Технология сборки самолета

Содержание скрыть

Изготовление планера самолета начинается с изготовления деталей и завершается сборочными работами узлов, агрегатов, проведением стыковочных и монтажных работ на готовом изделии.

В настоящее время один из главных элементов производительного процесса изготовления авиационной техники считается сборочное производство. Основными факторами, определяющими специфику сборочных работ в самолетостроении, являются:

  • многодетальность планера, а также большое разнообразие применяемых конструкционных материалов. Это приводит к разнообразию технологических процессов и средств их оснащения, усложняет планирование, контроль и учёт сборочных работ;
  • сложность производственных форм и малая жесткость большинства элементов конструкции планера, из-за которых становится необходимым применение многочисленной и сложной технологической оснастки;
  • высокие требования к качеству самолета в целом и его отдельным элементам, для обеспечения которых необходимы новейшие методы контроля, включая специальное оснащение;
  • широкое кооперирование производства существенно усложняет решение вопросов обеспечение точности и взаимозаменяемости элементов конструкции планера;
  • частая смена объектов производства из-за быстрого морального старения авиационной техники.

Продолжительность и трудоемкость сборочных работ в зависимости от типа самолета составляет от 30-56% всех производственных трудозатрат. Сборочные и монтажные работы охватывают сборку планера, монтаж оборудования и силовых установок, монтаж систем управления полетом и взлетно-посадочных средств, аэродромные работы по подготовке самолета к летным испытаниям и сдача его заказчику. Сборочно-монтажные работы характеризуются сложностью выполняемых работ, сравнительно невысоким уровнем механизации технологических операций сборки и монтажа, что влечет за собой большую трудоемкость изготовления продукции, невысокий уровень производительности труда.

Сборочные работы в зависимости от вида можно подразделить на узловую сборку — сборку узлов (лонжероны, нервюры, шпангоуты, створки люков); агрегатную — сборка отсеков, агрегатов, секций планера; общую сборку самолетов — сборку-стыковку отдельных агрегатов в целое изделие и проведение нивелировочных работ.

Выбор технологического оснащения зависит от технологического процесса сборки, применяемого метода обеспечения взаимозаменяемости и точности сборочной единицы. Проектирование технологического процесса и средства оснащения сборки осуществляется с учетом факторов, оказывающих на них влияние.

22 стр., 10848 слов

Сборка двигателя

... эффективность ремонтного производства. Целью письменной экзаменационной работы является систематизация научных и практических знаний в области сборки двигателя, а конкретно развитие инициативы и самостоятельности ... ремонта, снижение стоимости ремонта за счет внедрения передовых технологических разработок, и др. В данной работе описаны основные средства механизации и автоматизации при капитальном ...

Курсовой проект посвящен разработке технологии сборки полуотсека фюзеляжа. Он включает: схему членения полуотсека фюзеляжа; способ базирования для данного агрегата; последовательность сборки; конструктивно-технологический анализ; метод обеспечения взаимозаменяемости; условия поставки деталей на сборку; расчет ожидаемой точности сборки; технологический процесс сборки; цикловой график сборки; расчет на жесткость продольной балки сборочного приспособления.

1. Составление схемы членения

На схеме членения представлены детали и узлы собираемого агрегата, и их количество.

 составление схемы членения 1

Рисунок 1 — Схема членения

2. Конструктивно-технологический анализ конструкции

Стыковые шпангоуты состоят из трех секций Т-образного сечения. Поступают после узловой сборки с отверстиями ОСБ и НО. Материал шпангоутов — Д16-Т.

Силовые шпангоуты выполнены из материала АК-6. Поступают после узловой сборки с отверстиями КФО и НО.

Верхняя и нижние панели клепаной конструкции состоят из обшивки, продольного стрингерного набора и поперечного набора в виде полушпангоутов. Поступают на сборку полностью собранными с обрезанными кромками и торцами.

Стыковые стрингеры уголкового сечения.

