Прекращение депутатских полномочий: основания и процедура

Курсовая работа

В условиях становления правового государства и все большего развития парламентаризма и демократии в России нельзя не обратить внимание на такой вопрос как депутатские полномочия. Необходимо остановиться на вопросе природы полномочий и самого статуса парламентария в нашей стране, подробно рассмотреть полномочия депутатов и процедуру прекращения их полномочий.

Мало кто из Российских ученых и юристов-практиков останавливает своё внимание на проблеме депутатских полномочий. Хотя, несомненно, данный вопрос является чрезвычайно важным, ведь деятельность Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является неотъемлемой частью осуществления государственной власти. Свои точки зрения по данному вопросу, в различных работах, освещали такие представители отечественной юридической науки как С. А. Авакьян, Е.А.Лукьянова, А.Ф. Черданцев и другие.

Для того чтобы лучше понять откуда же возникли и каким образом развивались полномочия депутата в России необходимо определиться с основными понятиями, изучить основные нормативные правовые акты, регламентирующие данные вопросы, а также обратиться к историческим этапам развития статуса депутата.

Особую актуальность, тема прекращения, и особенно досрочного прекращения, депутатских полномочий приобрела в наше время. Вокруг деятельности некоторых народных избранников возникают активные дискуссии по поводу лишения их депутатского мандата по различным основаниям. Все эти факторы очень интересны, их анализ и более подробное изучение поможет лучше определиться не только с процедурой возникновения и прекращения самих депутатских полномочий, но с их сутью.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТУСА ДЕПУТАТА В РОССИИ

Как известно, основная задача исторической науки заключается в том, чтобы, опираясь на объективный анализ выявленных факторов, дать оптимальный прогноз развития того или иного явления, вскрыть причины тех или иных явлений в настоящем.

Для более полного понимания природы статуса депутата в России необходимо обратиться к нашему прошлому и изучить исторические этапы развития правового статуса депутата.

«История может научить многому. Но только тех, кто желает у неё учиться. Общество должно быть закодировано на восприятие исторического опыта. Только тогда ошибки прошлого послужат уроком будущему поколению».

Как известно, парламентаризм в современном понимании, в России появился сравнительно недавно, в 1906 году, когда была сформирована первая Государственная Дума. Очевидно, что в тоже время зародился и статус депутата со всеми его правами, обязанностями и социальными гарантиями. Рассмотрев исторические этапы развития правового статуса депутата, можно увидеть каким образом формировались права, обязанности и гарантии их деятельности.

24 стр., 11773 слов

Государственное устройство России

... своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, ... относительно официального понимания национального суверенитета в России. С одной стороны, Конституция принимается « ... развитие ст.1 Конституции РФ, установившей Федеративный характер государства, закрепляет состав Российской Федерации, виды ее субъектов, важнейшие элементы статуса ...

Статус членов первой Государственной Думы во многих моментах совпадает со статусом современного депутата. Например, они обладали некоторым иммунитетом и могли быть отрешены от должности не иначе, как по решению суда.

С крахом Российской империи и установлением диктатуры пролетариата, в советский период поменялась вся система государственной власти. Развивалось конституционное законодательство. В 1918, 1925, 1937, 1978 годах были приняты Конституции РСФСР. В них были закреплены основные положения, затрагивающие правовой статус депутата, который в свою очередь тоже во многом совпадал с современным.

1 Правовой статус депутата первой Государственной Думы России

На протяжении многих веков истории России развивалось мнение о необходимости существования представительного органа. Такого органа, который мог бы ограничивать самовластие правителя, заставлять его нести ответственность перед народом за свои решения. Впервые в русской политической мысли вопрос об ответственности князя перед подданными поставил митрополит Иларион еще в XI в. в своей знаменитой работе «Слово о законе и благодати». Также о необходимости совета как органа, ограничивающего самовластие правителя, много и часто писал Максим Грек, который в своих трудах разработал ряд вопросов политической теории, затронув большой круг политико-правовых тем.

С переходом России к абсолютизму идеи народного представительства во власти стали высказываться гораздо реже. Во второй половине XIX в. взгляды русских мыслителей на теорию разделения властей во многом совпадали с основными чертами западноевропейского конституционного государства. Многие юристы считали народное представительство проводником господства права. В избрании народного представительства должен участвовать весь народ, и не должно быть никакого разделения людей на привилегированных по отношению к праву избирать народных представителей, то есть никакого ограничения в избирательном праве. Большинство ученых-правоведов того времени подразумевали под народным представительством законодательный орган, действующий в правовом государстве. В связи с этим четко вырисовывался принцип парламентаризма как режим обязательной политической солидарности между правительством и иными органами.

