Уборочные работы выполняются, как правило, в начале или в конце смены. При уборке удаляется мусор, пыль, грязь вручную или механизированным способом. Для организации механизированного способа применяются электропылесосы и пылеотсасывающие установки.
Уборочно-моечные работы выполняются перед каждым ТО и ремонтом. После уборки мойка машины производится с целью удаления с его поверхности различных загрязнений. Трудность удаления загрязнений зависит от их состава. Загрязнения без органических включений смывается легко струей воды под давлением 0,15-0,2 МПа.
Загрязнения, содержащие примеси органических веществ, смываются значительно труднее при более высоком давлении (0,3-0,5 МПа).
При удалении механических составляющих на поверхности остается темно-грязного цвета пленка толщиной до 100 мкм, которую можно удалить с применением растворяющих веществ.
Загрязнения, включающие цементирующие и склеивающие вещества, не смываются струей воды при любом давлении. Здесь требуются специальные химические растворы и одновременно механическое воздействие.автомобиль мойка механизированный
Мойка машин производится при низком (0,2-0,4 МПа), среднем (0,4-2,5 МПа) и высоком (2,5-8 МПа) давлении. Различают четыре вида моек: ручная, механизированная, автоматизированная и комбинированная.
Ручная мойка осуществляется струей низкого давления из шланга с брандспойтом или щеткой. Мойка с высоким и средним давлением производится с помощью моечных установок, позволяющих регулировать давление, подачу и форму струи. Для более загрязненных участков используется более высокое давление с сосредоточенной струей.
Механизированное удаление грязи с автоматизированным управлением осуществляется автоматизированными мойками, а при совмещении ручного и механизированного способа — комбинированными.
От качества мойки зависит работоспособность машины. Важно исключить концентрацию грязи и влаги в металлоконструкциях машин коробчатого сечения и попадание влаги в электрические приборы и устройства.
Заправочные работы машин организуются в зависимости от места их нахождения. Заправка машин, ежедневно возвращающихся на базу, производится на топливозаправочных пунктах предприятия или топливозаправочных станциях, оборудованных высокопроизводительными автоматическими колонками. Заправка машин на участке производится механизированными агрегатами, установленными на прицепах или на мобильной технике.
1. Технология и оборудование уборочно-моечных работ
Объем и содержание УMP определяются загрязненностью автомобилей. Степень загрязненности зависит от того, по каким дорогам — с твердым покрытием или грунтовым — осуществлялись перевозки, в сухую или сырую погоду, в какой климатической зоне, в летнее или зимнее время. Загрязнения грузовых автомобилей содержат частицы пыли и грязи с дороги и из атмосферы, а также частицы перевозимого груза. Особенностью загрязнения нижних поверхностей кузовов, а также узлов, агрегатов и их сочленений, обращенных к поверхности дороги и размещенных в моторном отсеке, является содержание продуктов нефтяного происхождения (битум, топливо, масло).
Проектирование постов мойки легковых автомобилей
... времени и ресурсных затрат (рисунок 2). Рисунок 2- Ручная мойка Такие мойки могут отличаться пропускной способностью в зависимости от работы оборудования, усердия персонала и количества постов. В них ... количество автомобилей увеличивается на 1,5 млн. единиц (2,7%). Каждый автовладелец любит свою машину и хочет, чтобы она выглядела презентабельно. Автомобиль регулярно моется, и, как показывает ...
Эти продукты в смеси с другими загрязнениями образуют при высыхании трудносмываемые пленки.
Периодической мойки или уборки требуют все наружные (верхние, боковые, нижние) поверхности автомобиля, а также поверхности в моторном отсеке или подкапотном пространстве, внутри кузова автомобиля, в салоне автобуса. Салоны автобусов, легковых такси и кузова грузовых специализированных (фургоны, цистерны) автомобилей, перевозящих продукты питания, кроме того, периодически подвергаются санитарной обработке.
Моечные работы лучше уборочных приспособлены к внедрению механизации, поэтому конструкции автомобилей постоянно совершенствуют с целью использования моечных работ вместо уборочных. По автобусам, например, где уборка салона и кабины составляет 65% трудоемкости УMP, для новых моделей рекомендуется применять типы покрытия пола и способы его крепления, обеспечивающие возможность шланговой мойки салона. Вместо протирки двигателя и очистки подкапотного пространства внедряется шланговая мойка после предварительного смачивания загрязненных поверхностей 4% -ым водным раствором порошкообразных составов «Трак-торин», «Автотурист» или аэрозолю «Очиститель двигателя». Технологически УМР проводятся в следующей последовательности: убирают кабину и салон автобуса или кузов автомобиля; моют автомобиль снаружи (верхние и боковые поверхности); обсушивают автомобиль или протирают стекла всей наружной осветительной и сигнализационной аппаратуры, зеркала заднего вида, стекла кабины и кузова, номерные знаки. Низ автомобиля и подкапотное пространство (моторный отсек) моют по потребности и при каждой постановке автомобиля на ТО и в соответствующий ремонт. Эти работы организуют, как правило, в зоне наружной мойки автомобиля.
Убирают и обтирают автомобиль вручную с применением самых простейших средств (щетки, скребки, обтирочный материал), пыль с обивки кабины и салона автобуса, сидений и их спинок удаляют пылесосами различной конструкции: стационарными в салонах автобусов и кузовах фургонов, передвижными и переносными в кабинах грузовых и кузовах легковых автомобилей. Загрязненные поверхности моют и чистят с использованием специальных препаратов, например жидкостью «Очиститель-1 обивки», предназначенной для мойки синтетических заменителей кож и пластмассовых деталей.
При выполнении мойки лакокрасочных покрытий наружных поверхностей кузовов автобусов, автофургонов, легковых автомобилей и кабин всех грузовых автомобилей следует знать, что загрязнения образуются из нескольких слоев. Верхний слой составляют частицы силикатов, смешанные с органическими веществами. Второй слой состоит из органических, жировых загрязнений, включающих продукты износа асфальтового покрытия дорог, частицы отработавших газов автомобилей, осадки из атмосферы. Третий слой образуют окисленные полирующие препараты. Четвертый слой составляют частично разрушенные лакокрасочные покрытия, остатки пигментов и частицы, выделившиеся из синтетических смол. Слои частично перемешаны и могут образовывать пленки.
