Кп по градостроительству Реконструкциия сложившейся застройки микрорайона

Федеральное государственное бюджетно-образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Архитектурный факультет

Кафедра: «Градостроительство»

Курсовой проект по дисциплине: «Градостроительство и планировка населенных мест»

на тему: «Реконструкция селитебной территории микрорайона»

Автор проекта: Горшкова Александра Алексеевна

Обозначение: КП – 2069059 – 120303 – 080905 – 2012

Группа: ГРК – 41

Оценка:

Руководитель работы: Муратов Нина Владимировна

Пенза – 2012

Введение

Современный этап экономического и социального развития РФ требует бережного отношения к накопленному хозяйственному потенциалу и значительного повышения эффективности его использования. В области градостроительства эти требования означают интенсификацию использования городской территории, сохранение и модернизацию опорного фонда.

Необходимость реконструкции вызвана следующими причинами:

  • несоответствием сложившейся планировочной структуры возрастающим функциональным и экологическим нагрузкам на городскую среду;
  • недостаточно эффективным использованием жилищного фонда;
  • моральным и физическим износом застройки, разновременностью сроков службы отдельных элементов инфраструктуры города, утратой историко-архитектурных достопримечательностей сложившихся районов города, коренным изменением назначения бывших нежилых зданий, сооружений, территорий.

Реконструкция и модернизация жилых кварталов представляют собой непрерывный процесс преобразования и обновления планировки и застройки с целью улучшения условий жизнедеятельности населения и обеспечения эффективного функционирования всех элементов города.

В результате реконструкции жилых кварталов по мере улучшения жилищных условий должно повышаться и качество внешней жилой среды: условия для отдыха и общения, культурно-бытовое и транспортное обслуживание, микроклимат и экология. Преобразование жилой среды необходимо осуществлять исходя из интересов местного населения, а также города в целом как народно-хозяйственного комплекса. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо выявлять резервы и ограничения, связанные с экономическими, архитектурно-градостроительными, планировочными решениями более высоких уровней проектирования.

Реконструктивные мероприятия могут быть трех видов:

8 стр., 3740 слов

Реконструкция городов

... реконструкции планировочная структура города должна представлять собой стабильную, завершенную и уравновешенную систему элементов, степень устойчивости не должна мешать дальнейшему развитию. реконструкция город архитектурный исторический 2. Современные проблемы реконструкции территорий городов и районов, ... среды. Одно из направлений улучшения структуры города -- совершенствование или изменение ...

Градостроительная реконструкция жилых кварталов может охватывать исторически сложившиеся районы города и районы массовой жилой застройки.

  1. Местоположение района исследования

Территория реконструируемого микрорайона располагается в центральной части города, расположена в Ленинском районе г. Пензы и ограничена такими улицами, как ул. Калинина, ул. Чкалова, ул. Гоголя, ул. Свердлова (адресный план района исследования).

Район имеет удачное расположение в отношении доступности до объектов культурно-бытового значения. От остановки до площади Ленина можно добраться пешком за 25 минут и за 8 – 15 минут, в зависимости от вида транспортного средства и оживленности на дорогах.

В качестве планировочных ограничений при реконструкции микрорайона должны будут приниматься ограничения по рельефу (схема планировочных ограничений приведена вместе с опорным планом территории).

  1. Анализ существующей планировочной структуры микрорайона

Микрорайон обследования представлен как частным сектором, который находиться в удовлетворительном состоянии, так и многоэтажными жилыми домами в хорошем и отличном состоянии (схема этажности и капитальности зданий).

Худшее состояние замечено у частных домов, находящихся ближе к жилому сектору по улице Гоголя.

На территории микрорайона обнаружена одна несанкционированная свалка на заброшенном пустыре между школой и жилыми домами по ул. Чкалова 22,22а, и ул. Гоголя,25.

На территории микрорайона находится два девятиэтажных дома (ул. Калинина,76 и ул. Калинина,74), находящихся в отличном и хорошем состоянии соответственно. В прошлом году была завершена постройка дома ул. Свердлова, 11, он находится в отличном состоянии.

Жилой дом по ул. Свердлова, 19 является образцом постройки 50 х годов, и состояние жилого дома не соответствует нормативным показателям.

Два пятиэтажных дома находятся в хорошем состоянии и реконструкции не требуется.

На территории данного микрорайона находится МОУ СОШ №7 и Покровская церковь.

Все многоэтажные дома имеют в своих дворах детские площадки. Это единственный признак благоустройства данного микрорайона. На лицо явная нехватка парковочных мест, машины стоят на газонах, детских площадках, тротуарах. Места для отдыха взрослого населения существуют только у пятиэтажных домов и дома по ул. Калинина,74.

В целях повышения комфортности жителей микрорайона планируется снести частный сектор по улицам Гоголя и Чкалова, а также двухэтажный дом по ул. Свердлова,11. Во дворах организовать площадки для отдыха взрослого населения, хозяйственные и спортивные площадки, и стоянки для личного транспорта. Строительство объектов социально-культурного обслуживания не требуется, так как они находятся в радиусе 500 м от микрорайона. Планировочные ограничения в виде сложного рельефа предоставляют трудности при реконструкции планировки микрорайона.