Указом от 11 декабря 1905 г. «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений» в целом сохранялась избирательная система, основанная на цензовых, неравных и многостепенных выборах, которая была создана Положением от 6 августа 1905 г. Однако в соответствии с новым законом наряду с крестьянской, землевладельческой и городской появилась рабочая курия, а также значительно расширился круг избирателей по городской курии. Хотя избирательное право не было всеобщим, ни одна группа населения не лишалась права голоса.

По актам 20 февраля 1906 г. Государственная Дума из законосовещательной превращается в законодательную, а Государственный совет преобразуется из высшего законосовещательного учреждения бюрократического характера в верхнюю законодательную палату, состоящую наполовину из выборных, наполовину из назначенных монархом членов — по 98 членов соответственно.

14 стр., 6636 слов

Столыпинский план модернизации России

... 2-й Государственной думы и провел новый избирательный закон, существенно усиливший в Думе позиции ... губернии закладывались основы знаменитой столыпинской реформы В 1904 году ... 26 апреля 1906 года. Депутаты I Думы были приняты царем, обратившимся к ... в первую очередь внутреннюю политику правительства; этот пост остался ... центров промышленности и торговли России. Столыпин реорганизовал систему управления ...

Появление двухпалатной системы в России стало важной вехой в ее конституционной истории. Не только Государственная Дума выполняла функцию общенационального представительства, но и Государственный совет также имел наполовину выборный, а значит, представительный характер. Вследствие создания представительных учреждений возникла проблема регламентации правового статуса депутатов Государственной Думы и выборных членов Государственного совета.

Депутаты Государственной Думы при вступлении в должность давали торжественное обещание на верность императору, а не действующим в стране основным законам. Звание члена Думы было несовместимо с любой оплачиваемой должностью на государственной службе, за исключением должности министра. Провозглашались свобода слова и голосования. Усложнялся порядок возбуждения судебного преследования в отношении депутатов Государственной Думы. Статья 20 Устава Государственной Думы приравнивала правовое положение членов Думы к положению членов Государственного совета. Депутат обладает большими юридическими полномочиями в решении дел государственного значения и имеет повышенный социальный статус. Репутация его должна быть безупречна, чему служат высокие этические требования к поведению депутата, а также ряд ограничений в осуществлении профессиональной деятельности, требования финансовой отчетности, декларирования имущества, находящегося в собственности, и др.

Также предусмотрены меры, обеспечивающие эффективное осуществление депутатом своих прав. Это и принцип неответственности депутата за высказывания и действия, осуществляемые в связи с парламентской деятельностью. Это и парламентский иммунитет — неприкосновенность депутата, он не может быть без согласия парламента или руководящих органов парламента привлечен к ответственности или арестован, исключение — кроме случаев задержаний на месте преступления. Это и специальное вознаграждение парламентария, выражаемое в довольно высоком должностном окладе и в компенсации расходов, связанных с депутатской неприкосновенностью.

Практика регламентации прекращения полномочий депутатов, помимо общих случаев (истечение срока полномочий, легитимный досрочный роспуск парламента), такова: депутат может отказаться от своего мандата по причинам личного порядка или в связи с получением поста, который по закону несовместим с депутатскими полномочиями (например, посла).

Также возможно лишение депутата прав по специальному решению парламента или суда; спектр мотивации здесь — нарушение парламентской дисциплины, совершение общеуголовного преступления, политические мотивы, отмены выборов, признанных незаконными, отставки, утраты российского подданства, утраты ценза, назначения на гражданскую должность, поступления на военную службу.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что конституционно-правовой статус депутата первой Государственной Думы в России во многом схож с современным статусом депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Полномочия, социальные гарантии, парламентский иммунитет и многое другое во многих аспектах схожи с теми, что существуют у депутатов в наше время.

2 Ретроспективный анализ статуса депутата в Советский период

Первая Конституция РСФСР 1918 года своей основной задачей ставила полное подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации человека человеком и водворение социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

15 стр., 7035 слов

Функции Государственной Думы РФ и основания ее роспуска

... прочего акцент будет сделан и на порядок роспуска Государственной Думы. В данной работе содержится научная и юридическая характеристика института роспуска представительного органа государственной власти. Обосновывается, что роспуск представительного органа государственной власти является институтом конституционного ...