3. Схема сборки

В зависимости от класса самолета возможна сборка:

Недифференцированная

Сборка идет в одном сложном приспособлении, применяется труд высококвалифицированных рабочих. Этот тип сборки применяется для индивидуального и опытного производства.

Дифференцированная

В самолето- и вертолетостроении рассматриваются две основных схемы агрегатной сборки: последовательная и последовательно-параллельная.

Последовательная

При этой схеме сборки трудоёмкость и цикл сборочных работ самые большие, создаются стеснённые условия труда для сборщика, на сборку поступает большое количество деталей.

Последовательно-параллельная

Цикл и трудоёмкость в таком случае меньше, чем при последовательной сборке, также создаются нормальные условия труда для сборщиков. Таким образом, для данного отсека наиболее приемлема дифференцированная схема сборки (а именно последовательно-параллельная).

Задний стыковой шпангоут

Передний стыковой шпангоут

Последовательно параллельная 1

Последовательно параллельная 2

Последовательно параллельная 3

Последовательно параллельная 4

Рисунок 2 — Схема сборки

4. Способы базирования

Базирование определяет ожидаемую точность узла или агрегата. Поэтому необходимо выбрать тот метод базирования, который обеспечивал бы при сборке заданную точность при минимальных затратах на оборудование

Сборка представляет собой совокупность операций по установке деталей в сборочное положение и соединению их в узлы, панели, агрегаты и самолёт в целом.

Совершенствование технологии сборочно-монтажных работ в самолетостроении зависит от выбранного способа базирования элементов конструкции относительно других элементов.

Принятый метод сборки и метод базирования предопределяет структуру всего технологического процесса сборки, состав технологического и контрольного оснащения, уровень ожидаемой точности готового изделия.

Различают следующие способы базирования при узловой и агрегатной сборке:

1) по месту детали в конструктивном контуре изделия (МДКК);

2) по сборочным отверстиям (СО) в элементах изделия и оснастке;

3) по разметке;

4) по координатно-фиксирующим отверстиям (КФО);

5) в сборочном приспособлении по базовым элементам самого сборочного приспособления;

6) базированием по внешней поверхности обшивки (ВПО);

7) по поверхности каркаса;

8) по сборочным отверстиям (СО) и базовым отверстиям (БО) стапеля.

Рассмотрим способы базирования при агрегатной сборке.

Базирование по внешней поверхности обшивки.

Этот метод базирования относится к прямому методу и находит широкое применение в сборочных работах, так как дает самую высокую точность сборки.

Сборочная база в этом случае являются рабочие поверхности рубильников стапеля, которые образуют отраженный вид контура аэродинамических обводов планера.

Этот способ базирования дает самую высокую точность сборки (в пределах 0,4 мм).

Базирование по поверхности каркаса.

Этот способ базирования относится к косвенным методам базирования, при котором теоретический контур внешних обводов агрегата не соприкасается с поверхностями сборочных баз стапеля.

Этот способ более трудоёмок, чем базирование по внешней поверхности обшивки, и менее точен (точность сборки лежит в пределах 2,5 мм).

Базирование по поверхности каркаса в основном применяют при сборке непанелированных отсеков и агрегатов легких самолетов и вертолетов, конструкций с сотовым заполнителем.

Базирование по сборочным и базовым отверстиям стапеля

Сборочной базой при этом способе базирования являются поверхности базовых элементов стапеля и в дополнение к ним БО в базируемых элементах изделия и базовых элементах стапеля.

При этом базируемые элементы изделия сопрягаются с базовыми элементами по ограниченным участкам поверхности в зоне расположения БО, поэтому форма базовых элементов очень мало или совсем не зависит от формы элементов изделия.

Точность этого способа сборки лежит в пределах 0,6 — 1,0 мм.

Разрабатываемый отсек фюзеляжа относится к третьей зоне допусков и не требует большой точности сборки. Поэтому при сборке применяем способ базирования по поверхности каркаса с применением универсальных рубильников.

