз. Люки и краны должны быть исправны и не иметь подтеканий.

Бортовые автомобили, перевозящие легковоспламеняющиеся, огнеопасные и взрывчатые грузы в таре, должны быть оборудованы трубой глушителя, выведенной вперед вправо по ходу с наклоном отверстия вниз, и двумя огнетушителями.

На автомобилях, перевозящих огнеопасные грузы, должка

быть надпись «Огнеопасно».

Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля следует проводить на специально оборудованных постах.

При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить в коробке передач и под колеса подложить не менее двух упоров.

Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на неработающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка карбюратора, реле-регулятора и т.д.) следует проверить и застегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, заправить волосы под головной убор, при этом нельзя работать сидя на крыле или буфере машины.

На рулевом колесе вывешивается табличка «Не пускать — работают люди». При снятии узлов и деталей, требующих больших физических усилий, необходимо пользоваться приспособлениями (съемниками).

При работах, связанных с проворачиванием двигателя, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение. При пуске двигателя вручную следует остерегаться обратных ударов и применять правильные приемы захвата пусковой рукоятки (не брать рукоятку в обхват, проворачивать ее снизу вверх).

При использовании подогревателя особое внимание обращается на его исправность, отсутствие подтеканий бензина; работающий подогреватель не должен оставаться без присмотра. Краник топливного бачка подогревателя открывается только на время его работы, на летний период топливо из бачка сливается.

Обслуживание трансмиссии при работающем двигателе запрещается. При обслуживании трансмиссии вне осмотровой канавы или эстакады необходимо пользоваться лежаками (подстилками).

При работах, связанных с провертыванием , необходимо дополнительно убедиться в выключении зажигания, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить стояночный тормоз. После выполнения работы снова затянуть стояночный тормоз и включить низшую передачу в коробке передач.

При. снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. При снятии колес также следует поставить автомобиль на козлы, а под неснятые колеса подложить упоры. Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних (домкратах, талях и т.д.), запрещается. Нельзя подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы.

Инструмент, применяемый при работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, должен быть исправным. Молотки и напильники должны иметь хорошо насаженные деревянные ручки. Отвертывание и завертывание гаек должно производиться только исправными ключами соответствующих размеров.

После выполнения всех работ перед пуском двигателя и трога? нием машины с места нужно убедиться, что все принимавшие участие в работе люди находятся на безопасном удалении, а оборудование и инструмент убраны на свои места.

Проверка и опробование на ходу рулевого управления и должны производиться на оборудованной площадке. Нахождение посторонних лиц во время проверки автомобиля на ходу, а также размещение лиц, участвующих в проверке, на подножках, крыльях запрещается.

При работе на осмотровых канавах и подъемных устройствах следует выполнять следующие требования:

  • при постановке машины на осмотровую канаву (эстакаду) вести машину с и следить за правильным положением колес относительно направляющих реборд осмотровой канавы;
  • поставленную на осмотровую канаву или машину следует затормозить стояночным тормозом и установить упоры под колеса;
  • пользоваться переносными лампами в осмотровой канаве можно только с напряжением не выше 12 В;
  • не курить и не зажигать открытого огня под машиной;
  • не следует складывать инструмент и детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих;
  • перед съездом с канавы (эстакады) убедиться, что подмашиной нет людей, неубранного инструмента или оборудования;
  • следует остерегаться отравления скапливающимися в осмотро-вых канавах отработавшими газами и парами горючего.

