Чеканка как вид художественной обработки металла

Чеканка — один из древнейших видов художественной обработки металла. Во многих музеях мира сохранились металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья и Возрождения. В технике чеканки создавались ювелирные изделия, утварь, оклады икон, оружие и даже скульптурные монументы.

Этот вид искусства подразумевает получение рельефных изображений на металле: выполняется ударами особым молотком по специальным инструментам — чеканам. Работы ведутся по поверхности листа, положенного на эластичную подложку из особой смолы, в основном по лицевой стороне.

Под понятием художественная чеканка подразумевается также и обработка поверхности литых художественных изделий, скульптуры по выходе из формы; заглаживание поверхности литых художественных изделий, скульптуры по выходе из формы: заглаживание неровностей, швов, отделка деталей. Она применяется и при производстве монет. С помощью художественной чеканки получают рельефные изображения на поверхностях медалей. Осуществляется данный процесс сильными ударами от руки или на прессе стальными штемпелями — пуансонами. На них осуществляются углубленные изображения и надписи.

Диапазон возможностей, предоставляемых этой техникой, очень широк от грубой отделки фона (набивка фактуры) до проработки тончайших деталей, например изображений человеческих лиц. Чеканкой обрабатывают и миниатюрные ювелирные изделия, и многометровые монументальные статуи из стали, бронзы, алюминия.

1 Чеканка как вид художественной обработки металла

Чеканка — обширный раздел художественной обработки металла. Она охватывает значительное разнообразие изделий, весьма различных по своему художественному принципу: от рельефных орнаментальных до горельефных и круглых фигурных композиций, от линейно-графических двухмерных решений, близких к гравировке, до объемно-скульптурных (трехмерных).

Чеканная техника применима и для выполнения простейших операций (набивка фактуры) и для тончайшей лепки человеческих лиц и фигур. В одних случаях чеканят из драгоценных металлов миниатюрные ювелирные изделия, в других — чеканкой обрабатывают многометровые монументальные фигуры из алюминия, меди и стали. Наличие такого разнообразия технологических приемов чеканки, дающих различный художественный эффект, объясняется тем, что чеканка — очень древний, развивающийся на протяжении многих веков способ. Чеканка была известна в Древнем Египте, античной Греции и Риме. С давних времен она применялась в искусстве Ирана и Китая, Индии и Японии. Значительное развитие она получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства чеканка достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве XV—XVII вв. Дальнейшее развитие она получила в XVIII и XIX вв. и продолжает применяться и обогащаться новыми приемами в нашем современном декоративно-прикладном искусстве. Возрождение этого древнего искусства в нашей стране началось в 50-е годы, когда Ираклий Очиаури выполнил на латунном листе портрет своего учителя известного грузинского скульптора Якоба Николадзе.

12 стр., 5562 слов

По химии : «Металлы в ювелирном искусстве»

... чистым» и используется в ювелирных изделиях. Золото более высоких проб крайне дорого в получении и употребляется только в химии. Золото еще с незапамятных времен считалось «королем» драгоценных металлов. Несмотря на ... н. э.), где из него изготавливали деньги, дорогие украшения, произведения культа и искусства. В России первым золотодобытчиком считается Ерофей Марков, памятник которому стоит ...

Но понадобилось почти десятилетие, чтобы чеканка заняла подобающее ей место в ряде современных жанров искусства. Нелегко и не просто рождалась заново чеканка. Сначала художники повторяли орнаментальные мотивы старых форм, как бы не в силах противостоять их завораживающей красоте. Серебряные чеканные браслеты, чаши, подносы, пояса из чеканных пластин, медальоны с профилями, как будто перенесенными со старинных монет. Но шло время, крепло мастерство, ширилась творческая фантазия художников, и из-под их рук стали выходить работы оригинальные, полные современной красоты и национального своеобразия. За последние годы ни одна крупная художественная выставка не обходится без чеканки. Интерес к ней все возрастает. Чеканкой занимаются не только художники-профессионалы, но и многие, в том числе и молодые любители художественного творчества.

Тематически диапазон в современной чеканке необычайно широк. Здесь жанровые сцены, литературные образы, типический портрет, можно встретить буквально все жанры станкового искусства.

Вместо золота и серебра сейчас мастера используют медь, латунь, алюминий, жесть, кровельное железо. Однако благодаря умелой обработке поверхности они воспринимаются то, как древняя патинированная бронза, то как серебро или даже золото.

Техника чеканки оставалась почти неизменной на протяжении всей истории ее развития. Мало изменилась она и сейчас. Обычно металлический лист кладут на эластичную подложку из свинца или смолы. С обратной стороны мастер молотком и особыми инструментами выбивает общий рисунок фигур, а затем уже по лицевой стороне чеканом наносит контуры и отдельные части рельефа.

Сущность процесса чеканки заключается в обработке материала посредством специального стержня — чекана, который ставится вертикально и по верхнему концу которого наносят удары молотком. В результате удара нижний, рабочий конец (бой), оставляет отпечаток на материале. Постепенно перемещая чекан и каждый раз ударяя по нему молотком, материалу придают желаемую форму, как бы лепят ее.

Для успешного процесса чеканки необходимо, чтобы обрабатываемый материал обладал определенной пластичностью и вязкостью, способностью изменять форму под действием силы. Наличие таких свойств характерно для большинства металлов и их сплавов (исключение составляют наиболее хрупкие из них, как, например, чугун).

Художественная чеканка применяется в следующих областях:

* Чеканка уникальных художественных изделий (авторские оригиналы), начиная от ювелирных и кончая крупными монументальными произведениями, которые могут быть выполнены как непосредственно техникой чеканки из листа, так и литьем, или оброном, с последующей чеканкой. Эти работы требуют высокого мастерства и художественного вкуса. Иногда исполняются самим автором художником.

3 стр., 1131 слов

Метод контурных токов, метод узловых потенциалов

... в виде алгебраической суммы независимых контурных токов, протекающих в этой ветви. При пользовании методом сначала выбирают и обозначают независимые контурные токи (по любой ветви должен протекать ... хотя бы один выбранный ток). - число независимых контурных токов, их необходимо ...

* Чеканка серийной или массовой продукции, выполненной литьем. Иногда она сводится лишь к небольшой (неполной) поверхностной проработке рельефа, подчеркиванию отдельных элементов, расходкой, шабровкой и т. п.

Такая неполная обработка носит специальное название «подчеканка» и выполняется мастерами — чеканщиками средних разрядов (3-4).

