Курсовая работа международное воздушное право

Курсовая работа

Развитию плодотворного и равноправного сотрудничества в области использования воздушного пространства над открытым морем для полетов воздушных судов придается большое значение во всем мире, в том числе и в Российской Федерации. Особую актуальность эта область международных отношений приобретает сегодня, что обусловлено рядом объективных причин 1 Халимова Г.Р. Международно-правовая регламентация безопасности гражданской авиации : диссертация … кандидата юридических наук.- Казань, 2007. С. 7.

Внимание государств и международных организаций к международному воздушному транспорту заметно усилилось в связи с резким падением уровня безопасности полетов. Подавляющее большинство авиационных происшествий и серьезных инцидентов произошли из-за недостатков в организации и выполнении полетов, имеют место факты невыполнения сертификационных требований, предъявляемых к эксплуатантам воздушного транспорта, нарушение экипажами установленных правил полетов, загрузки воздушных судов, допускаются превышения их взлетной массы, провоз неоформленных в установленном порядке пассажиров и груза.

Объектом исследования являются специфические международно-правовые отношения, возникающие в области гражданской авиации, определяющие взаимные обязательства участников международных соглашений относительно применения норм международного воздушного права.

Предметом исследования является международно-правовое регулирование отношений в области гражданской авиации, связанных с обеспечением принципа безопасности.

3 стр., 1405 слов

Структура нормативно-правовых документов в области воздушных ...

... документов, регламентирующих международные воздушные перевозки: 1)Варшавская конвенция, 1929 г. с изменениями "Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок". 2)Чикагская конвенция, 1944 г. "О международной гражданской ... безопасности полетов ВС, авиационной безопасности, ... воздушным движением. ВК РФ является центральным нормативным актом и основным источником воздушного ...

Цель работы заключается в изучении обеспечения безопасности международных полетов.

Для достижения указанной цели будут решены следующее задачи:

— изучить правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве;

— проанализировать международно-правовые основы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации международной организацией гражданской авиации (ИКАО);

— Выявить нормативно-правовое регулирование процесса организации подготовки кадров воздушного транспорта;

— изучить безопасность полетов в России по сравнению с мировой авиационной системой;

— делать изучить эволюцию системы международно-правового регулирования международных полетов гражданских воздушных судов.

Методология научного исследования состоит из: методов познания (анализ, синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение), из общенаучных методов ( эмпирическое исследование , методы теоретического познания) , а также частнонаучных методов (формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод).

Использование указанных методов позволило осуществить комплексный анализ исследуемого явления, выявить его сущность, определить функции, особенности заявленной темы.

Для исследования данной темы были использованы труды научных деятелей в области международного права.

Для раскрытия темы использовалась законодательная база России, а также нормативно-правовые акты междурядного уровня.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1 Основные положения правового регулирования безопасности международных полетов

23 стр., 11072 слов

Воздушное пространство Российской Федерации: понятие и правовая характеристика

... положение суверенного воздушного пространства, т. е. признание полного и исключительного суверенитета государства в воздушном пространстве над его сухопутной и водной территорией, утвердилось с началом и под влиянием полетов воздушных судов. Именно поэтому ...

  • Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве

Международное воздушное пространство находится над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, а также над Антарктикой.

Принцип свободы открытого моря связан с принципом свободы открытого воздушного пространства над ним. Все государства, независимо от того, являются они прибрежными или нет, имеют право свободно, т. е. без разрешения кого-либо, осуществлять воздушное судоходство над открытым морем и не приобретают в отношении этого воздушного пространства суверенных прав. Однако данная свобода реализуется государствами с учетом основных принципов международного права и, следовательно, предполагает действие ряда общепризнанных правил 2

Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистрированным им воздушным судном, осуществляющим полет в международном воздушном пространстве. Власть другого государства на данное воздушное судно не распространяется, что означает также недопустимость вмешательства в полет этого судна.

Государства обязаны не допускать создания со стороны их воздушных судов угрозы безопасности полетов воздушных судов других государств, а также безопасности мореплавания 3

С этой целью государства заключают договоры о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним.

В частности, не допускаются имитация атак посредством имитации применения оружия по самолетам и кораблям; выполнение военными самолетами опасных облетов иностранных морских судов и любые другие действия, представляющие опасность как для полетов в воздушном пространстве, так и для судоходства в открытом море 4

В связи с этим важное значение имеет соблюдение правила – каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, имеет соответствующие национальные и регистрационные знаки. Воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы.

Государство, под юрисдикцией которого находятся воздушные и морские суда, ставшие объектом нападения или опасных маневров, вправе поставить вопрос об ответственности того государства, воздушные силы которого допустили опасные действия.

Вместе с тем международное право допускает в строго определенных случаях исключения из свободы открытого моря и принудительные действия воздушных судов в районах открытого моря.

Принцип свободы международного воздушного пространства не отвергает необходимости упорядочения международных полетов с учетом обязательства участников Чикагской конвенции 1944 г 5 Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. от 26.10.1990) (с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000) // СПС Консультант плюс.

3 стр., 1059 слов

Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве

Международные воздушные передвижения регулируются Чикагской конвенцией 1944 года и национальным законодательством. Цель реферата: рассмотреть понятие полетов в международном воздушном пространстве; дать юридическую классификацию полетов; рассмотреть право полетов в международном воздушном пространстве Основная часть 1. Понятие полетов в международном воздушном пространстве Общепринятого ...