5. Выбор метода взаимозаменяемости

В самолётостроении для обеспечения взаимозаменяемости сборочных контуров применяют связанные (зависимые), несвязанные и независимые методы. Кроме того, при производстве самолётов и вертолетов используется контрольная (эталонная) и технологическая оснастки.

Связанный или зависимый метод взаимозаменяемости

Такой метод используют для сборки деталей, обладающих малой жесткостью, то есть для сборки самолетных контуров.

При несвязанном методе

Такой метод используют при сборке жестких деталей и узлов типа цилиндров стойки шасси. В этом случае необходимо изготавливать детали с высокой степенью точности. Для контроля точности размеров используется универсальный инструмент (линейка, штангенциркуль, микрометры).

При независимом методе

связанный или зависимый

плазово-шаблонный

плазово-шаблонного метода (ПШМ)

При эталонно-шаблонном методе обеспечения взаимозаменяемости сборочных единиц планера самолета основными жесткими носителями форм и размеров являются эталоны, монтажные эталоны, эталоны поверхности и контрэталоны (которые должны контролировать положение, размеры и форму эталонов).

Следует отметить, что вся контрольно-эталонная оснастка должна быть изготовлена с точностью, более высокой, чем точность технологической оснастки.

В последние годы получил широкое применение, так называемый «бесплазовый» метод увязки. В этом случае основным источником информации о теоретических обводах элементов планера самолёта являются теоретические чертежи. Их необходимо переработать в аналитические зависимости и формулы, которые описывают обводообразующие поверхности планера самолета. Затем эту информацию с помощью ЗВМ превращают в программы для электронных координатографов и станков с числовым программным управлением (СЧПУ).

Hа основе конструктивных чертежей с помощью координатографов на конструктивном плазе вычерчиваются теоретические контуры и теоретические оси, вручную вычерчиваются все элементы и контуры, которые трудно задать в аналитическом виде.

Наиболее приемлемым методом для сборки данного агрегата является плазово-шаблонный метод обеспечения взаимозаменяемости.

Составим схему увязки размеров детали и оснастки для шпангоута.

При независимом методе 1

При независимом методе 2

В этой схеме увязки верхняя ветвь содержит все этапы переноса размеров при изготовлении сборочного приспособления для шпангоута, а нижняя этапы переноса размеров при изготовлении секций шпангоутов.

(Примечание — ТП — теоретический плаз; КП — конструктивный плаз; ШП — шаблон приспособления; ПК/ИС — плаз-кондуктор и инструментальный стенд; ОК — отпечаток контрольный; ШК — шаблон контура; ШГ – шаблон гибки).

6. Таблица условий поставки деталей на сборку

Условия на поставку деталей на сборку разрабатываются технологами

сборочных цехов. Эти условия должны определять степень законченности деталей до сборки и ее эскиз. Условия поставки разрабатываются на все детали сборочного узла, каждой детали присваивается номер. Условия поставки деталей на сборку оформляются в виде таблицы.

Таблица 1 — Условия поставки деталей на сборку

Эскиз детали

Номер детали

Наименование

детали

Степень законченности

 таблица условий поставки деталей на сборку 1

01.01.031.001

Передний стыковой шпангоут

Обработан в окончательные размеры.

ОСБ и НО по чертежу

 таблица условий поставки деталей на сборку 2

01.01.031.002

Задний стыковой шпангоут

Обработан в окончательные размеры.

КФО и НО по чертежу

 таблица условий поставки деталей на сборку 3

01.01.031.003

Силовые шпангоуты

Обработаны в окончательные размеры.

КФО и НО по чертежу

 таблица условий поставки деталей на сборку 4

01.01.031.004

Нижние панели

Обработаны в окончательные размеры.

 таблица условий поставки деталей на сборку 5

01.01.031.005

Верхняя панель

Обработана в окончательные размеры.

 таблица условий поставки деталей на сборку 6

01.01.031.006

Силовые стыковые стрингеры

Обработаны в окончательные размеры.

 таблица условий поставки деталей на сборку 7

01.01.031.007

Поперечные балки пола

Обработаны в окончательные размеры.