* Чеканка моделей под литье, которые могут быть выполнены непосредственно из листа или с предварительной лепкой, отливкой и чеканной проработкой литья; работа требует большого мастерства и поручается обычно чеканщикам высших разрядов.

* Чеканка моделей для гальванопластического тиражирования.

* Чеканка бронзовых и стальных штампов и прессформ.

* Чеканка басменных досок.

2. Разновидности чеканки

Чеканка имеет несколько разновидностей: контурная, плоскорельефная, рельефная, орнаментально-пуансонная, декоративнофактурная, просечная (ажурная), надрезная (бухарская), басма, дифовка, чеканка по литью, металлопластика.

Контурная чеканка представляет собой чеканку на плоскости листового металла без выколотки рельефа. Рисунок создается на плоскости металла с помощью расходника, пурошника и фактурных чеканов. Эта техника немного напоминает гравировку, но с ее помощью легче создать живой и сочный рисунок, акцентируя его сильными ударами и применяя некоторые другие чеканы. Контурная чеканка может быть выполнена как вогнутой, опущенной вниз, так и выпуклой, поднятой над фоном линией. Этот вид чеканки очень часто применялся при создании различных предметов быта, декорированных растительным и другими видами орнамента, выполненными одной линией без выколотки рельефа. В V и IV вв. до н.э. скифы оставили много образцов контурной чеканки из драгоценных металлов, о том числе и с применением различных фактур, как по фону, так и по изображаемому рисунку. В художественных произведениях из металла грузинских мастеров эпохи Сасанидов изображена борьба различных зверей, рыбы, растительность. На них четко обозначен контур рисунка, фон оставлен чистым, а все изображение прочеканено различной фактурой, штрихами, которые усиливают художественное воздействие изображения. Разновидностью контурной чеканки является и выпуклая контурная чеканка.

Плоскорельефная чеканка характерна тем, что ее рельеф не имеет детальной проработки, он почти плоский, как бы силуэтный. Этой техникой можно выполнять настенные панно любых размеров, плакетки, декоративные пластины с растительным или геометрическим орнаментом для украшения пеналов, шкатулок, полок, рамок для фотографий. Плоскорельефная чеканка является переходной ступенью к более сложному виду чеканки — рельефной, но вместе с тем остается довольно мощным направлением в разновидностях чеканной техники, и в этом стиле выполняется много изделий.

Рельефная чеканка отличается от плоскорельефной тем, что изображение на ней значительно выступает на поверхности фона и имеет достаточную проработку: отчетливо, тщательно, рельефно обрисована каждая деталь скульптурного изображения или орнамента. Техника довольно сложная и требует от исполнителя терпения и внимания. С ее помощью выполняют самые разнообразные работы: натюрморты, портреты, декоработкой рельефа различной высоты и степени деталировки. В зависимости от размера изделия и высоты рельефа применяется тот или иной способ чеканки. Чеканный рельеф можно создать за счет опускания фона, но только на небольшую высоту, примерно до 3 мм. Для получения большей высоты пользуются различными способами выколотки. Рельефы можно очень тонко и тщательно проработать с нанесением различной фактуры.

15 стр., 7197 слов

Высокопроизводительные методы обработки металлов давлением

... применения и не предназначены для полной замены традиционных методов обработки металлов давлением. Штамповка взрывом применяется в основном для изготовления деталей большого габарита, когда применение ... 30-100 2,5-1,25 То же и очистка литья Магнитно-импульсная обработка металлов Создание магнитного поля Воздух 3000-6000 60-100 0,9 Листовая штамповка, формовка цилиндрических заготовок, обжатие, раз ...

Орнаментально-пуансонная чеканка имеет сугубо прикладной характер. Ею выполняют небольшие вещи и лишь орнаментального характера: броши, кулоны, браслеты, диадемы, заколки, пряжки, украшения для обложек альбомов и шкатулок, рамки для фотографий.

Просечная чеканка (ажурная, или как ее еще называют, просечное железо) имеет довольно простую технику, с ее помощью создают много красивых и интересных вещей. Один из самых популярных видов художественной обработки металла в русском декоративно-прикладном искусстве. Ее отличительная особенность в том, что не выпуклое, как в рельефной чеканке, а плоское, силуэтное изображение, создается вырубленным фоном. Этой техникой выполняют украшения для шкатулок, ларцов, пеналов, полок, сундучков, оконных рам, дверей и т.д. Просечной чеканкой украшают архитектурные сооружения, предметы быта, ее используют в оформлении парков. Фон орнамента или другого изображения в ажурной чеканке высекается с помощью специальных сечек.

Надрезная (бухарская) чеканка по технике выполнения напоминает гравировку по металлу: на какое-либо изделие наносят орнамент, который состоит из небольших бороздок. Этой техникой изготавливают декоративные пластины для украшения обложек альбомов, шкатулок, полок и т.д.

Дифовка — древний способ холодной обработки листового металла, производимый непосредственными ударами молотка, под которыми он тянется, изгибается, садится и в результате этих деформаций приобретает необходимую форму. От свободной ковки Дифовка отличается тем, что она производится в холодном состоянии, в то время как при ковочных работах металл нагревают докрасна; кроме того, дифовку выполняют из листового металла не толще 2 мм, ковочные работы обычно производят из массивной заготовки. От чеканки Дифовка отличается тем, что она выполняется непосредственно молотком, а чеканы (притом деревянные) употребляются редко; чеканка же выполняется стальными чеканами.

Басма вместо многократных ударов чеканом, необходимых для лепки сложной формы, уже на ранних стадиях применялись фигурные чеканы — пуансоны. Одного удара такого пуансона достаточно, чтобы его рабочий конец сообщил металлу соответствующую, желаемую форму. Басменные доски — матрицы являются дальнейшим логическим развитием идеи тиснения, заменяющего чеканку.

Чеканка по литью, или оброну, применяется в тех случаях, когда необходимо получить особенно четкую и ясную чеканную форму. Чеканят в основном отливки, полученные при литье в земляные формы. Современные, новые виды литья (кокильное, точное) чеканки не требуют, так как отливки получаются весьма точные и четкие.

Различают следующие виды литья, подвергаемые чеканке:

* Ювелирное литье из драгоценных металлов (золото, серебро).

Ювелирная чеканка этого литья требует высокого мастерства.

* Бронзовое статуарное (памятники) и декоративное литье, а также отливки из литейных латуней.

* Художественное литье из алюминиевых и магнитных сплавов, отлитое в земляные формы.

* Чугунное художественное литье (из ковкого чугуна); чеканится с большим трудом ввиду большой твердости и хрупкости чугуна.