Система охлаждения автомобиля
... вибрации при движении автомобиля и работе двигателя. Для снижения шума внутренние поверхности и основание (пол) кузова легкового автомобиля покрывают вибропоглощающими пастами. Вибрацию несущей системы, возникающую от толчков ... и, кроме того, исключается опасность размораживания двигателя зимой. Размораживание т. е. замерзание воды в системе водяного охлаждения, приводит к образованию трещин в блоке ...
Смывание загрязнений струей холодной воды с полированных лакокрасочных поверхностей не обеспечивает полного снятия даже первого слоя. Всегда остаются мелкие до 30 мкм частицы пыли, которые удерживаются в тонкой водяной пленке и при высыхании образуют осадок в виде матовых пятен. Это объясняется образованием при мойке на поверхности тончайшего пограничного практически неподвижного слоя воды, который не дает струе воды удалять загрязнения. Такую водяную пленку в процессе мойки можно разрушить только механическим воздействием, например щеткой. Нижние слои загрязнений водой не смываются, поэтому применяют различные моющие средства.
Моющие растворы уменьшают силу поверхностного натяжения водяной пленки, образующейся на обмываемой поверхности, и растворяют маслянистые отложения, дают эмульсии и суспензии, которые легко смываются. Эти процессы ускоряются при повышении температуры, поэтому моющие растворы целесообразно подогревать до 40-45 °С, но для сохранности лакокрасочных покрытий температура раствора не должна превышать температуру поверхности кузова более чем на 18-20 °С. Сегодня, широко применяются моющие средства «Прогресс», МЛ-72 и различные шампуни. Шампуни частично смывают третий и четвертый слой загрязнений, разрушая одновременно защитную жировую или восковую пленку полировочного средства. Поэтому в моющие средства включают ингибиторы коррозии и полирующие препараты или после мойки кузов ополаскивают растворами с этими препаратами.
Восстановление защитной консервирующей пленки на лакокрасочных поверхностях автомобиля включает в себя снятие старой пленки с помощью различных деконсервантов и шлифовальной пасты, а затем консервацию поверхности одним из полирующих препаратов (полироль, воск, автобальзам).
Для защиты от коррозии внутренние поверхности (пороги, лонжероны и т. п.) и днища кузовов автобусов и легковых автомобилей покрывают периодически восстанавливаемыми защитными препаратами, например консервантом порогов «Мовиль», мастикой битумной антикоррозийной, антикором эпоксидным для днища. Полировка и антикоррозийная обработка кузовов являются трудоемкими работами, выполняемыми с большой периодичностью, поэтому их целесообразно организовывать в малярных отделениях, но при ЕО необходимо контролировать состояние поверхностей после мойки.
В соответствии с процессами разрушения загрязнений на наружных поверхностях автомобиля разработана общая технология моечных работ. Автомобиль смачивают распыленной струей воды низкого давления с добавлением моющего раствора. Механическое разрушение пленок загрязнений осуществляют струями воды высокого давления и щетками или другими аналогичными средствами. Моечные растворы и воду предварительно подогревают. Затем автомобиль ополаскивают и потоком воздуха сдувают влагу с наружных поверхностей, сушат. Такая технология обеспечивает высокое качество моечных работ и минимальный расход воды. Однако применение щеток на неровных поверхностях затруднено, поэтому нижние и внутренние поверхности всех автомобилей, а также кабины и кузова большинства грузовых автомобилей моют только струями воды высокого давления. Мойка с помощью щеток нашла широкое применение для автобусов, легковых автомобилей и внедряется для специализированных грузовых автомобилей (фургонов, цистерн).
Проект реконструкции станции технического обслуживания автомобилей
... которые производят кузовной ремонт и сопутствующие работы практически в условиях обычного гаражного бокса. Таким образом, разработку проекта реконструкции СТО «Техцентр МКР» является технически обоснованным, ... цикл по обслуживанию и ремонту легковых автомобилей. 1.2 Основные показатели работы СТО и их анализ Существуют два основных показателя работы СТО как производственного предприятия - это ...
Мойку наружных частей кузова и шасси автомобиля производят холодной или теплой (25-30 °С) водой. Чтобы не вызвать разрушения окраски кузова, разница между температурой воды и обмываемой поверхностью не должна превышать 18-20 °С.
При смывании струей воды слабосвязанных пылевидных и плотных загрязнений на полированных поверхностях кузова остаются мелкие (до 30 мкм) частицы пыли, которые удерживаются в тонкой водяной пленке и при ее высыхании оставляют на поверхности кузова матовый серый налет. Это объясняется тем, что от места удара водяной струи о поверхность кузова вода движется в радиальном направлении, а между этим потоком и поверхностью кузова образуется тонкий пограничный слой в виде пленки (в несколько десятков микрометров), в котором скорость воды очень мала, а следовательно, и эффективность водяной струи резко снижается.
Важными факторами, влияющими на качество мойки, уменьшение расхода воды и сокращение времени мойки автомобиля, являются давление (напор) струи воды, диаметр распиливающего аппарата (сопла брандспойта или моечного пистолета) и угол наклона струи к обмываемой поверхности. Уменьшая диаметр сопла и увеличивая напор воды и соответственно скорость истечения воды из сопла, при сохранении постоянного расхода можно получить струю, обладающую большей кинетической энергией, которая повышает эффективность мойки поверхностей автомобиля.
2. Способы мойки автомобиля
По способу выполнения различают мойку ручную, механизированную и комбинированную.
Выбор способа мойки осуществляют на основе таких технических характеристик, как максимальное давление воды на выходе (в атмосферах или барах), максимальный поток воды или ее потребление в единицу времени (л/ч или л/мин), максимальная температура воды на входе, максимальная температура воды на выходе (для моек с автономным подогревом), потребляемая мощность, габаритные размеры и масса. Для мойки легковых автомобилей в большинстве случаев достаточно давления 100-150 бар при расходе воды 450-900 л/ч. Большее давление может привести к повреждению лакокрасочного покрытия автомобиля и внешних деталей, а также узлов и частей двигателя. Поэтому на предприятии автосервиса нет смысла использовать мойки, имеющие давление 200 бар и выше. Применение аксессуаров для ручных моек высокого давления значительно сокращает время мойки автомобиля, что немаловажно с коммерческой точки зрения.
