Профессиональные качества специалистов единых дежурно-диспетчерских служб

Содержание скрыть

Структурно единая дежурно-диспетчерская служба включает: руководство единой дежурно-диспетчерской службой, дежурно- диспетчерский персонал; пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления.

В состав руководства ЕДДС входят: начальник службы и не менее двух его заместителей: по управлению и средствам связи; по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.

В состав дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС включаются оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС (происшествий).

В состав оперативной дежурной смены должны входить оперативный дежурный и диспетчер. При вводе в эксплуатацию системы — 112 в состав оперативной дежурной смены также входит операторский персонал (диспетчеры) системы — 112. Количество диспетчеров системы — 112 в составе оперативной дежурной смены определяется, исходя из количества населения в муниципальном образовании, средней продолжительности обработки звонка и количества звонков в сутки.

Единые дежурно-диспетчерские службы функционируют в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для мирного времени. При приведении в готовность ГО и в военное время в соответствующих степенях готовности. Режимы функционирования для ЕДДС устанавливает руководитель органа местного самоуправления.

В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий).

При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты. Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления РСЧС, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.

Для совершенствования подготовки и деятельности специалистов ежемесячно проводится анализ функционирования единых дежурно- диспетчерских служб, который доводится до подчиненных ДДС и ежеквартально рассматривается на заседании соответствующего уровня.

24 стр., 11599 слов

Оперативное планирование на предприятие

... внешними рыночными условиями. Под системой оперативного планирования производства в экономической литературе принято понимать совокупность различных методик и технологий плановой работы, характеризующихся степенью централизации, объектом регулирования, составом календарно-плановых показателей, порядком ...

ЕДДС города функционирует круглосуточно и при этом должна: немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации после получения необходимых данных; самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.

Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба чрезвычайной ситуации, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации чрезвычайной ситуации.

Функции, которые возложены на специалистов ЕДДС следующие [9]: принятие оперативных мер по предотвращению или ликвидации последствий аварий, происшествий и чрезвычайных ситуаций; обеспечение своевременного и полного сбора информации от дежурных служб по установленным формам и в заданные сроки; прием и регистрация информации от населения; обобщение и предварительный анализ полученной информации с помощью средств автоматизированной обработки данных; обеспечение приема и передачи служебной информации в системе ЕДДС; обеспечение содержания в постоянной высокой готовности технических средств, установленных на рабочих местах дежурных служб ЕДДС; обеспечение приема, передачи, обработки сигналов и информации, анализ и доведение ее до руководящего состава органов власти, в части их касающейся; обеспечение оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; обеспечение взаимодействия привлекаемых сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), входящих в ЕДДС.

Проведенный анализ показал, что существенное увеличение объёма функций, осуществляемых едиными дежурно- диспетчерскими службами, повышение квалификационных требований к должностным лицам, специалистам этих служб требуют от них соответствующего уровня теоретической, служебной, профессиональной, методической и практической подготовки.

2.2 Общая характеристика работы службы ЕДДС Нижневартовского района

Нижневартовский район представляет собой самый большой по занимаемой площади среди районов Ханты-Мансийского автономного округа — его протяженность с запада на восток — 620 километров, с севера на юг — 370 километров, и самой малой плотность проживающего в нем населения.

Учитывая особенности географического расположения и удаленности населенных пунктов Нижневартовского района многие граждане, попадая в экстремальные ситуации или становясь свидетелями различных происшествий, не знают, как обратиться в ту или иную экстренную службу, теряя драгоценное время и впадая в панику. При этом нередко случаются события, в которых требуется комплексная помощь нескольких экстренных служб, находящихся в различных ведомствах.

12 стр., 5895 слов

Характеристика рисков чрезвычайных ситуаций на авиационном транспорте (2)

... для граждан, общества и государства, чем их ликвидация. Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них ...

Единая дежурно-диспетчерская служба Нижневартовского района (далее — ЕДДС), представляет собой орган повседневного управления районного звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — районное звено РСЧС).

Она предназначена для повышения готовности комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижневартовского района, служб района к оперативному реагированию на угрозу или возникновение происшествий и чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации происшествий и чрезвычайных ситуаций.

В своей деятельности по вопросам предупреждения и ликвидации происшествий, чрезвычайных ситуаций ЕДДС руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Положением о единой дежурно-диспетчерской службе Нижневартовского района, нормативно правовыми актами, относящимися к деятельности ЕДДС, а также соответствующими правовыми актами Нижневартовского района[9,10].

ЕДДС является структурным подразделением Муниципального казенного учреждения Нижневартовского района «Управление ГО и ЧС».

Общее руководство ЕДДС осуществляет заместитель главы администрации района, председатель комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее — КЧС и ОПБ).

Координацию деятельности ЕДДС осуществляет начальник управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации района (далее — ГО ЧС) (Рис.1.)

Рис.1. Структура ЕДДС

ЕДДС муниципального образования включает в себя: руководство ЕДДС, дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления.

