Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей «Газель» в условиях АТП

Курсовая работа

технический обслуживание автомобиль газель

Автомобильный транспорт играет важную роль в транспортной системе страны. Работой автомобильного транспорта обеспечивается нормальное функционирование предприятий, фабрик и заводов, отраслей пищевой и легкой промышленности торговых организаций, рынков и различных детских и других учреждений. Свыше 70% объема всех перевозимых грузов приходится этот вид автомобиля ГАЗ-3110.

Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям действующих правил, нормативов и стандартов, относящихся к обеспечению дорожного движения.

Безотказная работа автомобиля в значительной степени зависит от своевременного и качественного выполнения технического обслуживания. В процессе эксплуатации автомобиля водитель должен внимательно следить за показателями контрольно — измерительных приборов, сигналами контрольных ламп, работой всех механизмов, узлов и систем, не допуская малейшего отклонения их от работы от нормального режима. Необходимо применять горюче-смазочные и другие эксплуатационные материалы, рекомендуемые заводом — изготовителем автомобиля. Техническая готовность автомобиля к эксплуатации в значительной степени зависит также от самого водителя, его квалификации, знания им материальной части автомобиля и правил технической эксплуатации. Знания устройства автомобиля и правил технической эксплуатации позволит успешно эксплуатировать автомобиль и значительно продлить срок его службы. На предприятиях то техническому обслуживанию все шире применяются методы диагностики технического состояния агрегатов автомобилей с применением электронной аппаратуры. Диагностика позволяет своевременно выявлять неисправности агрегатов и систем автомобиля, что дает возможность устранить эти неисправности до того, как они приведут к серьезным нарушениям в работе автомобиля.

1. Расчетная часть

1.1 Режим труда и фонды времени работы

Режим работы участка определяется количеством рабочих дней в неделю, количеством рабочих дней в году, количеством рабочих смен в сутки и продолжительностью рабочей смены исходя из режимов работы оборудования и рабочих. Различают два вида фондов времени: номинальный и действительный.

Номинальным годовым фондом времени работы оборудования называется время в часах, в течении которого может работать оборудование при заданном режиме работы.

Ф но = Д р х t, (формула 1)

10 стр., 4624 слов

Организация работы службы эксплуатации номерного фонда в ГТК

... руководителей других служб гостиницы. Работа в этом подразделении - хорошая стартовая площадка для продвижения по служебной лестнице. 1.1 Служба эксплуатации номерного фонда. Состав службы. Структура (схематично). Роль в обслуживании Служба эксплуатации номерного фонда предоставляет основные ...

где Д р — количество рабочих дней в году,

t- продолжительность рабочей смены;

тогда:

Ф но= 265×8 = 2120 ч.

Номинальный годовой фонд времени работы не может быть полностью использован, т.к. имеются неизбежные простои оборудования в ремонтах и обслуживании.

Действительный (расчетный) годовой фонд времени работы оборудования Ф до представляет собой время в часах, в течении которого, оборудование может быть полностью загружено производственной работой

Ф до = Ф но х П, (формула 2)

где П = 0,98 — коэффициент использования оборудования учитывающий простой оборудования в ремонтах.

Ф до = 2120x 0,98 = 2077,6 ч

Годовым фондом рабочего места Фрм называется время в часах, в течении которого рабочее место используется, численное значение годового номинального фонда времени рабочего места практически равно годовому номинальному фонду времени работы оборудования.[2]

Номинальный годовой фонд рабочего времени рабочего Ф нр равен произведению числа работы часов в смену на число рабочих дней в году.

Действительный (расчетный) годовой фонд времени работы одного рабочего Ф др определяют исключая из номинального фонда времени которое приходится на очередной отпуск, выполнение государственных обязанностей, болезни и т.п.

1.2 Годовая производственная программа

Годовая производственная программа производственного участка определяется величиной годовой производственной программы авторемонтного предприятия. Приведенную производственную программу участка определяют по формуле:

N пр =N+N1•К М (шт), (формула 3)

где N- годовая производственная программа капитальных ремонтов автомобилей принятой за основную модель;

N1 — годовая производственная программа капитальных ремонтов автомобилей

К М = 1,75 — коэффициент приведения трудоемкости автомобиля.[1]

N пр = 560 x1,75 = 980 (шт)

1.3 Годовой объем работ

Под годовым объемом работ понимается время, которое нужно затратить производственным рабочим для выполнения годовой производственной программы. Годовой объем работ представляет собой годовую трудоемкость ремонта определенных изделий и выражается в человеко-часах.

Трудоемкостью продукции называется время, которое нужно затратить производственным рабочим непосредственно на выработку данной продукции. Трудоемкость выражают в человеко-часах, под которым понимается нормативное время по действующим плановым нормам.