Бесконтактная мойка (при помывке не используются всякого рода тряпки, губки) все шире распространяется в последнее время. На первом этапе производят очистку поверхностей автомобиля от крупных загрязнений струей воды высокого давления; на втором этапе с помощью специального аппарата низкого давления — пеногенератора — наносят химический состав на поверхности кузова, который за 3-5 мин растворяет химические отложения и грязь.
Сушка — завершающий этап мойки автомобиля. На поверхность машины наносится специальный воск, вакса, образующие тонкую водоотталкивающую пленку. Это позволяет собирать воду в крупные капли. Мощный поток воздуха из вентиляторов сдувает капли воды с поверхности автомобиля.
Проектирование участка по кузовному ремонту и окраске кузовов
... кузовного и окрасочного ремонта поступает на участок приемки для определения необходимого объема и стоимости работ. Если автомобиль нуждается в уборочно-моечных работах, он направляется на мойку. 2.1 Типы кузовов ... состоянии, и находиться под постоянным надзором руководителя производственного участка. Стационарное оборудование будет установлено на фундамент и закреплено специальными креплениями. ...
Автоматические щеточные мойки осуществляют нанесение моющих средств, мойку кузова с помощью щеток и струй воды, мойку днища и колес, нанесение защитных полимерных покрытий. Щетина современных щеток представляет собой ворс из очень тонких переплетенных волокон, на конце каждого из которых — мягкий и густой «веер» (около 1 см), что гарантирует сохранность лакокрасочного покрытия от повреждений.
Автоматические портальные мойки снабжены устройствами для приема специальных жетонов или считывания магнитных карточек, которые могут устанавливаться на мойках, где планируется самообслуживание.
Портальные и туннельные мойки различаются принципиально: в портальной мойке неподвижный автомобиль моется порталом, движущимся вдоль автомобиля; в туннельной мойке, напротив, автомобиль перемещается транспортером и моется щетками неподвижных порталов. Туннельные мойки дороже, но их пропускная способность гораздо выше: 40—50 автомобилей в 1 ч, тогда как у моек портального типа 10—12 автомобилей в 1 ч; кроме того, у них комплект более разнообразных щеток (вертикальные и горизонтальные), что увеличивает их производительность. При этом применение двух горизонтальных щеток, закрепленных вдоль туннеля на уровне колес автомобиля, позволяет эффективнее отмыть и загрязненную нижнюю часть кузова, и колесные диски. Однако автоматические мойки, как и все моющие устройства, использующие воду, работают только при положительных температурах окружающей среды. Зимой предлагается использовать специальные устройства подогрева воды и аварийный слив для защиты гидросистемы от повреждений. В наших климатических условиях такая комплектация, безусловно, оправданна, особенно аварийный слив.
Сегодня экология — объект пристального внимания, и профессиональный моечный пост немыслим без очистных сооружений. Поэтому пост мойки необходимо оборудовать системой рециркуляции и очистки воды и утилизации грязи, учитывая, что месторасположение должно быть удалено от жилья не менее чем на 100 м.
Ручная мойка производится из шланга с брандспойтом или моечным пистолетом струей воды низкого (0,2-0,4 МПа) или высокого (1,0-2,5 МПа и более) давления. Механизированная мойка автомобилей осуществляется с помощью специальных установок, которые по своему устройству и условиям применения классифицируются:
- по конструкции рабочего органа установки — на струйные, щеточные и струйно-щеточные;
- по относительному перемещению автомобиля и рабочих органов установки — на проездные и подвижные;
- по условию применения — на стационарные и передвижные;
- по способу управления — на установки с ручным управлением и автоматические.
В струйной моечной установке в качестве рабочего органа используются сопла или форсунки, установленные в неподвижных или подвижных трубопроводах-коллекторах, по которым подается вода или моющий раствор. Основное их назначение — мойка грузовых автомобилей. При использовании моющих растворов они применяются и для мойки легковых автомобилей. В щеточной моечной установке рабочим органом являются цилиндрические вращающиеся ротационные щетки с подводом к ним воды или моющего раствора. Используются установки для мойки автобусов и легковых автомобилей.
Оборудование для мойки сельскохозяйственного сырья и тары
... подхватывается гонками и поднимается вверх, проходя зону мойки, отжима и шелушения, камеру выброса. Уровень воды в зоне мойки изменяют установкой съемной крышки с отверстиями. Избыток воды из ... Загрязнения удаляются из машины через люк 10 . Третий барабан предназначен для чистового ополаскивания водой, для чего он снабжен душевым устройством, а его поверхность перфорирована. Привод машины ...
Струйно-щеточные установки имеют в качестве рабочего органа комбинированное устройство из щеток, а также сопла, по которым подается вода или моющий раствор. Используются для мойки автобусов, легковых автомобилей и грузовых автомобилей-фургонов.
Проездные моечные установки представляют собой стационарные устройства, через которые с помощью конвейера или самоходом перемещается обрабатываемый автомобиль.
Подвижные моечные установки — это устройства с рабочими органами, перемещающимися относительно неподвижного автомобиля.
Стационарные моечные установки — устройства, устанавливаемые фундаментально на моечном посту Передвижные моечные установки представляют собой самоходные установки, смонтированные на шасси автомобиля и используемые для мойки подвижного состава автомобильного транспорта, работающего в отрыве от основной базы.
Моечные установки с ручным управлением характеризуются включением (выключением) ее в действие вручную.
Автоматические моечные установки приводятся в действие либо при наезде колеса автомобиля на педаль, встроенную в пол, либо с помощью фотоэлемента, при пересечении автомобилем светового луча, либо при опускании монеты в кассовый аппарат. Наконец, существуют моечные установки с программным управлением.
Моечные комбинированные установки сочетают в себе устройства для струйной мойки низа шасси и механизированной щеточной установки для обмывания наружных частей кузова.