При работе с бензином нужно соблюдать правила обращения с ним. Бензин — легковоспламеняющаяся жидкость, при попадании на кожу вызывает раздражение, хорошо растворяет краску. Следует осторожно обращаться с тарой из-под бензина, так как оставшиеся в таре его пары легко воспламеняются. Особую осторожность следует проявлять при работе с этилированным бензином, в котором содержится сильнодействующее вещество — тетраэтил свинец, вызывающий тяжелое отравление организма. Нельзя использовать для мойки рук, деталей, чистки одежды. Запрещается всасывать бензин и продувать трубопроводы и другие приборы системы питания ртом. Хранить и перевозить бензин можно только в закрытой таре с надписью «Этилированный бензин — ядовит». Для удаления пролитого бензина применяются опилки, песок, хлорная известь или теплая вода. Участки кожи, облитые бензином, немедленно промываются керосином, а затем теплой водой с мылом. Перед едой необходимо обязательно мыть руки.

Особой осторожности требует обращение с антифризом. Эта жидкость содержит в себе сильнодействующий яд — этилен-гликоль, попадание которого в организм приводит к тяжелому отравлению. Тара, в которой хранится и перевозится антифриз, должна иметь надпись » %%» и опломбировываться. Категорически запрещается переливать низкозамерзающие жидкости при помощи шланга путем засасывания ртом. Заправка автомобиля антифризом производится непосредственно в систему охлаждения. После обслуживания системы охлаждения, заправленной антифризом, необходимо тщательно мыть руки. При случайном попадании антифриза в организм пострадавший должен быть немедленно доставлен в медицинский пункт для оказания помощи.

Тормозные жидкости и их пары также могут вызвать отравление при попадании в организм, поэтому при работе с этими жидкостями нужно соблюдать все меры предосторожности, а после обращения с ними следует тщательно вымыть руки.

Кислоты хранят и транспортируют в стеклянных бутылях с притертыми пробками. Бутыли устанавливаются в мягкие лозовые корзины с древесной стружкой. При переноске бутылей используют носилки и тележки. Кислоты при попадании на кожу вызывают сильные ожоги и разрушают одежду. При попадании кислоты на кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и про мыть сильной струей воды.

Растворители и краски при попадании на кожу вызывают раздражение и ожоги, а их пары при вдыхании могут вызвать отравление. Производить покраску автомобиля нужно в хорошо вентилируемом помещении. После работы с кислотами, красками и растворителями нужно тщательно мыть руки теплой водой с мылом.

Отработавшие газы, выходящие из двигателя, содержат в своем составе окись углерода, углекислый газ и другие вещества, способные вызвать тяжелое отравление и даже смерть человека. Это всегда должны помнить водители и принимать меры но предупреждению отравлений отработавшими газами.

Приборы системы питания двигателя должны быть правильно отрегулированы. Периодически следует проверять затяжку гаек крепления выпускных газопроводов. При выполнении проверочно-регулировочных работ, связанных с необходимостью пуска двигателя в закрытом помещении, необходимо обеспечить отвод газов от глушителя; выполнение этих работ в помещениях, не оборудованных вентиляцией, запрещается.

Категорически запрещается спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, в таких случаях просачивающиеся в кабину отработавшие газы нередко приводят к смертельным отравлениям.

При работе с электроинструментом необходимо проверять исправность и наличие защитного заземления. Напряжение переносного освещения, используемого при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, должно быть не более 12 В. Во время работы*с инструментом, питаемым током напряжением 127-220 В, следует надевать защитные перчатки и пользоваться или деревянным сухим помостом. Оставляя рабочее место даже на короткое время, необходимо выключить инструмент. При любой неисправности электроинструмента, заземляющего устройства или штепсельной розетки работу следует прекратить.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и при перевозке грузов все лица, в том числе и водители, должны соблюдать правила техники безопасности. Автомобиль, находящийся под погрузкой, должен быть надежно заторможен, водитель не должен отлучаться с места погрузки или разгрузки. При погрузке сыпучих грузов в кузове не должно быть людей. Если автомобиль загружается экскаватором, водитель должен подать автомобиль так, чтобы ковш экскаватора не проходил над кабиной. При загрузке из бункера подъезжать к нему следует так, чтобы центр кузова расположился под бункером. Запрещается выполнять ремонтные работы и техническое обслуживание автомобиля при погрузочно-разгрузочных работах.