При проектировании используют укрупненные нормы времени, полученные на основании анализа существующих проектов для эталонных условий производственной годовой программы приведенных капитальных ремонтов 200 штук. При производственной программе, отличающейся от эталонных условий, производится корректирование нормативной трудоемкости по формуле:

t = t н К 1 К 2 К 3 (чел-час) (формула 4)

где t н — нормативная трудоемкость ремонта агрегатов (берется из справочной литературы);

К 1- коэффициент коррекции трудоемкости в зависимости от годовой производственной программы, (К1=0,95).

К2 — коэффициент коррекции трудоемкости, учитывающий многомодельность ремонтируемых агрегатов автомобилей (с карбюраторными и дизельными двигателями).

К2= 1,05

К3 — коэффициент коррекции трудоемкости, учитывающий структуру производственной программы завода (соотношение капитальных ремонтов полнокомплектных автомобилей и комплектов агрегатов, при соотношении 1:0); К3= 1,03.

t = 3,5*0,95*1,05*1,03= 3,6(чел-час)

Годовой объем работ определяется по формуле:

Т ГОД = tN ПР (чел-час) (формула 5)

где t — трудоемкость на единицу работ на один автомобиль;

N ПР — годовая приведенная производственная программа капитальных ремонтов автомобилей.

Т ГОД = 3,6*980= 3528(чел-час)

1.4 Численность работающих

Состав работающих различают списочный и явочный.

Списочный — полный состав работающих, числящихся по спискам на предприятии, включающим как фактически являющихся на работу, так и отсутствующих по уважительной причине (по болезни, в трудовом отпуске, командировке и т.п.)

Явочным называется состав работающих, фактически являющихся на работу.

Число произведенных рабочих определяется по формуле:

Т ЯВ = Т ГОД / Ф НР (чел) (формула 6)

Т СП = Т ГОД / Ф ДР (чел) (формула 7)

где Т ЯВ -явочное число производственных рабочих;

Т СП — списочное число производственных рабочих;

Т ГОД — годовая трудоемкость ремонтных работ;

Ф НР — годовой номинальный фонд времени работы рабочего;

Ф ДР — годовой действительный фонд времени работы рабочего.

Тогда:

Т ЯВ = 3528/2120= 1,6(чел)

Т СП = 3528/2077,6= 1,7 (чел)

Расчет численности производственных рабочих представлю в виде таблицы 1.

Таблица 1

Ведомость расчета производственных рабочих

Наименование работ

Трудоемкость на единицу, чел-час

Годовое кол — во кап ремонтов

Годовой объем работ, чел-час

Годовой фонд времени

Число работающих

расчетное

принятое

Ф НР

Ф ДР

Т ЯВ

Т СП

Т ЯВ

Т СП

Ремонт рулевого управления

3,5

560

1960

2120

2077,6

1,6

1,7

2

2

Кроме производственных рабочих, занятые непосредственно в операциях по выпуску основной продукции (капитальный ремонт агрегатов) на участке имеются также вспомогательные рабочие, занятые обслуживанием основного производства. К ним относятся рабочие, инструментальщики, разнорабочие и т.д.

Численность вспомогательных рабочих определяется от списочного состава производственных рабочих по формулам:

Т ВСП = П1•Т СП (чел) (формула 8)

где П1 = 0,25 ч 0,35 — процент вспомогательных рабочих;

Т ВСП = 0,3*2= 1(чел)

Списочный состав производственных и вспомогательных рабочих распределяется по профессиям и разрядам. Разряд рабочих назначают согласно тарифно-квалификационного справочника в зависимости от характера и сложности работ выполненных на участке.

Для расчетов принять:

  • производственные рабочие — слесарь по ремонту 6 разряда — 2 чел.;
  • вспомогательные рабочие — разнорабочий 2 разряда — 1 чел.;.

итого: 3 чел.

Средний разряд рабочих участка определяется по формуле:

R CР =(формула 9)

где М1 ч М6 — число рабочих соответствующего разряда;

  • R1ч R6 — разряды рабочих.

R CР = (6*2)/(2+1)= 4

Полученные данные о списочном составе производственных и вспомогательных рабочих сведу в таблицу 2.

Таблица 2

Списочный состав производственных и вспомогательных рабочих

Профессия рабочих

Всего

Численность рабочих

по сменам

по разрядам

Производственные рабочие:

I

II

2

3

4

5

6

слесарь по ремонту

2

2

2

вспомогательные рабочие:

1

1

1

разнорабочий

1

1

1

итого:

4

4

Число инженерно — технических работников определяется в процентах от общей численности производственных и вспомогательных рабочих по формуле:

(формула 10)

где П i = 0,1 — процент инженерно-технических работников.