Она провозглашала, что вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах.

Высшей властью Российской Социалистической Федеративной Республики был Всероссийский съезд Советов.

Конституция определяла порядок формирования, полномочия и состав центральных органов государственной власти, определяла порядок взаимодействия между ними. Анализируя текст конституции 1918 года, можно прийти к выводу, что в ней не закреплено каких-либо положений о полномочиях или статусе депутата.

Конституция устанавливает, что активным и пассивным избирательным правом обладают граждане, независимо от национальности, вероисповедания, оседлости, достигшие возраста 18 лет. Также в конституции закреплен порядок выборов, порядок определения их результатов и разрешения споров. Важным является закрепление положения, согласно которому избиратели, пославшие в совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы.

Следующая Конституция Российской Социалистической Федеративной Республики 1925 года не вводит новых существенных условий, касающихся правового положения депутатов.

Конституция РСФСР 1937 года вводит новую, важную норму, затрагивающую статус депутата. Согласно статье 36 депутат Верховного Совета РСФСР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета РСФСР.

Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам. Право выставления кандидатов обеспечивается общественными организациями и обществами трудящихся.

Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся. Он может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

В конституции 1978 года указывалось, что основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества.

Также она закрепляет положение о том, что деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе. Советы народных депутатов и создаваемые ими органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.

Во всех конституциях РСФСР закреплено кто обладает активным и пассивным избирательным правом при выборе депутатов различных уровней, закреплен срок депутатских полномочий.

В Конституциях 1937 и 1978 годов закреплено, что выборы депутатов является всеобщими, равными и прямыми. Голосование на выборах, согласно всем конституциям, является тайным. Каждый гражданин, обладающий избирательным правом, имеет один голос. Все избиратели учувствуют в выборах на равных основаниях.

9 стр., 4174 слов

Основы государственного управления энергетической сферой Российской Федерации

... энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Основными принципами государственного ... электроэнергетики, предусмотренных законодательством Российской Федерации; ·техническое регулирование в электроэнергетике; ·государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами ...

Конституция 1978 года отводит целую главу правовому статусу депутата — глава 12 «Народный депутат».

В ней закреплено, что депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов. В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.

Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью. На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.

Согласно статье 102 депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, законодательными актами РСФСР и автономных республик.

Депутат обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.

Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

Проанализировав становление и развитие статуса депутата в советский период, можно увидеть, как постепенно он приближался к тому правому статусу, каким обладают депутаты сегодня.

В основном в данных конституциях закреплялись обязанности депутатов, но постепенно вводились и некоторые права. Немаловажным является введение такого права, как право на неприкосновенность. Последние Конституции РСФСР так же предусматривают набор определенных социальных гарантий для депутатов.

Можно проследить, что первая Конституция РСФСР практически не закрепляла правого статуса депутата и определяла лишь общие начала его деятельности, а в Конституции 1978 года правовому статусу депутата отводится целая глава. Также Конституция 1978 года отсылает к другим нормативно-правовым документам, регулирующим данный вопрос.

Все это свидетельствует о постоянной динамике и развитии, как самого статуса депутата, так и его законодательного закрепления.

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРТСВЕННОЙ ДУМЫ ФС РФ

В настоящее время, в России, депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом <consultantplus://offline/ref=68A1E1CDE643DE197AC4A94602E0997F3901128D21A494DA4DF8AA1E68h9C5N> о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией <consultantplus://offline/ref=68A1E1CDE643DE197AC4A94602E0997F3A0A16802AF3C3D81CADA4h1CBN> Российской Федерации и Федеральным законом от 8.05.1994г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

11 стр., 5449 слов

Правительство РФ порядок создания, состав, полномочия

... Федерации: его состав и порядок формирования; полномочия Правительства РФ; саму организацию деятельности (полномочия отдельных членов Правительства, порядок проведения заседаний Правительства и т.д.); закрепляет основы взаимоотношений Правительства с Президентом РФ, Федеральным собранием, судебными органами, органами государственной ...

Стоит отметить, что деятельность депутата является профессиональной и осуществляется на постоянной основе. Лицо, являющееся депутатом, не можем заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутат государственной думы избирается по партийным спискам на определенный срок и обладает неприкосновенность в течение всего срока своих полномочий. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей и по иным основаниям.