обращать должное внимание на безопасность навигации гражданских воздушных судов. Это требование обеспечивается внедрением со стороны ИКАО системы маршрутов обслуживания воздушного движения.

Помимо свободы полетов воздушных судов над открытым морем существуют свобода научных исследований посредством воздушных судов, свобода использования летательных аппаратов для обеспечения рыболовства и возведения установок и сооружений.

Режим воздушного пространства над Антарктикой регулируется Договором об Антарктике 1959 г 6 Д оговор об Антарктике (Подписан в г. Вашингтоне 01.12.1959) (с изм. от 04.10.1991) // СПС Консультант плюс.

Все государства, независимо от их участия в данном Договоре, имеют право свободно осуществлять над Антарктикой полеты гражданских воздушных судов, строго придерживаясь стандартов ИКАО.

Антарктика, включая воздушное пространство над нею, используется только в мирных целях. В связи с этим запрещаются любые мероприятия военного характера, испытания любых видов оружия, включая ядерные взрывы. В воздушном пространстве над Антарктикой могут осуществлять полеты и военные летательные аппараты, но только для осуществления целей Договора 1959 г., в частности для доставки и вывоза персонала и оснащения станций.

Таким образом, международно-правовое регулирование полетов воздушных судов над открытым морем можно определить как властное, нормативно-организационное воздействие на международные отношения, осуществляемое субъектами международного права, и в первую очередь государствами, при помощи системы правовых средств в целях удовлетворения национальных и международных интересов в области использования воздушного пространства над открытым морем для полетов военных судов.

Сущность международно-правового регулирования международных отношений в рассматриваемой области состоит в придании таким отношениям состояния конкретного международного правоотношения .

Предмет правового регулирования в области регулирования полетов судов можно определить в узком и широком смысле. В первом случае он включает отношения, связанные только с полетами гражданской авиации как таковыми. Во втором случае в предмет правового регулирования входят отношения по поводу абсолютно всех аспектов использования воздушных судов над открытым морем.

10 стр., 4602 слов

Эффективность воздушного транспорта и его основные показатели функционирования

... и остановок, что было совершенно невозможно в прошлом. В результате сейчас осуществляются беспосадочные трансатлантические перелеты, а в будущем полеты будут осуществляться еще на большие расстояния. Преимущества воздушного транспорта: ... в области авиации с дальнейшей целью безопасности воздушной перевозки. Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия ...

  • Международно-правовые основы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации международной организацией гражданской авиации (ИКАО)

В доктрине международного права проблемы обеспечения авиационной безопасности связывают, как правило, с актами, направленными против судов гражданской авиации, экипажа и пассажиров, находящихся на борту, с террористической угрозой. Безусловно, это ключевой момент в данной области.

Вместе с тем вопросы, связанные с совершением террористических актов на борту воздушных судов и в международных аэропортах, достаточно подробно рассмотрены отечественными учеными, тогда как существует еще целый ряд факторов, из которых складывается современная система авиационной безопасности и которым, на наш взгляд, в доктрине уделено недостаточное внимание.

Необходимо отметить, что развитие авиации напрямую отразилось на содержании международного воздушного права. Так, в его нормативном массиве стала формироваться самостоятельная, относительно однородная группа норм, функциональная предназначенность которых предопределила их место в системе международного воздушного права в качестве самостоятельного института, тесно взаимодействующего с другими институтами этой отрасли международного права 7

Развитие международных отношений в современных условиях невозможно себе представить без гражданской авиации, поскольку последняя оказывает исключительно позитивное влияние на социально-экономическое и политическое развитие государств, способствует интеграции международного сообщества, культурному сближению народов, а также развитию производительных сил в мире.

Однако без установления международно-правовых стандартов в области обеспечения авиационной безопасности и имплементации их во внутригосударственную систему обеспечения безопасности полетов практически немыслимы осуществление и организация воздушных сообщений.

Под влиянием этой объективной потребности возникли международные институты и механизмы для содействия коллективным поискам решений вопросов сотрудничества в области международной гражданской авиации на основе оптимального сочетания интересов членов международного авиационного сообщества 8

К одному из таких институтов относится Международная организация гражданской авиации (далее – ИКАО).

Безопасность полетов всегда была решающим соображением во всей деятельности авиации. Главным образом это отражено в целях и задачах ИКАО, сформулированных в ст. 44 Конвенции о международной гражданской авиации, широко известной как Чикагская конвенция, которая возлагает на ИКАО ответственность за обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире.

8 стр., 3531 слов

Сертификация в гражданской авиации

... обеспечением безопасности полетов на воздушном транспорте авиации, подлежат обязательной сертификации. Деятельность в области сертификации объектов на воздушном транспорте осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Сертификация на воздушном транспорте проводится с целью обеспечения безопасности полетов, безопасности ...

Международная организация гражданской авиации выполняет функции главного координатора усилий государств по созданию безопасных и эффективных условий деятельности гражданской авиации на международной арене. Прежде всего это обусловлено тем, что обеспечение безопасности, надежности и регулярности полетов на любом современном самолете невозможно без его постоянной связи с землей, без обслуживания его на протяжении всего маршрута полета наземными службами управления воздушным движением, центрами полетной информации, службами метеообеспечения, а также без наличия современных аэродромов в транзитных пунктах, оснащенных аэронавигационными средствами посадки. На сегодняшний день международные воздушные трассы пересекают все страны и континенты, поэтому безопасность полетов может быть решена только тогда, когда во всех странах, через которые они проложены, наземные службы и сооружения, предназначенные для обеспечения обслуживания полетов, будут работать в одинаковом технологическом режиме. Решением этой задачи занимается, и довольно успешно, ИКАО.