M i = 0,1*(2+1)= 1

Полученные данные о общем составе работающих на участке сведу в табл. 3.

Таблица 3

Состав работающих участка

Наименование групп работающих

Число работающих

средний разряд рабочих

обоснование расчета

всего

в первой наибольшей смене

Основные производственные рабочие

2

2

4

Вспомогательные рабочие

1

1

2

30% от числа основных рабочих

Итого рабочих

2

2

Инженерно-технические рабочие и служащие

1

1

10% от числа всех рабочих

Всего работающих

4

4

2. Теоретическая часть

2.1 Периодичность технического обслуживания «Газели»

Как известно, неисправность всегда легче предупредить, чем потом пытаться устранить. Это относится и к такой операции, как ремонт уаз патриот и к любым другим транспортным средствам. Тем более, что производители автомашин довольно четко оговаривают рекомендуемую периодичность технического обслуживания. В частности, для автомашины Газель ремонт и обслуживание должны выполняться с такими интервалами:

ежедневное техническое обслуживание,

периодический технический осмотр (каждые 10000 км при нормальных условиях эксплуатации и каждые 6000 — при экстремальных).

К ежедневному техническому осмотру можно отнести следующие операции:

визуальная проверка уровней всех рабочих жидкостей, в том числе: масла в картере двигателя, жидкости в системе охлаждения, жидкостей к главных цилиндрах тормозной системы и привода выключения сцепления,

визуальный контроль герметичности систем охлаждения, питания и смазки,

проверка исправности тормозной системы,

проверка работоспособности стояночной тормозной системы (выполняется проверкой перемещения тормозного рычага),

на холодных шинах проверяется давление воздуха,

по окончании поездки также необходимо провести очистку кузова, проверить герметичность всех охлаждающих и прочих систем и проконтролировать целостность шин.

Периодическое техническое обслуживание, как и ремонт потребует осуществления некоторых специфических операций, которые могут быть выполнены только в условиях автосервиса. Например, небольшой ремонт Газели своими руками вполне может быть выполнен, но если речь идет о такой операции, как ремонт двигателя, то не обойтись без привлечения специалистов и соответствующих проверочных стендов.

2.2 Возможные неисправности двигателя

невозможность запустить двигатель может быть связана с его переохлаждением в зимний период. Также причиной отказа в работе могут быть нарушение подачи бензина и несоответствие горючей смеси (слишком «бедная» смесь отзовется хлопками в карбюраторе, а «богатая» — в глушителе), неустойчивая работа двигателя может проявляться как перебои на малых частотах вращения коленвала или перебои в работе цилиндров, а также в ухудшении динамики автомобиля.

Как уже упоминалось, ремонт двигателя, как и ремонт генератора требует специфического оборудования и очень тщательной диагностики. Зачастую причинами неисправностей могут быть небольшие детали. Например, засорение топливопровода или выход из строя сетчатого фильтра отразится на работе всего двигателя в целом. При этом ремонт двигателя в обязательном порядке требует предварительной дефектации, так же, как и ремонт КПП. Лучше всего подобные манипуляции выполнять на проверочном стенде, а разборка двигателя в «гаражных» условиях с целью определить, что же там вышло из строя, как правило, приводит не только к потере личного времени водителя, но и в увеличении последующих расходов.

2.3 Кузовной ремонт «Газели»

К операциям, требующим профессионального вмешательства, относится и кузовной ремонт. В большинстве случаев ремонт кузова Газели подразумевает восстановление целостности каких-то элементов либо лакокрасочного покрытия. К таким операциям можно отнести:

абразивную полировку кузова,

восстановление геометрии,

сварочные работы,

устранение мелких дефектов (царапин и сколов),

покрасочные работы,

частичная замена деталей кузова,

антикоррозионная обработка узлов.

При этом рекомендуется производить ремонт сразу же по мере обнаружения неисправностей или дефектов, даже если речь идет о небольших царапинах. Как известно, даже небольшое повреждение лакокрасочного защитного слоя способствует образованию коррозии, которая впоследствии заставит вас обращаться к сварочным работам, а это в разы дороже.

2.4 Диагностика двигателя и системы управления зажиганием

Диагностируем «ГАЗель» с 406-м двигателем. Водитель жаловался на следующие неисправности: потеря мощности, рывки при движении и хлопки в глушителе. Сначала проверили системы питания и зажигания, затем двигатель. Проверили карбюратор, используя газоанализатор: холостой ход, работа первой и второй камер, обогащение на больших оборотах, отсечка все оказалось в норме. Измерили компрессию двигателя: в 4063 двигателе она должна быть не менее 9,6 кг/см2, а в 4061 не менее 8,2 кг/см2. Компрессия оказалась в норме, но при повторных измерениях плавала в пределах 10%. Решили проверить фазы газораспределения, сняли клапанную крышку и оказалось верхняя цепь перескочила на два зуба: отсюда и рывки, и хлопки в глушитель.