В состав ЕДДС входит: начальник ЕДДС; дежурно-диспетчерский персонал: оперативный дежурный и четыре — помощника оперативного дежурного.

Пункт управления (далее — ПУ) представляет собой рабочее помещение для постоянного и дежурно-диспетчерского состава, оснащенное необходимыми техническими средствами, документацией, и размещается в помещении, закрепленном в установленном порядке за администрацией муниципального образования или объектом, учреждением по соглашению (договору).

В составе автоматизированной системы (далее — АС) ЕДДС предусматривается комплекс средств автоматизации процессов управления и комплекс средств связи и телекоммуникаций.

АС ЕДДС:

  • представляет собой единую (локальную) сеть, включающую в себя автоматизированные рабочие места должностных лиц дежурно-диспетчерской смены на базе персональных ЭВМ, программно-технические средства;
  • должна сопрягаться программно и технически с территориальной автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС, а также с имеющимися автоматизированными системами дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с ЕДДС.

Комплекс средств связи и телекоммуникаций ЕДДС обеспечивает прием телефонных сообщений, их регистрацию и запись на носители информации.

ЕДДС и дежурно-диспетчерские службы, входящие в районное звено РСЧС, функционируют в трех режимах мирного времени — режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации (Рис.2).

10 стр., 4649 слов

Поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях и защита от них

... Система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера К источникам чрезвычайных ситуаций природного характера относятся землетрясения, вулканические извержения, оползни, ... запас средств индивидуальной защиты для производственного персонала, предусматривается экстренная эвакуация населения в безопасные районы, а также использование средств индивидуальной ...

Рис. 2. Схема функционирования ЕДДС в режиме мирного времени

А также переводится с мирного на военное положение, в условиях военного положения и в военное время.

В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение происшествий и чрезвычайных ситуаций и обеспечивает:

  • прием от населения и дежурно-диспетчерских служб сообщений о любых происшествиях и чрезвычайных ситуациях, их регистрацию и сортировку по принадлежности и уровням ответственности;
  • обобщение и анализ информации о происшествиях и чрезвычайных ситуациях за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;
  • поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и связи;
  • внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на происшествия и чрезвычайные ситуации.

В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые дежурно-диспетчерские службы переводятся при угрозе возникновения происшествий и чрезвычайных ситуаций в тех случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с ЕДДС.

В режиме повышенной готовности ЕДДС дополнительно обеспечивает:

  • заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения происшествий и чрезвычайных ситуаций;
  • получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой в районе, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей природной среды;
  • прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;
  • В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и привлекаемые дежурно-диспетчерские службы переводятся при возникновении происшествий и чрезвычайных ситуаций.

В режиме чрезвычайной ситуации ЕДДС выполняет такие задачи как:

  • своевременное оповещать и информировать населения о складывающейся обстановке и опасностях в районе происшествиях и чрезвычайных ситуациях;
  • осуществлять сбор информации о состоянии окружающей природной среды в районе происшествий и чрезвычайных ситуаций, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

Функционирование ЕДДС в военное время осуществляется в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения района [4].

Комплектование личного состава ЕДДС осуществляется под руководством директора муниципального бюджетного учреждения «Учреждение по материально-техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления» по согласованию с начальником управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Нижневартовского района.

Лица, поступающие на работу в должности дежурного-диспетчера ЕДДС, обязаны пройти специальное медицинское освидетельствование на предмет годности к работе в экстремальных условиях.

Лица, принятые на должность дежурного-диспетчера ЕДДС, допускаются к работе после обучения по специальной программе.

8 стр., 3619 слов

Чрезвычайные ситуации Авария на Чернобыльской АЭС

... образом не обоснованы в анализе безопасности; недостаточный и неэффективный обмен важной информацией по безопасности, как между операторами, так и между операторами и проектировщиками; ... группу, известную как Консультативный комитет по вопросам ядерной безопасности (INSAG), которая, на основании материалов, предоставленных советской стороной, и устных высказываний специалистов (делегацию советских ...

Должностные лица ЕДДС обязаны знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность (положения, инструкции, планы-графики действий, иные документы), уметь применять их в практической работе, знать инфраструктуру района, особенности несения службы.

Основными формами обучения работников ЕДДС района являются тренировки с диспетчерами, участие в учебных мероприятиях (учениях) и занятия по профессиональной подготовке, прохождение подготовки (переподготовки) в учебных центрах, имеющих право в установленном порядке на обучение по данным категориям (Рис.3).

Совместные учебные мероприятия (тренировки и учения), проводимые с личным составом ЕДДС района, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно и утвержденным должностным лицом Центра управления в кризисных ситуациях (далее — ЦУКС).

Профессиональная подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС Нижневартовского района проводится под руководством начальника ЕДДС района по месту работы.

На рис. 3 изображена схема профессиональной подготовки диспетчеров ЕДДС

Рис. 3 Схема профессиональной подготовки диспетчеров ЕДДС

Сложность в работе диспетчера ЕДДС обуславливается неопределенностью, новизной и неожиданностью событий, неполнотой, неясностью и неточностью информации, которая поступает диспетчеру, а также дефицитом времени и социальным давлением на исполнителя.