В практике выполнения полетов в разных государствах устранение существующих различий осуществляется путем разработки и внедрения стандартов и рекомендаций ИКАО. Чикагская конвенция не содержит определения стандартов и рекомендаций, однако этот пробел был восполнен Ассамблеей ИКАО еще на первой сессии в 1947 году, в одной из ее резолюций. Согласно положениям резолюции стандарты ИКАО означают требования к физическим характеристикам, конфигурации, материалу, летным качествам, персоналу или процедурам, единообразное применение которых признано необходимым условием обеспечения безопасности и регулярности международных полетов. Государства – члены ИКАО должны соблюдать их в соответствии с Чикагской конвенцией 1944 года.

Стандарты и рекомендации ИКАО можно разделить на группы.

Первая группа стандартов и рекомендаций направлена на повышение безопасности международных полетов путем установления минимальных уровней требований, которым должен удовлетворять персонал, а также эксплуатируемая им авиационная техника и оборудование.

Вторая группа стандартов и рекомендаций направлена на обеспечение безопасности выполнения самих полетов путем введения единообразия с целью предотвращения возможности возникновения аварийных ситуаций в результате каких-либо ошибок в процедурах обслуживания воздушного движения или ошибок, связанных с эксплуатацией авиационной техники и оборудования 9

Международные стандарты и рекомендации, а также поправки к ним принимаются Советом ИКАО, затем представляются каждому государству – члену ИКАО для одобрения. Действия стандартов или рекомендаций приобретают законную силу по отношению к государству – члену ИКАО только тогда, когда это государство само выразит желание принять эти нормы в качестве своих национальных.

10 стр., 4573 слов

Анализ состояния и перспективы развития деловой авиации в Российской Федерации

... деловой авиации Бизнес авиация. Бизнес авиация (Business aviation) - это направление гражданской авиации которое включает в себя эксплуатацию, техническое обслуживание и предназнaчена для полетов как личных, ... и заказчиком перелета на таком бизнес самолете. Преимущества использования бизнес авиации. Безопасность - перелеты воздушных судов бизнес авиации являются конфиденциальными и отследить путь ...

Сейчас время для авиационной техники бежит очень быстро, и в последние десятилетия достаточно остро стоит проблема обеспечения авиационной безопасности. Государства в той или иной степени испытывают давление со стороны общественного мнения при очередном чрезвычайном происшествии, связанном с авиационной катастрофой. Поэтому проблема обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации и возможность ее правового регулирования стоит во главе угла авиационной политики, проводимой правительствами многих стран.

Рост числа происшествий с воздушными судами гражданской авиации вызвал серьезную озабоченность всего международного сообщества, и эта проблема не раз специально обсуждалась в целом ряде международных организаций. Так, Генеральная Ассамблея ООН в резолюции от 25 ноября 1970 года обозначает международную гражданскую авиацию, как «жизненно важное звено в деле развития и поддержания дружественных отношений между государствами» 10

В резолюции содержался призыв ко всем государствам осуществлять согласованные действия как на двусторонней основе, так и через соответствующие международные организации, для того чтобы обеспечить безопасность и нормальное осуществление международных воздушных сообщений судов гражданской авиации.

Усилия международного сообщества, направленные на урегулирование вопросов, связанных с безопасностью и нормальным осуществлением международных воздушных сообщений гражданской авиации, за последнее время приобрели более значительное внимание со стороны множества государств. Все четче проявляет себя тенденция межгосударственной интеграции в этой области отношений. В этой связи за последнее время было принято множество нормативных актов, относящихся к проблемам безопасности в гражданской авиации, цель которых сводится к установлению более качественного контроля над процессом организации воздушного движения в целом.

Роль и перспектива развития отношений международного сообщества в области правового обеспечения безопасности полетов гражданской авиации по средствам международно-правовых стандартов ИКАО являются сегодня одним из важнейших направлений на пути построения единой политики в создании общих концептуально новых подходов к решению проблемы авиационной безопасности.

  • Нормативное регулирование процесса организации подготовки кадров воздушного транспорта

В нормативных документах существует четкое определение понятия «авиационный персонал». Но на документы, утратившие силу, нельзя четко ориентироваться в определении авиационного персонала. Можно лишь обобщить подходы к данному определению. Прежде всего, это лица, которые имеют профессиональную подготовку. Это лица, которые осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности. Это также лица, занимающиеся организацией, выполнением, обеспечением и обслуживанием воздушных перевозок и полетов воздушных судов. Для не коммерческой авиации авиационные персонал – это лица, осуществляющие выполнение авиационных работ, организацию использования воздушного пространства, организацию и обслуживание воздушного движения. В настоящее время эти категории включены в перечни специалистов авиационного персонала 11 Постановление Правительства РФ от 15.07.2008 № 530 (ред. от 07.10.2017) «Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 21.07.2008, № 29 (ч. 2), ст. 3525.

8 стр., 3662 слов

Международное воздушное право (2)

... международных исключались полеты российских воз-душных судов между странами, не сопредельными с Российской Федерацией. Новый Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.) определяет междуна-родный полет как "полет воздушного ... установлении правового регулирования меж-дународных воздушных сообщений. В 1959 году Европейская конференция граждан-ской авиации приняла Типовые положения админи-стративного ...

Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации (Минтранс России) 12 Министерство транспорта Российской Федерации // https://www.mintrans.ru/ (дата обращения 10.06.2018).

, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Подготовка авиационного персонала в Российской Федерации, а также его переподготовка и повышение квалификации, в настоящее время регулируются.

Федеральными законами:

— Воздушный кодекс Российской Федерации 13 «Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.06.2018) // «Российская газета, № 59-60, 26.03.1997.

;

— ФЗ Об образовании в Российской Федерации 14 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета, № 303, 31.12.2012.

;

— ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности 15 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // «Российская газета, № 97, 06.05.2011.

;

— Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 147 16 Приказ Минтранса России от 12.09.2008 № 147 (ред. от 16.09.2015) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2008 N 12701) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 48, 01.12.2008.

26 стр., 12583 слов

Международно-правовое регулирование гражданских авиаперевозок: ...

... Парижской конвенции 1919 г., и является общепризнанным началом и первым принципом международного воздушного права. Это положение подтверждено и основным актом международного воздушного права - Чикагской конвенцией о гражданской авиации 1944 г. Так оформился второй основной принцип международного воздушного права. ...

;

— Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 года № 128 17 Приказ Минтранса России от 31.07.2009 № 128 (ред. от 18.07.2017) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 № 14645) // Российская газета, № 169, 10.09.2009.

;

— Сертификация авиационных учебных центров, утвержденные приказом Федеральной авиационной службы РФ 23.01.1991года, № 23.

Приказами Министра МТ РФ (изменения/дополнения ФАП и пр.).

Инструкциями и процедурами авиапредприятий, созданными в пределах правого поля Российской Федерации с учетом требований и рекомендаций ИКАО и других международных авиационных организаций.

Системой государственного контроля в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Конституционные полномочия Президента Российской Федерации предопределяют целесообразность организации государственного контроля, контрольно-надзорной деятельности всех органов государственной власти на основе координирующей роли Президента Российской Федерации.

Изменение порядка и условий подготовки авиаперсонала для эксплуатации новой для отрасли гражданской авиационной техники, а также подготовка специалистов, обеспечивающих безопасность полетов, в настоящий момент в РФ не регламентированы.

В течение двух последних десятилетий разрабатываются авиационные правила по всем направлениям деятельности ГА РФ, но потребности работающих в области ГА РФ до настоящего времени удовлетворены не полностью.

Сложившаяся в СССР практика, основанная на системно созданных документах: Наставлениях, Правилах, Приказах, Указаниях, Методических рекомендациях 70-х, 80-х, начала 90-х годов, прекратили свое действие, а создание новых обусловлены проблемами в авиационном законодательстве.

В такой отрасли народного хозяйства Российской Федерации, как гражданская авиация основная масса работников, связанная непосредственно с воздушными перевозками, в том числе по их различному обеспечению, согласно Воздушного кодекса РФ относится к авиационному персоналу.

Перечень авиационных специалистов утверждается специальными Федеральными Авиационными Правилами (№ 147, № 32), приказами Минтранса России (№ 162 от 15.06.2011 г.), в которых есть конкретные требования к специалистам по каждой специальности, к уровню их знаний, умений и навыков.

Подготовка и допуск к работе авиаспециалистов строго регламентированы законодательством РФ.

В частности, Воздушный кодекс РФ, Статья 54, требует подготовку специалистов авиаперсонала осуществлять в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях организаций, прошедших обязательную сертификацию, предусмотренную его Статьей 8. Статья 9 Воздушного Кодекса требует наличие Лицензии на образовательную деятельность.

ФАП № 128 предусматривают систематическую подготовку – повышение квалификации авиаперсонала.

Для работы в авиации сертифицированным специалистом кандидат должен:

— получить базовое образование;

– устроиться на работу в авиапредприятие;

— пройти систему дополнительного образования в Авиационном учебном центре по теоретическому курсу с использованием тренажеров;

– получить практические навыки по выполнению своих функциональных обязанностей;

— выполнить процедуры конкретного авиапредприятия;

— получить разрешение/допуск Высшей квалификационной комиссии или Территориального управления;

– оформить Свидетельство специалиста;

— получить допуск к работе в своем авиапредприятии;

— приступить к выполнению функциональных обязанностей.

Переподготовка летного персонала и специалистов инженерно-технических специальностей осуществляется непрерывно и включает несколько этапов.

Первый этап – это первоначальное обучение для получения допуска к самостоятельной работе в авиапредприятиях и авиакомпаниях.

Второй этап обусловлен необходимостью переподготовки авиационного персонала в зависимости от изменения эксплуатационных условий.

Основные функции участников процесса в отношении авиационного персонала гражданской авиации РФ подробно расписаны в соответствующих Положениях о каждом из участников и опубликованы на официальных сайтах. В отношении авиационного персонала ГА РФ в каждой из указанных структур имеются свои статьи и пункты.

На основе анализа действующей стратегии подготовки кадров, обеспечивающих безопасность полетов в гражданской авиации, установлены недостатки нормативно-законодательного и организационного характера, снижающие эффективность кадровой политики в отрасли.

Безопасность полетов в России по сравнению с мировой авиационной системой

Проблема обеспечения безопасности полетов имеет актуальное значение не только для российских авиаперевозчиков, но и для гражданской авиации во всем мире.