Механизация процесса мойки автомобиля значительно сокращает затрачиваемое на нее время, которое составляет 1,5-3 минуты вместо 10-20 минут при ручной мойке (в зависимости от типа автомобиля), а также расход воды. Технико-экономические расчеты показывают, что экономия от снижения суммы годовых расходов при механизации процесса мойки по сравнению с ручным способом относительно невелика. Так, для парка грузовых автомобилей и автобусов она составляет 1-3%. Более значительная экономия (25-30%) получается для парка легковых автомобилей. Это объясняется меньшими по сравнению с мойкой грузовых автомобилей расходами воды (в 2-4 раза) и электроэнергии (на привод механизмов моечной установки), а следовательно, и денежными затратами на них. Помимо экономической эффективности, механизация мойки автомобиля позволяет освободить мойщиков от тяжелого физического труда и улучшает качество мойки.
3. Конструкция уборочно-моечных установок
Все типы моечных установок по своей конструкции отвечают общепринятому наиболее рациональному технологическому процессу мойки автомобилей, заключающемуся в следующем: автомобиль предварительно смачивается водой для размягчения загрязнений, далее на моечных установках струйного типа он обрабатывается раствором синтетических моющих средств или только водой через сопла. На щеточных моечных установках автомобиль также предварительно обрабатывается раствором моющих средств и далее щетками с водой. Затем автомобиль ополаскивается чистой водой и после этого подвергается обдуву (сушке).
Разработка участка уборочно-моечных работ на станции технического обслуживания
... на рынке автоуслуг В Санкт-Петербурге около 1.5 миллиона легковых автомобилей. Среднегодовой прирост автомобилей по статистическим данным от 6% до 12%. За последнее десятилетие ... качество работ. Однако столь же высокая цена услуг отталкивает большую часть покупателей. Крупные дилерские компании теснят другие которые специализируются по принципу: отечественные - импортные автомобили. Сервисные ...
Выполнение этих операций занимает в зависимости от типа автомобиля от 4 до 6 мин.
Основным назначением насадок, которые принято называть соплами или форсунками, является создание скоростного напора протекающей через сопло струи моющей жидкости с определенным направленным потоком и дозирование ее расхода. В связи с этим следует указать на недопустимость в подводящих моющую жидкость трубах вместо насадок делать только цилиндрические отверстия, так как в этом случае не обеспечивается направленность струи, а сама струя не обладает необходимой для смывания загрязнений кинетической энергией. В результате это приводит к неоправданному перерасходу моющей жидкости и низкому качеству мойки автомобилей.
Сопла изготавливаются из металла (рисунок 1) или капрона, а их различная форма обеспечивает соответственно разные виды моющей струи: рассеивающие, веерообразные, кинжальные, щелевые и др.
Рисунок 1 — Сопло металлическое, рассеивающее
Сопло, рассчитанное для обмывки верхних поверхностей автомобиля, а также для мойки растворами синтетических моющих средств, имеет необычный вид. Оно выполнено с боковым зевом, обеспечивающим веерообразную эффективную моющую струю, и получило название ложковое (рисунок 2).
Ложковое сопло устанавливается на верхних моющих рамках моечной установки в горизонтальном положении, обращенным зевом на обмываемую поверхность.
Рисунок 2 — Ложковое сопло
Моющая жидкость (вода) подается к соплам с помощью насоса, являющегося главным агрегатом насосной станции моечной установки.
В моечных установках применяются преимущественно центробежные и центробежно-вихревые насосы, но за последнее время все большее распространение получают плунжерные насосы высокого давления (до 4 МПа) прежде всего для мойки автомобиля снизу. Это позволяет уменьшить расход моющей жидкости, повысить качество и снизить время мойки.
Особое значение в деле обеспечения высокого качества мойки имеет способ перемещения автомобилей, микроавтобусов в зоне мойки, которое осуществляется при помощи конвейеров.
Внедрение передовой технологии поточного обслуживания автомобилей в современных условиях немыслимо без применения конвейеров для принудительного перемещения автомобиля по технологическим постам технического обслуживания с выключенным двигателем.
Требования к конвейерам заключаются, прежде всего, в том, чтобы они были конструктивно простыми и надежными — безотказными в работе, имея в виду, что конвейеризация дисциплинирует труд и обеспечивает высокопроизводительный ритм обслуживания автомобилей.
Что касается моечных установок, работающих в часы пик с наибольшей нагрузкой, то конвейеры становятся их составной частью. Исходя из особых тяжелых условий эксплуатации (под постоянным воздействием воды) к ним предъявляются повышенные требования к надежности и долговечности в работе.
В связи с этим желательно, чтобы конвейеры моечных установок были оборудованы коробкой передач, обеспечивающей диапазон изменения скорости перемещения автомобиля через установку, по крайней мере, от 4 до 9 м/мин.
Конвейеры, предназначенные для перемещения автомобилей с выключенным двигателем на поточных линиях мойки и технического обслуживания, по принципу действия относятся к толкающим, передающим усилия путем упора толкающего устройства тягового органа в переднее или заднее колесо автомобиля. По своему конструктивному исполнению они относятся в основном к одноколейным, монтируемым вдоль одной из сторон осмотровой канавы. Тяговым органом в большинстве конвейеров является бесконечная (замкнутая) цепь или лента, совершающая поступательное движение — непрерывное на моечных установках. В качестве толкающих устройств применяются роликовые толкатели, каждый из которых закреплен на вмонтированной в цепь каретке. При упоре в колесо автомобиля рычага с толкателем им передается усилие на колесо, достаточное для перемещения автомобиля, при наезде же колеса на рычаг (следующего автомобиля) он переворачивается вниз.
Каждый конвейер содержит:
- направляющие пути тягового органа (цепи) и катков кареток толкающих устройств. Направляющие пути изготавливаются из корытообразного проката, длина их зависит от варианта изготовления конвейера и местных условий, исходя из конструкции моечной установки;
- приводную станцию, состоящую из электродвигателя, редуктора, коробки передач.
На приводном валу редуктора устанавливается звездочка тягового органа, причем это может быть выполнено с левым или правым расположением привода относительно направляющих путей;
- натяжную станцию, предназначенную для регулирования натяжения холостой ветви тягового органа.
Прежде чем перейти к описанию конструкций конвейеров, следует ознакомиться с устройствами для въезда автомобиля на конвейер, устанавливаемыми перед направляющими моечных конвейеров, поточных линий и тупиковых постов технического обслуживания автомобилей.
Устройства для въезда автомобилей на конвейер моечной установки.
