Административное право как отрасль права

В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должно четко регулироваться правовыми нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой крупной, наиболее активной и мощной подсистемы государственного аппарата — исполнительной власти.

Административно право – важнейшая отрасль правовой системы любой велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.

Эта отрасль публичного права устанавливает права и обязанности граждан и других бесправных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственного управления, полномочия подразделений, принципы, методы и формы их деятельность.

Административное право – одна из самых объемных по своему содержанию, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития.

Административное право в России — одна из самостоятельных отраслей публичного права. Независимость отрасли административного права означает, что у нее есть свой объект и метод правового регулирования. Реклама означает, что административное право регулирует общественные отношения, которые в первую очередь являются интересами общества и государства.

1. Понятие и метод административного права

Административное право является самостоятельной отраслью правовой системы России и имеет свои отличительные особенности, учитывая его цель и стоящие перед ним задачи. “Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами” — писал в 1929г. В. Хоболевский.

Административное право как отрасль современного права возникло, когда достаточное место в правовой системе заняли нормы, гарантирующие права личности, гарантии от административного произвола.

3 стр., 1459 слов

Административное право как отрасль публичного права

... государственно-управленческое право как публичную отрасль, так как объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, возникающие между властными и подвластными субъектами права. Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает ...

Административное право — одна из самых крупных и сложных отраслей правовой системы России.

Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Каждая из сфер общества нуждается в своих административных и правовых нормах, регулирующих ее деятельность.

Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой бы не участвовала государственная администрация. И в различных сферах — оборона, государственная безопасность, охрана общественного порядка, здравоохранение, народное образование, транспорт, связь, энергетика — его роль является решающей. Административное право — очень важная отрасль права, поскольку роль государственного управления в России очень важна. От этого зависит эффективность управления и осуществление гражданами многих прав.

административное право

Отрасли права отличаются друг от друга главным образом объектом и методом правового регулирования.

Предмет административного права

В самом общем виде мы можем сказать, что административное право — это право управления. Он осуществляет отношения, возникшие в процессе формирования и функционирования государственного управления, и «обслуживает» сферу государственного и муниципального управления.

Менеджмент существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность обширна и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, связана с определенными видами контролируемой деятельности, что регулируется неадминистративными правилами, а другими отраслями права. Таким образом, управленческая деятельность администрации компаний и учреждений по отношению к своим сотрудникам включает в себя трудовое право, расследования и расследования — уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансами — финансовое право. Поэтому в определении предмета административного права необходимо сделать уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права РФ.

Необходимо отметить, что сфера государственного управления мобильна. Здесь постоянно происходят изменения, продиктованные потребностями социальной и экономической жизни общества, все более сложными процессами управления. Административное право призвано четко реагировать на эти изменения, что требует улучшения его правил.

Нормы административного права регулируют большой комплекс управленческих отношений, возникающих в связи с государственными и общественными отношениями.

Значительна роль административных средств правоохранительного характера, т.е. контрольно — надзорной деятельности за соблюдением законности и государственной дисциплины в сфере государственного управления. Административное право широко использует эти средства для предотвращения преступлений и борьбы с ними, для обеспечения правильного порядка административных общественных отношений, для защиты конституционных прав и свобод граждан.

Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают, развиваются, развиваются и прекращаются в сфере управления. Все эти общественные отношения так или иначе связаны с процессом осуществления исполнительной и административной деятельности публичного государства. А это означает, что административное право свое регулирующее воздействие оказывает на те виды общественных отношений, которые возникают непосредственно в связи с осуществлением задач государственного управления, с практической деятельностью органов государственного управления по руководству хозяйственным, социально — культурным и административно — политическим Вместе с тем эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления исполнительно — распорядительных функций.

4 стр., 1506 слов

Право как регулятор общественных отношений

... между субъектом и объектом управления, специфическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами.2. Право как регулятор общественных отношений2.1. Регуляторы общественных отношенийСуществующие в современном обществе ...

Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления правил поведения, закрепленных в нормах административного права, имеющих обязательную юридическую силу для всех участников регулируемых отношений.

Главные признаки метода правового регулирования: каково устанавливаемое юридическое положение сторон; с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений; как они защищаются. Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли.

Методы административного права

Метод устройства основан на равенстве сторон, вовлеченных в общественные отношения, и обычно используется для регулирования отношений, регулируемых отраслями частного права. Административное право как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним из участником которых в большинстве случаев выступает орган (должное лицо), наделенный юридически властными полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования, который также называется административно-правовым методом. Метод императивного регулирования задуман для отношения неравенства сторон и односторонности юридического и властного волеизъявления одного из участников.

Административное право использует три юридических возможности: предписание (возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определенных условиях), запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определенных условиях), дозволение (юридическое разрешение совершать определенные действия, либо не совершать их по своему усмотрению).

В механизме административно-правового регулирования больше предписаний и запретов.

