Рынок производственных ресурсов. Социальная политика государства

Контрольная работа

1. Рынок производственных ресурсов и распределение доходов

1.1 Распределение доходов в рыночной экономике

Рыночная экономика, В теории рыночной экономики основным понятием является понятие рынка.

Рынок — это система взаимоотношений между продавцами и покупателями. По ходу развития отношений между ними происходит контакт, во время которого обе стороны пытаются договориться о купле-продаже товаров или ресурсов. Во время контактов предполагается заключение соглашения между продавцами и покупателями. По этому соглашению осуществляется обмен товарами по договорной цене. Во время обмена происходит передача прав собственности на товар на добровольной основе.

В основе распределения доходов в рыночной экономике лежит распределение, диктуемое собственностью на средства производства и рабочую силу.

Собственники рабочей силы получают доходы в зависимости от качества и количества выполненной работы. Владельцы средств производства и капитала получают доход в зависимости от величины собственности в денежном выражении и условий ее реализации.

В условиях рыночной экономики распределение доходов строятся на том, что доход каждого владельца факторов производства зависит от спроса и предложения этого ресурса на рынке.

При рыночной экономике свою корректировку в распределение доходов вносит и государство. Во всех экономически развитых странах государство отвечает за обеспечение права человека на определенное благополучие в данном обществе и социальную защиту каждого гражданина. Для решения этих проблем государство проводит в обществе социальную политику.

Распределение между факторами производства характеризует функциональное распределение между трудом и капиталом. Доля участия каждого фактора в произведенной прибыли является доходом. В результате использования капитала и труда созданные доходы, получают конкретные люди. Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используют показатели номинального и реального дохода. Номинальный доход — это весь начисленный доход. Номинальный доход представляет собой сумму оплаты труда, социальных трансфертов, доходов от собственности, доходов от предпринимательской деятельности и других доходов. Трансфертные платежи — передаточные платежи, одна из форм перераспределения бюджетных средств. Подразделяются на выплаты процентов по государственному долгу, выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и другие виды финансовой помощи нетрудоспособным, безработным и т.п.), субсидии частным предпринимателям (активное финансирование фундаментальных разработок, внедрение в производство новой конкурентоспособной техники, технологии, новых систем управления и т.п.).

16 стр., 7718 слов

Планирование производства продукции

... развития и расширения производства исходя из рыночного спроса на продукцию, работы и услуги предприятия, а также необходимости достижения равновесия спроса и предложения, получения высокой прибыли и личных доходов персонала, осуществления других ...

Без налогов и обязательных платежей этот налог становится уже располагаемым доходом. Реальный доход — доход, исчисленный с учетом покупательной способности денег, определяемой уровнем цен. Реальные доходы принято определять количеством благ, которое может быть приобретено на полученные денежные доходы. Полученный доход определяет уровень благосостояния отдельного гражданина.

При увеличении доли трудовых доходов происходит активное стимулирование граждан к предприимчивой, активной деятельности. Также стимулирует активную трудовую деятельность налоговая политика.

Распределение доходов в рыночной экономике может не отвечать нормам справедливости. Рынок не имеет своей целью обеспечивать всех граждан общества необходимыми ценностями и благами. Рынок предоставляет их тем, у кого есть возможность их оплатить. Неравенство в распределении доходов снижает стимулы к активной, предприимчивой жизненной позиции.

Распределение доходов в рыночной экономике корректирует общество. Одним из главных направлений вмешательства государства в распределение доходов, является их перераспределение в социальных целях.

Решение вопросов по социальной защите населения осуществляется — каждому члену общества необходимо гарантировать социальную защиту. Необходимо, чтобы любой гражданин чувствовал стабильность своего положения;

  • ко всем существующим категориям граждан предполагается дифференцированный подход социальной защиты;
  • в государстве нужно предусмотреть меры предупреждающего характера для того, чтобы вовремя отреагировать на изменение экономической конъюнктуры.

В рыночной экономике основные факторы производства — это земля, труд и капитал. Спрос на ресурсы предъявляют фирмы для производства товаров, которые потом будут проданы. Предложение исходят главным образом от агентов, владеющих землей, трудом или капиталом, то есть от домашних хозяйств. Когда фирма обеспечивает себя соответствующим фактором производства, она несет издержки, но надеется, что ее производство возрастет и что ее выручка также возрастет с увеличением производства продукции. Для фирмы-производителя большое значение имеют цены на ресурсы, так как именно от них будет зависеть уровень издержек производства.

Факторы производства, экономические ресурсы подразделяются на материальные, трудовые и природные, вовлекаемые в хозяйственный оборот.

В частности, отмечалось, что материальные ресурсы включают средства труда и предметы труда. Среди средств труда важную роль играют орудия труда. Их эффективность и величина в наибольшей мере влияют на рост производимых материальных благ. В свою очередь предметы труда подразделяются на две группы:

  • это материалы, сырье, непосредственно извлекаемые из природы — уголь, руда, лес;
  • и полуфабрикаты как некое сырье, материалы, но прошедшие первичную обработку.

Составной частью экономических ресурсов являются финансовые ресурсы, которые представляют собой средства денежно-кредитной и бюджетной систем.

10 стр., 4586 слов

Рынок труда как регулятор занятости и безработицы

... основы рынка труда как регулятора занятости и безработицы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: безработица рынок труд спрос 1 - определить сущность рынка труда, его структуру и функции; 2 - изучить основной механизм функционирования рынка труда; 3 ...

Трудовые ресурсы принципиально отличаются ото всех других видов экономических ресурсов.

Природные ресурсы становятся частью экономических ресурсов в том случае, когда они вовлекаются обществом в хозяйственный оборот.

В экономической теории рынок ресурсов рассматривается исходя из той роли, которую выполняют в производстве различные факторы производства, а именно: рынок труда, рынок капитала, рынок земли.

1.2 Значение формирования цен на ресурсы

Существует несколько взаимосвязанных причин, обусловливающих необходимость изучения формирования цен на ресурсы:

Денежные доходы, Распределение ресурсов, Минимизация издержек, Вопросы экономической политики

Сложности образования цен на ресурсы

Точки зрения экономистов на основные принципы образования цен на ресурсы в целом совпадают. Однако существуют значительные разногласия, а иногда и путаница в отношении того, какие из этих основных принципов следует применять к конкретным ресурсам и определенным рынкам. Если экономисты едины в том, что ценообразование и использование экономических ресурсов (факторов производства) являются феноменом спроса и предложения, то они также признают, что на отдельных рынках предложение и спрос на ресурсы могут сильно отклоняться от обычных.

Ситуация, кроме того, усложняется тем, что на рыночные силы спроса и предложения могут воздействовать (или даже их вытеснять) политика и практические меры государства, фирм и профсоюзов, не говоря уж о множестве других институциональных факторов.

1.3 Рынок труда

В ХХ веке рынок труда претерпел глубокие структурные изменения. Если до этого времени на него распространялись общие характеристики экономической жизни, когда предприниматели в частном порядке диктовали свои условия оплаты рабочих, то затем этот рынок постепенно становился полем взаимодействия отдельных групп рабочих и предпринимателей, а также сферой постоянного государственного вмешательства через требования соответствующих законодательных актов, регулирующих продолжительность рабочего дня, минимальную оплату и т.д.