Для обеспечения въезда автомобиля на конвейер моечной установки, а также технического обслуживания в условиях ограниченных производственных площадей без маневрирования, а, следовательно, для уменьшения расхода топлива и снижения загазованности производственных помещений работающим в этом случае двигателем автомобиля, конвейеры укомплектовываются устройствами для въезда автомобиля без маневрирования.
Простейшее устройство для въезда автомобиля на конвейер (рисунок 3) содержит основание, на котором посредством кронштейнов укреплены на шарикоподшипниках направляющие ролики под углом друг к другу, взаимодействующие с колесами автомобиля. Переднее колесо автомобиля при въезде на конвейер прежде входит в соприкосновение с роликом, который начинает вращаться на шарикоподшипниках и автомобиль направляется на конвейер.
Рисунок 3 — Направляющие ролики для въезда автомобиля на конвейер моечной установки
Направляющие ролики 1 изготавливают из обычной стальной трубы диаметром 75 мм и длиной 550 мм без какой-либо механической обработки ее поверхности. В торцы трубы запрессовывают шариковые подшипники 2. Ось 3 ролика опирается на кронштейны 4, имеющие с каждой стороны по три отверстия 5 под болты М10, при помощи которых направляющий ролик крепят к полу помещения. При въездах на моечную установку или на поточные линии и осмотровые канавы, направляющие ролики устанавливают под углом 45° на расстоянии друг от друга (на выходе колеса автомобиля), равном 1,5 В, где В-ширина шины автомобиля.
Однако данное устройство не полностью предотвращает вредное для шин боковое скольжение колес и не исключает некоторого небольшого маневрирования автомобиля при въезде на поточные линии мойки автомобилей.
Основными узлами цепных конвейеров являются: продольные для колес автомобиля направляющие (одна из которых выполняется с продольным сквозным пазом); протянутая вдоль направляющих вертикально замкнутая тяговая цепь и прикрепленные к тяговой цепи каретки, снабжение толкателями, взаимодействующими с колесом автомобиля; приводная и натяжная станции.
Особенностями конвейера, обеспечивающими его высокую эффективность в работе, является то, что каретки вынесены на внешнюю поверхность направляющих, а каждый толкатель снабжен размещенными по обеим его сторонам роликами, оси крепления которых расположены выше оси крепления катков кареток и ниже Плоскости, проходящей через ось катков и ось взаимодействующего с роликом колеса перемещаемого автомобиля, при этом для обеспечения беспрепятственного перемещения автомобиля своим ходом по направляющим в них, в местах входа и выхода кареток, выполнены окна, закрываемые подпружиненными крышками.
Для повышения надежности и долговечности опорные накладки изготавливаются из полимерных материалов вместо ранее применявшихся деревянных, ненадежных в работе и вызывающих в результате возникавшего трения усиленный износ цепи конвейера,
Опорная накладка цепного конвейера содержит пластмассовый корпус, укрепленный на раме конвейера. Элементы крепления в виде болтов устанавливаются внутри корпуса и фиксируются скобами. Болты и скобы заливаются пластмассой. Опорная накладка закрепляется на раме конвейера и взаимодействует с тяговой цепью только в случае ее провисания.
Благодаря размещению головок болтов внутри корпуса опорной накладки обеспечивается прочное закрепление болта, благодаря заливке болтов пластмассой при замене опорной накладки отпадает необходимость в удержании ключом головки болта. К этому следует добавить то, что вода, постоянно попадающая на пластмассовые опорные накладки, служит как бы смазкой, что снижает не только износ тяговой цепи и самой накладки, но и уменьшает затраты электроэнергии на преодоление трения между тяговой цепью и накладкой.
Другим цепным конвейером является конвейер для технического обслуживания автомобилей. Особенность конвейера заключается в том, что каждый толкающий ролик выполнен с размещенными по его краям уплотнительными головками с гребенчатыми дисками, гребни одного из которых входят в пазы другого. А кронштейны, несущие толкающий ролик, снабжены горизонтально расположенными скребками, скользящими по направляющим. Это обеспечивает повышение надежности и долговечности конвейера.
Преимуществом ленточного конвейера является его простота и сравнительно небольшая металлоемкость. Особенностью конвейера является выполнение приводной станции с двумя ведущими барабанами и тягового несущего органа с двумя бесконечными лентами из прорезиненной ткани — внутренней и наружной, контактирующих между собой, причем наружная лента огибает один барабан, а внутренняя — другой, может быть применена также обыкновенная конвейерная лента.
Работа конвейера заключается в следующем. Обрабатываемый автомобиль наезжает на движущуюся наружную ленту со стороны натяжной станции, при этом двигатель автомобиля выключается и поступательно движущиеся упоры, упираясь в колесо автомобиля, толкают его и протягивают через моечную установку вдоль направляющих.
В процессе эксплуатации ленточного конвейера обнаружился их недостаток, заключающийся в том, что под постоянным воздействием воды приводной барабан наружной ленты пробуксовывает. В связи с этим в проектируемом автомоечном комплексе решено использовать цепной конвейер.
Отечественные конструкции струйных моечных установок используются в основном для мойки грузовых автомобилей, но за последнее время они находят применение и для мойки автофургонов, а также легковых автомобилей. Такие установки должны быть, прежде всего, высокопроизводительными и обеспечивать качественную мойку без ручного домывания.
Отечественная установка, агрегатного исполнения с раздельными приводами предназначена для мойки наружных поверхностей легковых автомобилей, микроавтобусов, автомобилей повышенной проходимости. Тип установки — струйная, стационарная, с автоматическим управлением. Установка содержит два передних моющих механизма и два задних моющих механизма, попарно установленных по сторонам моечного поста, имеющего небольшой осадок сточных вод. Для обеспечения автоматизации работы установка снабжена двумя командоконтроллерами нажимного типа — с педалями и аппаратным шкафом. Перед въездом на установку устанавливается светофор.
Передний моющий механизм выполнен в виде П-образной стойки, внутри которой перемещается каретка с водяным коллектором с помощью двухцепной передачи, которая приводится в действие от электропривода через редуктор. Задний моющий механизм также представляет собой П-образную стойку, внутри которой размещены, электропривод и вал с коллектором, и моющими соплами. Трубчатые рамки смачивания и ополаскивания выполнены в виде дуговой арки с соплами, развернутыми относительно друг друга под определенным углом.