10 стр., 4674 слов

Литьё под давлением

... образующие внутренние полости отливок, и выталкиватели. 1. Литье под давлением 1.1 Сущность литья под давлением Выполняют машинным способом в металлические формы, называемые пресс-формами. Заполнение металлом пресс формы осуществляют после её смыкания через литниковые ...

* Декоративное литье из никелевых сплавов (мельхиор, нейзильбер).

В настоящее время применяется очень редко.

* Оловянное орнаментальное литье, применявшееся в древнерусском искусстве; в настоящее время почти забыто.

* Литье из цинковых сплавов в земляные формы. В прошлом широко применялось для отливки декоративных изделий и подвергалось чеканке. В настоящее время чеканится редко, так как по преимуществу производится кокильным способом.

Инструменты и приспособления для чеканки литья почти те же, что и для листовой чеканки, за исключением крюков и трещоток, которые здесь не применяются. Разница заключается только в более твердой закалке рабочих концов чеканов, особенно при чеканке чугуна и литейных латуней, а также некоторых бронз и силумина.

Для закрепления отливок при чеканке также используют смолу. Плоские отливки насмаливают на ящики или доски, небольшие объемные детали чеканят на котелке. Мелкие ювелирные изделия (медали, украшения) закрепляют на канифоль.

Крупные детали удерживают в тисках, при этом под губки подкладывают листовой свинец или деревянные прокладки, чтобы не повредить поверхности отливки. Зажимать литье в тисках следует очень осторожно, чтобы не смять его форму, особенно пустотелое и тонкостенное, которое при неаккуратном обращении легко мнется и образует трещины. Очень большие, тяжелые и громоздкие отливки чеканят на верстаке или прямо на полу мастерской (например, бронзовые памятники).

Литье, подлежащее чеканке, прежде всего очищают от формовочной смеси при помощи крацевочных станков или вручную. Затем отжигают до темнокрасного каления, отбеливают, промывают и высушивают. Отожженные детали легче чеканятся, но можно чеканить и без отжига.

Чеканку литья начинают с устранения следов литника. Если литник был поставлен правильно, с внутренней или оборотной стороны изделия, то его следы легко удаляют опиловкой при помощи напильника и зачеканивают. Но в некоторых случаях следы литника оказываются на лицевой стороне изделия; тогда, прежде всего, осторожно сечками или зубилом срубают излишек металла и прочеканивают форму соответственно подобранными чеканами. Иногда, если литник был поставлен неудачно, приходится вырубать рельеф или воспроизводить недостающие элементы орнамента. На отливках, выполненных в кусковых формах, всегда остается более или менее заметный слой, в местах стыка кусков его также срубают и зачеканивают.

На пустотелых отливках сложной формы (фигуры) часто бывают отверстия от знаков стержней. Такие отверстия рассверливают и в полученные цилиндрические отверстия вставляют на резьбе пробки и зачеканивают. Пробки вытачивают из того же материала, из какого произведена отливка. Лучше всего для этой цели использовать крупные литники (или специально отлитые цилиндрические болванки).

Пробки, изготовленные из идентичного материала, после их зачеканки и отделки фигуры становятся совершенно незаметными.

При чеканке часто приходится исправлять брак литья: раковины, неслитины, а также наросты, облои и другие дефекты, которые получаются либо от перекоса опок, либо от осыпания земляной формы, или на месте выбоин от удара и размыва струи металла при заливке форм. В этих случаях на отливках имеются заметные выступы. Их также аккуратно (чтобы не захватить основную форму) срубают сечкой и зачеканивают. Сначала шероховатыми чеканами с крупным зерном, чтобы затянуть или сравнять дефект, восстанавливают основную форму, а затем уже отделывают гладкими или матовыми чеканами, в зависимости от характера и фактуры всего рельефа и в соответствии с замыслом автора (скульптора).

5 стр., 2106 слов

Шероховатость поверхности. Отклонение формы и расположения поверхности

... было минимальным (рис. 3). Отклонение формы оценивается наибольшим расстоянием ? от точек реальной поверхности (профиля) до прилегающей поверхности (профиля) по нормали к прилегающей поверхности (профилю). Частными видами некруглости (рис. 3, а) ...

При окончательной чеканке литья необходимо очень внимательно подбирать чеканы по форме боя и его фактуре, чтобы возможно лучше выразить характер изображаемого: сочность плодов или нежность лепестков и пышность цветов, мягкость складок ткани и пушистость меха или наоборот, жесткость и твердость граней камня, упругость и блеск металла и т. п. Для этой цели кроме различных чеканов применяют напильники, рифлевки и надфили, а также шаберы и воронила для получения гладких, полированных поверхностей.

В настоящее время при чеканке и отделке художественного литья широко используют бормашины (с гибким шлангом) с набором всевозможных стальных и абразивных шарошек, которые значительно облегчают труд обработки и отделки литья. Шарошками легко удаляют различные наплывы, наросты, следы литников; при этом поверхности придают разнообразную фактуру, какой невозможно достигнуть чеканами.

Для получения сплошных, равномерных матовых, бархатистых поверхностей применяют обработку пескоструйными установками с различной величиной зерен песка. Крупнозернистый песок дает красивые шероховатые отделки; мелкий песок придает поверхности тончайшую матовую бархатистость.

При чеканке крупного монументального литья кроме ручного инструмента широко применяется механизация обрубочных и чеканных работ при помощи пневматических молотков. Молотки работают сжатым воздухом, которой автоматически, попеременно подается то в верхнюю, то в нижнюю полость молотка и, с силой перемещая плунжер, наносит удар.

Имеются различные типы молотков, отличающиеся своими характеристиками (весом, размерами, числом ударов в минуту, длиной хода и т. п.).

Существующие конструкции молотков позволяют быстро и легко заменять инструмент. Рабочий инструмент: зубила, крейцмейсели или чеканы вставляют в буксу, запрессованную в ствол молотка, при помощи специального хвостовика.

Пневматическими молотками выполняют различные подготовительные операции — обрубку литников и наростов, затягивание раковин, а также нанесение грубых фактур и др.

Для подъема и переноски тяжелых отливок применяют мостовые и поворотные подъемные краны, тали и т. п. Очистку крупного литья от формовочной земли производят гидромониторами (струей воды).

Чеканка объемных форм — начальные стадии чеканки на объеме (канфарение и расходку рисунка) производят так же, как и на плоскости. Иначе обстоит дело с выколоткой рельефа. Обычными чеканами поднять рельеф на объемной форме не удается, и работу ведут крюками или трещотками. Исключение составляют очень большие вазы и другие объемные формы, где в полости самой формы оказывается достаточно пространства не только для того, чтобы поставить чекан, но и размахнуться молотком.

