Основание административной ответственности

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что проблемы, связанные с административной ответственностью носят для Российской Федерации острый характер. Официальная статистика показывает, что ежегодно совершается множество административных правонарушений, но правонарушители, в силу различных обстоятельств и ухищрений пытаются избежать ответственности, либо смягчить меру административной ответственности.

Основания ответственности — это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их, ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения.

Административная ответственность является одним из важнейших институтов административного права. Законодатель, устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее. В связи с этим актуальным становится вопрос об основаниях применения данной ответственности, тем более, что в Российском законодательстве появляются новые составы административных правонарушений, чему в том числе способствует нормотворческая работа субъектов РФ

Целью курсовой работы является всестороннее и углублённое рассмотрение, а также выявление проблем возникновения оснований административной ответственности, мер административной ответственности, видов административной ответственности, а также рассмотрение проблем, связанных с привлечением к данной ответственности и предложения путей решения этих проблем. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие и виды административной ответственности, её цели, содержание, особенности.

2.Затронуть актуальные вопросы возникновения оснований административной ответственности

3. Рассмотреть нормативные основания административной ответственности.

4. Изучить проблемы привлечения к административной ответственности.

5. Рассмотреть судебную практику.

Предметом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере основания административной ответственности.

Объектом исследования служат правовые акты Российской Федерации, регламентирующие основание административной ответственности.

10 стр., 4654 слов

Юридическая ответственность: понятие, основания, разновидности

... курсовой работы является более глубокое и широкое изучение проблемы юридической ответственности, понятие её сущности и особенности. Объектом служит - юридическая ответственность по российскому законодательству. Предметом же является - основные признаки, виды, принципы и понятие юридической ответственности. ...

При изучении темы курсовой работы были использованным законодательно — правовые нормы: Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 . (в ред. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ).

Федеральный закон от 09 мая 2005 г. №45-ФЗ «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ», Собрание законодательства РФ, 09.05.2005, №19, Ст.1752. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №398-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере гражданского оружия», Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, №1, Ст.10. Федеральный закон от 08.06.2012 N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и федеральный закон «о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Собрание законодательства РФ, 11.06.2012, №24, Ст.3082. За основу были взяты работы авторов: Россинского Б.В., . Макарейко Н.В, Конина Н.М, Чукичева Ю.В и других авторов.

Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, включающих в себя разделы, в которых приведены примеры из реальной судебной практики, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

административная ответственность судебный несовершеннолетний

1.1 Понятие административной ответственности

Административно-правовая ответственность является наиболее распространенной формой публично-правовой юридической ответственности. Это связано с тем, что данная форма ответственности носит универсальный характер: она установлена за широкий круг правонарушений, которые могут выражаться в несоблюдении правовых норм, относящихся к различным отраслям права, что придает административной ответственности межотраслевой характер.

Формирование административной ответственности как самостоятельной формы ответственности за правонарушения связывается учеными с принятием в 1864 году Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Указанный акт, явившийся прообразом кодексов об административных правонарушениях, содержал как нормы, регламентирующие некоторые аспекты порядка привлечения к ответственности, так и составы 150 проступков, разделенных в зависимости от объекта посягательства на 12 видов. Вместе с тем Уставом не был предусмотрен полноценный процессуальный порядок привлечения к ответственности. Отмечу, что разграничение деяний в зависимости от тяжести правонарушений на преступления и проступки предусматривалось российским законодательством и ранее, например в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Таким образом, административная ответственность имеет в России довольно длительную историю формирования и развития.

Данная форма ответственности появляется в правовой системе в связи с выделением из уголовного права правонарушений, обладающих меньшей общественной опасностью и, следовательно, не требующих применения суровых мер наказания и соблюдения сложной процедуры привлечения к ответственности, свойственной уголовной ответственности. Данные деяния традиционно именуются правонарушениями.

10 стр., 4609 слов

Административная ответственность: понятие, цели, основания, функции, ...