КФО по чертежу

 таблица условий поставки деталей на сборку 8

01.01.031.008

Продольные балки пола

Обработаны в окончательные размеры.

 таблица условий поставки деталей на сборку 9

01.01.031.009

Настил пола

Обработан в

окончательные размеры.

 таблица условий поставки деталей на сборку 10

01.01.031.010

Боковые обшивки

Обработаны в окончательные размеры

7. Расчет ожидаемой точности

Под точностью геометрических параметров (размеров) понимают степень соответствия параметров изготовленного изделия параметрам, заданным в чертежах и технических условиях.

Производственные погрешности, определяющие ожидаемую точность сборки сборочной единицы, можно разделить на три основные группы:

I) Погрешности изготовления рабочего носителя размеров: погрешности базовой детали баз , погрешности сборочного приспособленияпр , погрешность шаблона шаб , погрешность калибра к ;

2) Погрешности увязки контуров: базовой и устанавливаемой детали  кон (б-у), приспособления и детали кон (пр-д), двух сборочных приспособлений кон (пр-пр);

3) Погрешности, не зависящие от применяемого метода сборки: погрешности клёпки  кл , температурные погрешности Т , погрешности за счет деформации нежестких деталей ж , погрешности изменения толщины обшивки обш .

Значения допускаемых производственных погрешностей на отдельных этапах переноса размеров с одного объекта на другой получают на основе экспериментально подтверждённых, статистически обработанных данных.

Определим точность сборки отсека фюзеляжа с базированием по внешней поверхности обшивки. Метод увязки — ПШМ. Допуск на отклонение теоретического контура фюзеляжа равен  ТУ = 2,0 мм. 

Сборка идет с специальном сборочном приспособлении. Узлы на сборку поступают уже готовыми, собранные в цехах узловой сборки. Используем для этого случая уравнение точности сборки с базированием по поверхности каркаса:

0,6 сб = пр + кон (пр-дет) + 2обш + 2клея ;

где  пр — погрешность сборочного приспособления;

кон (пр-дет) — погрешность взаимной увязки приспособления и устанавливаемой детали;

обш = 0,1мм — погрешность толщины обшивки;

клея = 0мм — погрешность толщины клеевого или паяного слоя;

Погрешность приспособления равна:

пр = прпр

Эти величины определяются по формулам:

прА i *i + Аi *i * i );

пр А i 2 *i 2 * ki 2;

где координата середины поля допуска составляющего звена;  половина поля допуска составляющего звена; А — передаточное отношение; коэффициент относительной асимметрии распределения составляющего звена; k — коэффициент относительного рассеивания размера составляющего звена. Расчет ведем в табличной форме.

Таблица 2 — Определение погрешности приспособления

Этап

Отклоне-

ние, мм

i, мм

А

i , мм

i

k i

А i *i мм

А i *i * i мм

А i 2 *i 2 * ki 2 мм

ТП-КП

0; — 0,1

0,05

1

-0,05

0

1,0

-0,05

0

0,0025

КП-ШП

0,2

0,2

1

0

0,5

1,4

0

0,1

0,0784

ШП-ложемент

0,2

0,2

1

0

0,5

1,4

0

0,1

0,0784

Ложмент-

ПК/ИС

0,1

0,1

1

0

0,5

1,4

0

0,05

0,0196

ПК/ИС-

приспособление

0,2

0,2

1

0

0

1,0

0

0

0,04

Сумма

-0,05

0,25

0,2189

пр — 0,05+0,25 = 0,2 мм.

пр  0,4678 мм.

пр = 0,2 0,4678

Для определения погрешности увязки выбираем все несвязанные этапы в структурной схеме увязке оснастки. Все данные заносим в таблицу.