При перевозке грузов в ящиках, контейнерах, поддонах необходимо помнить, что при перевозках повышается центр тяжести автомобиля, поэтому нужно вести машину и тормозить плавно, на поворотах уменьшать скорость движения. Перевозить личный состав вместе с грузами в кузове запрещается.

При монтаже и демонтаже шин необходимо соблюдать следующие правила:

  • монтаж и демонтаж шин должны производиться на стендах или чистом полу (помосте), а в — на разостланном брезенте или другой подстилке;
  • перед демонтажом шины с обода колеса воздух из камеры должен выпускаться полностью, демонтаж шины, приставшей к ободу, должен осуществляться на специальном стенде для демонтажа шин;
  • производить монтаж шин на неисправные ободья колес, а также применять шины, не соответствующие размеру обода колеса, запрещается;
  • во время накачивания шины необходимо применять специальное ограждение или страхующие приспособления, при выполнении этой операции в полевых условиях нужно колесо положить замочным кольцом вниз.

Водитель должен знать причины возникновения и правила тушения пожара в парке и на автомобиле. Необходимо следить за исправностью электрооборудования и отсутствием течи топлива. При загорании автомобиля его следует немедленно удалить со стоянки и принять меры к тушению пламени. Для тушения пожара нужно применять густопенный или углекислотный огнетушитель, песок или накрыть очаг пожара плотной материей. В случае возникновения пожара независимо от принимаемых мер нужно вызывать пожарную команду.

  • 1.1. К управлению автомобилями допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение (курсы), и имеющие удостоверение, выданное Госавтоинспекцией на право управления автомобилем данной категории.
  • 1.2. Водители допускаются к выполнению работ только после прохождения вводного (общего) инструктажа и инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте, который проводится повторно не реже одного раза в квартал и при каждом изменении работы. Вновь принятые на работу водители должны пройти стажировку в течение 6-10 смен для усвоения приемов труда с последующей проверкой знаний.
  • 1 3. Водители должны выполнять все требования Правил дорожного движения».
  • 1.4 Водителю запрещается:

управлять автомобилем в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном или наркотическом опьянении или с остаточными явлениями опьянения. Такие водители к не допускаются;

  • распитие спиртных напитков в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;
  • передавать управление автомобилем другим лицам без разрешения администрации, использовать автомобиль в личных целях;
  • отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках;

— устранять неисправности под поднятым кузовом самосвала, если отсутствуют упорные устройства под кузов.

  • 1.5. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
  • 1.6 Водитель при назначении на работу должен получить у администрации предприятия инструкцию по охране труда, инструкцию по эксплуатации автомобиля, технический паспорт и спецодежду.
  • 1.7. В процессе работы на водителя автомобиля возможно воздействие следующих факторов:

движущиеся машины и механизмы;

  • перевозимые и складируемые грузы;
  • повышенная запыленность воздуха ;
  • повышенная или воздуха рабочей зоны, повышенное содержание паров этилированного бензина;
  • движущиеся части механизмов, электропроводов и токоведущих частей электроприборов автомобиля.
    • 1.8.

    Быть внимательным и аккуратным во время выполнения работы; не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.

  • 1.9. Не касаться находящихся в движении частей механизмов, а также электропроводов и токоведущих частей электроприборов.
  • 1.10. При прохождении и проезде по территории предприятия пользоваться только установленными проходами и проездами.
  • 1.11. Не стоять и не проходить под поднятым грузом.
  • 1.12. При выезде на линию иметь при себе:

удостоверение на право управления транспортным средством данной категории; регистрационные документы на транспортное средство;

  • путевой или маршрутный лист.

1.13. Водители в зависимости от климатических условий работы должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:

  • костюмом хлопчатобумажным;
  • рукавицами комбинированными.

Зимой дополнительно:

  • курткой на утепляющей прокладке;

— брюками на утепляющей прокладке.