... Целью курсовой работы является раскрытие понятия, основания, специфических особенностей административной ответственности, путем изучения нормативной базы об административной ответственности. Задачи курсовой работы: изучить общую характеристику административной ответственности; изучить обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие административную ответственность. * рассмотреть ...

Именно административное правонарушение, являющееся основанием для привлечения к административной ответственности, рассматривается учеными как главный признак, определяющий само понятие «административная ответственность».

Так, Б.В. Россинский определяет административную ответственность как вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение. При этом исследователь особо указывает на то, что административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления.

В свою очередь А.Б. Агапов рассматривает административную ответственность как меру принудительного воздействия, применяемую к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающую имущественные (неимущественные) права нарушителя либо устанавливающую его дополнительные обязанности.

Определение, предложенное Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявским, прямо указывает на административное правонарушение как на основание и один из главных признаков административной ответственности: «административная ответственность — это установленная государством мера юридической ответственности за административные правонарушения, состоящая в применении к правонарушителям предусмотренных законом видов (вида) административного наказания».

Согласно ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

Таким образом, административная ответственность — вид юридической ответственности, которая определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции. Административная ответственность стала основной формой применения государством карательных санкций к лицам, совершим правонарушения. Цель административной ответственности — стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей, предупреждение совершение престулений.

1.2 Виды административной ответственности

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает общие принципы административной ответственности, ее виды и порядок применения взысканий к физическим и юридическим лицам (ст. 2.1., ст. 2.10.), должностным лицам (ст. 2.4.), военнослужащих (ст.2.5.), иностранных граждан и лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц (ст. 2.6.).

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

12 стр., 5822 слов

Модернизация таможенных органов Российской Федерации

... задач. В современных условиях таможенные органы Российской Федерации содействуют реализации интересов государства в сфере внешней торговли, развитию российского производства, оказывают противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, преступлениям и административным правонарушениям, обеспечивают пополнение доходной ...

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в статье 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем утверждена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

В настоящее время в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях установлены 9 видов административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) дисквалификация;

8) административное приостановление деятельности;

9) обязательные работы.

При этом следует обратить внимание, что предусмотренные виды наказаний претерпели определенные изменения.

Так, в ранее действующей редакции было предусмотрен такой вид наказания как «возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения», Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. №398-ФЗ пункт 3 части 1 статьи 3.2 утратил силу.

В то же время законодателем статья 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена новыми видами административных наказаний.

Так, ФЗ от 09 мая 2005 г. №45-ФЗ введено такое наказание как «административное приостановление деятельности» (пункт 9 часть 1 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ введено такое наказание как «обязательные работы» (пункт 10 часть 1 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

На мой взгляд, изменения в виды административных наказаний преследуют цель направленную на борьбу с административными правонарушениями, с целью повысить эффективность административной ответственности, направленную на уменьшение количества административных правонарушений.

Статья 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает как основные, так и дополнительные административные наказания.

Так, предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях розничная продажа этилового спирта влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).

12 стр., 5662 слов

Защита прав потребителей в Российской Федерации

... статьей 395 Гражданского Кодекса Российской Федерации проценты в двойном размере на сумму внесенных истцом по договору денежных средств Потребитель А.Д.А. обратился в Ленинградский районный суд г. ... Заключив договор резервирования квартиры в строящемся доме ответчик не имел право привлекать денежные средства граждан в связи с отсутствием разрешения на строительство, то независимо от регистрации ...

В отношении физических лиц могут применяться все виды административных наказаний; в отношении юридических лиц — только предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

Все административные наказания характеризуются общим основанием их применения — совершением административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и единый порядок их назначения.

Рассмотрим подробнее виды административных наказаний.

Предупреждение — один из видов административного наказания. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений.

Эта мера может устанавливаться в качестве альтернативного вида наказания за впервые совершенное административное правонарушение.

Применение предупреждения возможно, если при рассмотрении дела будет выяснено, что противоправное деяние, совершенное впервые, не причинило вреда или не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, объектам культурного наследия и другим перечисленным в ч.2 ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объектам.