Деятельность диспетчеров ЕДДС реализуется в переговорах, ведущихся с помощью средств связи: телефонной, радиосвязи [64].

Время, затраченное диспетчером на обмен информацией (прием сообщений и их передача) может достигать 80-90% рабочего времени.

Во время работы диспетчерам приходится иметь дело с большими объемами информации, которую необходимо принимать, хранить в течение некоторого периода времени, преобразовывать, перерабатывать, оценивать, принимать решения на основе поступающей или уже имеющейся информации, передавать ее после обработки, и просто ретранслировать.

Несмотря на то, что информация передается, опосредовано, с помощью технических средств, передается она человеком. Таким образом, эта деятельность включает в себя как взаимодействие с техническими средствами, так и с людьми, то есть находится на пересечении систем «человек-техника» и «человек-человек» [16].

Деятельность диспетчеров ЕДДС можно представить как состоящую из чередования следующих циклов, включающих в себя три компонента (Рис.4).

Рис. 4. Структура деятельности диспетчеров ЕДДС

Каждый из компонентов структуры операторской деятельности включает следующие действия.

1. Ожидание — это:

  • перерыв между звонками, когда оператор ждет очередной звонок;
  • возможность отдохнуть, восстановиться, переключиться с негативного состояния на позитив;
  • психологической особенностью процесса ожидания является состояние оперативной готовности и неопределенности перед принятием очередного звонка.

2. Прием информации является совмещенной деятельностью и включает:

  • установление контакта с абонентом, что предполагает выражение эмпатии абоненту, языковое соответствие и идентичность;
  • результаты диалога оператора и абонента зависят от психологических свойств личности оператора, например, эмоциональной устойчивости, активности, умения влиять на других людей и т.д.;
  • отнесение информации в определенную категорию (исходя из первых слов абонента);
  • прием информации по алгоритму, соответствующему определенной категории, то есть опрос абонента. Для снижения потерь информации оператору необходимо уметь предвидеть развитие событий;
  • ведение диалога с абонентом, то есть активное слушание абонента, в сопровождении высокой эмоциональной нагрузки, связанной с характером принимаемой информации и давлением абонентов;
  • прием неструктурированной информации, уточнение и конкретизация, а также перепроверка и определение достоверности информации для избегания возможных искажений информации;
  • запись информации и ее структурирование.

Во время приема информации диспетчер практически постоянно ведет работу с компьютерными базами данных.

3. Отработка сообщения включает:

  • определение служб, в которые необходимо передать информацию о происшествии в соответствии с существующими алгоритмами работы;
  • установление приоритетов передачи информации в службы в соответствии с существующими алгоритмами работы;
  • работа с компьютерными и иными базами данных для получения дополнительных данных;
  • передачу информации в службы, которые будут работать по предотвращению или ликвидации последствий данной ситуации;
  • проверка некоторых результатов по отдельным категориям, например, в какую больницу отвезли раненых (Проводится через некоторое время);
  • выбор действий и принятие решений.

Профессиональная пригодность диспетчеров ЕДДС рассматривается, во-первых, как совокупность качеств, свойств человека, предопределяющих успешность формирования пригодности к конкретной деятельности и, во — вторых, как совокупность наличных, сформированных профессиональных знаний, навыков, умений, а также психологических, физиологических и других качеств и свойств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных задач [24].

При определении структуры профессионально важных качеств специалистов ЕДДС следует исходить, с одной стороны, из требований деятельности, а с другой — из структуры личности данного работника.

Диспетчер должен уметь выдерживает высокую умственную нагрузку в связи с огромным информационным потоком и необходимостью вести совмещенную деятельность, т.е. когда ему приходиться решать две и более одновременно возникающие задачи [12].

Важным показателем напряженности работы является выполнение одновременно нескольких операций. Эта деятельность требует напряжения зрительных и слуховых анализаторов, голосового аппарата и предъявляет особые требования к оперативной памяти, функциям внимания.

Адаптация диспетчеров экстренных служб имеет свои особенности и характерные черты, связанные со спецификой деятельности, социальной и профессиональной среды, а с другой стороны с личностными характеристиками самого адаптируемого [14].

Адаптация человека к профессиональной деятельности подразделяется на ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, возможная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей. (Рис.5).

Профессиональная адаптация диспетчеров экстренных служб находиться в динамической зависимости от специфических факторов деятельности, усиливающих эмоциональное напряжение. Работа в команде поднимает вопрос о совместимости. Уровень развития внутриколлективных отношений влияет на формирование первых впечатлений от коллектива, создание условий для социальной и профессиональной адаптации.