  • 1.14. Водители должны знать и соблюдать правила личной гигиены.
  • 1.15. Водители должны уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае.
  • 1.16. Водитель является ответственным за соблюдение правил охраны труда всеми лицами, находящимися в автомобиле, и обязан требовать выполнения этих правил от всех лиц, связанных с работой и обслуживанием автомобиля.
  • 1.17. Водители, не выполняющие требования инструкции по охране труда и правил дорожного движения, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

Перед выездом в рейс проверить: техническое состояние автомобиля и прицепа (прицепной тележки), особое внимание обратить на исправное действие тормозов, рулевого управления, освещения, , стеклоочистителя, состояние и степень исправности аккумуляторов, исправность бортовых запоров кузова, механизма сцепления с прицепом, наличие страхового троса, отсутствие утечки воздуха, тормозной жидкости , топлива, воды и масла.

На непроверенном и или прицепе (тележке) и без номерного знака выезжать на линию запрещается.

Автомобиль является наиболее универсальным и экономичным транспортным средством. Безопасность работы автотранспорта зависит, в первую очередь, от его исправности. Ответственность за исправность автомобиля несет администрация автохозяйства.

В целях безопасного выполнения транспортных и погрузо-разгрузочных работ предприятие устраивается в полном соответствии со строительным генеральным планом, в котором предусматриваются:

  • дороги с твердым покрытием кольцевой системы необходимой ширины с площадками для погрузки — разгрузки и разворота транспорта;
  • складские площадки вблизи дорог и подъемно-транспортных средств, выровненные (с уклоном не более 5о) и утрамбованные, а в — очищенные от льда и снега;
  • сигнальные и ограничительные надписи и знаки для транспортных средств и пешеходов;
  • рациональные и безопасные пересечения путей движения автотранспорта с другими видами транспорта и технологическими коммуникациями.

Ширина проезжей части дороги должна быть 3,5 м при движении транспортных средств в одном направлении и 6 м — при движении в двух направлениях. Радиусы закругления временных дорог принимают не менее 10 м, а при движении крупногабаритных машин — не менее 12 м. Для устройства временных дорог применяют железобетонные плиты, при их отсутствии устраивают песчано-шлаковое, гравийное или щебеночно-грунтовое покрытие.

При необходимости пересечения с рельсовыми путями надо стремиться, чтобы их количество было минимальным.

В целях безопасности ведения транспортных операций на объекте должны быть вывешены знаки разрешающего, запрещающего, предупреждающего, напоминающего характера с четкими надписями, указывающие въезды и выезды транспорта, направления движения, разворота, разъезда, стоянки при погрузке и разгрузке, скорость движения, границы опасных зон, участки движения пешеходов и т. д.

Анализ причин производственного травматизма на автотранспорте позволяет выделить основные:

  • нарушения правил движения и эксплуатации транспорта;
  • неподготовленность или недостаточная квалификация персонала, управляющего транспортом;
  • нарушения требований безопасности водителя;
  • эксплуатация транспорта в неисправном состоянии;
  • неправильная укладка и крепление перевозимых грузов;

— влияние факторов внешней среды (погодные условия, состояние дорожного полотна и т. д.).

Особенно опасны происшествия и аварии автотранспорта, происходящие при перевозке людей, так как они влекут за собой, как правило, тяжелые последствия. Поэтому к автотранспорту предъявляются повышенные требования безопасности:

  • грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, оборудуют в соответствии с требованиями правил дорожного движения;
  • в водителя автомобиля, предназначенного для перевозки людей, должна быть отметка автохозяйства «Годен для перевозки людей» и указано максимально возможное число перевозимых пассажиров;
  • путевый лист при этом подписывает ответственный за безопасную эксплуатацию данного автомобиля;
  • при перевозке людей водителю необходимо определить маршрут движения автомобиля с указанием опасных участков дорог;
  • не разрешается перевозка людей в кузове автосамосвалов, на прицепах, полуприцепах и цистернах, а также в кузовах бортовых автомобилей, которые специально для этого не оборудованных;
  • для безопасной посадки и высадки людей с автотранспорта применяют специально оборудованные площадки или другие устройства (лестницы, трапы и т.д.).