Конструктивное выполнение установки в виде двух пар моющих механизмов, струйные качающиеся коллекторы которых расположены в двух взаимно перпендикулярных плоскостях — горизонтальной и вертикальной с возвратно-поступательным движением стройных коллекторов вверх-вниз на высоту борта автомобиля с одновременным качанием сопел. Это обеспечивает как улучшение качества мойки автомобилей, так и уменьшение расхода моющей жидкости, сокращение времени, необходимого для мойки, что повышает производительность установки.
Особенностью установка для мойки автомобиля снизу является то, что моющие сопла установлены на трубопроводах, сочлененных между собой с помощью шарнирных соединений и расположенных над обрабатываемым автомобилем горизонтально. Концы трубопроводов соединены с напорной магистралью и моющей рамкой с помощью шарнирных фланцев, что позволяет осуществлять угловой поворот трубопроводов с соплами при перемещении моющей рамки. Такая конструкция обеспечивает более качественную мойку автомобиля.
К недостаткам установки следует отнести то, что устройство для мойки снизу автомобиля имеет неподвижные сопла, что снижает качество мойки и требует повышенного расхода моющей жидкости.
Основными узлами установки являются два моющих механизма, их привод, два командоконтроллера и насосная станция. Каждый моющий механизм представляет собой трубчатый коллектор с сопловыми насадками на гибких коротких шлангах. Смонтированы моющие механизмы на продольной оси моечной установки в траншее. Первый из них расположен там, где должен находиться задний мост автомобиля, а второй — в месте расположения переднего моста автомобиля при его мойке на установке.
Коллекторы с сопловыми насадками на шлангах совершают круговое качательное движение. Привод к коллекторам осуществляется кривошипно-шатунным механизмом от электродвигателя.
На каждом коллекторе смонтирован шестеренчатый редуктор, который преобразует качательное движение коллектора в возвратно-вращательное, в результате чего насадкам шланга с соплами сообщается круговое движение. Это осуществляется от того же электродвигателя, который сообщает качательное движение коллекторам через систему тяг, ползун и храповой механизм. Для этого сопла объединены кольцевым поводком, центр которого связан кривошипом с валом редуктора. Такое движение моющих сопел обеспечивает повышение производительности установки и улучшение качества мойки.
Автоматическое включение и выключение приводных электродвигателей насосной станции и моющих механизмов обеспечивается командоконтроллерами при въезде автомобиля на моечную установку и выезде из нее, причем автоматическое управление дублируется ручным с пульта управления. Технико-экономические показатели на подобных установках могут быть еще выше. Для этого следует доводить давление моющей струи до 2,0-4,0 МПа, за счет замены центробежно-вихревого насоса на плунжерный.
Зарубежные конструкции струйных моечных установок отличает выполнение их, как правило, в виде П-образной арки — портала, несущего коллекторы с моечными соплами. Это относится как к установкам с неподвижными рабочими органами (проходными), когда обрабатываемый автомобиль проходит через стационарную установку своим ходом или перемещается с помощью конвейера, так и к установкам с подвижными рабочими органами, когда автомобиль во время мойки остается неподвижным. Многие конструкции установок, например, английской фирмы «Досан-Акваматик», имеют устройство для мойки днища (низа) автомобиля в виде тележки с вращающимся коллектором с соплами, перемещающейся возвратно-поступательно под автомобилем по направляющим, проложенным в небольшом углублении моечного поста.
На порталах коллекторы с соплами имеют шарнирное крепление с электроприводом их качания. На установках итальянской фирмы «Эмануэль» имеются вращающиеся коллекторы реактивного действия в виде сегнерова колеса, работающие при рабочем давлении 2,0 МПа.
Установки выполняются с автоматическим управлением (в большинстве конструкций с помощью педали, на которую наезжает переднее колесо автомобиля).
Ниже приводятся описания струйных моечных установок, наиболее типичных для зарубежных конструкций.
Установка для мойки грузовых автомобилей. Английской фирмой «Уикхэм» выпускаются струйные моечные установки, предназначенные для мойки грузовых автомобилей, автоцистерн и автопоездов. Установка «Джет Уош» состоит из двух стационарно установленных на фундаменте П-образных арок-порталов, оснащенных по всему внутреннему периметру качающимися коллекторами с моющими соплами. Расстояние между арками должно превышать наибольшую длину обрабатываемого автомобиля, по крайней мере, на 3,5 м. Высота арки составляет 4,3 м из расчета, что максимальная высота обрабатываемого автомобиля может быть 3,9 м. Подача моющей жидкости к коллекторам осуществляется под давлением 11,5 МПа насосной станцией, оснащенной двумя электродвигателями общей мощностью 15 кВт. Раствор моющего средства подается в линию водоснабжения с помощью регулируемого инжектора.
Установка может быть смонтирована как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Она может быть как проходной, так и тупиковой. Тупиковая модель состоит из одной арки. В этом случае при въезде автомобиля на установку подается моющий раствор, а затем при выезде с установки автомобиля задним ходом выключается подача моющего раствора и включается подача воды для ополаскивания. Каждая арка имеет по 40 латунных сопел, которые совершают качание под углом до 60° со скоростью 68 качаний в минуту. Качания обеспечиваются электродвигателем посредством рычажного механизма с коническими зубчатыми колесами.
Обработка автомобиля на установке проводится в следующем порядке. При въезде автомобиля на установку передние колеса наезжают на смонтированную в направляющих педаль, представляющую собой резиновый шланг пневматического импульса выключателя, при этом включается электропривод насосной станции и подается моющий раствор, происходит обмыв всех наружных поверхностей, включая и низ автомобиля. После проезда через первую арку автомобиль на некоторое время останавливается для того, чтобы дать возможность моющему раствору нарушить пленку загрязнения. Затем он медленно проезжает и также передними колесами наезжает на другую, смонтированную перед въездом во вторую арку педаль, включающую в действие электропривод насосной станции для подачи воды — происходит ополаскивание автомобиля, который при этом медленно выезжает с установки. Время, необходимое на полную обработку автомобиля, составляет 6-7 мин. Следует заметить, что такая производительность не может удовлетворить крупные моечные комплексы и, кроме того, при ее монтаже в помещении потребуются большие затраты на вентиляцию, так как во время мойки двигатель автомобиля не выключается. Использование установки на открытых площадках ограничивается климатическими условиями.