Таблица 3 — Определение погрешности увязки

Этап

Отклоне-

ние, мм

i, мм

А

i , мм

i

k i

А i *i мм

А i *i * i мм

А i 2 *i 2 *

k i 2 мм

КП-ШП

0,2

0,2

1

0

0,5

1,4

0

0,1

0,0784

ШП-ложемент

0,2

0,2

1

0

0,5

1,4

0

0,1

0,0784

Ложмент-

ПК/ИС

0,1

0,1

1

0

0,5

1,4

0

0,05

0,0196

ПК/ИС-

приспособление

0,2

0,2

1

0

0

1,0

0

0

0,04

ОК — ШК

0; 0,1

0,05

1

0,05

0,5

1,4

0,05

0,025

0,0049

ШК — ШГ

0,2; 0

0,1

1

0,1

0,5

1,4

0,1

0,05

0,0196

ШГ —

пуансон

0,2

0,2

1

0

0,2

1,2

0

0,04

0,0576

Пуансон —

Полка

шпангоута

0,5; 0

0,25

1

0,25

0,2

1,2

0,25

0,05

0,09

Сумма

0,4

0,415

0,3885

 расчет ожидаемой точности 1

 расчет ожидаемой точности 2

Следовательно, погрешность увязки будет равна:

(пр-дет) =  = (0,815 0,6232) мм.

Определим точность сборки полушпангоута:

 расчет ожидаемой точности 3

Получили, что погрешность сборки шпангоута больше допуска, равного 2,0 мм. Из расчета следует, что выбранный способ базирования не удовлетворяет допустимой точности сборки.

Для того, чтобы обеспечить точность в пределах допуска, необходимо проанализировать выбранную схему увязки либо изменить способ базирования.

8. Разработка технологического процесса сборки

При сборке отдельных сборочных единиц и всего планера самолета используют три типа технологических процессов:

директивный —

укрупненный

рабочий —

Директивный техпроцесс, Укрупненный техпроцесс, Рабочий техпроцесс

Так как я разрабатываю технологический процесс сборки отсека фюзеляжа без каких либо технологических документов останавливаюсь на директивном техпроцессе.

9. Цикловой график сборки

Цикловой график представляет собой комплекс ломаных линий, показывающий последовательность операций и трудоемкость каждой операции в зависимости от количества рабочих, занятых на операциях.

Суммируя длительность последовательно выполняемых технологических операций, определяют технологический цикл сборки. Определив количество часов в смену, число смен в сутках, количество одновременно работающих на определенной операции, цикловое время выполнения операций, строят цикловой график.

№ п/п

Наименование операций и переходов

Трудоёмкость

Т, час

Количество рабочих

Количество смен

1

2

3

Количество часов

Количество часов

Количество часов

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Подготовка рабочего места

1

2

2

Установка и фиксация переднего стыкового шпангоута

1

2

3

Установка и фиксация силовых шпангоутов

5

2

4

Установка и фиксация заднего стыкового шпангоута

1

2

5

Установка силовых стрингеров и соединение их со шпангоутами

4

2

6

Установка и фиксация нижних панелей, сверление отверстий, зенковка и клепка

8

2

7

Установка и фиксация балок пола, сверление отверстий, клепка

6

2

п/п

Наименование операций и переходов

Трудоёмкость

Т, час

Количество рабочих

Количество смен

4

5

6

Количество часов

Количество часов

Количество часов

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

7

Установка и фиксация балок пола, сверление отверстий, клепка

6

2

8

Крепление настила пола, сверление отверстий и клепка

5

2

9

Установка и фисация верхней панели, сверление отверстий, зенковка и клепка

5

2

10

Установка боковых обшивок, сверление отверстий, зенковка и клепка

10

2

11

Контроль качества

8

2

п/п

Наименование операций и переходов

Трудоёмкость

Т, час

Количество рабочих

Количество смен

7

8

9

Количество часов

Количество часов

Количество часов

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

11

Контроль качества

8

2

12

Выемка из стапеля

1,5

2

Рисунок 3 — Типовой цикловой график сборки

По цикловому графику определим цикл сборки Ц изделия:

Ц = Т / р * к

где р = 2 — количество одновременно проводимых работ на сборке;

к = 1,1 — коэффициент переработки норм.