В соответствие с нормативными правовыми актами транспортные средства, должны соответствовать требованиям государственных стандартов по безопасности труда, а вновь приобретаемые — как правило, иметь сертификат на соответствие требованиям безопасности труда.

Запрещается эксплуатация транспортных средств без предусмотренных их конструкцией ограждающих устройств, блокировок, систем сигнализации и других средств коллективной защиты работающих.

Вновь приобретенные, арендованные или полученные после транспортные средства допускаются к эксплуатации после их освидетельствования и опробования лицом, ответственным за их эксплуатацию. Перечень неисправностей, при которых запрещается их эксплуатация, определяется согласно документации завода-изготовителя.

Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств осуществляется только после остановки и выключения двигателя (привода) при исключении возможности случайного пуска двигателя, самопроизвольного движения машины и ее частей, снятия давления в гидро- и пневмосистемах, кроме случаев, которые допускаются эксплуатационной и ремонтной документацией.

При техническом обслуживании и ремонте машины, транспортного средства, имеющие возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с исключением возможности их самопроизвольного перемещения. При техническом обслуживании машин с электроприводом должны быть приняты меры, не допускающие случайной подачи напряжения в соответствии с межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей.

Рабочие места при техническом обслуживании и транспортных средств должны быть оборудованы комплектом исправного инструмента, приспособлений, инвентаря, грузоподъемных приспособлений и средств пожаротушения. Включение, запуск и работа транспортных средств должны производиться лицом, за которым они закреплены и имеющим соответствующий документ на право управления этим средством.

При использовании транспортных средств в условиях, установленных эксплуатационной документацией, уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности на рабочем месте водителя не должны превышать действующие нормы, а освещенность не должна быть ниже предельных значений, установленных действующими нормами.

Техническое состояние и оборудование автомобилей всех типов, марок и назначений, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать правилам по охране труда на автомобильном транспорте. Они должны проходить технические осмотры в соответствии с правилами проведения государственного транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России,.

При размещении и эксплуатации транспортных средств должны быть приняты меры, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра, при уклоне местности или просадке грунта. Перемещение, установка транспортного средства вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) с неукрепленными откосами разрешаются только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном организационно-технологической документацией.

Строительно-монтажные работы с применением машин в охранной зоне действующей линии электропередачи следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасность производства работ, при наличии письменного разрешения организации — владельца линии и наряда-допуска.

При установке строительных машин и применении транспортных средств с поднимаемым кузовом в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии выполнения следующих требований:

  • а) расстояние от подъемной или выдвижной части в любом ее положении до находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее установленных нормативов;
  • б) корпуса машин, за исключением машин на , при их установке непосредственно на грунте, должны быть заземлены при помощи инвентарного переносного заземления.

Установка стрелового в охранной зоне линии электропередачи на выносные опоры и отцепление стропов перед подъемом стрелы должны осуществляться непосредственно машинистом крана без привлечения стропальщиков.

При необходимости использования машин в (срезка грунта на уклоне, расчистка завалов вблизи ЛЭП или эксплуатируемых зданий и сооружений) следует применять машины, оборудованные дополнительными средствами коллективной защиты, предупреждающими воздействие на работников и других лиц опасных производственных факторов, возникающих при работе машин в указанных условиях.

Транспортирование машин, транспортных средств через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования состояния пути движения. При необходимости путь движения машины, транспортного средства должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в эксплуатационной документации машины, транспортного средства.

При эксплуатации машин, имеющих подвижные рабочие органы, необходимо предупредить доступ людей в опасную зону работы, граница которой находится на расстоянии не менее 5 м. от предельного положения рабочего органа, если в инструкции завода-изготовителя отсутствуют иные повышенные требования.