Указанные критерии были определены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 239-ФЗ. Этим же Законом в ряд статей Особенной части настоящего Кодекса были внесены дополнения, согласно которым в качестве альтернативной санкции наряду с административным штрафом предусматривается возможность применения предупреждения (ст. ст. 5.28 — 5.31, 6.7, 8.1, 8.23 — 8.24, 8.31 — 8.33, 10.11 — 10.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Содержание предупреждения как вида административного наказания выражается в официальном порицании поведения лица, совершившего административное правонарушение.

Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

Предупреждение как вид административного наказания может применяться как к физическим, так и юридическим лицам и предусматривает письменную форму вынесения административного наказания в виде предупреждения.

Административный штраф — является денежным взысканием и выражается в рублях. Он может устанавливаться и применяться только в качестве основного вида административного наказания в пределах санкции соответствующей статьи.

9 стр., 4314 слов

Конституционный строй Российской Федерации (2)

... практической реализации конституционного строя в Российской Федерации рассматриваются мной в курсовой работе подробнее в одном из последующих разделов. § 1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции РФ конституционный строй гражданский общество Конституция РФ Под основами конституционного строя РФ ...

Административный штраф в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях применяется к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам.

Закон предусматривает ограничения применения административного штрафа к военнослужащим. В соответствии с частью 6 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Таким образом, при конструировании санкций за отдельные виды правонарушений законодатель комбинирует различные способы исчисления административного штрафа. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом ст. 46 БК РФ определены доли сумм административных штрафов, назначаемых за правонарушения, совершаемые в различных областях управления, которые поступают в различные бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия.

Конфискация, применяемая в качестве меры административного наказания, состоит в принудительном безвозмездном обращении орудия совершения или предмета административного правонарушения в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, допуская применение конфискации за ряд правонарушений, предусматривает конфискацию не вообще имущества нарушителя, а лишь тех предметов и орудий, с помощью которых совершаются административные правонарушения.

Необходимо отметить, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует ограничительное положение о допустимости ответственности в виде конфискации лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя. Тем самым в определенных случаях допускается за совершение административного правонарушения конфискация орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности.

Конфискация признается как основным, так и дополнительным административным наказанием, она назначается исключительно судьей.

Часть 2 статьи 3.7 Кодекса определяет некоторые категории лиц, к которым не применяется конфискация за совершение административного правонарушения. Так, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых эти занятия являются основным законным источником существования.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ. Вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

4 стр., 1832 слов

Анализ механизма исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты ...

... акцизами, относится реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров. Итак, акцизами облагается реализация подакцизных товаров, под которой понимается для целей исчисления акцизов передача права собственности на ... нефтепродуктов. 1.3. Основные характеристики элементов акцизов на нефтепродукты. Рассмотрим одну из подгрупп подакцизных товаров – нефтепродукты. ...

Лишение специального права физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса.

Для управления транспортным средством, равно как и для занятия охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными средствами предполагает аналогичную процедуру. Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Кодексом предусмотрены определенные ограничения в назначении наказания в виде лишения специального права. Так, лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется этим транспортным средством в связи с инвалидностью, а лишение права охоты — к лицу, для которого охота является источником средств к существованию. Это является одним из проявлений гуманности.

При совершении определенных нарушений в области дорожного движения вышеупомянутое ограничение в применении лишения права управления транспортными средствами не действует. Имеются в виду следующие случаи: управление транспортным средством в состоянии опьянения; уклонение от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; оставление в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

Административный арест — одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения, который назначается в исключительных случаях, так как связан с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, закрепленного в ст.22 Конституции РФ, а также права на свободу передвижения, предусмотренного ст.27 Конституции РФ.

Назначаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима проведения контртеррористической операции — до тридцати суток. Право назначения административного ареста принадлежит только судье.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Режим содержания под стражей правонарушителей, подвергнутых аресту в административном порядке, определен Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726, и утвержденными МВД России Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

7 стр., 3294 слов

Понятие административной ответственности

... основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами — административные наказания. 2. Понятие, признаки и состав административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое ...