О системе газораспределения.

406 двигатель имеет по 4 клапана на каждый цилиндр (2 впускных и 2 выпускных), впускные клапаны приводятся левым (при виде спереди) распределительным валом, а выпускные — правым. Привод клапанов от кулачков выполнен с гидрокомпенсацией зазоров и не требует обслуживания и регулировки. Двухступенчатый привод распределительных валов осуществляется двухрядными втулочными цепями с числом звеньев 70 в нижней ступени и 90- в верхней.

При правильной сборке привода распределительных валов при положении поршня 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия:

  • риска на звездочке коленчатого вала должна совпадать с выступом на крышке цепи (метка М1);
  • метки на звездочках распределительных валов должны быть расположены горизонтально и совпадать с верхней плоскостью головки цилиндров;
  • риска на звездочке промежуточного вала должна совпадать с установочной меткой М2 на блоке цилиндров.

При таком положении валов напротив середины сердечника датчика положения коленчатого вала должна находиться середина двадцатого зуба диска синхронизации. Диск синхронизации представляет собой зубчатое колесо с 58-ю равноудаленными (через 6 градусов) впадинами. Для синхронизации два зуба отсутствуют. Номер зуба на диске синхронизации отсчитывается против часовой стрелки от места пропуска двух зубьев. Но даже после регулировки системы газораспределения, осталась потеря мощности.

Проверили систему зажигания. Микропроцессорная система МИКАС 5.4 обеспечивает управление зажиганием и клапаном экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюраторного 16- клапанного двигателя ЗМЗ — 4063. В состав системы входят блок управления с коммутатором, комплект датчиков, свечи зажигания, катушки зажигания 2-го и 3-го цилиндров, 1-го и 4-го цилиндров (30.3705 или 301.3705), электромагнитный клапан экономайзера принудительного холостого хода карбюратора, колодка диагностики, контрольная лампа, жгут проводов с разъёмами. Система управления позволяет реализовывать оптимальное значение угла опережения зажигания в зависимости от режимов работы двигателя и условий его эксплуатации. Благодаря применению датчика детонации и эффективной идентификации блоком управления детонационного сгорания в каждом цилиндре обеспечиваются высокие удельные показатели двигателя без опасности процессов детонации и калильного зажигания. В случае повреждения датчиков блок реализует аварийный режим управления. Исключение составляет датчик положения коленчатого вала — при его неисправности двигатель работать не сможет.

В систему управления двигателем входят:

  • датчик положения коленвала (ДПКВ) — индукционного типа и предназначен для определения углового положения коленчатого вала двигателя, синхронизации работы блока управления с рабочим процессом двигателя и определения частоты его вращения. Он установлен в приливе передней крышки цепи газораспределительного механизма напротив венца зубчатого диска шкива коленчатого вала и имеет гибкий соединительный кабель, заканчивающийся 3-х контактной вилкой электрического соединения. Датчик представляет собой индуктивную катушку с магнитом и сердечником и работает совместно с зубчатым диском синхронизации, установленном на шкиве коленчатого вала. Исправность датчикаможно проверить омметром (сопротивление обмотки катушки датчика должно составлять 880-900 Ом), или вольтметром, исправный датчик должен реагировать на отвертку, поднесенную к его торцу, скачком напряжения. Более качественную проверку исправности датчика необходимо производить прибором DST-10 при прокрутке двигателя стартером. Для нормальной работы системы управления необходимо, чтобы зазор между датчиком и зубьями диска состоял 0,5 — 1,0 мм. Кабель датчика должен быть надежно закреплен во избежание его повреждения вращающимися деталями двигателя и генератора. В системе управления применяются датчики модели 23.3847 российского производства или модели 0261210113 фирмы Bosch. При неисправности ДПКВ эксплуатация двигателя невозможна;
  • датчик абсолютного давления воздуха во впускном трубопроводе (ДАД) — тензометрического типа, в основе работы которого лежит тензорезистивный эффект: изменение сопротивления проводника в результате его деформации. Он установлен на моторном щите автомобиля справа и соединен шлангом с вакуумным задроссельным пространством впускного трубопровода двигателя. По измеренному значению блок управления вычисляет количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Датчик представляет собой выносное интегральное электронное устройство, имеющее рабочую камеру с образцовым внутренним давлением, образованную слоями кремния и порошкового материала. В стенке рабочей камеры (мембране) расположены полупроводниковые чувствительные элементы, проводимость которых изменяется в зависимости от механического положения мембраны. Резисторы включены по мостовой схеме, так что смещение мембраны вызывает изменение баланса тензомоста. Резисторы связаны с электронной схемой обработки сигнала, которая размещена на той же плате, что и чувствительный элемент. Датчик питается стабилизированным напряжением 5 В и имеет линейную характеристику зависимости выходного напряжения (0,4….4,65 В) от величины измеряемого давления (0,2…1,05 бар).