Работу крюками ведут следующим образом: объемный предмет укладывают на верстаке, подложив под него мешок с песком или резину, Затем, поставив боевой конец крюка в полости формы, на участок рельефа, подлежащий выколотке, ударяют молотком по штанге крюка и таким путем приподнимают тот или иной элемент рисунка. Повторяя операцию многократно и каждый раз, передвигая бой крюка по внутренней поверхности объемной формы, постепенно выколачивают весь рельеф до желаемой высоты. На рис. 36 показана серебряная ендова, рельеф на которой поднят крюками.

13 стр., 6238 слов

Строение и свойства металлов и сплавов

... при t=768 0 С ® Fea (О.Ц.К.) металл кристаллизация сплав железоуглеродистый 2. Строение реальных металлов Металлы, как и любое кристаллическое тело, имеют дальний порядок ... трещины), химическую неоднородность (ликвацию). Рентгеноструктурный анализ позволяет исследовать атомно-кристаллическую структуру металла: степень несовершенства кристаллов (плотность дислокаций), тип и параметры решёток, величину ...

Работа трещоткой осуществляется иначе. Ее зажимают нерабочим концом в стуловые тиски, а сосуд держат в руке; затем наставляют рабочий конец трещотки внутри сосуда на участок, рельеф которого надо приподнять (выколотить), и сильно ударяют молотком по штанге трещотки. Она вибрирует и с достаточной упругой силой наносит удар, поднимая рельеф. Работа крюками и трещоткой требует большого навыка. Особенно трудно выколачивать рельеф на сосудах с узким горлом, через которое нельзя увидеть, куда намечен бой трещотки или крюка.

В этом случае работу ведут на ощупь.

Работу контролируют только по результатам, уже после каждого удара, по тому рельефу, который получается на поверхности сосуда снаружи, и передвигают бой трещотки, сообразуясь с тем, верно или неверно была поставлена трещотка на предыдущем ударе.

3. Подсобные материалы и приспособления, используемые при чеканке

Смола для закрепления листового металла при его обработке. Издавна на Руси чеканку выполняли на смоле. Смола, расположенная под бляшкой, смягчает удар чекана, позволяет лепить форму рельефа с предельной точностью. В ее состав входят: искусственные смолы (от перегонки нефти) или естественные (смолы хвойных пород — ели, сосны) с добавлением наполнителя.

Для приготовления рабочего состава смолы под чеканку необходим наполнитель. В качестве его можно использовать мелкий просеянный песок, формовочную землю, сухой красочный пигмент (охру, сурик).

Его добавляют в смолу в пределах 10 — 30%. Нужно помнить, что от большего содержания наполнителя смола становится тверже и черствее — меньший рельеф можно вытянуть из листа металла. Для большей вязкости и мягкости в смолу иногда добавляют воск до 5—10% общего объема, а для большей клейкости и прочности — канифоль.

Для стирания капель смолы употребляют керосин, а окончательную протирку чеканного рельефа после химической обработки производят машинным маслом (веретенным, швейным или трансформаторным).

Для химической обработки поверхности металлической пластины необходимо запастись реактивами: соляной, азотной и серной кислотами, поташем и сернокислой медью. Эти реактивы дают на поверхности чеканки равномерный налет патинирующей пленки. Чтобы придать металлу приятный вид и сделать тон его несколько светлее, пользуются кварцевым песком и порошком пемзы.

Мешки из прочной ткани (брезент), наполненные песком,— используются при выколотке рельефа (для ускорения работы).

Но выколотка на мешках не дает точных контуров и является только подготовительной операцией и обычно требует дополнительной обработки на смоле. Размеры мешка могут быть в пределах 40X40 см при толщине слоя песка в мешке 6 — 8 см. Нередко мешки используют для подкладки под ящик со смолой во время чеканки. Вязкий песок отлично глушит звук.

Листовая резина и листовой свинец, используемые так же, как и мешки с песком, для обработки отдельных участков на чеканном листе преимущественно при мелких работах. Иногда вместо резины используют войлок.

Стальные, чугунные или каменные плиты или деревянные доски, применяемые для выравнивания фонов и плоских чеканок.

6 стр., 2586 слов

«термическая обработка металла»

... Исходя из рассмотренной в реферате информации, можно сделать вывод, чтотермическая обработка (термообработка) стали, цветных металлов —это процесс изменения структуры стали, цветных металлов, сплавов при нагревании и ... Коричнево-красный 265 Плашки, сверла, резцы для обработки меди, латуни, бронзы Фиолетовый 285 Зубила для обработки стали Темно-синий 300 Чеканы для чеканки из листовой меди, латуни и ...

Приспособления для насмолки и отжига — паяльные лампы, кузнечные горны, специальные электронагревательные устройства для насмолки.

Приспособления для очистки — ванны с травильными растворами и отбелом, крацевальные и шлифовальные станки, пескоструйные установки.

Ящики (доски) и котелки для насмолки плоских и объемных чеканок.

Тиски (стуловые) для зажима трещоток при работах по выколотке объемных форм изнутри.

Приспособления для варки и наложения смолы; для варки применяют котел с электрическим подогревом. Нагрев открытым пламенем не желателен, так как смола легко вспыхивает и горит, а горелая смола теряет свои пластические свойства и для ответственных работ непригодна. Для наложения и разравнивания смолы на доски (ящики) применяют специальный скребок.

Слесарный инструмент: ножницы — для резки металла, плоскогубцы— для подгибания углов и краев листа при насмолке, кузнечные клещи — для захвата чеканки при отжиге, напильники, надфили и рифлевки для нанесения фактуры и опиловки краев ажура при просечных работах.

Оборудование, оснащение и организация рабочего места

Для занятий чеканкой по листу желательно иметь отдельное помещение. В небольшом, но светлом помещении устанавливают небольших размеров стол-верстак, на котором можно выполнять работы, связанные с обработкой металла. Стол должен быть устойчивым. Ставить его нужно с таким расчетом, чтобы направление света в дневное время было слева. Для занятий в вечернее время кроме общего света надо оборудовать настенную или подвесную лампу на расстоянии 30-50 сантиметров от поверхности стола с таким расчетом, чтобы рабочее место было ровно и хорошо освещено, не возникали резкие тени, а глаза не испытывали напряжения.