Таким образом, цикл сборки равен: Ц = 55,5/3* 1,1 = 16,81

10. Технические условия на сборочное приспособление

Технические условия на проектируемое сборочное приспособление составляют и оговаривают заранее, чтобы обеспечить требуемые размеры, форму и жесткость изделия в процессе сборки. Зададим следующие технические условия:

положение собираемой панели в приспособлении — горизонтальное

сборочной базой при образовании наружного обвода является поверхность каркаса

точность сборки должна лежать в пределах 2,0 мм.

Сборочное приспособление для сборки отсека фюзеляжа состоит из каркаса, стыковых плит, балок, рубильников, транспортных тележек и рельсового пути.

11. Расчет на жесткость продольной балки сборочного приспособления

Продольная балка каркаса СП является самым нагруженным элементом, работающим в основном на изгиб. Поэтому определим ее прогиб под действием нагрузки P от агрегата, исходя из классических формул «Сопротивления материалов».

Формула прогиба продольной балки при жесткой заделке выглядит следующим образом:

 расчет на жесткость продольной балки сборочного приспособления 1

где P = 5200 (кг) — распределенная нагрузка от агрегата;

  • l = 700 (см) — длина пролета балки;

E = 2100000 (кг/см 2 ) — модуль упругости первого рода;

J x — момент инерции сечения балки при изгибе.

Примем  расчет на жесткость продольной балки сборочного приспособления 2 (см)

 расчет на жесткость продольной балки сборочного приспособления 3 (см)

0,5J x =5529,5 см4

По каталогу прокатных профилей, у которых момент инерции несколько выше расчетного, выбираю швеллер ГОСТ 8240-56 (профиль №30) с

J x =5810 см4

 расчет на жесткость продольной балки сборочного приспособления 4

(Рисунок 4 — Типовое сечение балки).

12. Заключение

Курсовой проект по технологии сборки самолета состоит из технологической и графической части.

В технологической части проекта мы решили следующие вопросы:

1) разработали схему членения отсека фюзеляжа;

2) на основании известных схем сборок и способов базирования, применяемых при сборке, выбрали схему сборки и способ базирования для предложенного заданием отсека фюзеляжа;

3) выбрали метод обеспечения взаимозаменяемости;

4) составили структурную схему увязки;

5) провели конструктивно-технологический анализ деталей, поступающих на сборку;

6) на основании анализа технологичности деталей разрабатываемого отсека, принятых схем сборок и метода обеспечения взаимозаменяемости составили таблицу условий поставки деталей на сборку;

7) провели анализ технологических погрешностей, составили уравнение погрешностей для выбранного способа базирования и провели расчёт ожидаемой точности сборки;

8) разработали технологический процесс сборки заданной сборочной единицы;

9) составили примерный цикловой график сборки;

10) разработали технические условия на проектирование сборочного приспособления;

11) рассчитали продольную балку стапеля на жесткость.

Графическая часть проекта состоит из сборочного чертежа агрегата и сборочного чертежа спроектированного сборочного приспособления.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovoy/konstruktsiya-samoleta-2/

1. Ершов В.И. и др. Технология сборки самолетов / В.И. Ершов, В.В. Павлов, М.Ф. Каширин, В.С. Хухорев. — М.: Машиностроение, 1986. — 456 с.

2. Гусева Р.И. Вопросы технологии сборочных работ в самолетостроении. Технологические процессы сборки, монтаж сборочных приспособлений: Учеб. Пособие. — Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре политех. ин-т, 1994. — 101 с.

3. Современные технологические процессы сборки планера самолета / Под ред. Ю.Л. Иванова. — М: Машиностроение, 1999. — 304 с.

4. Технологическое обеспечение аэродинамических обводов современного самолета. — М.: Машиностроение, 2001. — 432с.

5. Гусева Р.И., Вялов А.В. Теоретические основы сборки самолета: Учеб. Пособие. — Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КНАГТУ», 2005. — 96с.