2. Система и источники административного права

Административное право как отрасль права в целом представляет собой огромный конгломерат различных правовых норм, разобранных во многих нормативных актах. Чтобы привести такой набор норм в гармоничный порядок, наука распределяет их по группам, каждая из которых образует институт. В результате создаётся норм административного права.

Сегодня административное право имеет две основные системы: институциональную и отраслевую.

Институционная система, Отраслевая система административного права

Управление экономической сферой:

  • Управление промышленным комплексом;
  • Управление агропромышленным комплексом;
  • Управление транспортно-дорожным комплексом и связью;
  • Управление в сфере экологии;
  • Управление финансами и кредитом.

Управление в социально-культурной сфере:

13 стр., 6042 слов

Основание административной ответственности

... общественные отношения, складывающиеся в сфере основания административной ответственности. Объектом исследования служат правовые акты Российской Федерации, регламентирующие основание административной ответственности. При изучении темы курсовой работы были использованным законодательно - правовые нормы: Конституция Российской Федерации, принята ...

  • Управление образованием;
  • Управление в области науки;
  • Управление в области культуры;
  • Управление в области труда и социального развития;
  • Управление здравоохранением.

Управление в административно-политической сфере.

Государственное управление в области обороны;

  • Управление в области безопасности;
  • Управление в области внутренних дел;
  • Управление делами;
  • Управление в области юстиции.

Правила этих правовых институтов регулируют отраслевые отношения управления, специфику каждой отдельной отрасли. Они образуют так называемую особенную часть административного права.

являются акты государственных органов, в которых содержатся административно — правовые нормы.

Самая важная особенность отрасли — разнообразие и множественность источников правовых норм. Это определяется предметом отрасли: разнообразием и большим количеством управленческих отношений, необходимостью своевременного правового посредничества социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.

Имеется значительное количество чисто административных и юридических источников. Но много “ смешанных” многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного).

Система источников административного права выглядит образом.

На федеральном уровне, На региональном уровне:, На муниципальном (местном) уровне:

Единого административного кодекса нет и его невозможно создать. Во-первых, потому что невозможно реализовать такое большое количество правил, которое требует правовое регулирование хозяйствования. Во-вторых, кодификация будет означать чрезмерную централизацию законодательства, лишающую органы исполнительной власти в центре и на местном уровне возможности регулировать общественные отношения.

Следовательно, источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).

Совокупность нормативных правовых актов, регулирующих юридические отношения, составляющих в совокупности объект административного права, образуют административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.); законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.

Определяя пределы и структуру системы источников административного права, ученые-администраторы подтверждают высокую степень ее мобильности, которая определяется изменениями в правовой и организационной системе государства.

3. Место административного права в правовой системе России

Административное право, сохраняя свою специфику, выраженную в своем объекте и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, следует иметь в виду, что административное право своим нормативным воздействием охватывает обширные сферы государственной и общественной жизни.

15 стр., 7023 слов

Система государственного управления Германии

... наш взгляд, можно отнести: Первое: принцип неотъемлемости функции административно-территориального управления в системе государственного управления. Территориальное управление является неотъемлемой частью системы государственного управления во все времена и во всех государствах мира. ...

Административное право играет вспомогательную и служебную роль в правовой системе Российской Федерации, в отличие, например, от более независимых отраслей права, таких как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется как рядом внешних обстоятельств, так и набором факторов, которые напрямую проистекают из самой природы этой отрасли права.

Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно назвать следующие: а) сокращение масштабов централизованного админисртативно-правового регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов); б) существенное возрастание роли региональных регуляторов; в) усиление значимости рекомендательных норм; г) обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней; д) усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функций административного регулирования.

Во-вторых, при характеристике служебной роли административного права необходимо учитывать обстоятельства, вытекающие из самой его природы. Таким образом, в связи с актуальностью проблемы правоприменения в юридической компании административное право усиливает средства правовой защиты от нарушений правового режима в рамках механизма исполнительной власти. Несоблюдение или несправедливое применение административных и правовых норм влечет за собой активацию превентивных, репрессивных и карательных средств административно-принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административному процессу. Важное значение в данном случае имеет то обстоятельство, что при помощи административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих отношений, но и многих других — например, финансовых, трудовых, природоохранительных и т.п.

Наконец, во многих случаях административное право не только защищает другие общественные отношения, но также может выступать в качестве их регулятора. Таким образом, действующее российское законодательство использует нормы административного права для обеспечения правильного регулирования налоговых, земельных, трудовых и иных отношений. Ими, например, определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений; многие стороны компетенции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права (например, природоохранительные инспекции и пр.).

Следовательно, административное право не имеет строгих ограничений юридической силы. В свою очередь, сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права. В результате происходит взаимодействие различных ветвей права.

взаимодействует с конституционным (государственным) правом

13 стр., 6009 слов

Должностные и административные регламенты

... связана с разработкой электронных административных правил. В соответствии с электронными административными нормами, правовой статус которых закреплен обычными административными нормами, законопроект ссылается на электронную форму административных правил (формы осуществления административных правил с использованием ...