Рис. 5. Трудовая адаптация

Таким образом

Специально подобранные и прошедшие обучение в данном направлении диспетчера ЕДДС находятся в постоянной готовности к действиям и уполномочены принимать соответствующие решения для проведения необходимых экстренных мер, обеспечивающие своевременное оповещения органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций о чрезвычайных происшествиях, для получения установленных сигналов на проведение мероприятий мобилизационной подготовки, сбора, обобщения и анализа оперативной обстановки о положении отраслей хозяйства, обеспечивающих жизнедеятельность Нижневартовского района.

Учитывая возможное многообразие чрезвычайных событий техногенного характера, опасных природных явлений, причины возникновения и характер их развития, влияние на жизнедеятельность городов и районов, актуальной задачей является повышение эффективности оперативного управления единой дежурной службой города дежурными и аварийно-диспетчерскими службами при возникновении и во время ликвидации техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий природного происхождения. Ограниченность временных и материально- технических ресурсов, а также возможностей человека при больших масштабах и скорости развития чрезвычайных ситуаций влияет на адекватность и достоверность информации, используемой при принятии оперативных решений. Эти аспекты обуславливают необходимость использования в системе обеспечения жизнедеятельности и безопасности города современных технологий сбора, обработки, анализа и визуализации информации, выработки решений и, что исключительно важно, обеспечения единого информационного пространства для координации и взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также различных министерств и ведомств.

Таким образом, важной и актуальной является задача создания единой интегрированной организационно-технической системы, обеспечивающей постоянный контроль над состоянием окружающей среды, природных ресурсов, объектов инфраструктуры и населения, а также оперативное и обоснованное принятие и реализацию решений по предупреждению, реагированию и ликвидации чрезвычайных ситуаций, базирующейся на взаимосвязанном комплексе современных информационных, коммуникационных технологий. Решение задачи обеспечения жизнедеятельности и безопасности населения и объектов инфраструктуры в рамках города и района требует реализации совместных действий и единого управления органов государственной власти, местного самоуправления, различных министерств и ведомств. С этой целью должно быть создано единое информационное пространство для управления и координации взаимодействующих органов, непрерывного мониторинга и прогнозирования развития чрезвычайных ситуаций, обеспечения выработки обоснованных решений по их устранению и оперативной ликвидации.

Глава 3. Методические материалы по теме исследования

3.1 Программа подготовки специалистов единой дежурно-диспетчерской службы муниципальных образований

I . Общие положения

Рабочая Программа подготовки специалистов единой дежурно-диспетчерской службы предусматривает подготовку личного состава в течение 72 часов учебного времени. В том числе 36 часов — для проведения занятий на базе учебного заведения, и 36 часов самостоятельной подготовки.

В процессе самостоятельной подготовки изучаются особенности, связанные со спецификой территориального расположения и оборудования рабочих мест конкретного муниципального образования, отработка порядка ведения учетно-отчетной документации по установленным образцам, а также отработка практических навыков по использованию оборудования рабочего места.

Цель обучения — подготовка должностных лиц и специалистов единой дежурно-диспетчерской службы для работы в условиях кризисных ситуаций, которые должны иметь навыки прогнозирования кризисных ситуаций, планирования и координации действий по организации их предотвращения и ликвидации.

Специалисты единой дежурно-диспетчерской службы (далее ЕДДС), прошедшие подготовку, должны:

а) знать:

требования основных руководящих и нормативных документов по организации управления, связи и оповещения, поддержанию высокой готовности единой дежурно-диспетчерской службы;

  • организационную структуру территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — ТП РСЧС), место ЕДДС в ней;
  • виды чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения, основные характеристики и особенности;
  • структуру, содержание, порядок планирования мероприятий гражданской обороны и звена ТП РСЧС;
  • порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • основные принципы и способы защиты в кризисных ситуациях;
  • структуру и задачи сил гражданской обороны и ТП РСЧС, а также порядок их применения в мирное и военное время;
  • основные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирования в паводковый и пожароопасный периоды;
  • организацию и порядок взаимодействия между объектовыми и территориальными органами управления и силами гражданской обороны и ТП РСЧС;
  • тактико-технические характеристики средств управления, связи и оповещения единой дежурно-диспетчерской службы и правила их безопасной эксплуатации;
  • порядок действий при ликвидации последствий аварий катастроф и стихийных бедствий.

б) уметь:

выполнять нормативные требования при исполнении функциональных обязанностей и вводить в действие планирующие документы;

  • вести сбор, обработку, обмен и передачу информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, анализировать и оценивать показатели в условиях постоянно нарастающего риска усложнения обстановки с большими психофизиологическими нагрузками;
  • применять штатную аппаратуру, механизмы, приборы и другое табельное оборудование, а также средства защиты в ходе обеспечения проведения аварийно-спасательных работ;
  • работать на штатных средствах связи и оповещения.

в) ознакомиться:

с принципами построения территориальных и локальных систем оповещения, связи;

  • с организацией оповещения органов управления ГОЧС, должностных лиц, населения;
  • с организацией взаимодействия сил и средств территориальных и функциональных звеньев ТП РСЧС, соединений и частей войск гражданской обороны, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • с реализацией территориальных государственных целевых программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения, снижение ущерба и смягчения последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий.

