Цветные металлы, как и чёрные, получают из руд. Однако в рудах цветных металлов, кроме алюминия, содержание главного металла крайне низкое и, как правило, не превышает 1…4%.
Поэтому первым этапом производства большинства цветных металлов является обогащение руд на обогатительных фабриках, в результате которого получают концентраты, содержащие 50…70 % основного металла. Обогащение осуществляют чаще всего флотационным методом с применением эффективных фотореагентов.
В целом процесс получения цветных
5.1. Тяжелые цветные металлы
К ним относятся: медь, олово, свинец, никель, хром, вольфрам и др. В чистом виде эти цветные металлы в автомобилестроении обычно не применяют из-за несовершенства их свойств. Сплавы же этих металлов широко используют для изготовления и ремонта автомобиля.
Медные сплавы применяют для изготовления деталей, от которых требуются высокие электро-, теплопроводность, антикоррозийная стойкость.
Оловянистая бронза является сплавом меди с оловом (от 3 до 14% олова).
Сплав меди со свинцом (до 35%) называется свинцовистой бронзой.
Латунь — металлы и их сплавы">сплав меди с цинком (до 39% цинка).
Это хорошо обрабатываемый материал, из которого изготовляют различные детали водопроводной и паропроводной арматуры, а также некоторые детали приборов (винты, трубки и т. д.).
Олово обладает высокой антикоррозионной стойкостью, высокой пластичностью и легкоплавкостью. В автомобилестроении применяют в виде сплавов с другими металлами (припой, антифрикционные сплавы).
5.2. Легкие цветные металлы
К ним относятся: алюминий и магний. В автомобилестроении алюминий и магний являются основой для получения многих сплавов, из которых изготовляют детали, требующие высокой антикоррозионной стойкости и теплопроводности.
5.2.1. Алюминий и его сплавы:
Чистый алюминий применяется редко, так как имеет низкую прочность. Чаще при изготовлении деталей применяют сплавы на основе алюминия. Они обладают малой плотностью, высокой электро- и теплопроводностью, коррозийной стойкостью и удельной прочностью. Алюминиевые сплавы в зависимости от технологических свойств делят на деформируемые и литейные.
Сплавы металлов с эффектом памяти
... и сжать вытянутые. Поэтому материал восстанавливает свою исходную форму, так ка в целом получается, что он проводит автодеформацию только в обратном направлении. [2] Все металлы и сплавы ... высока, нужно применять бездиффузионный способ. При изучении закалки – одного из древнейших и основных процессов термической обработки стали был и ... чистых металлов, полупроводников, цветных сплавов и полимеров ...
Наибольшее распространение из деформируемых сплавов получили термически упрочняемые с помощью закалки и старения алюминиево-медно-магниевые и алюминиево-магниевые сплавы. Первые называют дуралюминами (марки Д1, Д16), из вторых наиболее часто применяется сплав марки АМг6. Они обладают высокими механическими свойствами, выпускаются в виде прутков, листов, труб, фасонных профилей. Их применяют для средненагруженных деталей типа стоек, крышек, втулок и т.д. К деформируемым относится высокопрочный алюминиево-магниево-цинковый сплав В95, который применяют для деталей с повышенными статическими нагрузками (валы, зубчатые колеса).
Деформируемыми являются так называемые спеченные алюминиевые сплавы, отличающиеся очень высокими прочностными свойствами (модуль упругости, пределы прочности у ut и текучести уу ).
Они бывают двух видов: САП (спеченная алюминиевая пудра) и САС (спеченный алюминиевый сплав).
САП упрочняется дисперсными частицами окиси алюминия Al2 O3 , образуемой в процессе помола алюминиевой пудры в атмосфере азота с регулируемой подачей кислорода. Пудру брикетируют, спекают и подвергают деформации – прессованию, прокатке, ковке. В зависимости от содержания Al2 O3 (прочность сплава возрастает при увеличении окиси алюминия до 20 – 22%) различают 4 марки САП (САП-1, САП-2, САП-3 и САП-4).
Сплавы САС содержат до 25% кремния и 5% железа. Их получают распылением жидкого сплава, брикетированием полученных гранул и последующей деформацией. Спеченные алюминиевые сплавы применяют для изготовления высоконагруженных деталей и различных профилей.
