Федеральное государственное бюджетно-образовательное
Пензенский государственный университет архитектуры и
Архитектурный факультет
Кафедра: «Градостроительство»
Курсовой проект по дисциплине: «Градостроительство и планировка населенных мест»
на тему: «Реконструкция селитебной территории микрорайона»
Автор проекта: Горшкова Александра Алексеевна
Обозначение: КП – 2069059 – 120303 – 080905 – 2012
Группа: ГРК – 41
Оценка:
Руководитель работы: Муратов Нина Владимировна
Пенза – 2012
Введение
Современный этап экономического и социального развития РФ требует бережного отношения к
Необходимость реконструкции вызвана следующими причинами:
- несоответствием сложившейся планировочной структуры возрастающим функциональным и экологическим нагрузкам на городскую среду;
- недостаточно эффективным использованием жилищного фонда;
- моральным и физическим износом застройки, разновременностью сроков службы отдельных элементов инфраструктуры города, утратой историко-архитектурных достопримечательностей сложившихся районов города, коренным изменением назначения бывших нежилых зданий, сооружений, территорий.
Реконструкция и модернизация жилых кварталов представляют собой непрерывный процесс
В результате реконструкции жилых кварталов по мере улучшения жилищных условий должно повышаться и качество внешней жилой среды: условия для отдыха и общения, культурно-бытовое и
Реконструктивные мероприятия могут быть трех видов:
Реконструкция городов
... реконструкции планировочная структура города должна представлять собой стабильную, завершенную и уравновешенную систему элементов, степень устойчивости не должна мешать дальнейшему развитию. реконструкция город архитектурный исторический 2. Современные проблемы реконструкции территорий городов и районов, ... среды. Одно из направлений улучшения структуры города -- совершенствование или изменение ...
Градостроительная реконструкция жилых кварталов может
-
Местоположение района исследования
Территория реконструируемого микрорайона располагается в центральной части города, расположена в Ленинском районе г. Пензы и ограничена такими улицами, как ул. Калинина, ул. Чкалова, ул. Гоголя, ул. Свердлова (адресный план района исследования).
Район имеет удачное расположение в отношении доступности до объектов культурно-бытового значения. От остановки до площади Ленина можно добраться пешком за 25 минут и за 8 – 15 минут, в зависимости от вида транспортного средства и оживленности на дорогах.
В качестве планировочных ограничений при реконструкции микрорайона должны будут приниматься ограничения по рельефу (схема планировочных ограничений приведена вместе с опорным планом территории).
-
Анализ существующей планировочной структуры микрорайона
Микрорайон обследования представлен как частным
Худшее состояние замечено у частных домов, находящихся ближе к жилому сектору по улице Гоголя.
На территории микрорайона обнаружена одна несанкционированная свалка на заброшенном пустыре между школой и жилыми домами по ул. Чкалова 22,22а, и ул. Гоголя,25.
На территории микрорайона находится два девятиэтажных дома (ул. Калинина,76 и ул. Калинина,74), находящихся в отличном и хорошем состоянии соответственно. В прошлом году была завершена постройка дома ул. Свердлова, 11, он находится в отличном состоянии.
Жилой дом по ул. Свердлова, 19 является образцом постройки 50 х годов, и состояние жилого дома не соответствует нормативным показателям.
Два пятиэтажных дома находятся в хорошем состоянии и
На территории данного микрорайона находится МОУ СОШ №7 и Покровская церковь.
Все многоэтажные дома имеют в своих дворах детские площадки. Это единственный признак благоустройства данного микрорайона. На лицо явная нехватка парковочных мест, машины стоят на газонах, детских площадках, тротуарах. Места для отдыха взрослого населения существуют только у пятиэтажных домов и дома по ул. Калинина,74.
В целях повышения комфортности жителей микрорайона планируется снести частный сектор по улицам Гоголя и Чкалова, а также двухэтажный дом по ул. Свердлова,11. Во дворах организовать площадки для отдыха взрослого населения, хозяйственные и спортивные площадки, и стоянки для личного транспорта. Строительство объектов социально-культурного обслуживания не требуется, так как они находятся в радиусе 500 м от микрорайона. Планировочные ограничения в виде сложного рельефа предоставляют трудности при реконструкции планировки микрорайона.
Экспликация всех объектов капитального строительства приведена в табл.1, «Характеристика жилого и общественного фонда микрорайона».