Рисунок 4 — Струйная установка для мойки легковых автомобилей
Установка для мойки легковых автомобилей. Примером конструктивного выполнения струйной моечной установки, в которой рабочие органы являются подвижными, может служить запатентованная в США установка для мойки легковых автомобилей, состоящая из трех (с разным интервалом) один за другим порталов. К верхним балкам порталов снизу подвешены овальной формы направляющие, по которым перемещается каретка, несущая Г-образный коллектор с соплами, обращенными в сторону обрабатываемого автомобиля. К соплам подается моющий раствор и вода от одной насосной станции, всасывающий трубопровод которой может попеременно подключаться к источникам моющего раствора и воды.
В центральной части под верхними балками подвешены расположенные вдоль установки направляющие, по которым перемещается возвратно-поступательно электродвигатель с редуктором привода каретки, связанный с ней посредством шарнирно-рычажной системы, благодаря чему он может поворачиваться относительно своей точки подвеса при движении совместно с коллектором по овальным направляющим вокруг автомобиля. С наружной стороны овальных направляющих на одном уровне с ними расположена контактная направляющая с кулачками, которые сообщают коллектору колебательные движения при взаимодействии с ними. Таким образом, выполнение коллектора с соплами подвижным и качающимся по заданной траектории обеспечивает непрерывное изменение угла наклона моющей струи к обмываемым поверхностям. Это позволяет улучшить качество мойки автомобиля, уменьшить расход моющей жидкости и сократить время, необходимое на мойку. Управление установкой автоматическое, включение и выключение всех механизмов осуществляется с помощью педали, на которую наезжает автомобиль передним колесом.
Из большого числа подобных моечных струйных установок с подвижными рабочими органами, обрабатывающими неподвижный автомобиль, данная установка является наиболее удачной, простой по конструкции, компактной, занимающей площадь, почти равную габаритным размерам автомобиля. К недостаткам установки следует отнести то, что не обеспечивается мойка днища автомобиля.
Сравнивая описанные выше струйные моечные установки, можно сделать вывод, что они конструктивно несложны, особенно если учесть тенденцию к применению реактивных сопел в виде сегнерова колеса для непрерывного изменения угла наклона моющей струи к обмываемым поверхностям. Эффективно применение реактивных сопел при повышенном давлении моющей жидкости, поступающей от насосной станции.
К достоинствам струйных моечных установок можно отнести то, что они компактны и имеют небольшую металлоемкость. Основным преимуществом струйных моечных установок является их универсальность, они применяются для обработки всех видов подвижного состава автомобильного транспорта. Что же касается грузовых автомобилей, то они могут обрабатываться только на струйных моечных установках.
К недостаткам струйных моечных установок следует отнести, прежде всего, большой расход воды, так, на один легковой автомобиль он составляет 400 — 500 л на один легковой автомобиль.
В зарубежных струйных моечных установках для устранения перечисленных выше недостатков предусмотрено применение различных моющих средств. А также вода и моющие растворы подогреваются до 50 — 90 °С, хотя это вызывает дополнительные затраты, как на начальные — на устройство подогревателей и смесителей для приготовления моющих растворов, так и на постоянные — на их эксплуатацию. Однако это окупается за счет полученной экономии от снижения расхода моющей жидкости и повышения пропускной способности — производительности моечной установки.
При выборе струйной моечной установки необходимо исходить, прежде всего, из того, что установка должна обеспечивать качественную мойку автомобилей при наименьшем удельном расходе моющей жидкости и при высоких других технико-экономических показателях работы.
В основу расчета должны быть заложены эксплуатационные показатели, прежде всего, списочный состав автопарка, модификации автомобилей. При этом мощность моечной установки, возможное число автомобилей, обрабатываемых за час, должна определяться с учетом часа пик. Важно чтобы струйная моечная установка была универсальной, и подходила к различным модификациям автомобилей. Необходимо предъявлять высокие требования к надежности и долговечности моечной установки; она должна быть конструктивно проста, не должна требовать больших трудовых затрат на техническое обслуживание и высокую квалификацию обслуживающего персонала. Немаловажное значение имеет энергоемкость установки — мощность электродвигателей установки. Вот основные требования, с учетом которых должен продуманно решаться такой ответственный вопрос, как выбор струйной моечной установки. В связи с этим при создании моечных установок на базе готовых, заводского изготовления, агрегатов, работникам автомоечных предприятий следует исходить из конкретных условий предприятия и обеспечения высоких технико-экономических показателей работы.
Рассмотрим отечественные конструкции щеточных моечных установок. Механическое воздействие на загрязненные поверхности при мойке автомобилей с помощью щеток, прежде всего, вращающихся (ротационных), позволило улучшить качество мойки, снизить расход воды и моющих средств, уменьшить время, необходимое на мойку. В связи с этим щеточные установки нашли широкое применение для мойки легковых автомобилей.
Бежецким заводом «Автоспецоборудование» выпускается установка для мойки легковых автомобилей и микроавтобусов модели М-130, являющейся дальнейшим усовершенствованием модели М-115.
Рисунок 5 — Щеточная установка для мойки легковых автомобилей и микроавтобусов
Установка является стационарной с автоматическим управлением и содержит смонтированный на фундаменте металлический каркас с П-образной рамой на двух направляющих, поперечины которой установлены как перемещающиеся каретки, несущие с помощью консолей четыре вертикальные ротационные щетки — две щетки в одном блоке, размещенные оппозитно справа и слева от продольной оси установки. Вертикальные щетки предназначены для обмыва передних, боковых и задних поверхностей автомобиля или микроавтобуса. Привод кареток для подведения и отведения щеток к обмываемым поверхностям осуществляется от пневмоцилиндров, с помощью трособлочной системы и противовесов.
В направляющих вертикальных стойках П-образной рамы подвижно установлена маятниковая рамка с горизонтальной щеткой, предназначенной для обмыва капота и верха кузова автомобиля, крышки багажника; перемещение щетки осуществляется с помощью тросов и противовесов. Вращение щеток осуществляется от индивидуальных электродвигателей.