Таким образом, административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.п.

Конституционное право устанавливает отправные точки для всех отраслей права, включая административную. Конкретизируя нормы конституционного права, административное право своими нормами обеспечивает применение принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует правовой механизм реализации прав и свобод граждан и др.

Наряду с гражданским правом административное право часто регулирует внешний вид подобных общественных отношений родового характера в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования. (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания.)

Подобные отношения собственности иногда регулируются, но с другими методами правового регулирования. Гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон (на началах договора), а административное — их неравенством (одностороннее предписание).

Аналогичным образом решается вопрос о соотношении норм административного права и норм трудового права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, относимых к объекту названных отраслей, регулируется нормами административного права и его внутренними правовыми инструментами.

Многие трудовые отношения возникают на основе односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях будущей работы. Такой акт требуется и для прекращения трудовых отношений, и для юридического оформления субъективных прав, связанных с трудовой деятельностью (отпуск, выход на пенсию и т.п.).

Границы норм уголовного и административного права определяются характером и направлением соответствующих запретов. Чтобы правильно решить, является ли такое правонарушение преступлением или правонарушением, во многих случаях необходимо сравнить соответствующие нормы уголовного и административного законодательства.

Финансовое право регулирует общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в ходе финансовой деятельности государства, а административное право определяет организацию работы органов, которые осуществляют эту деятельность, и их правовой статус.

Многие отрасли права, в настоящее время признаваемые самостоятельными, ранее выделялись лишь в качестве подотраслей административного права, поскольку основывали свое правовое регулирование на сходных приемах и способах, совмещаемых в глобальном понятии «метод административного права». В настоящий момент предмет указанных отраслей оформился в достаточно обособленную область общественных отношений, совокупность принципов регулирования и способов воздействия на общественные отношения приобрела устойчивость и характерную специфику, что и привело к выделению подотраслей административного права в самостоятельные отрасли российской системы права: финансовое, земельное, экологическое, аграрное, предпринимательское, таможенное, банковское и т.п.

12 стр., 5662 слов

Защита прав потребителей в Российской Федерации

... Закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», потребитель правомерно потребовал возврата внесенных ... которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, лицом, не имеющим на это права в соответствии с настоящим Федеральным ...

Место административного права

система метод административное право

Заключение

Развитие административного права в России прошло долгий исторический путь развития. История развития административного права характеризовалась некоторыми процессами государственно-правовых явлений. Отсюда следует, что административное право в целом не существовало вне государственных юридических явлений.

Административное право – это одно из важнейших отраслей права. При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.

Административное право – это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно — юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Если административное право как отрасль права, система правовых норм регулирует действия различных субъектов, то наука административного права изучает, анализирует, систематизирует нормы, определяет их роль. Итоги научных исследований отражаются не в нормах административного права, а в научных выводах, классификациях, предложениях. Формами реализации научных достижений являются научные доклады, статьи, книги.

Административно-правовая доктрина тесно связана с другими ветвями древа юридической науки. Она активно использует положения и понятия, выводы и предложения общей теории государства и права, конституционного (государственного) права и в свою очередь обогащает их своими творческими достижениями. В исследовании правовых институтов административное право как сравнительно молодая наука опирается на достижения более старых, более специализированных наук. Так, в решении вопросов административной ответственности используются положения науки уголовного права, вопросов метода регулирования, административного договора — науки гражданского права, вопросов административного процесса — наук уголовного и гражданского процессов. Административно-правовые исследования способствуют развитию наук финансового, экологического, муниципального права. Следует также упомянуть о полезном взаимодействии административно-правовых исследований с исследованиями по трудовому, семейному праву и другим отраслям юридической науки.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kontrolnaya/administrativnoe-pravo-kak-otrasl-prava/

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //»Российская газета». N 7, 21.01.2009

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.04.2011)// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1

3 стр., 1459 слов

Философия как основание правовой науки

... плюрализме. Философия не представляет собой какого- либо общепризнанного учения, подобно правилам арифметических действий, а существует как совокупность многих философских доктрин, учений, поэтому ученые-правоведы философским основанием правовой науки признают ...

3. Административное право России. Общая часть: Учебник для высших учебных заведений // Под ред. П.И. Кононова. – М. 2005.

4. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. – М. 2004.

5. Бачило И.Л. Ноздрачев А.Ф., О некоторых актуальных проблемах административного права. – М. 2004.

6. Бунякин Н. Е. Концепция становления и развития административного права в России.// Монография. — Тамбов, 2002.

7. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. Часть I. – М. 2002.

8. Ноздрачев А.Ф., Петухов В.Н., Пронина В.С., Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Хангельдыев Б.Б. Концепция развития административного законодательства. – М. 2005.

9. Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. — М. 2002.

10. Туманов Г.А. О некоторых актуальных проблемах административного права. — М. 2006.

18