ІІ. Наименование тем, виды учебных занятий и количество часов

Наименование тем и занятий

Всего часов

вид занятий

1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Занятие 1.Нормативно-правовое регулирование в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

2

лекция

Занятие 2. Структура РСЧС. Режимы функционирования. Место ЕДДС в системе ТП РСЧС.

2

лекция

2

Нормативно-правовая база создания ЕДДС. Основы создания ЕДДС в муниципальных образованиях. Документация ЕДДС.

2

лекция

3

Состав сил гражданской обороны и РСЧС, их назначение и порядок

использования в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Занятие 1. Состав сил ГО и РСЧС, их назначение и порядок использования в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

1

лекция

Занятие 2. Порядок действий диспетчеров ЕДДС при объявлении готовности.

1

лекция

4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и их последствия для населения.

Занятие 1. Характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф. Классификация чрезвычайных ситуаций.

1

лекция

Занятие 2. Учетно-отчетные документы, отрабатываемые в ЕДДС.

7

лекция

5

Организация системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Занятие1. Нормативно-правовое регулирование в области мониторинга и прогнозирования на территории и организация этой работы на территориях муниципальных образований .

3

лекция

Занятие 2. Организация работы ЕДДС МО по мониторингу и прогнозам. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

3

лекция

6

Организация информационного обмена на территории муниципального образования. Сроки и правила заполнения необходимой документации при чрезвычайных ситуациях, авариях и происшествиях.

Занятие 1. Организация взаимодействия с оперативной группой при ликвидации ЧС.

6

практическое

Занятие 2. Табель срочных донесений. Заполнение формы донесения и его отправка.

7

Назначение и порядок использования паспорта территории и паспорта безопасности потенциально опасного объекта в различных режимах функционирования ТП РСЧС

Занятие 1. Паспорт территории муниципального образования, паспорт территории населенного пункта.

Паспорт безопасности потенциально опасного объекта.

6

практическое

Занятие 2. Использование 3D-модели потенциально опасных объектов.

8

Организация деятельности пожарной охраны

Занятие 1. Система обеспечения пожарной безопасности на территории.

6

лекция

Занятие 2. Пожарный гарнизон. Структура, задачи.

Занятие 3 .Тактика пожаротушения. Место ЕДДС при организации тушения пожаров.

9

Организация управления, связи и оповещения. Порядок действия по сигналам гражданской обороны.

6

лекция

10

Порядок взаимодействия ЕДДС с территориальными и функциональными звеньями ТП РСЧС

Занятие 1. Организационная структура, задачи. Состав дежурной смены. Взаимодействие.

2

лекция

Занятие 2. Использование видеоконференцсвязью (ВКС) для представления и обмена информацией.

6

практическое

11.

Организация превентивных мероприятий на территории муниципального образования

Занятие 1. Организация работы ЕДДС в период паводка.

2

лекция

Занятие 2. Организация работы ЕДДС в пожароопасный период

4

лекция

12

Действие ЕДДС при ликвидации последствий крупных аварий на коммунально-энергетических сетях и при ДТП.

2

лекция

13

Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма

Занятии 1. Мероприятия по предупреждению и смягчению террористических актов.

4

лекция

Занятие 2. Алгоритм действий работников ЕДДС при угрозе и совершении террористического акта.

4

практическое

14

Зачет.

2

Итого

72

ІІІ. Содержание тем

Тема № 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нормативно-правовое регулирование в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Основные задачи. Нормативные правовые документы по созданию и функционированию.

Структура РСЧС. Режимы функционирования. Место ЕДДС в системе ТП РСЧС.

Уровни РСЧС, ее структура. Режимы функционирования. Территориальная подсистема РСЧС (ТП РСЧС), ее структура и задачи. Место единой дежурно-диспетчерской службы в системе ТП РСЧС.

Тема № 2. Нормативно-правовая база создания ЕДДС. Основы создания ЕДДС в муниципальных образованиях. Документация ЕДДС.

Требования нормативных правовых документов по созданию и функционированию ЕДДС. Организационные документы по созданию ЕДДС муниципального образования. Документация ЕДДС.

Тема № 3. Состав сил гражданской обороны и РСЧС, их назначение и порядок использования в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Занятие 1. Состав сил ГО и РСЧС, их назначение и порядок использования в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Силы гражданской обороны. Аварийно-спасательные формирования. Нештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, принципы их создания и применения. Формирования, создаваемые на химически опасных объектах. Состав сил РСЧС. Силы постоянной готовности. Взаимодействие сил и средств при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Занятие 2.

Порядок и последовательность перевода гражданской обороны с мирного на военное время. Степени готовности. Действия личного состава ЕДДС.

Тема № 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и их последствия для населения.

Характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф. Классификация чрезвычайных ситуаций.

Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий, катастроф, возможных на территории (муниципального образования), их последствия для населения. Критерии по классификации чрезвычайных ситуаций. Основные принципы защиты населения. Особенности организации защиты населения, проживающего в районах расположения химически опасных объектов и в зонах катастрофического затопления.