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных гражданина или липа через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Во всех статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих такое наказание, оно закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием — административным штрафом. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.

Содержание административного выдворения за пределы Российской Федерации достаточно специфично. Оно, как уже отмечалось выше, состоит в контролируемом перемещении лиц, не являющихся гражданами России, с ее территории через Государственную границу РФ. Перемещение может производиться принудительно и путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. В случае если у выдворяемого из России лица нет необходимых средств и установление стороны, пригласившей его в Россию, невозможно, перемещение выдворяемого лица через Государственную границу РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как административное наказание не следует смешивать с такими мерами административного пресечения, как:

  • депортация — принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

— выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации — принудительная мера, применяемая уполномоченными должностными лицами пограничных органов и связанная с передачей иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим Государственной границы РФ, властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

7 стр., 3094 слов

Административная и уголовная ответственность за правонарушение ...

... законодательство, согласно которому в случае правонарушения в области строительства наступает ответственность. Административная и уголовная ответственность за правонарушение в области строительства При осуществлении мероприятий государственного строительного надзора должностными лицами Службы могут быть выявлены нарушения ...

Дисквалификацию следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Дисквалификация применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом, — определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям.

Административное наказание в виде дисквалификации не может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая производственные объекты, эксплуатацию зданий, сооружений и т.п., преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма, с другими правонарушениями, представляющими опасность для жизнедеятельности.

Применение административного приостановления деятельности возложено на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей. Однако, учитывая реально сложившиеся условия деятельности ряда предприятий, особенно тех, которые являются особо опасными производственными объектами (угольные шахты, химические производства и др.), законодатель ввел новые правила назначения и исполнения административного приостановления деятельности.

Во-первых, ст.5 Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ расширен перечень административных правонарушений, за которые могут быть назначены такого вида наказания.

Во-вторых, расширен перечень субъектов административной юрисдикции, которые с 1 января 2011 г. стали налагать административные наказания в виде административного приостановления деятельности, если такое наказание предусмотрено конкретной статьей Кодекса (должностные лица уполномоченных на то органов), а равно прекращать исполнение такого наказания при устранении обстоятельств, послуживших основанием для применения такого наказания (ст.1 Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ).

Срок административного приостановления деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц.

Законодатель рассматривает административное приостановление деятельности как наказание наиболее строгое и обусловливает его назначение только в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Применение указанной меры административного наказания допускается также за административные правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности. При этом подчеркивается, что применение рассматриваемого наказания возможно, если правоприменитель сочтет, что менее строгий вид наказания не достигнет желаемого результата.

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Обязательные работы новый вид наказания, который введен Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются только судьей.

Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

ГЛАВА II. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОСНОВАНИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

2.1 Нормативные основания административной ответственности

Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

В юридической литературе выделяются два вида оснований применения административной ответственности: нормативное и фактическое. В качестве нормативного основания или нормативной основы административной ответственности подразумевают четко ограниченный круг противоправных деяний, признаваемых таковыми государством и закрепленных в правовой норме. Фактическим основанием административной ответственности административное правонарушение.

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

Названные родовые признаки ответственности конкретизируются правовыми нормами применительно к ее разновидности — ответственности административной. Последнюю характеризуют такие признаки:

  • она урегулирована нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ;
  • основанием ее применения является административное правонарушение;
  • она состоит в применении к виновным административных наказаний;
  • к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические лица;
  • она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами);
  • порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания:

  • а) нормативное (систему регулирующих ее правовых норм);
  • б) фактическое (неправомерные деяния субъектов права);
  • в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание — правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Административным правонарушением всегда выступает деяние противоправное, т.е. запрещенное Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом противоправность проявляется в совершении лицом деяния, нарушающего не только нормы административного права, но и охраняемые его санкциями нормы других отраслей права.

С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения.

С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними).

Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, которое является противоправным и влечет установленную Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ административную ответственность.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае виновного совершения противоправного действия или в случае виновного бездействия. Именно поэтому законодатель определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие).