Для организации движения автотранспорта на производственной территории должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения транспортных средств и основные маршруты перемещения для работников.

При работе на автомобильном транспорте необходимо:

  • Соблюдать меры осторожного обращения с источниками огня, высоких температур;
  • Контролировать параметры газовоздушной среды, не допуская их до пороговых значений и др.;
  • Не допускать пролива и протечек топлива, открытого выделения паров топлива.

Стоянка в помещении с работающим двигателем внутреннего сгорания запрещается. Для подогрева двигателя и системы питания, устранения ледяных образований и пробок разрешается применять только горячий воздух, горячую воду или пар. Не допускается использовать открытый огонь для разогрева узлов машины, транспортного средства, а также эксплуатировать машины при наличии течи в топливных и масляных системах.

Руководитель обязан информировать водителя перед выездом на линию об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

Движение транспортных средств по льду рек и водоемов допускается только по специально обозначенным маршрутам, имеющим указатели о максимально допустимой грузоподъемности ледовой переправы. Движение должно осуществляться при кабины водителя. При этом в транспортном средстве не должны находиться люди (за исключением водителя).

Дату открытия и прекращения движения по ледовой переправе устанавливает руководитель организации, в ведении которой находится переправа.

В местах посадки (высадки) людей в транспортные средства должны быть оборудованы специальные площадки или применяться иные устройства, обеспечивающие безопасность людей. Перед началом движения транспортного средства водитель обязан убедиться в окончании посадки, в правильности размещения людей и предупредить их о начале движения.

Подача автомобиля задним ходом в зоне, где выполняются какие-либо работы, должна производиться водителем только по команде одного из работников, занятых на этих работах.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам, открытым для , должна выполняться с соблюдением требований инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом и согласовываться с органами дорожного движения в установленном порядке.

При загрузке автомобиля навалочным или штучным грузом необходимо соблюдать следующие требования:

  • Навалочный груз должен равномерно распределяться по всей площади кузова автомобиля;
  • Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, должны быть закреплены;
  • Ящичный, бочковой и другой аналогичный штучный груз должен быть уложен в кузов автомобиля и закреплен так, чтобы при передвижении автомобиля он не мог перемещаться по полу кузова.

Прицепы, полуприцепы и платформы автомобиля, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть оборудованы:

  • а) съемными или откидными стойками и щитами, устанавливаемыми между кабиной и грузом;
  • б) поворотными кругами.

Поворотные круги должны иметь приспособление для их закрепления при движении без груза и стопоры, предотвращающие разворот прицепа при движении назад. Прицепы должны иметь устройство, не требующее его поддержки для сцепки с тягачом.

Перевозка автотранспортом должна выполняться в соответствии с требованиями правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Автомобили, в которых перевозят баллоны со сжатым газом, должны быть оборудованы специальными стеллажами с выемками по диаметру баллонов, обитыми войлоком. Баллоны при перевозке должны иметь предохранительные колпаки. В жаркое время года баллоны необходимо укрывать брезентом без жирных (масляных) пятен.

Перевозка взрывчатых, радиоактивных, ядовитых, легковоспламеняющихся и других опасных грузов, а также необезвреженной тары из-под этих грузов должна производиться в соответствии с инструкциями, согласованными в установленном порядке с органами надзора.

Емкости с кислотами, щелочами и жидкими негорючими химикатами при перевозке необходимо устанавливать в кузове автомобиля вертикально и прочно укреплять.

Перевозка бензина допускается только в специальных цистернах или в металлической таре с плотно завинчивающимися пробками. Бензовозы должны быть оборудованы заземляющими цепями, а емкости для хранения бензина — заземлены. Перевозить этилированный бензин совместно с другими грузами, а также находиться при этом людям в кузове автомобиля не разрешается.