Занятие 2.

Учетно-отчетная документация, отрабатываемая в ЕДДС. Порядок ее ведения составом дежурной смены.

Тема № 5. Организация системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Занятие 1. Нормативно-правовое регулирование в области мониторинга и прогнозирования на территории и организация этой работы на территориях муниципальных образований РТ.

Требования нормативных правовых документов. Отдел мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ОМП ЧС ), структура, задачи.

Занятие 2.

Сбор и обработка исходных данных для прогнозирования. Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций на территории МО. Взаимодействие ЕДДС с ОМП ЧС.

Тема № 6. Организация информационного обмена на территории муниципального образования. Сроки и правила заполнения необходимой документации при чрезвычайных ситуациях, авариях и происшествиях.

Организация взаимодействия с оперативной группой при ликвидации ЧС.

Состав оперативной группы. Порядок организации связи. Средства связи основного и запасного командных пунктов.

Занятие 2.

Формы донесений согласно табелю срочных донесений, порядок их заполнения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, сроки представления донесений.

Тема № 7. Назначение и порядок использования паспорта территории и паспорта безопасности потенциально опасного объекта в различных режимах функционирования ТП РСЧС

Паспорт территории муниципального образования. Паспорт безопасности потенциально опасного объекта

Структура и содержание Паспорта территории муниципального образования и Паспорта безопасности потенциально опасного объекта. Использование необходимых данных Паспорта в работе ЕДДС.

Занятие 2

Характеристики 3D-модели. Возможности ее использования в работе ЕДДС при оценке обстановки в процессе подготовки необходимых данных.

Тема № 8. Организация деятельности пожарной охраны.

1. Система обеспечения пожарной безопасности на территории.

Нормативные правовые документы. Требования по пожарной безопасности.

Занятие 2.

Пожарный гарнизон МО. Функции пожарного гарнизона. Оснащенность. Состав дежурной смены, порядок и последовательность действий при получении информации о пожаре.

Занятие 3.

Мероприятия, проводимые в целях организации тушения пожаров. Принятие решения на тушение пожара. Силы и средства, привлекаемые для тушения. Усиление группировки сил.

Тема № 9. Организация управления, связи и оповещения. Порядок действия по сигналам гражданской обороны.

Принципы организации управления, связи и оповещения. Пункты управления и их назначение.

Организация связи и оповещения ТП РСЧС при чрезвычайных ситуациях (муниципального образования, организаций).

Взаимодействие органов управления. Место единой дежурно-диспетчерской службы в организации управления.

Порядок сбора и обмена информацией по чрезвычайным ситуациям едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципального образования, организации. Формы донесений о чрезвычайных ситуациях (происшествиях).

Средства связи и оповещения. Эксплуатация средств связи. Программное обеспечение управления в кризисных ситуациях. Эксплуатация автоматизированных систем в ЕДДС.

ЦУКС, основные задачи, порядок работы. Порядок взаимодействия и обмена информацией.

Сигналы гражданской обороны, действия по ним.

Тема № 10. Порядок взаимодействия ЕДДС с территориальными и функциональными звеньями ТП РСЧС., Организационная структура, задачи. Состав дежурной смены. Взаимодействие.

ЕДДС МО, типовой состав дежурной смены. Обязанности личного состава ЕДДС. Прием и проверка рабочих мест. Взаимодействие дежурной смены с оперативным дежурным ГУ МЧС России по РТ, ЕДДС соседних районов, ДДС организаций.

Занятие 2.

Тема № 11. Организация превентивных мероприятий на территории муниципального образования.

Организация работы ЕДДС в период паводка.

Порядок получения информации о состоянии паводковой ситуации. Прогноз возникновения и развития угрозы возникновения (возникновения) чрезвычайной ситуации в районах МО. Рекомендации для населения МО.

Занятие 2

Зоны возможных пожаров на территории МО и соседних районов. Рекомендуемые меры для предотвращения возникновения пожаров. Проверка готовности сил пожаротушения. Рекомендации для населения.

Тема № 12. Действие ЕДДС при ликвидации последствий крупных аварий на коммунально-энергетических сетях и при ДТП.

Получение информации, ее проверка и учет. Доведение информации должностным лицам. Оценка обстановки и принятие решения на привлечение сил для их ликвидации. Взаимодействие с организациями, выделяющими силы по ликвидации аварий. Составление донесения и представление его в ЦУКС.

Тема № 13. Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Мероприятия по предупреждению и смягчению террористических актов.

Правовые, нормативные и организационные основы противодействия терроризму. Виды террористических акций, их общие и отличительные черты. Способы осуществления. Оценка риска их возникновения. Мероприятия по минимизации и (или) ликвидации последствий их проявления.

Занятие 2.