    Датчик подключается к жгуту проводов посредством трехконтактной вилки. В системе управления применяется датчик модели 0261230004 фирмы Bosch;

При неисправности датчика система самодиагностики выдает следующие коды:

15- короткое замыкание цепи датчика;

16- обрыв цепи датчика.

— датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТохл.) — предназначен для определения температурного состояния двигателя. В соответствии с измеренным значением температуры блок корректирует значения угла опережения зажигания, а также управляет клапаном экономайзера принудительного холостого хода. ДТохл. установлен на корпусе термостата системы охлаждения и подключен к жгуту посредством двухконтактного соединителя. В системе управления применяется датчик модели 19.3828 или 40.5226 российского производства. При появлении в ходе диагностирования кодов 21 ( низкий уровень сигнала ДТохл. (короткое замыкание)) или 22 (высокий уровень сигнала ДТохл. (обрыв)) (смотри ниже режим самодиагностики), можно проверить датчик, измеряя его сопротивление. Для этого подсоедините «+» мультиметра к выводу 1 колодки датчика, а затем измерьте сопротивление между выводами 1 и 2 датчика. При температуре 15…20 град.С сопротивление должно быть порядка 43 кОм.

— Принцип работы системы управления следующий: блок управления, используя сигнал с датчика положения коленчатого вала, вычисляет частоту вращения, а также благодаря еще и измерению абсолютного давления, определяет величину циклического наполнения каждого цилиндра двигателя воздухом. В запоминающем устройстве (ПЗУ) блока управления хранятся значения углов опережения зажигания в зависимости от частоты вращения и циклического наполнения, соответствующих работе двигателя. Эти значения углов дополнительно корректируются в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Для холодного двигателя устанавливаются увеличенные значения углов опережения зажигания, что обеспечивает его хорошие тяговые свойства в этих условиях. Блок управления дополнительно корректирует УОЗ при обнаружении детонационного сгорания, возникшего в результате применения топлива низкого качества, изменения окружающих условий или других причин. В случае повреждения датчика абсолютного давления или датчик температуры охлаждающей жидкости в блоке управления активизируются аварийные программы, и включается лампа диагностики. Эксплуатация двигателя с этими неисправностями приводит к снижению эксплуатационных показателей автомобиля — увеличивается расход топлива, снижается мощность, ухудшаются динамические свойства. Кроме управления зажиганием, в зависимости от условий работы двигателя блок управляет электромагнитным клапаном ЭПХХ, обеспечивая отключение подачи топлива при торможении автомобиля двигателем. Частота вращения коленчатого вала, соответствующая отключению подачи топлива, составляет 1680 об/мин, возобновлению подачи — 1560 об/мин.

Неисправность в связи с потерей мощности выявляли с помощью режима самодиагностики блока управления МИКАС 5.4 и диагностического тестера ДСТ-10.

1. Для начала проверяем работоспособность бортовой системы диагностики и диагностической цепи — исправная система при активации режима отображения кодов неисправности с помощью контрольной лампы на щитке приборов (светящийся контур двигателя) должна выдавать код 12 (нет кодов неисправности).

Чтобы начать считывать коды необходимо выполнить следующее:

  • отключить АКБ на 10…15 секунд и вновь подключить;
  • запустить двигатель и дать поработать на холостом ходу, не трогая педали газа, через 30…60 секунд остановить двигатель, но зажигание не выключать;
  • замкнуть контакты 10 и 12 на диагностической колодке медной перемычкой (колодка установлена в моторном отсеке на щитке передка) и сосчитать код.

Каждой неисправности присвоен свой цифровой код и определяется по числу включений контрольной лампы: цифре 1 соответствует одно короткое включение (0,5 сек.); цифре 2- два и т.д. до 9. Сначала считывают число включений лампы для определения первой цифры кода, затем идет пауза 1,5 секунды. После нее считывают число включений для определения второй цифры, затем третьей, после чего следует пауза до 4 секунд, определяющая конец кода. Повторив код трижды, блок управления переходит к высвечиванию следующего. После перевода блока управления в режим самодиагностики, индикация обязательно должна высветить код 12 три раза, что свидетельствует о начале работы режима самодиагностики. Следующие коды будут отображать имеющуюся неисправность или несколько неисправностей. Каждый код повторяется трижды.

