Определение, назначение и задачи деятельности аэропортов

Одним из условий стабильного развития российского государства является его экономическая деятельность, а она, в свою очередь, не возможна без надежной транспортной системы. Гражданская авиация является одной из ведущих отраслей экономики Российской Федерации. Перевозка иностранных и российских пассажиров на международных и внутренних регулярных воздушных линиях составляет существенную часть работ и услуг, выполняемых российскими авиаперевозчиками.

Однако сложности переходного периода в российской экономике привели к большим проблемам, в том числе несовершенство нормативно-правовой базы по авиаперевозкам, что поставило авиатранспортные предприятия в тяжелое положение. Экономические преобразования, осуществляемые на транспорте в России, привели к структурным изменениям в системе управления отраслью. Для сохранения и укрепления позиций российской гражданкой авиации, предприятиям отрасли приходится ставить перед собой задачи выживания и достижения экономической стабильности в новых условиях хозяйствования.

1 Определение аэропорты

Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

Аэропорт (пункт) конечный — аэропорт (пункт), в котором заканчивается выполнение рейса по расписанию (плану полетов).

Аэропорт международный — аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иные виды контроля.

Аэропорт (пункт) назначения — аэропорт (пункт), в который должен быть доставлен пассажир, багаж или груз, согласно договору воздушной перевозки.

Аэропорт (пункт) начальный — аэропорт (пункт), из которого начинается выполнение рейса по расписанию (плану полетов).

Аэропорт (пункт) остановки — промежуточный аэропорт (пункт), в котором пассажир, согласно договору воздушной перевозки, временно прерывает полет более чем на 24 часа.

20 стр., 9544 слов

Сервис, предоставляемый пассажирам при обслуживании на воздушном транспорте

... входящими в стоимость воздушной перевозки (ВП), и платными. Технологические услуги (бесплатные): Доставка багажа между ВС и аэровокзала; Питание на борту ВС; Хранение багажа при задержке рейса в аэропорту промежуточной ...

Аэропорт (пункт) отправления — аэропорт (пункт), от которого, согласно договору воздушной перевозки, начинается (или продолжается) перевозка пассажира, багажа или груза.

Аэропорт (пункт) промежуточный (транзитный) — аэропорт (пункт), расположенный по маршруту полета, в котором по расписанию (плану полета) предусмотрена посадка воздушного судна.

Аэропорт (пункт) трансфера — аэропорт (пункт), указанный в перевозочном документе пассажира, грузоотправителя, в котором, согласно договору воздушной перевозки, пассажир совершает пересадку (при стыковке между рейсами до 24 часов), а также производится перегрузка багажа и груза с одного рейса на другой для дальнейшего следования по маршруту перевозки.

Авиационная безопасность — состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Воздушная перевозка — перевозка пассажиров, багажа, груза на воздушных судах на основании и в соответствии с условиями договора воздушной перевозки.

Внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.

Международная воздушная перевозка — перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:

  •  соответственно на территории двух государств;
  •  на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Пассажир — лицо, за исключением члена экипажа, которое перевозится или должно перевозиться на воздушном судне в соответствии с договором воздушной перевозки.

Рейс — полет воздушного судна (по расписанию или вне расписания), выполняемый в одном направлении от начального до конечного пункта маршрута.

2 Аэропорт – сущность и задачи

АЭРОПОРТ — авиатранспортное предприятие, обеспечивающее быструю, безопасную и эффективную транспортировку по воздуху пассажиров, багажа, грузов, почты и осуществляющее отправление и прием летательных аппаратов, используя средства, необходимые для их взлета или посадки, а также техническое обслуживание и ремонт. К аэропорту относятся аэровокзалы и здания для хранения и отправки грузов и почты, а также подъездные железные и шоссейные дороги, станции наземного транспорта и автостоянки.

Аэропорты классифицируют в соответствии с их назначением, функциями, размером, типами самолетов, которые они могут принимать и обслуживать, и другими отличительными признаками.

Аэропорты различают по следующим признакам:

1) военные или гражданские;

2) коммерческие или некоммерческие;

3) частные или государственные;

4) типы обслуживаемых самолетов;

5) регулярность авиаперевозок (расписание или его отсутствие);

6) наличие таможни, служб иммиграции и других видов инспекции, необходимых для обслуживания международных авиаперевозок;

7) наличие средств и сооружений для отправки и хранения грузов.

Историческая справка

Одним из самых первых аэропортов мира стал Кёнигсбергский аэропорт Девау, открывшийся в 1919 году.