Вина физического лица рассматривается как субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения. В этой связи законодатель определяет признаки административного правонарушения, совершенного умышленно и совершенного по неосторожности (статья 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Гораздо сложнее, оказалось, сформулировать понятие и признаки вины юридического лица, поскольку речь идет о коллективном субъекте и его органе управления. В качестве основания для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения выдвигается следующее положение: если у юридического лица имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, то оно признается виновным. При этом учитываются признаки вины умышленной и неосторожной.

2.2 Проблемы привлечения к административной ответственности

Рассмотрим данную проблему на примере привлечения к административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей.

Происходящие в России радикальные изменения в политической, социальной и духовной сферах жизни общества оказывают существенное влияние на состояние и структуру правонарушений. Особенно четко реагируют на позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, несовершеннолетние, что подтверждено результатами многочисленных криминологических исследований. Правонарушения несовершеннолетних как социальная проблема продолжают оставаться в центре внимания ученых и практиков. Подобный интерес обусловлен также обнаруживающимися в ходе исследований пробелами в законодательстве, в том числе, в части привлечения к административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей.

Административная ответственность несовершеннолетних определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний. Особенность административной ответственности несовершеннолетних обусловлена применяемыми мерами ответственности, акцент которых ставится не на карательную функцию наказания, а на воспитание нарушителя и профилактику правонарушений несовершеннолетних, что, в свою очередь, предопределяет их воспитательно-профилактический характер морально-нравственного воздействия. Административным законодательством установлено, что возраст, с которого наступает административная ответственность — 16 лет. Однако с учетом конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, а так же данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить от административной ответственности несовершеннолетнего с применением к нему мер воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Раскрывая сущность административной ответственности несовершеннолетних, мы не можем оставить без внимания обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Законодатель отнес к одним из таких обстоятельств совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Также законодательством установлено, что лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости либо находившееся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности; правонарушитель может быть освобожден от административной ответственности при малозначительности правонарушения, ограничиваясь устным замечанием. Таким образом, устанавливая административную ответственность, законодательство вместе с тем предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших административные правонарушения, в том числе несовершеннолетних, от этого вида ответственности, что еще раз доказывает предупредительно-воспитательный характер административного наказания.

В отношении несовершеннолетних действующее законодательство предусматривает правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Необходимо заметить, что деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по привлечению к ответственности виновных в совершении правонарушений лиц не регламентирована федеральным законодательством, а Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, которое датируется еще 1967 годом, безусловно, потеряло свою актуальность и нуждается в новом осмыслении. Кроме этого, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются неотъемлемым компонентом общей системы защиты прав детей, следовательно, функции рассмотрения дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на наш взгляд, должны быть переданы специальным органам, каковыми являются ювенальные суды. Создание ювенальных судов продиктовано, прежде всего, необходимостью неукоснительного применения норм действующего законодательства, соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся защиты прав несовершеннолетнего.

Итак, в настоящее время именно комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемым при органах местного самоуправления, принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Согласно ч. 2 ст.23.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии. Комиссии рассматривают дела также в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.35, 5.36, 6.10, 20.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства несовершеннолетнего и его родителей, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении (ч.3 ст.29.5 Кодекса).

Административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст.4.5 Кодекса).

Любые меры административного наказания, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям и их родителям, преследуют цели, связанные с достижением определенного результата правоприменительной деятельности, а также, как было отмечено выше, исправления и предупреждения совершения новых правонарушений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, прежде всего, воспитательным целям. При определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться его возрастные, психические и индивидуальные особенности, с тем, чтобы обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций. Основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению. Однако в настоящее время большое количество дел об административных правонарушениях, в связи с этим поточный метод их рассмотрения и отсутствие тщательной подготовки дел приводят к тому, что в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав практически не реализуется дифференцированный подход к выбору воспитательно-профилактических средств.