2. В нашем случае кодов неисправности не выявлено.

3. Опрос параметров датчиков двигателя осуществлялся диагностическим тестером ДСТ-10 путем сравнения измеренных значений с типовыми значениями для “среднего” двигателя. Хотя имея опыт и точные параметры сигналов в вольтах, можно все измерить обычным мультиметром и осциллографом, но диагностический тестер позволяет проверить исполнительные устройства и задать поправку угла опережения зажигания.

Проверка абсолютного давления на холостом ходу показала значения 50 мбар, а по руководству должно быть 440 — 480. И при повышении оборотов давление должно увеличиваться, а у нас стояло практически на одном месте.

3. Экономическая часть

3.1 Выбор оборудования для участка

В соответствии с темой курсовой работы я подобрал оборудование для участка по ремонту автомобиля «Газель» результаты занес в таблицу 4.

Таблица 4

Потребность в оборудовании

Наименование оборудования

Марка, тип

Кол-во

Габариты

Ларь для отходов

П-841

1

620х450

Подъемник

TST40C

1

5000×4000

Верстак для ремонта

СР-98

2

1200х600

Комплект ручного инструмента

РИ-18

1

400×500

Архивный стеллаж

АС-1С

1

1000×400

Манометр

МУ-43

1

Комплект измерительного инструмента: щупы; индикатор; штангенциркуль; транспортир

1

Компрессометр

КСм-1

2

Свечной ключ

4

Слесарные тиски

СТ-923

2

100×100

Электродрель

Makita

2

3.2 Расчет фонда заработной платы работников участка

Заработная плата основным работникам начисляется по сдельно-премиальной системе. Основной фонд заработной платы складывается из тарифного фонда и премий.

Тарифный фонд заработной платы определяется по формуле:

З тф = Т год j * Сч, (формула 11)

где З тф — заработная плата по тарифу, руб.;

  • Сч — часовая тарифная ставка, соответствующая среднему разряду выполняемой работы, руб./час.

Часовая тарифная ставка среднего разряда определяется исходя из часовой тарифной ставки первого разряда (Сч I ) и среднего тарифного коэффициента (Ктар ):

Сч = Сч I * Ктар , (формула 12)

30 руб./час.

Далее рассчитаем часовую тарифную ставку среднего разряда:

Сч = Сч I * Ктар = 30*4=120 руб.

Тогда: З тф = Тгодj * Сч=3528*120=423,4 тыс. руб.

Основным рабочим по итогам работы выплачивается премия (за бездефектную работу, за перевыполнение норм и др.) в размере 10 % от тарифной заработной платы:

З пр = тф *10/100 (формула 13)

З пр = 423,4 *10/100=42,4 тыс. руб.

Надбавка по районному коэффициенту рассчитывается в размере 30 % от основного фонда заработной платы рабочих:

З рк = ,(формула 14)

З рк =(423,4 +42,4)*0,3=139,7 тыс. руб.

Дополнительная заработная плата включает в себя оплату очередных и дополнительных отпусков, льготных часов подросткам и т.д. Фонд дополнительной заработной платы рассчитывается в размере 10 % от основной заработной платы с учетом районного коэффициента:

З д = ,(формула 15)

З д =(423,4 +42,4+139,7)*10=60,5 тыс. руб.

Годовой фонд заработной платы основных рабочих рассчитывается путем суммирования всех начислений:

З годор = З тф + З пр + З рк + З д ., (формула 16)

З годор =423,4 +42,4+139,7+60,5 =666 тыс. руб.

Заработная плата рабочих инструментального хозяйства зависит от отработанного времени и начисляется по повременно-премиальной системе оплаты труда.

Фонд заработной платы рабочих инструментального хозяйства складывается из тарифного фонда, премии, дополнительной заработной платы и надбавки по районному коэффициенту.

Тарифный фонд заработной платы определяется по формуле:

З тф = Fэф * Сч * Ч ир ,(формула 17)

где З тф — заработная плата по тарифу, руб.;

  • Fэф — эффективный фонд времени одного рабочего;

Сч — часовая тарифная ставка, соответствующая среднему разряду выполняемой работы,

З тф= часовая тарифная ставка среднего разряда определяется исходя из часовой тарифной ставки первого разряда (Сч I ) и среднего тарифного коэффициента (К тар ):

20 руб./час

Тогда:

Сч =20*2=40 руб.

З тф = 2120*40*1=84,8 тыс. руб.