Тиски, точило и другие специальные приспособления размещают в удобных для работы местах. Для хранения инструментов, материалов, графических листов, заготовок, моделей и образцов работ нужно устроить удобный шкафчик, полки или стеллаж. На рабочем месте инструменты и необходимые в данный момент материалы нужно располагать как можно удобнее, они должны быть под рукой.

Наряду с правильным освещением места работы надо следить за тем, чтобы в помещении был всегда чистый воздух; помещение необходимо проветривать (здесь должна обязательно работать вентиляция, так как от своевременного поступления свежего воздуха зависит продолжительность работы нервно-мышечной системы рабочего), убирать пыль и грязь и по возможности не загромождать. Чтобы не поранить себя, нужно соблюдать правила пользования инструментом. Особенно внимательным нужно быть со всякими режущими инструментами и механическим оборудованием.

Для изготовления чеканов и специальных молотков пользуются токарными, сверлильными станками и электроточилом. Все электрооборудование заземляют.

Муфельная печь с температурой нагрева до 1000° С, мощностью 2600 вт нужна для закалки изготовленных чеканов и молотков.

Газовая паяльная горелка с подачей воздуха от электрокомпрессора. В пламени этого устройства производят отпуск перекаленных инструментов, а также отжиг металлических пластинок и чеканных бляшек. Если ее трудно достать, можно ограничиться пламенем паяльной лампы.

Газовую плиту используют для приготовления различных химических растворов и расплавов солей, требующих определенной температуры. В духовом шкафу можно разогреть смолу, затвердевшую в ящиках.

32 стр., 15998 слов

Методы защиты от коррозии металлов и сплавов

... метод осаждения защитных металлических покрытий получил очень широкое распространение в промышленности. По сравнению с другими способами нанесения металлопокрытий он имеет ряд серьезных преимуществ: высокую экономичность (защита металла от коррозии ...

Электроточило со сменными наждачными и войлочными кругами необходимо при заточке для придания разнообразной формы чеканам и при полировке их рабочих (боевых) частей и готовых чеканок.

Изготовляют молотки и чеканы на токарных и сверлильных станках.

Также для выполнения художественных чеканных работ необходимо иметь следующее оснащение: небольшой котел для варки смолы, ванночки с травильными растворами для отбеливания пластин, ящик с древесными опилками для сушки, кузнечные щипцы для захвата обжигаемой металлической пластины, ножницы для резания металла, слесарный лобзик, необходимый при выполнении ажурных чеканных работ, резиновые перчатки и брезентовые рукавицы для работы с химическими реактивами и разогретой пластиной. Хорошо иметь шаберную плиту для правки чеканных пластин.

Чтобы соблюдать необходимые условия по охране труда и создать нормальную рабочую атмосферу, в помещении необходимо установить также колпаки (или зонты) с отводными трубами над газовой плитой и ваннами с травильными растворами.

4. Инструменты и приспособления для чеканных работ

4.1 Чеканы

Чеканы — металлические или деревянные стержни разного размера с особой обработкой нижней (боевой) части. Длина стержня колеблется от 120 до 180 миллиметров в зависимости от сечения. Обычно металлический стержень несколько утолщен в средней части и в сечении имеет четырехгранник со снятыми фасками. Такой формы чекан удобен при работе, его легче удержать в руке, он исключает неприятные вибрации инструмента при ударе, обеспечивает большую устойчивость чекана. Кроме того, она соответствует размерам и форме человеческой руки и удобна в работе.

Металлические чеканы в нижней части затачивают по-разному в зависимости от назначения инструмента. В основном чеканы можно разделить на восемь групп.

Канфарники — чеканы с заостренным концом в форме тупой иглы; для мелких работ — более острые, для крупных работ — тупые. Канфарники служат для перевода рисунка с бумаги на металл, а также для отделки фонов точками («канфарнение»).

Расходными, или обводные чеканы, при помощи которых на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его по точкам канфарника в виде более или менее четкой сплошной линии. Широкие (толстые) расходники дают более мягкую линию; острые— наоборот — более сухую, четкую. Расходники бывают прямые— для проведения прямых линий и полукруглые с различным радиусом закругления — для обводки кривых линий.

Боевая часть расходника имеет расплющенную, несколько заостренную форму и служит для нанесения гравюрных линий и штрихов.

Лошатники (от «лощить») — наиболее обширная и разнообразная группа чеканов с более или менее плоским боем. Применяются для лощения, выравнивания плоскостей и ровных поверхностей. Лощатники бывают гладкие или шероховатые; соответственно след от них на металле получается гладкий как бы кованый или матовый, шероховатый, мягкий

Пурошники (пурочники) — его рабочая часть имеет сферическую форму различного радиуса округления. Служат для выколотки (подъема) полукруглых форм при чеканке с изнанки или для получения ямочной фактуры при работе с лицевой стороны. При ударе получается сферическое углубление.

Бобошники, или обжимные чеканы, — аналогичные чеканы, но с продолговатым, овальным, бобовидным боем. Бабошник эллипсовидной формы служит для выбивания выпуклого рельефа.

Трубочки — чеканы, рабочие части которых имеют вогнутую, полушаровидную поверхность различных диаметров и глубины. На металле образуют выпуклый сферический отпечаток — как бы имитация зерна..

Рисунчатые чеканы — по форме напоминают лощатники, но дают рисунчатые отпечатки: решеточки, полосатость, ямчатость, штриховатость и т. п. Употребляются при отделке для придания соответствующих фактур, обработки фонов и т. п. На рис. 31 показан фрагмент, отделанный рисунчатым чеканом.

Специальные чеканы — применяются для узко специализированных целей, например, сапожок — для получения поднутрений на рельефе, или веревочка, — отпечаток которого, повторенный многократно, дает иллюзию витого шнура и др.

Фигурные чеканы. или пуансоны, — на их рабочей части граверной техникой выполнены фрагменты орнамента (завитки, листы, цветы, розетки) или буквы и цифры. Древнерусские чеканщики применяли также пуансоны с изображением рук, глаз и т. п., что значительно облегчало и ускоряло чеканку лицевых, культовых изображений.

Сечки — чеканы, остро заточенные, подобно зубилам с плоским и полукруглым лезвием; применяются для просекания фона при ажурных работах из листа.

Перечисленные группы чеканов различаются также и по размеру и толщине. Так, для мелких ювелирных работ употребляют чеканы, откованные из тонких стальных прутков сечением в 3—4 мм. Для обычных (средних) работ применяют чеканы толщиной (в средней части) до 6—8 мм, а при чеканке крупных, декоративных композиций с большими формами толщина чекана достигает 15—20 мм и более. Такие крупные чеканы при работе часто держат в кулаке (как зубило).