Анализ относительных показателей авиационных происшествий на миллион полетов за последние четыре года свидетельствуют, что в России (согласно статистики ИАТА оценивается в составе региона СНГ) в 2017 году состояние безопасности полетов было одним из наихудших во всем мире 18

В 2017 году состояние безопасности полетов заметно изменилось, практически в два раза. Однако, по количеству авиационных происшествий на миллион полетов остается на уровне регионов, существенно отличающихся по экономическому, научно-техническому развитию такой мировой державы, как Россия.

Среди основных причин отмечается низкий уровень внедрения системы управления безопасностью полетов в авиапредприятиях, недостаточная подготовленность авиационного персонала, неэффективность системы надзора за безопасностью полетов со стороны надзорных органов.

Мировым индикатором безопасности полетов, принятым в ИКАО, является количество авиационных происшествий на один миллион вылетов при выполнении коммерческих воздушных перевозок.

Однако, проведенное сравнение количества катастроф методом «скользящей средней» за трехлетний период, происшедших с самолетами коммерческой авиации при выполнении регулярных пассажирских перевозок в Российской Федерации по сравнению со странами мирового сообщества свидетельствует об обратном (увеличение почти в два раза).

Это обусловлено тем, что довольно продолжительное время проблемы безопасности полетов в российской гражданской авиации решались на основе ретроактивной (традиционной) стратегии предупреждения авиационных событий. Ретроактивная стратегия предполагает строгое соблюдение нормативных требований обеспечения БП и реализацию профилактических мероприятий на основании результатов расследования авиационных происшествий.

Современная стратегия решения проблем безопасности полетов строится на профилактике путем выявления опасных факторов и реализации мероприятий по снижению риска их возникновения, прежде чем его последствия негативно отразятся на безопасности полетов.

Наиболее эффективной является прогностическая стратегия повышения безопасности полетов. Данная стратегия основана на фиксации эксплуатационных качеств в нормальных условиях и в реальном режиме времени путем идентификации потенциальных будущих проблем. Именно такой подход пропагандируется и эффективно внедряется в странах-членах ИКАО.

Анализируя сказанное, отмечается, что наиболее благоприятным является период с 2003 по 2005 годы, когда состояние безопасности полетов в России было значительно лучше мирового уровня в несколько раз. Одна этих причин обусловлена тем, что начиная с 2006 года началось резкое изменение структуры парка воздушных судов в реестре российской гражданской авиации. При этом процесс профессиональной подготовки летного состава, инженерно-технического персонала и других авиационных специалистов осуществлялся, преимущественно, на базе физически и морально устаревающего парка самолетов отечественного производства.

3 Эволюция системы международно-правового регулирования международных полетов гражданских воздушных судов

На современном этапе развития цивилизации гражданская авиация играет важнейшую роль в мировой экономике. Благодаря эффективной ее деятельности была создана мировая сеть международного воздушного транспорта (далее – МВТ), в которой осуществляются международные полеты гражданских воздушных судов (далее – ГВС) и перевозки между различными государствами.

Предметом основного внимания курсовой работы являются вопросы формирования, становления и развития системы международно-правового регулирования международных полетов ГВС.

Обозначенные вопросы в достаточной степени подробно рассматривались как в российской правовой науке, так и в трудах зарубежных ученых и специалистов.

Поэтому, думается, нет особой необходимости детальным образом излагать историю международного воздушного права, одним из ключевых структурных элементов которого и является система международно-правового регулирования международных полетов ГВС. Принимая во внимание ограниченный курсовой работы, представляется, что целесообразно акцентировать внимание на основных этапах формирования и эволюции международного воздушного права (далее – МВП), имеющего вековую историю, а также на тех вопросах, которые, по мнению ряда исследователей, нуждаются в систематизации и уточнении.

Способность к эволюционному развитию заложена в самой сущности МВП, представляющего собой подсистему международного права (далее – МП) 19 Бордунов В.Д. Международное воздушное право. М., 2007. С. 15-16.

, которое, в свою очередь, также эволюционирует, являясь постоянно развивающимся сводом правил, обычно соблюдаемых членами международного сообщества в отношениях между собой 20 Таубе М.А. История зарождения современного международного права. СПб, 1894. С. 15.

Мы в полной мере солидарен с точкой зрения В.Д. Бордунова, который считает, что международное воздушное право является особой подсистемой системы международного права, которая подчинена решению главной задачи, – правовому обеспечению деятельности международного воздушного транспорта и поддержанию безопасных, эффективных и экономичных международных воздушных сообщений в соответствии с положениями Чикагской конвенции 1944 г.

Кроме того, В.Д. Бордунов предлагает свое видение «системы международного воздушного права», согласно которому такая система состоит из института «права международных полетов» и института «права международных воздушных сообщений и перевозок». Как считает названный автор, «предлагаемая конструкция не претендует на завершенность, не все вопросы структуры и элементов системы международного воздушного права в ней освещаются. Однако именно системный подход позволяет объяснить причины взаимодействия и неизбежного вовлечения в процесс регулирования международных полетов и перевозок норм международного, национального и международного частного права» 21 Бордунов В.Д. Международное воздушное право. М., 2007. С. 15-16.

Известно, подчеркивает в этой связи В.Д. Бордунов, что воздушные перевозки, выполняемые за пределами государственной территории, автоматически квалифицируются в качестве международных и подпадают под действие различных многосторонних и двусторонних международных договоров, условия и требования которых должны соблюдаться любой авиакомпанией, воздушные суда которой осуществляют международные полет и перевозку.