Получение сигнала о возможном (состоявшемся) террористическом акте, проверка его достоверности. Доведение информации должностным лицам, органам и организациям. Доклад оперативному дежурному ГУ МЧС России по РТ содержания информации и принимаемых мерах. Мероприятия по предупреждению и смягчению террористических и диверсионных актов. Участие ЕДДС в этих мероприятиях. Памятка действий для населения, оказавшегося в заложниках.

3.2 План — конспект занятия № 1

Тема: Пожары и взрывы. Основные понятия о пожаро- и взрывоопасных объектах.

Профессия: специалисты ЕДДС.

Цели и задачи занятия:

1. Ознакомить диспетчеров с основными понятиями о пожаро — и взрывоопасных объектах;

2. Научить правилам безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва.

Ведущие понятия темы:

1. Основные понятия о горении;

2. Основные понятия о пожаре;

3. Основные понятия о пожаро — и взрывоопасных объектах;

4. Поражающие факторы при авариях на ВПОО;

5. Правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва.

Методы и методические приемы: словесные (лекция).

Учебно-наглядные пособия и оборудование: ТК РФ, персональный компьютер, стенды и плакаты по пожарной тактике.

План занятий (приложение 2)

3.3 План — конспект занятия № 2

Тема: Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Определения ЧС природного и техногенного характера. Классификация ЧС.

Профессия: специалисты ЕДДС.

Цели и задачи занятия:

  • познакомить работников с основными понятиями и определениями Гражданской обороны;
  • рассказать о задачах, стоящих перед Гражданской обороной, ознакомить с организацией системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • рассмотреть структуру РСЧС;
  • сформировать у сотрудников представление о ЧС природного и техногенного характера, их последствиях и правилах безопасного поведения;
  • развивать логическое мышление и совершенствовать навыки сравнения и обобщения;

Ведущие понятия темы

1. Цели и задачи гражданской обороны;

2. Структура РСЧС;

3. ЧС природного и техногенного характера;

4. Классификация ЧС.

Методы и методические приемы: словесные (лекция).

Учебно-наглядные пособия и оборудование: ТК РФ, персональный компьютер (слайды), плакаты, нормативные правовые акты.

План занятий №2 (приложение 3)

3.4 Диагностика знаний специалистов ЕДДС Нижневартовского района

Занятия по подготовки специалистов единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования включает следующий тематический материал:

Пожары и взрывы. Основные понятия о пожаро — и взрывоопасных объектах.

В теме рассматриваются вопросы о процессе горения, общее понятия о пожаре, какие мероприятия проводятся в целях организации тушения пожаров, какие силы и средства, привлекаются для тушения пожара. Также в теме рассматривается классификация основных огнетушащих веществ, основные понятия о пожаро — и взрывоопасных объектах, а также поражающие факторы при авариях на ВПОО и правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва. Для закрепления нового материала работникам был предложен тест по пожарной безопасности и были заданы контрольные вопросы.

Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Определения ЧС природного и техногенного характера.

В теме рассматриваются вопросы о задачах Гражданской обороны, о системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, об организации взаимодействия сил и средств территориальных и функциональных звеньев ТП РСЧС, соединений и частей войск гражданской обороны, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, даются определения ЧС природного и техногенного характера, а также классификации ЧС. Рассматриваются разновидности опасных природных явлений, разрушительные последствия опасных природных явлений.

Организация системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера .

Тема рассматривает нормативно-правовое регулирование в области мониторинга и прогнозирования на территории МО, требования нормативных правовых документов. Рассматривает структуру и задачи отдела мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Как проходит организация работы ЕДДС МО по мониторингу и прогнозированию. Сбор и обработка исходных данных для прогнозирования. Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций на территории МО.

Организация превентивных мероприятий на территории муниципального образования.

Тема рассматривает организацию работы ЕДДС в период паводка и в пожароопасный период. Порядок получения информации о состоянии паводковой ситуации. Прогноз возникновения и развития угрозы возникновения (возникновения) чрезвычайной ситуации в районах МО. Зоны возможных пожаров на территории МО и соседних районов. Рекомендуемые меры для предотвращения возникновения пожаров. Проверка готовности сил пожаротушения. Рекомендации для населения.

Алгоритм действий работников ЕДДС при угрозе и совершении террористического акта.

В теме рассматриваются действия диспетчеров при получении сигнала о возможном (состоявшемся) террористическом акте, проверка его достоверности. Доведение информации должностным лицам, органам и организациям. Мероприятия по предупреждению и смягчению террористических и диверсионных актов. Участие ЕДДС в этих мероприятиях. Памятка действий для населения, оказавшегося в заложниках.

Действие ЕДДС при ликвидации последствий крупных аварий на коммунально-энергетических сетях и при ДТП.

Тема рассматривает: получение информации, ее проверка и учет. Доведение информации должностным лицам. Оценка обстановки и принятие решения на привлечение сил для их ликвидации. Взаимодействие с организациями, выделяющими силы по ликвидации аварий. Составление донесения и представление его в ЦУКС.

Порядок взаимодействия ЕДДС с территориальными и функциональными звеньями ТП РСЧС.

Занятие 1. Организационная структура, задачи. Состав дежурной смены. Взаимодействие.