Первые аэродромы. Так как первые аэропланы были относительно легкими и развивали небольшие скорости, не требующие больших длин пробега при взлете или посадке, они могли использовать в качестве летного поля — аэродрома — небольшие ровные площадки. Вследствие этого аэродромы для таких самолетов располагались в любых подходящих местах, удобных для обслуживания населения. Они не имели специально оборудованных взлетно-посадочных полос (ВПП) с искусственным покрытием. Летчики сами ориентировали свои самолеты относительно направления ветра, чтобы при коротком разбеге (от 300 до 900 м) можно было быстро развить скорость 150-170 км/ч, необходимую для отрыва от земли.

17 стр., 8395 слов

Улучшение качества перевозки и обслуживания пассажиров на примере ...

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, выбранная тема дипломного проекта: «Улучшение качества перевозки и обслуживание пассажиров на примере ГУП Петербургский метрополитен» является актуальной. Повышение качества услуг по перевозке пассажиров метрополитеном можно совершенствовать улучшением таких показателей как: ...

Коммерческие аэропорты.

С появлением в 1930-х годах многомоторных самолетов и коммерческих авиалиний возникла необходимость сооружения бетонированных ВПП (длиной до 1500 м), которые могли бы принимать тяжелые самолеты (весом от 4,5 до 11,5 т), создающие большие удельные нагрузки на покрытие ВПП. Соответственно для их сооружения требовались земельные участки большой площади, удаленные от высоких сооружений и зданий, создающих помехи взлету и посадке, и аэропорты стали строить в пригородной зоне вдали от центров больших городов, используя участки земли, не привлекательные для заселения, отдыха или коммерческой деятельности.

ЧИКАГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ О’ХАРА. На переднем плане — вышка КДП аэропорта.

Коммерческие аэропорты второго поколения образовали сеть региональных авиалиний и предназначались для обслуживания самолетов, способных перевозить до 75 пассажиров и совершающих регулярные рейсы между этими аэропортами. Для удовлетворения потребностей пассажиров были построены соответствующие аэровокзалы. Поскольку пассажировместимость самолетов была относительно небольшой, аэровокзалы представляли собой одноэтажные здания со смотровыми площадками, расположенными на крышах зданий. В это же время большую популярность приобрели развлекательные воздушные экскурсии, что вызвало появление небольших аэродромов, не предназначенных для использования коммерческими авиалиниями

Существуют гидроаэропорты для обеспечения авиаперевозок на гидросамолётах. Такие аэропорты не имеют взлётно-посадочную полосу, — её роль выполняет водная поверхность водоема — речная, озерная или морская акватория.

Международный аэропорт — аэропорт, который открыт для приёма и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль.

Мюнхенский аэропорт ночью

Аэродром

Аэродром любого аэропорта включает в себя лётное поле (взлётно-посадочные полосы (ВПП)), рулёжные дорожки (РД), а также перрон (в крупных аэропортах несколько), места стоянки и заправки, склады) и комплекс управления воздушным движением (службы: организации воздушного движения, электрорадиотехническая и электросветотехническая, метеорологическая, штурманская и т. д.).

Boeing 757—200 EZ-A010 Туркменских авиалиний в аэропорту Суварнабхуми, Бангкок. Погрузка багажа

Аэровокзальный комплекс (пассажирский терминал)

Телескопический трап, пристыкованный к борту. Под трапом видна система вентилирования салона.

Включает в себя собственно аэровокзал, предназначенный для обслуживания пассажиров. В аэровокзале базируются большинство служб, обслуживающих пассажиров от момента входа на территорию аэропорта до вылета и от момента подачи трапа к самолёту до покидания аэропорта:

  •  представительства авиакомпаний;
  •  служба организации пассажирских перевозок;
  •  службы безопасности;
  •  багажная служба;
  •  службы пограничного, иммиграционного и таможенного контроля;
  •  различные организации и предприятия, обеспечивающие отдых, питание, досуг пассажиров и т.

п.: рестораны и кафе, точки торговли периодикой и сувенирами, магазины, и т. д.

Грузовой комплекс

Принимает к отправке, оформляет, обрабатывает, загружает на борт воздушных судов груз и почту. Оснащается крытым отапливаемым складом, средствами доставки и механизированной погрузки-разгрузки, средствами обработки груза «в навал» и в контейнерах.

Класс аэропорта определяется годовым объёмом пассажирских перевозок (пассажирообменом), то есть суммарным количеством всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая транзитных пассажиров (с пересадкой из одного воздушного судна в другое).

Классификация аэропортов в зависимости от годового объёма пассажирских перевозок:

Класс аэропорта

Годовой объём

пассажирских перевозок,

тыс. человек

I

10000—7000

II

7000—4000

III

4000—2000

IV

2000—500

V

500—100