Рабочим инструментального хозяйства по итогам работы выплачивается премия в размере 25 % от тарифной заработной платы:

З пр = ,(формула 18)

Зпр =84,8*25=21,2 тыс.руб.

Надбавка по районному коэффициенту рассчитывается в размере 30 % от основного фонда заработной платы рабочих:

З рк = ,(формула 19)

Зрк =(84,8+21,2)*30=25,7 тыс.руб.

Дополнительная заработная плата включает в себя оплату очередных и дополнительных отпусков, льготных часов подросткам и т.д. Фонд дополнительной заработной платы рассчитывается в размере 10 % от основной заработной платы с учетом районного коэффициента:

З д = , (формула 20)

Зд=(84,8+21,2+25,7)*10=13,2 тыс. руб.

Годовой фонд заработной платы рабочих инструментального хозяйства рассчитывается путем суммирования всех начислений:

З годир = З т + З пр + З рк + З д (формула 21)

З год ир =84,8+21,2+25,7+13,2 =144,9 тыс. руб.

Фонд заработной платы инженерно-технических работников состоит из окладов, выплачиваемых за то время, которое должно быть проработано в течение планируемого года. Расчет ведется по формуле:

З = Ч ОГМ * О * 12, (формула 22)

где Ч ОГМ — численность работников ИТР, чел.;

  • О — размер месячного оклада работника по штатному расписанию, руб.;

12 — число месяцев в году.[8]

З= 1*13000*12= 156 +30 % (РК) = 202,8 тыс.руб.

Расчет годового фонда заработной платы работников ОГМ производится в таблице 5.

Таблица 5

Расчет фонда заработной платы работников ОГМ

Должность

Численность работников, чел.

Месячный оклад, тыс. руб.

Годовой фонд заработной платы, тыс. руб.

Слесарь

2

27,8

666

Разнорабочий

1

12,1

144,9

Техник-механик

1

16,9

202,8

Итого

3

Х

810,1

Согласно налоговому законодательству России предприятие ежемесячно уплачивает в государственные внебюджетные фонды Страховые пенсионные взносы в размере 32 % от фонда заработной платы своих рабочих. Эти взносы являются расходами предприятия и включаются в себестоимость услуг.

Расчет отчислений во внебюджетные фонды производится в табл. 6

Таблица 6

Расчет отчислений во внебюджетные фонды

Участок/категория работников

Годовой фонд заработной платы, руб.

Годовые отчисления во внебюджетные фонды, руб.

Слесарь

666

213,2

Разнорабочий

144,9

46,4

Техник-механик

202,8

64,9

ИТОГО

1013,7

324,5

Итого расходы по ФОТ

1338,2

3.3 Определение величины капитальных вложений на организацию участка

При планировании создания авторемонтного предприятия (участка (зоны) обслуживания) необходимо определить величину капитальных затрат, т.е. расходы на приобретение доставку, монтаж и строительство основных фондов. При выполнении курсового проекта в состав капитальных вложений включается стоимость здания участка и стоимость производственного оборудования:

КВ = С пл + С об + С инстр , (формула 23)

где КВ — размер необходимых капитальных вложений, руб.;

С пл — стоимость здания участка, руб.;

С об — стоимость производственного оборудования, руб.;

С инстр — стоимость дорогостоящего инструмента (при его наличии на участке), руб.

КВ= 336+239,8=575,8 т.р.

Стоимость здания участка определяется исходя из расчетной площади участка и ценой, установленной за 1 м 2 производственных помещений:

С пл = Sрасч * Цs (формула 24)

Для расчетов по заданию курсовой работы площадь участка составляет 56 кв.м, стоимость 1 кв. м — 6000 руб.

Тогда:

С пл = 56*6000 = 336 тыс.руб.

Стоимость производственного оборудования определяется по формуле:

С об = Цоб * К * Ктр * Кмр , (формула 25)

где Ц об — покупная цена за единицу оборудования, руб.;

  • К — количество единиц приобретенного оборудования, шт.;

К тр = 0,15 — коэффициент, учитывающий транспортные расходы;

К мр = 0,08 — коэффициент, учитывающий расходы на монтаж оборудования.

Расчет стоимости производственного оборудования производится в табл.7.

Таблица 7

Стоимость производственного оборудования

Наименование оборудования

Количество, шт.

Цена единицы оборудования, руб.

Общая стоимость, руб.