Иногда для выколотки высоких больших форм применяют деревянные чеканы.

Как правило, этим ассортиментом чеканов не ограничиваются. В процессе работы композиция заставляет мастера импровизировать, создавать по ходу дела новые формы боевой части инструмента. Постепенно у чеканщика накапливается несколько десятков самодельных чеканов. Для начала занятий достаточно иметь 10 — 12 штук из перечисленных нами. Чеканы главным образом обрабатывают в тисках, но пурошники и «трубочки» удобнее вытачивать на станке.

Все рассмотренные виды чеканов могут быть в боевой части гладкими или матовыми, рисунчатыми, с насечкой или набивкой. Насечку на чекане выполняют до закалки следующим образом: после обработки боевой части ее отжигают, чтобы придать большую вязкость, ковкость этому участку чекана. При отжиге нагревают чекан или его боевую часть до температуры закалки, а затем охлаждают на воздухе.

Кроме чеканов, в работе с листовым металлом могут применять пуансоны. Это такие же стержни, только боевая часть у них выгравирована в виде фигурного декоративного элемента, от удара которого на поверхности бляшки остается след в виде веревочки, розетки, сеточки, листьев, цветов и т. п. Увлекаться пуансонами не следует, иначе можно потерять сочность фактуры металла.

Во время работы чеканы ставят в невысокий стакан боевой частью кверху, чтобы сразу было видно, где находится нужный по форме инструмент. Чеканы держат несколько наклонно по отношению к плоскости металла, а пуансоны под удар молотка ставят вертикально.

При работе чекан держат в левой руке, тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остается свободным).

Локоть должен быть на весу, это обеспечивает подвижность и маневренность руки (рис. 1).

Чеканы держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность (бой) была косо приподнята и вследствие этого при ударе молотком постоянно двигалась вперед. В правой руке держат чеканный молоток, которым наносят ритмичные удары по чекану, продвигая его.

Для приобретения навыков чеканки нужна длительная тренировка. Необходимо, чтобы соответствующая сила и скорость ударов сочеталась с достижением желаемого моделирования. Можно выделить три этапа в освоении техники чеканки: расходка, создание рельефа и отделка (нанесение фактуры).

Расходкой достигается создание контурного рисунка на заготовке, который выполняется расходником. От гравировки расходка отличается тем, что ее углубленные линии гораздо нежнее, мягче, так как при этом не получается стружек, а металл вдавливается вглубь.

Сначала очень трудно сделать гладкую равномерную линию без излишних углублений и заусениц; только благодаря многократным упражнениям появляется чувство координации ведения чекана и удара молотка; тогда можно считать, что решена большая техническая проблема в приобретении навыка чеканки. Этот первый навык особенно необходим при чеканке шрифтов или строгих орнаментальных линий. Напротив, при моделировании с лицевой или обратной стороны получается рельефное изображение благодаря обработке различными чеканами.

При невысоких (низких) рельефах и изображениях достаточно бывает отмоделировать только с лицевой стороны. Если выпуклость рельефа должна быть более четкой и высокой, можно поднять рельеф с задней стороны. Чаще контур намечают с передней стороны (расходка) и потом моделируют сзади, так как при таком методе формы будут очень четкие.

Благодаря отделке и нанесению фактуры на моделированном орнаменте или другом рельефе достигается законченность работы

4.2 Молотки

Для чеканки требуется молоток особой формы. Одна из сторон головки молотка предназначена для удара по чекану. Она должна быть плоская, достаточно широкая, чтобы не промахнуться при работе, когда все внимание сосредоточено на точке соприкосновения чекана с листом металла. Эта часть молотка может иметь квадратное или круглое очертание. Оборотная сторона головки молотка заточена шарообразно и используется при выколотке крупных рельефов на листовом материале. Это, в сущности, увеличенный чекан-пурошник.

Со средней частью молотка, где укреплена ручка, ударная плоскость и сферический выступ соединены шейками. Сталь для молотков применяют углеродистую, инструментальную У7 или У8.

Молотки, как и чеканы, кружковцы могут изготовить сами. Головка молотка весит от 70 до 120 — 130 г. Более тяжелые молотки (250 — 300 г) идут на крупные декоративные, оформительские работы, с которыми учащиеся сталкиваются довольно редко.

медальон чеканка бляшка отжиг

5. Подготовка бляшки и ее насмолка

5.1 Подготовка бляшки

Исходя из размера и конфигурации рисунка от листового металла ножницами отрезают прямоугольную бляшку с таким расчетом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и еще вокруг оставался небольшой свободный край шириной 30—40 мм. Этот край необходим для более прочного удержания бляшки на смоле в процессе чеканки, особенно при выколотке высокого рельефа близко от краев. При чеканке у самого края бляшка обычно отскакивает от смолы (особенно от твердой) и ее приходится вновь насмаливать.

Отрезанную по размеру бляшку деревянным молотком выравнивают на плите. Перед насмолкой бляшки нужно отбортовать (загнуть под прямым или близким к нему тупым углом) все кромки. Можно поступить и несколько проще — отогнуть лишь четыре уголка. На этом предварительная работа с бляшкой заканчивается.

5.2 Перевод рисунка на металл

На насмоленную бляшку или объем переводят заготовленный рисунок. Для этого металлическую поверхность слегка покрывают акварельными белилами и через копировальную бумагу переводят рисунок .Готовый рисунок на металле закрывают нитролаком, чтобы он не стирался при работе. Однако рисунок, переведенный через копирку, все же мало прочен и при чеканке ответственных работ (больших многофигурных композиций, портретов и т. п.) лучше применять старый испытанный прием— канфарнение. Для этого рисунок прикрепляют к металлу посредством пластилина (или воска) или наклеивают мыльным раствором, а затем специальным чеканом—канфарником пробивают рисунок по контурам рядами точек, образующих пунктирные линии, хорошо заметные после снятия бумаги.

Канфарить надо легко, но уверенно, так, чтобы каждая точка от удара канфарника была бы хорошо заметна, но не пробивала бы металл глубоко. Излишне глубокое канфарение почти невозможно вывести в процессе всей последующей чеканки, а ее следы не всегда желательны на готовом изделии. Мелкий рисунок канфарят острым чеканом, набивая точки часто (близко друг к другу).

Крупный рисунок наносят тупым канфарником, редким пунктиром. Рисунок после умелой, аккуратной канфарки сохраняется и может быть использован повторно.