Из литейных алюминиевых сплавов наибольше распространение
Алюминий и его сплавы трудно паяются.
5.2.2. Антифрикционные сплавы — сплавы, обладающие низким коэффициентом трения и используемые для изготовления подшипников скольжения или покрытия (заливки) их рабочих поверхностей.
Основные антифрикционные сплавы: сплавы олова, свинца и сурьмы (баббиты); свинцовистая и оловянистая бронза. Баббиты и свинцовистую бронзу применяют в основном для заливки вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала и подшипников распределительного вала двигателя, оловянистую бронзу — для изготовления различных втулок (поршневых пальцев, шестерен коробки передач, вала сошки рулевого механизма, шкворней поворотных цапф), а также упорных шайб шестерен полуосей (приводных валов) и сателлитов дифференциала. Для подшипников коленчатого вала двигателей последних моделей распространены также сталеалюминевые вкладыши.
Помимо антифрикционных
АЛ13 применяется для для изготовления фасонных отливок; сплав коррозионно-стойкий, а так же изготавливают головки блоков цилиндров и поршня для гоночных автомобилей.
ОСОБЕННОСТИ СВАРКИ НЕРЖАВЕЮЩИХ СТАЛЕЙ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
... применять способы и режимы, отличающиеся максимальной концентрацией тепловой энергии. Реферат на тему «Особенности сварки нержавеющих сталей для изготовления деталей машин» Цель: Определить основные особенности сварки нержавеющих сталей. Задачи: Изучить литературу по сталям; ... с хромоникелевыми нержавеющими сталями). Аустенитные стали имеют аустенит в качестве основной фазы. Это сплавы, содержащие ...
5.3. Медь и её сплавы
Медь в чистом виде характеризуется высокой электро- и теплопроводностью, хорошей обрабатываемостью давлением, небольшой прочностью и применяется для изготовления токопроводящих деталей. Более широкое применение получили медные сплавы: латунь и бронза. В латунях основным легирующим элементом является цинк, в бронзах – иные элементы.
Легирующие элементы в марках медных сплавов обозначают следующими буквами: А – алюминий, Н – никель, О – олово, Ц – цинк, С – свинец, Ж – железо, Мц – марганец, К – кремний, Ф – фосфор, Т – титан.
Латуни делят на двойные и многокомпонентные сплавы. В двойных содержание цинка может доходить до 50%. Марки таких латуней обозначают буквой Л и цифрой, показывающей содержание меди в процентах, например Л59. Для улучшения механических, технологических и коррозийных свойств в латуни вводят кроме цинка в небольших количествах различные легирующие элементы (алюминий, кремний, марганец, олово, железо, свинец).
В марках многокомпонентных латуней первые цифры указывают среднее содержание меди, а последующие – легирующих элементов. Например, латунь ЛКС80-3-3 содержит 80% меди, по 3% кремния и свинца, а остальное – цинк.
Марки бронз и медно-никелевых сплавов начинаются соответственно с букв Бр и М, а следующие буквы и цифры указывают на наличие легирующих элементов и соответственно их содержание в процентах. Например, бронза БрОЦС 5-5-5 содержит олова, цинка и свинца по 5% или медно-никелевый сплав мельхиор МН19 содержит 19% никеля.
Бронзы называют по основным легирующим элементам: оловянистые, алюминиевые, бериллиевые, кремнистые и т.д. Широко используются оловянистые бронзы, они характеризуются высокой стойкостью против истирания, низким коэффициентом трения скольжения. Все медные сплавы отличаются хорошей стойкостью против атмосферной коррозии.
Латуни и бронзы используют в качестве конструкционных материалов. В частности, латунь Л63, отличающуюся высокой пластичностью, используют для изготовления токопроводящих и конструктивных деталей типа наконечники, втулки, шайбы, а латунь ЛК80-3Л – для изготовления литых деталей.
Безоловянистые бронзы БрАЖ9-4, БРАМц9-2 обладают высокими механическими и антифрикционными свойствами, хорошо обрабатываются, поэтому используются при изготовлении небольших зубчатых и червячных колес, втулок подшипников скольжения, ходовых гаек в винтовых механизмах. Наилучшие антифрикционные свойства имеют оловянистые бронзы.