Депутату Государственной Думы предоставляются социальные гарантии. По объему социальных гарантий депутаты приравниваются к федеральному министру. К ним относятся: ежемесячное денежное вознаграждение; ежегодный оплачиваемый отпуск; зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы; медицинское и санаторно-курортное обслуживание; пенсионное обеспечение; обязательное государственное социальное страхование; жилищно-бытовое обеспечение и иные социальные гарантии, предоставляемые федеральному министру.

Депутат Государственной Думы имеет нагрудный знак и удостоверение, являющееся основным документом, подтверждающим его личность и полномочия.

2.1 Полномочия и срок полномочий депутатов

Полномочия депутата Государственной Думы Российской Федерации есть совокупность определенных прав и обязанностей, которые закреплены в законодательстве РФ и определяют правосубъектность депутата.

Полномочия и срок полномочий депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Федеральным законом от 8.05.1994г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Федеральным законом от 18.05.2005г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Регламентом Государственной Думы РФ.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, что следует как из положений ст. 96 <consultantplus://offline/ref=F4343DE4663F6B8F5B09D472A6C353849E050C43EBA65A8CDC67A90729504BC0A283EE9B29B5kBKDJ> — 97 <consultantplus://offline/ref=F4343DE4663F6B8F5B09D472A6C353849E050C43EBA65A8CDC67A90729504BC0A283EE9B29B4kBKAJ> Конституции РФ, так и прямо закреплено в ст. 1 <consultantplus://offline/ref=F4343DE4663F6B8F5B09D472A6C353849D0F0247E8F10D8E8D32A702210003D0ECC6E39A2DB5BA7CkDK2J> Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

4 стр., 1849 слов

Информатизация судов в Российской Федерации

... судебной системы отсутствуют. Документальная и нормативно-правовая база информатизации судов в России Правовое регулирование общих вопросов информатизации в федеральной судебной системе осуществляется на основе следующих правовых актов: Указ Президента Российской Федерации ...

К основным полномочиям депутата Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» относит их право законодательной инициативы. Группа численностью не менее одной пятой депутатов Государственной Думы может вносить предложение о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению в Государственной Думе.

Участие депутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии является его обязанностью

Депутат Государственной Думы пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, а также комитетом или комиссией, членом которой он является.

Парламентарии вправе присутствовать на любом заседании каждой из палат Федерального Собрания без особого разрешения.

Депутат обладает правом инициировать парламентский или депутатский запрос.

«Парламентский запрос — право депутата, группы депутатов обратиться к определенному законом кругу органов и их должностным лицам с просьбой предоставить информацию или дать разъяснения относительно тех или иных действий. Можно сказать, что именно через запрос реализуется представительская функция депутата»

Для осуществления своей деятельности депутату Государственной Думы в здании палаты предоставляется отдельное служебное помещение. Он имеет право пользоваться правительственной и иными видами связи для осуществления своих полномочий. Все виды почтовых и телеграфных отправлений депутатов обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

В соответствии со статьей 16 Федерального Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», депутат Государственной Думы пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

Вмешательство депутата Государственной Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов не допускается.

Важное значение имеют установленные законом гарантии получения депутатами Государственной Думы необходимой им информации. Они обеспечиваются документами, принятыми палатами Федерального собрания, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом, Верховным судом, Высшим арбитражным Судом РФ, Счётной палатой, иными государственными органами и общественными объединениями.

Депутаты Государственной Думы обязаны поддерживать связь с избирателями и рассматривать их обращения. Парламентарии информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. Депутату Государственной Думы для работы с избирателями ежемесячно предоставляются соответствующие дни.

Можно сделать вывод, что депутаты Государственной Думы обладают широкими полномочиями достаточными для эффективного выполнения возложенных на них задач.

2.2 Основания и процедура прекращения депутатских полномочий

Основания и процедура прекращения депутатских полномочий регламентируется Федеральным Законом от 18 мая 1994г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

4 стр., 1654 слов

Государственный строй РФ

... Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Полномочия палат российского парламента описаны в ст.ст. 94-109 Конституции России 1993 года. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. ...

Депутатские полномочия могут быть прекращены в связи с истечением срока полномочий депутата, а также в досрочном порядке. Срок полномочий депутата прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва. Различные основания досрочного прекращения полномочий депутата изложены в статье 4 вышеназванного закона.