В соответствии с требованиями иностранных компаний водители и транспортные средства подрядчика и субподрядчика, предоставленные для выполнения работ, должны соответствовать Стандарту по управлению вопросами безопасности дорожного движения компании основные требования котрого изложены ниже.

Характер строительных работ и производственной деятельности по проекту компании определяет требования к дорожно-транспортным операциям. Комбинация и экологической ситуации, удаленности мест работы и стандартов вождения делает весьма существенным риск, связанный с автомобильным транспортом. Угрозы, связанные с управлением транспортными средствами, представляют собой одну из 6 основных категорий опасностей, установленных в обосновании вопросов ОТОСБиСД для автомобильного транспорта .

Поэтому очень важно, чтобы весь персонал, участвующий в выполнении дорожно-транспортных операций, применял обязательные средства управления, установленные стандартом. Данный персонал, а также подрядчики обязаны предпринять адекватные меры по снижению рисков, связанных с дорожно-транспортными операциями до ПЦНУ и обеспечить охрану труда и безопасность персонала, использующего автомобильный транспорт при выполнении своих обязанностей.

Весь персонал Компании при движении по дорогам на транспортных средствах Компании или по делам Компании всегда обязан выполнять приводимые ниже «золотые правила» по безопасности дорожного движения.

Обязательно:

пользоваться ремнями безопасности — на передних и в легковом, грузовом автомобиле или в автобусе,

руководствоваться Планом поездки.

Ни в коем случае:

не превышать оптимальную (для данных погодных, дорожных условий и состояния покрытия) скорость,

не употреблять спиртных напитков в дороге.

Для дорог используемых компанией:

  • Профессиональный инженер-строитель дорог должен официально проверить план дороги до начала производства работ по этому плану;
  • Официальные пуско-наладочные работы должны быть произведены и подписаны профессиональным инженером-строителем дорог и хозяином объекта до введения дороги в эксплуатацию;
  • Инспекции должны проводиться регулярно через промежутки времени, определяемые частотой использования дороги, местными климатическими условиями и уровнем подверженности рискам;
  • Предложения по текущему обслуживанию должны быть одобрены профессиональным инженером-строителем автомагистралей;
  • Отчеты о состоянии дороги и корректирующих действиях должны быть доступны всем водителям, чтобы они могли сообщать о достоянии дороги, покрытия и дорожных знаков.

Известные места с повышенным риском, включая общественные и принадлежащие третьей стороне дороги, должны быть отмечены на карте, чтобы быть включенными в процедуру по управлению поездками.

При использовании автомобильного транспорта в компании необходимо применять систему управления поездками. Существуют пять основных причин применения системы управления поездками:

  • Проверка обоснованности каждой поездки с точки зрения производственной необходимости;
  • Выбор наиболее приемлемого вида транспорта для каждой поездки;
  • Совместное использование транспорта с другими сотрудниками, совершающими поездки по тому же маршруту, для сведения к минимуму пробега транспортного средства;
  • Обеспечение способности водителей управлять транспортным средством в течение всего времени пребывания в пути;
  • Обеспечение активного мониторинга совершаемых поездок, чтобы гарантировать их безопасное завершение и оказание эффективной помощи в случае дорожно-транспортного происшествия или задержки транспортных средств.

Компания должна разработать процедуры по регулированию поездок для удовлетворения приведенным выше критериям. Подрядчики должны либо использовать процедуру Компании, либо применить свою собственную систему регулирования командировок при условии, что она соответствует и удовлетворяет вышеупомянутым критериям.

Управление транспортными средствами в суток (которое определяется как период времени через 30 минут после заката солнца и за 30 минут до восхода солнца) не разрешается. Исключения составляют случаи реагирования в аварийной ситуации или явно выраженной производственной необходимости. Ответственность за разрешение на управление транспортными средствами в ночное время, которое выдается в индивидуальном порядке, несет лицо, санкционирующее поездку. Это требование не относится к перемещениям на автобусах сменных бригад.