На основе таких договоров создан особый международно-правовой режим воздушных сообщений над государственной территорией и за ее пределами, обеспечивающий условия их регулярной, эффективной и безопасной эксплуатации в целях выполнения перевозок.

Современный мир – мир глобализации, когда открывается более широкие возможности для его развития и одновременно возникает множество проблем и угроз 22 Капустин А.Я. Международное право. М., 2008. С. 9.

Международная гражданская авиация в условиях возрастающих глобализационных процессов, порождающих новые вызовы и угрозы, в том числе и в сфере безопасности осуществления международных полетов ГВС, объективно не может функционировать в нормальном режиме без международно-правового регулирования.

Международно-правовое регулирование, отмечал в свое время известный российский юрист-международник И.И. Лукашук, «представляет собой целенаправленное властное воздействие на международные отношения, совместно осуществляемое государствами при помощи международного права в целях удовлетворения своих национальных и международных интересов. Его существование объективно необходимо и определяется потребностью в правовом закреплении, упорядочении и развитии существующей системы международных отношений» 23 Лукашук И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений. М., 1975. С. 8.

В том виде, в каком система международного воздушного права существует в данный момент, она сформировалась далеко не сразу. Специфической чертой становления и эволюционного развития МВП является то, что эти процессы весьма плотно связаны с научно-техническим прогрессом в области авиации.

В ХХ веке государства начали принимать нормативные правовые акты по вопросам пересечения их границ и пребывания иностранных воздушных судов в пределах их территории. Названные акты, в сущности, отражали право полетов.

Первоначально подобный акт был издан Францией в 1909 г. и представлял собой специальный циркуляр, касавшийся пересечения государственной границы Франции иностранными воздушными шарами. Впоследствии аналогичные акты были изданы в Австро-Венгрии, Великобритании, Германии, России, США и других государствах.

В связи с успешными полетами воздушных судов, перед государствами возникли проблемы защиты суверенного воздушного пространства и обеспечения безопасности своей территории и граждан, так как воздушные суда уже были способны преодолевать существенные расстояния и появляться в воздушном пространстве зарубежных государств.

В начале ХХ века активизировались многочисленные дискуссии по проблемам установления правового режима воздушного пространства. В данных вопросах доминировала концепция известного французского исследователя П. Фошиля, выдвинувшего теорию «свобода воздуха». Надо заметить, что в основе указанной теории лежала аналогия с принципом «свободы открытого моря», базовым принципом международного морского права.

Концептуальные конструкции П. Фошиля зиждились на идее управления воздушным пространством по «образу и подобию» управления атмосферным воздухом. С точки зрения указанного ученого, обычный воздух не может априори быть подчиненным государственному суверенитету, так как его физические свойства не дают ни малейшей возможности государству в действительности осуществлять над данной субстанцией собственную власть. Непосредственно воздушное пространство представляет собой важнейшее средство для реализации контактов и связей между народами, а подчинение его государственному суверенитету привело бы к значительному ограничению таких возможностей.

В то же время П. Фошиль оставлял за государствами право запрещать полеты иностранных воздушных судов над суверенным воздушным пространством, а также принимать необходимые меры безопасности и защищать собственные коммерческие интересы в конкуренции с другими государствами 24 Мовчан А.П. Международное воздушное право. М., 1981. Кн. 1. С. 55

Первая мировая война потребовала внесения кардинальных изменений в позицию государств, придерживавшихся принципа «свободы воздуха», так как осуществление такого принципа на практике делает суверенное воздушное пространство незащищенным и тем самым создает реальную угрозу национальной безопасностей.

История свидетельствует, что в МВП давно существует специальное направление, регулирующее международные полеты гражданских воздушных судов. Именно его развитие привело к сформированию в международном воздушном праве института международных полетов со своими специфическими принципами и нормами, которые регулируют международные полеты над государственной территорией и за ее пределами.

Эти принципы и нормы устанавливают правовой режим международных полетов гражданских воздушных судов и определяют общие права и обязанности государств. Важную часть нормативной базы данного института образуют многосторонние соглашения. Особо место также занимают региональные, двусторонние соглашения и нормы национального законодательства. Именно они решают, как и каким образом гражданские воздушные суда одних государств могут выполнять международные полеты над территорией иностранных государств.

В 20-30 гг. XX века, когда появилась коммерческая авиация, в МВП стали складываться нормы, ориентированные на регулирование процессов становления и эксплуатации международных воздушных сообщений, а также реализации воздушных перевозок пассажиров и грузов из одного государства в другое.

В конечном итоге в МВП был сформирован институт международных воздушных сообщений и перевозок, который базируется на совокупности специально предназначенных принципов и норм, регламентирующих широкий спектр вопросов, связанных с эксплуатацией международных воздушных сообщений, предоставления и использования коммерческих «свобод воздуха».

Основными международно-правовыми источникам указанного института являются Чикагская конвенция, Соглашение о транзите при международном сообщении, Соглашение о международном воздушном транспорте, региональные межправительственные соглашения «об открытом небе» и двусторонние межправительственные соглашения о воздушном сообщении.

Чикагская конвенция регулирует и обеспечивает единообразный технологический режим международной аэронавигации при помощи принятия стандартов и рекомендуемой практики, разрабатываемых ИКАО в соответствии с ее положениями, а также является Уставом Международной организации гражданской авиации (ИКАО), определяющим долгосрочные и оперативные задачи деятельности этой международной организации, имеющей статус специализированного учреждения ООН 25

Необходимо отметить, что Международная организация гражданской авиации (далее – ИКАО) была создана 4 апреля 1947 г., после того как 26 государств ратифицировали Конвенцию о международной гражданской авиации, выработанную в 1944 г. на Международной конференции гражданской авиации в Чикаго. Членами ИКАО являются 185 государств, в том числе Россия.