Полномочия депутата Государственной Думы Федерального Собрания могут быть прекращены досрочно как по инициативе самого субъекта, так и помимо его воли в связи с наличием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности продолжения им деятельности в составе Федерального Собрания РФ. Основанием для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

При определении юридического факта, являющегося основанием прекращения полномочий депутата Государственной Думы, следует учитывать, что действия в данном случае могут быть как правомерными, так и неправомерными.

Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» не содержит конкретного механизма реализации оснований, предусмотренных статьей 4 данного закона, сводя роль указанной статьи к закреплению перечня оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

К числу оснований досрочно прекращения полномочий депутатов относится:

  • письменное заявление депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
  • Заявление о намерении прекратить полномочия депутата Государственной Думы направляется его инициатором в адрес председателя Государственной Думы, который принимает отставку.

Закон <consultantplus://offline/ref=1B09471D71AED08E6CBB78DC3FA983D4DB97D3DD785643B01B557E6E5Cj1KCL> не предусматривает какого-либо срока для представления кандидатуры на замещение такого субъекта. В случае отставки депутата Государственной Думы, его замещение, как правило, производится путем введения в состав Думы других членов партийных списков.

избрание депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, а равно назначения на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации;

  • Указанные ограничения по занятию отдельных должностей государственной службы направлены на предотвращение столкновения интересов различных государственных структур, осуществляющих государственные функции;
  • осуществление депутатом Государственной Думы предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
  • утрата депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
  • вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом Государственной Думы;
  • вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности депутата Государственной Думы либо о признании его недееспособными;
  • Профессиональная деятельность депутатов Государственной Думы связана с принятием решений, обязательных в масштабе государства для всех субъектов, что предполагает и особую ответственность за последствия их принятия. В этой связи законом устанавливаются специальные требования к наличию дееспособности депутата Государственной Думы в полном объеме;
  • признание депутата Государственной Думы безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
  • На практике в большинстве случаев объявлению гражданина умершим предшествует признание его безвестно отсутствующим, что само по себе является достаточным основанием для прекращения полномочий депутата в составе Федерального Собрания РФ;
  • смерть депутата Государственной Думы.

Данное основание является юридическим фактом, не зависящим от воли самого субъекта, связанным с полной утратой жизнеспособности, что указывает на физическую невозможность продолжения профессиональной деятельности. В этой связи смерть гражданина является безоговорочным основанием для прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

34 стр., 16772 слов

Межотраслевое государственное управление

... такое межотраслевое государственное управление и когда оно возникло? 2. В чем отличие административных и экономических методов межотраслевого государственного управления? 3. Какую роль в системе межотраслевого государственного управления играют прямые и косвенные методы государственного регулирования? ...

роспуск Государственной Думы, предусмотренный статьями 111 <consultantplus://offline/ref=A9FFC5B545CCD065BC2CA24BE3AFEC3CBFD7CFAFDF5B589095ED6ECFBCB96B9826CCEBE909AC0EB9K> и 117 <consultantplus://offline/ref=A9FFC5B545CCD065BC2CA24BE3AFEC3CBFD7CFAFDF5B589095ED6ECFBCB96B9826CCEBE908A70EBCK> Конституции Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 111 <consultantplus://offline/ref=1B09471D71AED08E6CBB78DC3FA983D4D89FD7D8770414B24A00706B544C35C8B8DC625397C3j2K6L> Конституции РФ роспуск Государственной Думы допускается в случае трехкратного отказа от утверждения кандидатуры председателя Правительства, предложенной Президентом РФ. Указанная правовая норма рассматривает данное основание в качестве права Президента РФ, которое может быть и не реализовано, а произведена замена кандидатуры председателя Правительства.

Еще одним основанием прекращения полномочий всех депутатов Государственной Думы является выражение вотума недоверия Правительству РФ. Роспуск Думы в данном случае может быть произведен при соблюдении нескольких условий: Президент РФ не согласен с решением Думы о недоверии Правительству, повторное выражение недоверия Думой в течение трехмесячного срока. При соблюдении указанных условий Президент либо принимает решение об отставке Правительства, либо распускает Думу, иной модели поведения Конституция <consultantplus://offline/ref=1B09471D71AED08E6CBB78DC3FA983D4D89FD7D8770414B24A0070j6KBL> РФ не допускает, устанавливая тем самым необходимость выбора между органами власти, состав которых Президент решит оставить неизменным.

Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Такое постановление Государственной Думы принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, а если это основание появилось в период между сессиями — не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы.

Подробно проанализировав основания прекращения полномочий депутата, можно сделать вывод, что перечень их обширен. Деятельность депутата, как и любого другого государственного служащего, предполагает определенные тяготы и лишения. Это связано с тем, что их деятельность должна осуществляться в соответствии с основными демократическими правами и свобода человека и гражданина, она должна осуществляться беспристрастно. Стоить отметить, что во все времена государева служба предлагала определенные лишения. Человек, желающий стать депутатом, должен осознавать всю ту ответственность, которая ляжет на его плечи после наделения его полномочиями депутата государственной Думы Федерального Собрания РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

конституционный правовой депутат избиратель

В заключении, можно сказать, что цель работы была достигнута. Были даны основные понятия, проанализированы основные нормативные правовые акты, учтен исторический опыт.

Рассмотрев статус депутата, стоит отметить, что он развивался и возник, что вполне логично, вместе с развитием парламентаризма в нашей стране. Появление законодательного (представительного) органа явилось итогом длительного и зачастую противоречивого развития института народного представительства в России.

На разных этапах статус депутата видоизменялся в зависимости от политической системы и жизненных реалий страны.

Современная Конституция 1993 года коренным образом изменила всю систему государственной власти в нашей стране, закрепила её функции и порядок формирования. Перечень вопросов, которые сегодня призвана решать Государственная Дума Федерального Собрания Российской федерации, четко определен законодательством.

Обращая внимание на депутатов, необходимо сказать, что закрепление их прав, обязанностей и гарантий в законе очень существенно, ведь без них было бы не возможно осуществление деятельности депутата.

Необходимо и дальше идти по пути развития законодательства, регламентирующего работу всего Федерального собрания в целом и депутатов в частности. Обязательно нужно искоренять коррупцию, непрофессионализм, «сватовство» в нашем парламенте. Видеться правильным, что при оценке того или иного кандидата на должность депутата Государственной Думы должны учитываться не только те требования, которые предъявляет закон, но и его личностные качества.

Процедура прекращения полномочий депутата Государственной Думы является важным инструментом в регулировании деятельности депутата, так как в соответствие с ней депутатские полномочия могут быть прекращены досрочно, при наличии оснований указанных в законе. Регламентация этих полномочий и практическое применение данных норм права направлено на то, чтобы депутат осуществлял свою деятельность в соответствии с интересами граждан и государства, в противном случае он будет лишен своего мандата.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/prekraschenie-deputatskih-polnomochiy-osnovaniya-i-protsedura/

1.»Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//»Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.

  • Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ(ред. от 07.05.2013) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//»Собрание законодательства РФ», 12.07.1999, N 28, ст. 3466.
  • Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ(ред.

от 02.05.2012, с изм. от 22.04.2013) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//»Собрание законодательства РФ», 23.05.2005, N 21, ст. 1919.

  • Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»//»Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
  • Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред.

от 22.03.2013) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//»Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, N 7, ст. 801.

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 N 34-П

«По делу о проверке конституционности положений пункта «в» части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»//»Собрание законодательства РФ», 07.01.2013, N 1, ст. 78.

  • АвакьянС.А. Конституционное право России : учеб.курс: в 2 т. Т. 2 / С. А. Авакьян ;
  • МГУ им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма: ИНФРА-М, 2011. — 925 с.
  • Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. Для вузов/М.В.Баглай — 6-е изд. — М.: Норма,2011. — 816с.
  • Белоновский В.Н.

Представительство и выборы в России с древнейших времен до XVII века(теория, история, практика).

М.,1999.

  • Венгеров, А.Б. Конституционное право: Учебник для юридических вузов/А.Б. Венгеров. — М.: Новый юрист, 2011.
  • Голубева Е.И.

Представительное учреждение в системе государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ).

— М.:Издательство Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 1995.

  • Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917 гг.): механизм функционирования. М., 1996г.
  • Зорькин В.Д.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 1008 с.

  • Смоленская А.А. Сравнительный анализ статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ//Конституционное и муниципальное право.- 2012. — №6. — с.47-51

16.Конституции Российской Федерации, [Электронный ресурс], <http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/>, дата обращения: 05.04.2014г.