Для анализа планировочной структуры микрорайона и
1) Схема функционального зонирования
2) Схема транспортных и пешеходных связей
Табл. 1. Характеристика жилого и общественного фонда микрорайона |
||||||||
Адрес здания |
Этажность |
Материал стен |
Основная функция |
Вспомогательная функция |
Кол-во квартир |
Кол-во жителей |
Площадь здания |
Состояние |
Калинина, 24 |
2 |
кирпич |
церковная школа |
— |
— |
— |
320,0 |
5 |
Калинина, 74 |
9 |
кирпич |
жилая |
— |
324 |
972 |
1668,0 |
4 |
Калинина, 76 |
9 |
кирпич |
жилая |
кафе, агентство недвижимости, проект. организация, тур. агентство |
180 |
540 |
1608,0 |
5 |
Свердлова, 19/ Калинина, 46 |
2 |
кирпич |
жилая |
— |
24 |
72 |
880,0 |
3 |
Свердлова, 11 |
10 |
кирпич |
жилая |
магазины, мед.центр |
90 |
270 |
720,0 |
5 |
Гоголя, 43 |
5 |
кирпич |
жилая |
дет. поликлиника |
60 |
180 |
816,0 |
4 |
Гоголя, 41 |
5 |
кирпич |
жилая |
почта |
74 |
222 |
816,0+240,0 |
4 |
Гоголя, 39 |
2 |
кирпич |
жилая |
— |
1 |
3 |
189,0 |
5 |
Гоголя, 37 |
1 |
дерево |
жилая |
— |
1 |
3 |
108,0 |
4 |
Гоголя, 35 |
1 |
кирпич |
жилая |
— |
1 |
3 |
110,0 |
5 |
Гоголя, 33 |
1 |
кирпич |
жилая |
— |
1 |
3 |
110,0 |
5 |
Гоголя, 31 |
3 |
кирпич |
школа |
— |
— |
— |
2764,0 |
4 |
Гоголя, 25 |
1 |
дерево |
жилая |
— |
1 |
3 |
90,0 |
3 |
Гоголя, 23 |
1 |
дерево |
жилая |
— |
1 |
3 |
90,0 |
4 |
Гоголя, 21 |
2 |
кирпич |
жилая |
— |
1 |
3 |
81,0 |
5 |
Гоголя, 19 |
2 |
кирпич |
жилая |
— |
1 |
3 |
110,0 |
5 |
Гоголя, 19 а |
1 |
дерево |
жилая |
— |
1 |
3 |
90,0 |
3 |
Чкалова, 26 |
— |
кирпич |
церковь |
— |
— |
— |
350,0+875,0 |
5 |
Чкалова, 24 |
1 |
дерево |
жилая |
— |
1 |
3 |
80,0 |
3 |
Чкалова, 22 |
1 |
кирпич |
жилая |
— |
1 |
3 |
80,0 |
5 |
Чкалова, 22 а |
1 |
дерево |
жилая |
— |
1 |
3 |
64,0 |
4 |
Чкалова, 18 |
1 |
кирпич |
жилая |
— |
1 |
3 |
71,37 |
5 |
Чкалова, 16 |
1 |
кирпич |
жилая |
— |
1 |
3 |
72,0 |
5 |
Чкалова, 14 |
2 |
дерево |
жилая |
— |
4 |
12 |
360,0 |
3 |
Одним из основных принципов рациональной территориальной организации микрорайона является его функциональное зонирование — разделение территории по характеру и типу использования. В основе функционального зонирования лежит создание наиболее эффективных условий реализации основных форм жизнедеятельности городского населения (труда, быта, отдыха).
Функциональное зонирование микрорайона исследования представлено 3 зонами:
1) жилая
2) общественно-деловая
3) производственная
Жилая зона состоит из многоэтажных жилых домов и дворовых пространств и из домов частного сектора. Площадь жилой зоны составляет 4,83 га.
Общественно деловая зона представлена общественно деловой зоной городского значения (церковь) – 0,95 га и общественно деловой зоной микрорайонного значения – 1,60 га:
- Аптеки;
- Кафе;
- Продуктовые магазины;
- Стоматологии;
- Отделение связи;
- Отделение Сбербанка;
- Школа;
- Спортивные площадки.
В производственной зоне (0,03 га) расположено «Пензенское
Функциональное зонирование территории микрорайона представлено на схеме «Схема функционального зонирования».
После предложенной реконструкции площадь общественно-деловой
Основные проезды обеспечивают транспортную связь групп жилых домов, сооружений для постоянного хранения автомобилей и объектов общественного и культурно-бытового назначения с жилыми и магистральными улицами.
Трассировка основных проездов полностью зависит от планировочного решения застройки и должна обеспечивать проезд к каждому входу в здание и сооружение. По конфигурации основные проезды могут быть сквозные, кольцевые, петлевые.
Ширина проезжей части основного проезда принимается 5,5 м. с двухсторонним движением транспорта. Тротуары шириной 1,5 или 2,25 м. примыкают к краю проезжей части и устраиваются при наличии застройки вдоль проезда. При трассировке проездов протяженностью более 200 м. необходимо предусматривать криволинейные участки, способствующие ограничению скорости автомобилей. Трассировать основные проезды желательно без пересечений с основными пешеходными путями. Проезды и пешеходные пути, идущие вдоль живых зданий, следует размещать не ближе 5 м. и не далее 10 м. от стен зданий. Допускается, чтобы основные проезды примыкали к жилым улицам районного и общегородского значения с регулируемым движением, но не чаще чем через 200-250 м. и на расстоянии не менее 100 м. от перекрестка, а также к местным и боковым проездам магистральных улиц общегородского значения с непрерывным движением транспорта.