Ключевые цели ИКАО состоят в изучении на постоянной основе различных проблем в сфере международной гражданской авиации; установлении международных норм и правил для гражданской авиации; содействии развитию и планированию международного воздушного транспорта для обеспечения безопасного и упорядоченного использования международной гражданской авиации во всем мире 26 Фёдоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XX веке. М., 2007. С. 825.

Характеризуя роль, которую играет внутригосударственное (национальное) законодательство в области регулирования международных воздушных сообщений, необходимо особо подчеркнуть, что оно всей совокупностью законодательных и иных нормативных правовых актов подтверждает естественную суверенную власть государства над суверенным воздушным пространством.

При этом надо иметь в виду, что сфера действия национальной юрисдикции по изложенным ранее вопросам может распространяться за пределы государственной территории.

В данной связи в свое время А.Н. Верещагин писал о том, что «в самом деле, если признать, что действие воздушного законодательства ограничивается только лишь территорией государства, то остается неясным вопрос о том, нормами какого права должны регулироваться полеты воздушных судов этого государства над открытым морем» 27 Верещагин А.Н. Международное воздушное право. М., 1966. С. 65.

Современный период развития цивилизации, подчеркивает известный российский юрист-международник, профессор А.Х. Абашидзе, характеризуется постепенным формированием единого мирового сообщества, в котором происходит сближение людей, народов и государств, становятся более прозрачными традиционные государственные границы, расширяются сферы взаимодействия и интеграции, усиливается взаимозависимость и взаимосвязанность государств 28 Право международных организаций : учебник дла бакалав- риата и магистратуры / под ред. А . Х . Абашидзе . М. : Издательство. Юрайт, 2014. С. 117.

В настоящее время, под влиянием постоянных технологических нововведений, расширения деятельности международной гражданской авиации, усиления конкуренции и увеличения эксплуатационных расходов, традиционные подходы к регулированию деятельности международного воздушного транспорта накладывают серьезные ограничения, в значительной мере препятствующие его развитию. Данное обстоятельство обусловило необходимость осуществления постепенной либерализации МВТ.

Таким образом, в контексте изложенного ранее, можно сделать вывод, что при помощи многостороннего, регионального, двустороннего и национального правового регулирования, международная гражданская авиация получила свое быстрое эволюционное развитие в период, последовавший после Чикагской конвенции 1944 г., и что это развитие продолжается на современном этапе.

Известно, что главными международно-правовыми документами, устанавливающими воздушные сообщения между государствами и регулирующими условия их осуществления, в настоящее время являются двусторонние соглашения о воздушных сообщениях. Вместе с тем возможность заключения универсального многостороннего договора по данному вопросу постоянно обсуждается в отечественной и в зарубежной литературе, а также на различных межгосударственных конференциях и в рамках международных организаций 29 Самородова Е.А. Международно-правовые проблемы разработки и принятия универсальной (всеобщей) Конвенции по воздушному праву: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 135.

В заключение можно сделать вывод, согласно которому совершенствование системы международного воздушного права должно осуществляться:

— на основе системного подхода;

— при помощи выработки и принятия новых поправок к Чикагской конвенции;

— посредством постоянного обновления Стандартов и Рекомендуемой практики;

— путем принятия решений ИКАО с последующим одобрением государств-участников;

— использования типовых статьей в процессе заключения двусторонних соглашений;

— при помощи унификации норм национального законодательства в сфере международных воздушных сообщений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог курсовой работе, можно сделать следующее выводы.

Международно-правовое регулирование полетов военных воздушных судов над открытым морем можно определить как властное, нормативно-организационное воздействие на международные отношения, осуществляемое субъектами международного права, и в первую очередь государствами, при помощи системы правовых средств в целях удовлетворения национальных и международных интересов в области использования воздушного пространства над открытым морем для полетов военных воздушных судов.

Сущность международно-правового регулирования международных отношений в рассматриваемой области состоит в придании таким отношениям состояния конкретного международного правоотношения .

Предмет правового регулирования в области регулирования полетов судов можно определить в узком и широком смысле. В первом случае он включает отношения, связанные только с полетами гражданской авиации как таковыми. Во втором случае в предмет правового регулирования входят отношения по поводу абсолютно всех аспектов использования воздушных судов над открытым морем.

В доктрине международного права проблемы обеспечения авиационной безопасности связывают, как правило, с актами, направленными против судов гражданской авиации, экипажа и пассажиров, находящихся на борту, с террористической угрозой. Безусловно, это ключевой момент в данной области.

Безопасность полетов всегда была решающим соображением во всей деятельности авиации. Главным образом это отражено в целях и задачах ИКАО, сформулированных в ст. 44 Конвенции о международной гражданской авиации, широко известной как Чикагская конвенция, которая возлагает на ИКАО ответственность за обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире.

Чикагская конвенция регулирует и обеспечивает единообразный технологический режим международной аэронавигации при помощи принятия стандартов и рекомендуемой практики, разрабатываемых ИКАО в соответствии с ее положениями, а также является Уставом Международной организации гражданской авиации (ИКАО), определяющим долгосрочные и оперативные задачи деятельности этой международной организации, имеющей статус специализированного учреждения ООН

В работе затрагивая вопрос нормативного регулирования процесса организации подготовки кадров воздушного транспорта, мы пришли к выводу, что на основе анализа действующей стратегии подготовки кадров, обеспечивающих безопасность полетов в гражданской авиации, установлены недостатки нормативно-законодательного и организационного характера, снижающие эффективность кадровой политики в отрасли.