5.3 Обводка контуров расходников и опускание фона

Процесс чеканки обычно начинают с обводки или расходки сканфаренного рисунка. Выбрав соответствующий по ширине обводной чекан — расходник, им проходят по всем линиям рисунка, соединяя точки канфарника в одну сплошную линию и углубляя все контуры. Для мелких ювелирных работ употребляют острые расходники, дающие четкие узкие штрихи, для крупных чеканок, наоборот, — тупые, широкие расходники. При очень больших работах обводку делают иногда даже не расходником, а бобошником. Причем для еще большей ширины расходки бобошник ставят поперек и проводят линии его широкой стороной. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной сторон.

Следующей операцией является опускание фона вокруг рисунка при помощи более или менее плоских чеканов (лощатников), которыми «выводится расходка». Для этого чекан держат несколько наклонно в сторону рисунка и, сохраняя стенку, образованную расходником со стороны рисунка, выравнивают (осаживают) противоположную, обращенную к фону. Опусканием фона добиваются выявления рельефа. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном. Металлическая пластина к этому времени уже успевает нагартоваться и требует для дальнейшей обработки отжига (рекристаллизации).

5.4 Снятие бляшки, отжиг и отбеливание

5.4.1 Снятие со смолы и отжиг

За время перевода рисунка (канфарение), расходки по контурам и опускания фона металлическая пластинка от ударов чекана успела нагартоваться, то есть все металлы и сплавы состоят из множества отдельных кристаллов, крепко связанных между собой. Их форма и размеры очень различны. В литой, медленно охлажденной болванке кристаллы могут быть величиной до нескольких сантиметров, а в механически обработанном листе они дробятся на тысячные доли миллиметра. Например, при чеканке кристаллы дробятся на множество мелких частиц. С измельчением кристаллов значительно меняются механические свойства металлов. Пластичность, вязкость сменяются хрупкостью, жесткостью. Металл становится нагартованным. Чтобы вернуть металлу-пластичность, следует нагреть его до определенной температуры: структура металла изменится, мелкие зерна вновь сольются в более крупные, возвратится его способность пластически деформироваться.

Снимают бляшку следующим образом: острым зубилом и слесарным молотком или небольшой кувалдой (ни в коем случае не молотком для чеканки) сбивают натекшие валики смолы до обнажения кромок металла. В тех местах, где в смоле утоплены отогнутые в них уголки, нужно активнее углубиться в толщу битума. Когда обнажатся все четыре уголка, зубило подводят под бляшку и слегка, чтобы не помять, поднимают ее. Чаще всего бляшка легко отлипает от смолы. Если она сидит прочно, не снимается, следует сверху слегка прогреть ее паяльной лампой, а затем снять с растекшейся смолы монтировочным пинцетом или кузнечными щипцами.

5.4.2 Отжиг

Для проведения отжига чеканку снимают со смолы, нагревая ее паяльной лампой, после чего она легко отделяется. Захватив пластину клещами за край, ее нагревают до темно-красного каления, В процессе нагрева металл отжигается и вновь приобретает вязкость и пластичность. В то же время смола с оборотной стороны выгорает и оставшаяся пыль легко удаляется крацовкой, отбелкой и промывкой. Заготовка становится совершенно чистой и после просушки вновь поступает в дальнейшую обработку. Отжиг драгоценных, цветных и черных металлов и сплавов не представляет трудностей. Как только смола сгорит и металл начнет слабо краснеть, нагрев прекращают и процесс отжига заканчивают. Процесс рекристаллизации алюминия начинается уже при 100°С, т. е. задолго до начала красного каления (свечения).

В то же время температурные интервалы красного каления и плавления у алюминия очень близки. Если алюминий нагреть докрасна, то он плавится и начатая работа разрушается. Поэтому при отжиге алюминия и его сплавов (дюрали) пластину незначительно нагревают и о температуре рекристаллизации судят по почернению (обугливанию) мыла, которым предварительно чертят полоски на подлежащей отжигу алюминиевой заготовке.

5.4.3 Отбеливание

От следов смолы и нагрева бляшка значительно темнеет. На латунной и медной поверхности при отжиге образуется окись меди черного цвета, а на алюминиевой — корка окиси алюминия. На таком темно-грязном фоне скрадывается выпуклость рельефа и углубленный контур. Чтобы в дальнейшем можно было нормально работать, бляшку нужно очистить, сделать опять блестящей, светлой. Этот процесс называют отбеливанием.

Медь и латунь отбеливают в соляной или серной кислоте. Окись меди вступает в реакцию и исчезает:

  • СuО + 2HС1 —>СuС12 + Н20,

СuО + H2S04 —> CuS04 + Н20

Отожженную алюминиевую пластинку опускают в теплый раствор двууглекислой соды (МаНСОз) или едкого натра (NaOH).

В результате реакции поверхпость металла пысастдястся. Отбеленпую бляшку промывают теплой водой, протирают пемзовым порошком, опять промывают и просушивают в древесных опилках, Па подготовленной таким образом пластике можно производить выколотку рельефа.

5.5 Выколотка рельефа

Эта операция заключается к дальнейшем подъеме рельефа (если это предусмотрено рисунком).

Рельеф выколачивают с обратной стороны на резине или мешках с песком. При этом стремятся приподнять рельеф возможно точнее, в соответствии с рисунком. Выколотку ведут различными чеканами (при мелкой работе) или просто обратной стороной молотка (при крупных чеканках).

Иногда подъем делают выше, чем следует, с некоторым запасом, с расчетом на последующую доработку на смоле.

Необходимую четкость рельефа при выколотке без смолы получить невозможно, но эта задача и не ставится. Четкость достигается позднее, при окончательной чеканке на смоле. При выколотке рельефа важно, чтобы металл тянулся эластично и не рвался. Кроме того, при выколотке необходимо правильно установить основные соотношения в планах рельефа и определить их высоты. При ответственных работах (например, портретных чеканках) все время следят за тем, чтобы не сбить рисунок. Отдельные участки рельефа, которые должны быть наиболее резкими и четкими (острые углы, грани и т. п.), выколачивают на деревянной доске или еще лучше на листовом свинце. Все участки фона выравнивают и устанавливают так, чтобы они лежали в одной плоскости. Это достигается их простукиванием лощатниками на стальной, чугунной или мраморной плите. После выколотки рельефа и выравнивания фона пластину вновь отжигают, отбеливают, промывают и высушивают для вторичной насмолки и окончательной доработки на смоле.