Тема рассматривает: типовой состав дежурной смены ЕДДС. Обязанности личного состава ЕДДС. Прием и проверка рабочих мест. Взаимодействие дежурной смены с оперативным дежурным ЦУКС, ЕДДС соседних районов, ДДС организаций.

Занятие 2. Использование видеоконференцсвязи (ВКС) для представления и обмена информацией.

Цель проводимых занятий — выявить у работников ЕДДС степень усвоения материала;

Задачи:

  • провести первоначальное тестирование с работниками, для выявления знаний по предложенной теме;
  • после проведения занятий, провести итоговую проверку знаний, а затем сравнительный анализ данных с первоначальными.

Первоначальное анкетирование проводилось 10 февраля 2014 года, а вторичное 21 февраля 2014 года.

Работникам было предложено заполнить анкету, состоящую из 10 вопросов (приложение 4).

Обучение проводилось для начальников смен и диспетчеров ЕДДС в количестве 10 человек, анкетирование было проведено с 8 работниками.

Анализ анкетирования показал, что обучаемые легко отвечали на вопросы № 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, на вопрос № 9 затруднялись ответить. Из чего можно сделать вывод, что общий % ответов учащихся составил 70%.

После проведения занятий по предложенным темам мы провели повторную диагностику знаний работников по вопросам анкеты. Были получены следующие результаты: 7 работников справились с заданием на «отлично». Один работник допустил одну ошибку. Из чего можно сделать следующий вывод, что поставленные цели и задачи были достигнуты, занятия признаны эффективными.

В результате проведенных занятий у работников ЕДДС повысилась оперативное реагирование на угрозу возникновения ЧС и усовершенствовались навыки по координации совместных действий с дежурно-диспетчерскими службами.

Таблица 1, Проверка первичных знаний специалистов ЕДДС

Ф.И.О. работников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоги

%

1

Попович Ю.В.

+

+

+

+

+

+

+

7

70

2

Прокопова Н.В.

+

+

+

+

+

+

6

60

3

Мичиняну С.А.

+

+

+

+

+

5

50

4

Соколова Ю.А.

+

+

+

+

+

+

6

60

5

Кононович А.Г.

+

+

+

+

+

+

+

+

8

80

6

Иванова И.Н.

+

+

+

+

+

+

+

+

8

80

7

Фуртуна А.И.

+

+

+

+

+

+

+

7

70

8

Иванова Л.С.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

90

Количество неправильных ответов

3

0

5

2

4

3

0

3

4

0

70

Рис 1. График первичных знаний специалистов ЕДДС

Таблица 2

Проверка вторичных знаний специалистов ЕДДС

Ф.И.О. работников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоги

%

1

Попович Ю.В.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

100

2

Прокопова Н.В.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

100

3

Мичиняну С.А.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

100

4

Соколова Ю.А.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

100

5

Кононович А.Г.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

100

6

Иванова И.Н.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

100

7

Фуртуна А.И.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

90

8

Иванова Л.С.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

100

Количество неправильных ответов

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

98

Рис 2. График вторичных знаний специалистов ЕДДС

Нами были разработаны занятия для специалистов ЕДДС Нижневартовского района. А также была разработана анкета, включающая тестовые вопросы, на которые работники должны ответить в начале и в конце изучения данного курса.

После проведенных занятий была проведена обработка результатов тестирования до и после изучения материала (рис 1, 2), а также общий график (рис 3) на котором можно посмотреть, что знания работников улучшились на 98%. Что свидетельствует об эффективности проведения занятий.

Рис 3. График апробации до и после изучения материала.

Заключение

В результате работы сформулированы основные выводы по совершенствованию профессиональной подготовки и деятельности специалистов единых дежурно-диспетчерских служб.

Проведенный анализ позволил уточнить сущность, содержание и методику профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов единых дежурно-диспетчерских служб.

Обоснованы условия подготовки и деятельности специалистов единых дежурно-диспетчерских служб, основными из которых являются: интеграция основных форм компетентностно-ситуативной подготовки и деятельности специалистов единых дежурно-диспетчерских служб; практико-ориентированный тренинговый характер подготовки и оценки деятельности специалистов ЕДДС; использование в системе подготовки средств автоматизации, технических средств обучения, новейших достижений науки и техники.

Установлена целесообразность реализации адаптивного обучения применительно к подготовке и переподготовке специалистов деятельности единых дежурно-диспетчерских служб пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В результате исследования разработана компетентностная модель подготовки и деятельности специалистов единых дежурно-диспетчерских служб, представляющая собой открытую и гибкую систему, позволяющую распознать, учесть, проявить и использовать индивидуальные возможности каждого специалиста, сформировать и развить его способность и готовность самостоятельно и ответственно принимать и реализовывать решения по различным профессиональным проблемам и ситуациям в деятельности единых дежурно-диспетчерских служб.

Предложена методика профессиональной подготовки дежурно- диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб, представляющая взаимообусловленные действия руководителей, должностных…