Проблема обеспечения безопасности полетов имеет актуальное значение не только для российских авиаперевозчиков, но и для гражданской авиации во всем мире.

Анализ относительных показателей авиационных происшествий на миллион полетов за последние четыре года свидетельствуют, что в России (согласно статистики ИАТА оценивается в составе региона СНГ) в 2017 году состояние безопасности полетов было одним из наихудших во всем мире.

В заключение можно сделать вывод, согласно которому совершенствование системы международного воздушного права должно осуществляться:

— на основе системного подхода;

— при помощи выработки и принятия новых поправок к Чикагской конвенции;

— посредством постоянного обновления Стандартов и Рекомендуемой практики;

— путем принятия решений ИКАО с последующим одобрением государств-участников;

— использования типовых статьей в процессе заключения двусторонних соглашений;

— при помощи унификации норм национального законодательства в сфере международных воздушных сообщений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/mejdunarodnoe-vozdushnoe-pravo/

Нормативные правовые акты и иные источники

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014№ 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. Д оговор об Антарктике (Подписан в г. Вашингтоне 01.12.1959) (с изм. от 04.10.1991) // СПС Консультант плюс. Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. от 26.10.1990) (с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000) // СПС Консультант плюс. Резолюция Ассамблеи ИКАО А1-31 (современная версия в Резолюции А33-14 (прил. А)) // Юридическая наука. 2013. № 3. С. 119.

  • Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.06.2018) // «Российская газета, № 59-60, 26.03.1997. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Российская газета, № 97, 06.05.2011. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета, № 303, 31.12.2012. Постановление Правительства РФ от 15.07.2008 № 530 (ред. от 07.10.2017) «Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 21.07.2008, № 29 (ч. 2), ст. 3525. Приказ Минтранса России от 12.09.2008 № 147 (ред. от 16.09.2015) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2008 N 12701) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 48, 01.12.2008. Приказ Минтранса России от 31.07.2009 № 128 (ред. от 18.07.2017) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 № 14645) // Российская газета, № 169, 10.09.2009.

Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии

Бордунов В. Д., Котов А. И., Малеев Ю. Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988. Бордунов В.Д. Международное воздушное право. М., 2007. Верещагин А.Н. Международное воздушное право. М., 1966. Дежкин В. Н. Правовое регулирование международных воздушных сообщений. М., 1987. Капустин А.Я. Международное право. М., 2008. Лукашук И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений. М., 1975. Мовчан А.П. Международное воздушное право. М., 1981. Право международных организаций: учебник дла бакалавриата и магистратуры / под ред. А . Х . Абашидзе . М., 2014. Снисаренко С. И. Безопасность полетов. Новосибирск. 2010. Таубе М.А. История зарождения современного международного права. СПб, 1894. Фёдоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XX веке. М., 2007.

Научные статьи

Гаптрахманова А. В. Международно-правовые основы обеспечения безопасности полётов гражданской авиации международной организацией гражданской авиации // Юридическая наука. 2013. № 3. С. 117–120. Калугина С.А., Сафронов В.В. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. Т. 2. № 10. С. 273. Карпачёва Н.А., Сафронов В.В. Международно-правовые основы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации международной организацией гражданской авиации (ИКАО) // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Т. 2. № 11. С. 451-453.

Диссертации, авторефераты

Лю Синь. Формирование и развитие международно-правовой системы регулирования международных полетов гражданских воздушных судов :автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.,2011. Самородова Е.А. Международно-правовые проблемы разработки и принятия универсальной (всеобщей) Конвенции по воздушному праву: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. Халимова Г.Р. Международно-правовая регламентация безопасности гражданской авиации : диссертация … кандидата юридических наук.- Казань, 2007.

Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации РФ за 2003-2018 гг. ГС ГА, ФСНСТ, ФАВТ. Министерство транспорта Российской Федерации // https://www.mintrans.ru/

  1. Бордунов В. Д., Котов А. И., Малеев Ю. Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988. С. 122.
  2. Дежкин В. Н. Правовое регулирование международных воздушных сообщений. М., 1987. С. 97.
  3. Калугина С.А., Сафронов В.В. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. Т. 2. № 10. С. 273.
  4. Гаптрахманова А. В. Международно-правовые основы обеспечения безопасности полётов гражданской авиации международной организацией гражданской авиации // Юридическая наука. 2013. № 3. С. 117–120.
  5. Снисаренко С. И. Безопасность полетов : учеб. пособие // Новосибирск : Изд-во НГТУ. 2010. С. 6.
  6. Карпачёва Н.А., Сафронов В.В. Международно-правовые основы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации международной организацией гражданской авиации (ИКАО) // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Т. 2. № 11. С. 451-453.
  7. Резолюция Ассамблеи ИКАО А1-31 (современная версия в Резолюции А33-14 (прил. А)) // Юридическая наука. 2013. № 3. С. 119.
  8. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации РФ за 2003-2018 гг. ГС ГА, ФСНСТ, ФАВТ.
  9. Лю Синь. Формирование и развитие международно-правовой системы регулирования международных полетов гражданских воздушных судов :автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.,2011.