Экспликация всех объектов капитального строительства приведена в табл.1, «Характеристика жилого и общественного фонда микрорайона».

Для анализа планировочной структуры микрорайона и расчета площадей составляется:

1) Схема функционального зонирования

2) Схема транспортных и пешеходных связей

Табл. 1. Характеристика жилого и общественного фонда микрорайона

Адрес здания

Этажность

Материал стен

Основная функция

Вспомогательная функция

Кол-во квартир

Кол-во жителей

Площадь здания

Состояние

Калинина, 24

2

кирпич

церковная школа

320,0

5

Калинина, 74

9

кирпич

жилая

324

972

1668,0

4

Калинина, 76

9

кирпич

жилая

кафе, агентство недвижимости, проект. организация, тур. агентство

180

540

1608,0

5

Свердлова, 19/ Калинина, 46

2

кирпич

жилая

24

72

880,0

3

Свердлова, 11

10

кирпич

жилая

магазины, мед.центр

90

270

720,0

5

Гоголя, 43

5

кирпич

жилая

дет. поликлиника

60

180

816,0

4

Гоголя, 41

5

кирпич

жилая

почта

74

222

816,0+240,0

4

Гоголя, 39

2

кирпич

жилая

1

3

189,0

5

Гоголя, 37

1

дерево

жилая

1

3

108,0

4

Гоголя, 35

1

кирпич

жилая

1

3

110,0

5

Гоголя, 33

1

кирпич

жилая

1

3

110,0

5

Гоголя, 31

3

кирпич

школа

2764,0

4

Гоголя, 25

1

дерево

жилая

1

3

90,0

3

Гоголя, 23

1

дерево

жилая

1

3

90,0

4

Гоголя, 21

2

кирпич

жилая

1

3

81,0

5

Гоголя, 19

2

кирпич

жилая

1

3

110,0

5

Гоголя, 19 а

1

дерево

жилая

1

3

90,0

3

Чкалова, 26

кирпич

церковь

350,0+875,0

5

Чкалова, 24

1

дерево

жилая

1

3

80,0

3

Чкалова, 22

1

кирпич

жилая

1

3

80,0

5

Чкалова, 22 а

1

дерево

жилая

1

3

64,0

4

Чкалова, 18

1

кирпич

жилая

1

3

71,37

5

Чкалова, 16

1

кирпич

жилая

1

3

72,0

5

Чкалова, 14

2

дерево

жилая

4

12

360,0

3

Одним из основных принципов рациональной территориальной организации микрорайона является его функциональное зонирование — разделение территории по характеру и типу использования. В основе функционального зонирования лежит создание наиболее эффективных условий реализации основных форм жизнедеятельности городского населения (труда, быта, отдыха).

Функциональное зонирование микрорайона исследования представлено 3 зонами:

1) жилая

2) общественно-деловая

3) производственная

Жилая зона состоит из многоэтажных жилых домов и дворовых пространств и из домов частного сектора. Площадь жилой зоны составляет 4,83 га.

Общественно деловая зона представлена общественно деловой зоной городского значения (церковь) – 0,95 га и общественно деловой зоной микрорайонного значения – 1,60 га:

  • Аптеки;
  • Кафе;
  • Продуктовые магазины;
  • Стоматологии;
  • Отделение связи;
  • Отделение Сбербанка;
  • Школа;
  • Спортивные площадки.

В производственной зоне (0,03 га) расположено «Пензенское региональное социально-реабилитационное предприятие «Формула» Всероссийского общества глухих», которое осуществляет пошив одежды, проектно-изыскательскую деятельность.

Функциональное зонирование территории микрорайона представлено на схеме «Схема функционального зонирования».

После предложенной реконструкции площадь общественно-деловой зоны станет 1,73 га, а площадь жилой зоны – 4,7 га, из-за сооружения футбольного поля на месте ветхих жилы домов, площадью 0,13 га.

Основные проезды обеспечивают транспортную связь групп жилых домов, сооружений для постоянного хранения автомобилей и объектов общественного и культурно-бытового назначения с жилыми и магистральными улицами.

Трассировка основных проездов полностью зависит от планировочного решения застройки и должна обеспечивать проезд к каждому входу в здание и сооружение. По конфигурации основные проезды могут быть сквозные, кольцевые, петлевые.

Ширина проезжей части основного проезда принимается 5,5 м. с двухсторонним движением транспорта. Тротуары шириной 1,5 или 2,25 м. примыкают к краю проезжей части и устраиваются при наличии застройки вдоль проезда. При трассировке проездов протяженностью более 200 м. необходимо предусматривать криволинейные участки, способствующие ограничению скорости автомобилей. Трассировать основные проезды желательно без пересечений с основными пешеходными путями. Проезды и пешеходные пути, идущие вдоль живых зданий, следует размещать не ближе 5 м. и не далее 10 м. от стен зданий. Допускается, чтобы основные проезды примыкали к жилым улицам районного и общегородского значения с регулируемым движением, но не чаще чем через 200-250 м. и на расстоянии не менее 100 м. от перекрестка, а также к местным и боковым проездам магистральных улиц общегородского значения с непрерывным движением транспорта.