Особое место занимает при изготовлении упругих элементов из-за высокой прочности и упругости бериллие
Прочность медных сплавов, особенно латуней, ниже, чем сталей, а коррозионная стойкость много больше. Все латуни и большинство бронз, за исключением алюминиевых, хорошо паяются.
6. Припои.
Припой — это металлы или сплавы, используемые при пайке в качестве связки (промежуточного металла) между соединяемыми деталями. Припои имеют более низкую температуру плавления, чем соединяемые металлы. Незначительный нагрев соединяемых металлов, а вследствие этого отсутствие изменения структуры металла, являются основным преимуществом пайки в сравнении со сваркой.
По температуре расплавления припои (табл. 1) подразделяют на легкоплавкие (145—450°С), среднеплавкие (450—1100°С) и высокоплавкие (1100—1850°С).
К легкоплавким относят оловянно-свинцовые (ПОС), оловянные, малосурьмянистые и сурьмянистые (ПОССу) и другие припои; медно-цинковые (латуни) относят к среднеплавким (905—985°С), а многокомпонентные на основе железа — к высокоплавким (1190—1480°С).
Таблица 1.
Оловянно-свинцовые и оловянные припои.
Марка |
Основные компоненты, % (свинец – остальное) |
Температура плавления, °С |
Назначение |
||
олово |
другие элементы |
солидус |
ликвидус |
||
ПОС-90 |
90 |
— |
183 |
220 |
Пайка и лужение пищевой посуды и медицинской аппаратуры |
ПОС-61 |
60 |
— |
183 |
190 |
Пайка и лужение электро- и радиоаппаратуры, печатных схем |
ПОС-40 |
40 |
— |
183 |
238 |
Пайка деталей из оцинкованного железа |
ПОС-61М |
60 |
Медь 2 |
183 |
192 |
Пайка тонкой медной проволоки и фольги |
ПОССу-50-0,5 |
50 |
Сурьма до 0,5 |
183 |
216 |
Пайка авиационных радиаторов |
ПОССу-30-0,5 |
30 |
То же |
183 |
255 |
Пайка листового цинж, радиаторов |
ПОССу-40-2 |
40 |
Сурьма 1,5…2,0 |
185 |
229 |
Пайка холодильных установок |
ПОССу-18-2 |
18 |
То же |
186 |
270 |
Пайка в автомобильной промышленности |
ПОССу-4-6 |
4 |
Сурьма 5…6 |
244 |
270 |
Пайка и лужение в автомобильной промышленности |
П250А |
80 |
Цинк 20 |
200 |
280 |
Пайка деталей из алюминиевых сплавов |
Оловянно-свинцовые припои широко применяют во всех отраслях автомобильной промышленности. Для снижения охрупчивания олова при низких температурах в состав припоев вводят сурьму. Оловянно-свиниовые припои имеют низкую коррозионную стойкость во влажной среде. В этих условиях паяные соединения необходимо защищать лакокрасочными покрытиями.
Оловянные припои имеют высокую прочность, пластичность и коррозионную стойкость. Их применяют при пайке радиотехнической и электронной аппаратуры.
Медно-цинковые припои (латуни) широко применяют для пайки
Для повышения прочности паяных соединений в медно-цинковые припои вводят олово, никель и марганец. Добавки олова понижают температуру плавления латуни, повышают коррозионную стойкость и улучшают жидкотекучесть припоя.
Таблица 2
Медно-цинковые припои.
Марка |
Основные компоненты, % (цинк — остальное) |
Температура плавления, °С |
Назначение |
||
медь |
другие элементы |
солидус |
ликвидус |
||
ПМЦ-36 |
36 |
— |
800 |
825 |
Пайка латуней и бронз с содержанием не более 68% меди |
ПМЦ-48 |
48 |
— |
850 |
865 |
Пайка латуней и бронз с содержанием более 68 % меди |
ПМЦ-54 Л63 Л68 |
54 63 68 |
— — — |
876 |
880 905 938 |
Пайка стали, жести, медных сплавов |
ЛЖМц-57-1,5-0,75 ЛНМц-50-2 |
57 50 |
Марганец, железо по 1 Никель, марганец по 2 |
865 849 |
873 872 |
Пайка инструментов |
МцН-48-10 |
48 |
Никель 10 |
— |
985 |
Пайка чугуна |