Как было отмечено выше, применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель — восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. В то же время, цели административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним, в определенной мере обусловливают и меньший объем, степень ограничения или лишения прав и свобод таких лиц, которые при прочих равных условиях должны нести более мягкую ответственность, чем в схожих ситуациях взрослые, совершившие административные правонарушения, так как молодой организм подростка слабо защищен от неблагоприятных воздействий на него. Применение несоразмерно строгого вида административного наказания может привести к психологическому ожесточению подростка против общества и государства, конфликту с окружающими, в том числе и родителями или лицами их заменяющими. Не вызывает сомнения, что в данном случае нет необходимости назначать административное наказание как на взрослого правонарушителя. В связи с этим очень важно, на наш взгляд, предусмотреть в Кодексе РФ об административных правонарушениях специальные виды наказаний, применяемых только к несовершеннолетним. Кроме этого, возникает необходимость выделения в отдельную главу Кодексе РФ об административных правонарушениях норм, касающихся административной ответственности несовершеннолетних и производства по делам об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.

Таким образом, проведенный анализ административно-правовых норм, касающихся ответственности несовершеннолетних, убеждает в необходимости выделения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях раздела, закрепляющего порядок производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних; определения специальных видов административного наказания для несовершеннолетних, оказывающих в основном моральное воздействие на правонарушителей; принятия нового Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав; создания системы ювенальных судов и передачи на их рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.

ГЛАВА III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Процессуальной особенностью является также обязательное участие понятых при совершении определенных процессуальных действий по данным делам и соответственно возможность привлечь данных понятых к участию в деле об административном правонарушении в качестве свидетелей.

В соответствии с Кодексом должностные лица органа административной юрисдикции, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, участниками производства по делу не являются. В случае необходимости получения от них пояснений, указанные лица могут быть опрошены в качестве свидетелей с соблюдением требований ст. 51 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 17.9 и 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

«Судья « » городского суда Матошкин С.В. при пересмотре по жалобе дела об административном правонарушении в отношении Соколова В.Н. по ст. 12.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях, допустил к участию в деле в качестве представителя ГИБДД Андреева В.Е., показания которого положил в основу своих выводов по делу. Неправильно установив процессуальный статус Андреева, судья не разъяснил ему права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 Кодекса РФ об административных правонарушения и не предупредил об ответственности по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В силу этих обстоятельств показания Андреева, полученные с нарушением требований закона, не являются доказательствами в силу ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и не могли быть положены в основу судебного постановления. Постановление, вынесенное судом с нарушением процессуальных требований, является незаконным и необоснованным.

Особенностью данной категории дел является также необходимость правильного определения места совершения правонарушения и соответственно подсудности.

При подаче жалобы на постановление должностного лица о привлечении к ответственности имеет значение место рассмотрения дела, т.е место вынесения постановления.

«Вывод мирового судьи судебного участка о направлении протокола об административном правонарушении по подсудности на судебный участок № … Ленинского района г. Иркутска, в связи с тем, что местом совершения правонарушения, является место нахождения контролирующего органа, основан на неправильном толковании положений ч. 1 ст. 29.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рассмотрим следующую ситуацию:

Следует учитывать, если лицо привлекается к административной ответственности за правонарушение, ответственность за покушение на которое не предусмотрено статьей Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу следует прекратить за отсутствием состава правонарушения.

Так, по делу № 352-4Ап/2011 гражданка Сергиевич Г.К. привлекалась к административной ответственности по части 1 статьи 12.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях за то, что перевозила мясопродукцию с целью получения прибыли путем перепродажи перевозимого товара. Из материалов дела не усматривается, что гражданка Сергиевич Г.К. систематически осуществляла предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в установленном законодательством порядке, кроме того, не установлено, что гражданка осуществляла торговлю перевозимыми мясными продуктами, в результате которой мог быть получен доход. Статьей 12.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность за покушение на незаконную предпринимательскую деятельность. Суд правильно пришел к выводу об отсутствии в деянии гражданки Сергиевич Г.К. состава административного правонарушения, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело прекращено. В указанном примере отсутствуют основные составляющее объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (деятельность без государственной регистрации, направленная на систематическое получение прибыли).