Управление транспортными средствами Компании в условиях бездорожья разрешается только в случае явно выраженной производственной необходимости. Термин «вождение в условиях бездорожья» означает управление автомобилем на участках почвы, не подготовленных для езды, то есть не выровненных и не имеющих . В этом случае в Плане поездки должны быть предусмотрены дополнительные меры по управлению ОТОСБиСД для компенсации рисков, связанных с вождением в условиях бездорожья.

Транспортные средства должны быть оснащены мониторинга (БСМ).

БСМ должны использоваться для предоставления информации супервайзерам с тем, чтобы обеспечить квалифицированную помощь для водителей, постоянное улучшение ими стиля вождения, а также создать основу для идентификации водителей и системы их премирования.

Менеджеры автомобильного транспорта должны обеспечивать наличие необходимых организационных мер для выявления и реагирования на , связанные с транспортными средствами. Планы управления поездками должны предусматривать, каким образом данные меры применяются для конкретных поездок:

Организация мер реагирования на чрезвычайные ситуации должна включать в себя:

  • Определение способа выявления потребности в реагировании (например, экстренная связь, задержка прибытия и т.д.), и возможности применения для разных видов поездок;
  • Организацию мер по оказанию соответствующей технической и на месте аварии;
  • Организацию мер по нахождению потерявшегося персонала и починке/эвакуации транспортного средства;
  • Организацию сбора груза, выпавшего из транспортного средства во время аварии;
  • Организацию ликвидации всех утечек загрязняющих веществ, которые могут повлиять на окружающую среду.

Компания, ее подрядчики и субподрядчики должны сформировать группы мониторинга , ответственные за оценку соответствия стандартам и процедурам по автомобильному транспорту. Группы мониторинга дорожной безопасности будут проводить проверки на дорогах, чтобы удостовериться в соответствии автомобильного транспорта требованиям СЭИК. Сюда входят проверки пригодности транспортных средств и их технического состояния , грузов и методов их крепления, проверки водительских документов и документов на транспортные средства, скорости движения и поведения водителей.

Результаты таких проверок — положительные и отрицательные — сообщаются водителям и их работодателям.

Подрядчик обязан сообщить компании об отстранении водителя подрядчика или субподрядчика от выполения работ в рамках проекта по следующим причинам:

  • Отстранение от работы за вождение в состоянии алкогольного/наркотического опьянения;
  • Отстранение от работы за несоблюдение скоростного режима;
  • Явился причиной ДТП (которое, согласно матрице оценке рисков, оценивается по 3-му или более в отношении людей);
  • Лишение органами власти при исполнении служебного задания;
  • Уволен, в связи с кражей корпоративного имущества.

Все транспортные средства должны быть соответствующим образом застрахованы в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом тех видов операций, для которых они используются.

Компенсации за травмы, полученные водителем или пассажиром, должны оговариваться в договоре между компанией ее подрядчиками. Данное обстоятельство предусматривает взаимную компенсацию за ущерб между компанией и подрядчиками, которая должна быть основным положением при нанесении повреждения или причинении ущерба людям или имуществу. По соглашению о взаимной компенсации компания несет ответственность за имущество и людей даже в случае, когда ущерб причинен в результате небрежности Подрядчика (и наоборот).

Если участником дорожно-транспортного происшествия оказался российский служащий, будь он водителем или пассажиром, то данное происшествие рассматривается как «профессиональный инцидент» и при расследовании по нему в случае травмы или смертельного исхода применяются правовые нормы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Посторонние лица не должны находиться в транспортных средствах Компании за исключением случаев, когда перед поездкой они заполняют и сдают в Транспортный отдел форму «Освобождение и отказ от ответственности» Любые лица, не относящиеся к указанным в настоящем стандарте категориям, но желающие совершить поездку в транспортном средстве компании, должны заполнить форму «Освобождение и отказ от ответственности».