5.6 Вторичная насмолка и окончательная доработка рельефа

Вторичная насмолка производится так же, как и первая, с той лишь разницей, что теперь предварительно всю полость рельефа заполняют расплавленной смолой и только после ее остывания и твердения чеканку насмаливают на ящик. Если в процессе насмолки на лицевую поверхность рельефа попала смола, то ее смывают тряпкой, намоченной в керосине, и насухо протирают. Окончательная прочеканка рельефа заключается в детальной проработке всех форм, выявлении их характерных особенностей и в то же время соподчинении деталей главному, создания общего цельного впечатления от всего рельефа.

Большую роль в окончательной отделке играет фактура чеканных поверхностей; сочетание гладких, кованых и матовых (шероховатых) элементов рельефа помогает при незначительных разностях в высотах рельефа получать большой декоративный эффект. Значительно обогащает чеканку применение различных рисунчатых чеканов, придающих отдельным участкам рельефа полосатую, решетчатую, ямчатую или ячеистую фактуру. Заканчивая работу, вновь применяют расходник (иногда острый).

Едва уловимые штрихи или рассечки, нанесенные им, подчеркивают ту или иную форму. Большое внимание уделяют отделке фона — его делают то гладким, кованым, то матовым, пестрым и рисунчатым. Иногда его канфарят, а иногда совсем просекают (при тонком листе) или выпиливают лобзиком (при более толстом листовом металле).

Просечку фона осуществляют, не снимая работу со смолы, после ее полной и окончательной доработки. Для просечки применяют специальные сечки и мелкие зубильца с прямым и полукруглым (серповидным) рабочим концом, остро заточенные. Пропиловку делают лобзиком после снятия со смолы и отжига для удаления остатков смолы на оборотной стороне чеканки, которая хмешает пропиловке. После просечки или пропиловки заусенцы опиливают надфилями различных профилей. При окончательной отделке работы пользуются большим количеством разнообразных чеканов.

5.7 Оксидирование и патинирование

Готовую чеканную композицию можно оставить в натуральном металлическом цвете исходной бляшки, но можно и «состарить» ее, затемнить, подвергнуть химической обработке с последующей шлифовкой, полировкой, а если потребуется, с покрытием лаком.

Некоторые химические реакции приводят к образованию на поверхности бляшки окисей и закисей металлов, т. е. кислородных соединений. Этот процесс называют оксидированием.

Нередко химические элементы, взаимодействуя с металлом и сплавом, способствуют появлению сернистых или хлористых соединений Процесс образования таких соединений называют патинированием. Если окунуть металлическое изделие в подготовленный раствор, оно буквально на глазах меняет цвет. Сверкающий прокатный лист за несколько секунд приобретет облик старинного изделия. При помощи химических реакций создатель произведения может усилить выразительность композиции. Затемненный фон отступает на задний план, подчеркивается высота рельефа, одни детали смягчаются, другие, наоборот, начинают резче контрастировать; уменьшается блеск на второстепенных участках — это позволяет добиться единства изображения.

Большинство химических соединений, которые применяют для патинирования и оксидировании металлов, токсичны и опасны для человека. Поэтому хранить их нужно в сосудах с притертыми пробками, а все работы, связанные с выделением ядовитых и горючих паров и газов, следует проводить в вытяжном шкафу Дверцы шкафа должны быть слегка приоткрыты.

Для каждого металла и сплава, применяемого в чеканке, существуют определенные химические соединения, обогащающие цветовой тон.

Перед изменением цвета металла необходимо провести некоторые подготовительные операции. Чтобы удалить остатки смолы, изделия из металла отжинают, отбеливают в кислотах слабой концентрации (5— 15%), хорошо промывают и просушивают в опилках. Металлические художественные изделия ни в коем случае нельзя протирать полотенцем. Далеко не зря мастера искали столь своеобразный способ просушивания изделий. Полотенцем стираются непрочные патинирующие пленки, не закрепленные лаком, остается влага в углубленных рельефах, ткань зацепляется за высокие выступы и может погнуть их. Кроме того, о необработанные края можно порезать руки. Опилки быстро и равномерно оттягивают воду от металлической поверхности.

Патинировать и оксидировать можно не только чеканные рельефы. Эти процессы аналогично используются в самых различных видах художественной обработки металлов для декоративного оформления изделий.

5.8 Оформление чеканки

Грамотно вычеканенный рельеф должен быть оформлен соответствующим образом. Хорошее впечатление производит массивный рельеф, подчеркивающий материальность металла. Для этого проводят жестяные работы. Чеканку обрезают по размерам и под определенным углом отбортовывают кромку по всему периметру. При этом создается впечатление тяжеловесности основы и большей массы рельефа. После отбортовки кромок напильником следует снять заусенцы.

Обработанную чеканку можно поместить на деревянную доску или щит, предварительно обожженный или затонированный в соответствующий цвет. Можно поступить иначе — отбортовать чеканку по всем сторонам на оборотную сторону и закрепить в этих изгибах фанерку или прессованный картон. Это придаст ей прочность и жесткость.

Иногда фон просекают, и чеканка делается ажурно-прозрачной. Готовиться к просечке нужно заранее, при составлении композиции, чтобы при выборке фона вся чеканка не рассыпалась на отдельные куски и рельефные элементы держались друг за друга, составляя монолитный узор.

5.9 Технологическая карта изготовления серьг и медальона используя технику чеканки

Из куска полученной меди нужно изготовить набор, состоящий из двух украшений(в данном случае это пара серьг и медальон)

Первым делом нужно расколить металл докрасна, чтобы снять внутреннее напряжение и чтобы облегчить последующую обработку.

Выравниваем поверность деревянным молотком, на металлической подушке. Переводим задуманный рисунок на лист, используя белую гуаш и копирку. В своём случае я нанесла 3 рисунка, 2 одинаковые серьги и медальон.

Исходя из размера и конфигурации рисунка от листового металла ножницами отрезают прямоугольную бляшку с таким расчетом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и еще вокруг оставался небольшой свободный край шириной 30—40 мм. Этот край необходим для более прочного удержания бляшки на смоле в процессе чеканки, особенно при выколотке высокого рельефа близко от краев. При чеканке у самого края бляшка обычно отскакивает от смолы (особенно от твердой) и ее приходится вновь насмаливать.

Отрезанную по размеру бляшку деревянным молотком выравнивают на плите. Перед насмолкой бляшки нужно отбортовать (загнуть под прямым или близким к нему тупым углом) все кромки. Можно поступить и несколько проще — отогнуть лишь четыре уголка. На этом предварительная работа с бляшкой заканчивается.