Для предварительного смачивания автомобиля — перед въездом на установку смонтирована П-образная рамка с соплами, а для ополаскивания такая же П-образная рамка смонтирована в конце установки, при выезде автомобиля с установки. Автоматическое управление осуществляется двумя командоконтроллерами рычажного типа, активируемые при взаимодействии с колесом автомобиля. Для перемещения автомобиля установка оснащается соответствующим конвейером.
Недопустимы какие-либо отклонения от условий, предусмотренных технической документацией — паспортом установки. Как показали эксплуатационные наблюдения, при монтаже и эксплуатации установки чаще всего допускаются следующие ошибки. При монтаже каркаса на фундаменте не всегда выдерживается строго горизонтальное положение направляющих с каретками.
Таблица 1 — Техническая характеристика щеточной установки Бежецкого завода
Наименование |
Значение |
|
1. Производительность, авт/ч |
60 — 90 |
|
2. Расход воды на мойку одного автомобиля, л |
100 — 150 |
|
3. Давление подводимой воды, МПа |
0,4 — 0,6 |
|
4. Скорость перемещения автомобиля, м/мин |
7 — 10,6 |
|
5. Общая мощность электродвигателей, кВт |
5,5 |
|
6. Удельная энергоемкость, кВт (квт/ч) |
0,09 и 0,06 |
|
7. Площадь, занимаемая установкой, м2 |
24,4 |
|
8. Габаритные размеры, мм |
6500х3750х3350 |
|
9. Масса, кг |
3600 |
|
Стойки с направляющими для горизонтальной ротационной щетки иногда монтируются с отклонениями от вертикали и не параллельны друг другу, что приводит к их заеданиям и нестабильной работе установки. При транспортировке и монтаже, на направляющих для катков кареток и горизонтальной щетки появляются забоины и деформированные участки, которые вызывают заклинивание катков. Пневмоцилиндры устанавливаются иногда с перекосом относительно направляющих кареток и не регулируются прокладками. Неправильное регулирование поджатия щеток к обмываемым поверхностям автомобиля с помощью грузов ухудшает качество мойки или портит лакокрасочное покрытие автомобиля. При нарушении правил монтажа реле времени изменяется цикл работы установки, что ухудшает ее надежность. Следует иметь при этом в виду, что автомобили через моечную установку должны проходить на конвейере со скоростью 7 или 10 м/мин. Если по каким-либо причинам установка не оборудована конвейером, что является серьезным нарушением условий эксплуатации установки, то, как исключение, может быть допущено передвижение автомобиля через мойку своим ходом, но при обязательном условии, что оно будет равномерным и скорость его не превысит 10 м/мин. В этом случае необходимо, в соответствии с инструкцией в паспорте, перевести установку на работу при скорости 10,6 м/мин, а интервал между автомобилями поддерживать строго в пределах 3 — 4 м.
Рисунок 6 — Щеточная установка для мойки автомобилей фирмы «Ханна» (США)
Из большого числа щеточных моечных установок зарубежных фирм, выделяются установки фирм Ceccatto (Италия), фирмы Hanna (США) и фирмы Sonny’s. Характерным для моечных установок этих фирм является то, что большинство из них имеют по две вертикальные ротационные щетки, предназначенные для мойки боковых, передних и задних поверхностей, и одну горизонтальную щетку для мойки верха автомобиля. На некоторых установках имеется по две щетки для мойки нижних, наиболее загрязненных поверхностей и дисков колес автомобиля. Причем они выполняются либо вертикальными, укороченными до 0,5 — 0,6 м, либо горизонтальными, с осью вращения, параллельной продольной оси обмываемого автомобиля с расположением на уровне колес, длина их составляет 1,5 — 2,0 м, они могут состоять из чередующихся секций с разным диаметром — 800 и 1000 мм. Крепление этих щеток производится с помощью шарнирных рычагов в виде параллелограмного механизма или на вертикальном шарнирно-перемещающемся рычаге, который при повороте приближает щетку к автомобилю. Вертикальные щетки большинства установок, выполненные по длине на всю высоту установки, в процессе обработки автомобиля огибают его по контуру, при этом положения щеток в начальной (мойки передней поверхности) и конечной стадии (мойки задней поверхности) совпадают. Таким образом отпадают непроизводительные затраты рабочего времени на возврат щеток. Это обеспечивает непрерывность подачи автомобилей один за другим с интервалом, равным диаметру щетки, что позволяет повысить производительность установки и уменьшить ее длину.
Крепление вертикальных ротационных щеток, как правило, осуществляется с помощью шарнирно-рычажной системы, позволяющей осуществлять прижатие их к обмываемым поверхностям посредством пружинного механизма или пневмопривода (силовых цилиндров) с применением пневмодатчиков или электропривода с системой бесконтактных магнитных датчиков. Именно так конструктивно выполнена щеточная моечная установка фирмы Sonny’s (США).
Горизонтальные ротационные щетки при мойке передней и задней поверхностей автомобиля имеют вертикальное возвратно-поступательное перемещение, которое осуществляется с помощью привода, например, электродвигателя с редуктором. При обработке горизонтальной щеткой только верхних поверхностей она перемещается по радиусу и в этом случае привода не требует. Щеточные моечные установки по выполнению рабочих органов разделяются на передвижные (перемещающиеся вдоль обрабатываемого автомобиля, который при этом остается неподвижным) и стационарные, через которые автомобиль перемещается своим ходом, но чаще с помощью конвейера.
Передвижные установки предназначаются в основном для мойки легковых автомобилей, автобусов и автофургонов. Они представляют собой портал — П-образную арку, перемещающуюся с помощью электропривода по рельсовому пути, уложенному на моечном посту. На портале монтируются две вертикальные и одна горизонтальная ротационные щетки с электроприводами и устройство для обдува (сушки) автомобиля после мойки. Устройство для сушки монтируется не на всех установках, например, на установке фирмы «Досан-Акваматик» оно не применяется, так как при мойке употребляется специальный раствор, ускоряющий сушку автомобиля.
Обработка автомобиля осуществляется как за один полный (туда и обратно) проход портала с рабочими органами, так и за два прохода. Время, необходимое на мойку легкового автомобиля, составляет 5 — 6 мин, при этом производительность установки 10 — 12 автомобилей в час. При такой низкой производительности установки применяются только на небольших автотранспортных предприятиях и на станциях технического обслуживания средней производительности.