Ларь для отходов

1

4000

4000

Подъемник

1

134000

134000

Верстак для ремонта

2

12800

25600

Комплект ручного инструмента

1

14280

14280

Архивный стеллаж

1

6500

6500

Манометр

1

500

500

Комплект измерительного инструмента: щупы; индикатор; штангенциркуль; транспортир

1

1200

1200

Компрессометр

2

4350

8700

Свечной ключ

4

200

800

Слесарные тиски

2

4990

9980

Электродрель

2

9300

18600

Итого

X

224160

Транспортные расходы

X

33624

Расходы на монтаж оборудования

X

17933

Всего

X

275717

3.4 Оценка себестоимости услуг участка

Себестоимость услуг участка отражает все затраты предприятия, связанные с осуществлением производственного процесса:

Стоимость сырья и материалов, непосредственно расходуемых на производстве, складывается изстоимость основных и вспомогательных материалов. В эти затраты включаются и транспортно-заготовительные расходы. При расчетах затрат на сырье и материалы в условиях СТО используется формула:

С м = С зпо * К м , (формула 26)

где К м — коэффициент расхода сырья и материалов, (0,5-1,7).

С м =666*0.5=333

Накладные расходы участка представляют собой комплексную непропорциональную статью расходов, включающую канцелярские расходы; расходы на топливо и энергию; инвентарь и т.д.

С н = Кн * Сзпо , (формула 27)

где К у = 0,7-2,05 — коэффициент накладных расходов участка.

С н =1,2*666= 799,2

С рсэо = Ао + Zэ. ,

С рсэо = 4796 + 239,8= 5035,8

где С рсэо — расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, руб.;

А о — амортизационные отчисления оборудования;

Z э. — эксплуатационные затраты.

А о = Соб * На ,

где Н а , — норма амортизации, 2 %;

А о = 239800* 2%= 4796

Z э. = Соб * Нэ ,

Z э. = 239800* 0,1%=239,8

где Н э — норматив эксплуатационных расходов, включающих в себя затраты на все виды энергии, содержание и поддержание оборудования в работоспособном состоянии, Нэ — 0,1%.

С оп = Аз + Рт.р. + Zоппр. ,(формула 28)

С оп =1080+3600+234=4914

где А з — амортизационные отчисления от стоимости здания, руб.;

Р т.р. — фонд для текущего ремонта здания, руб.;

Z оппр. , — прочие общепроизводственные расходы.

А з = Сзд * Нз ,(формула 29)

А з =336000 *0,3%=1008

где Н з , — норма амортизации здания, 0,3 %;

Р т.р. = Сзд * Нт.р. (формула 30)

Р т.р. = 336000 *1%=3360

где Н т.р. — норматив отчислений на текущий ремонт здания, 1 %.

Z оппр. = (Аз + Рт.р. ) * Н оппр. ,(формула 31)

Z оппр. = (1008+3360) * 5 %=218,4

где Н оппр. — норматив прочих общепроизводственных расходов, 5 %.

Прочие общехозяйственные расходы составляют 80 тыс.руб.

Z охпр. = (Згодогм + Сспвогм ) * Н охпр. ,(формула 32)

Прочие расходы включают в себя налоги, сборы, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, по обязательному страхованию имущества, плата за аренду и пр.

Прочие расходы составляют 100 тыс.руб.

Расчет себестоимости годового объема услуг участка я произведу в таблице 8.

Таблица 8

Смета затрат на услуги участка

Показатели

Сумма, тыс. руб.

1. Стоимость сырья и материалов

333

2. Заработная плата основных рабочих

666

3. Отчисления по Страховым взносам (от фонда оплаты труда рабочих)

213,2

4. Накладные расходы участка

799,2

5. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

5035,8

6. Общехозяйственные расходы

80

7. Прочие расходы

100

8. Себестоимость услуг

7227,2

3.5 Технико-экономические показатели работы участка

Для технико-экономической характеристики деятельности участка необходимо дополнительно рассчитать следующие показатели:

  • Производительность труда на одного работающего:

а) в нормо-часах:

В т = Тгодj / (Чор + Чир + Чогм ) (формула 33)

В т = 937,3 / (1+1+1)= 312,5

б) в стоимостном выражении:

В с = В/ (Чор + Чир + Чогм )(формула 34)

где В — выручка от реализации услуг, руб.

В = С + П(формула 35)

где П — прибыль от реализации услуг, руб.

П = С * Н п (формула 36)

где Н п — норма ожидаемой прибыли, от 20 % до 30 %

В = 7227,2+ 2168,2=9395,4

П = 7227,2* 30%=2168,2

В с = 9395,4/ (2+1+1)=2349

  • Среднемесячная заработная плата одного рабочего:

З мес = ,(формула 37)

З мес =666 +144,9 =22,5 тыс.руб.

(2+1)*12

  • Фондоотдача основных фондов:

Ф = В / КВ (формула 38)

Ф = 9395,4/575,8 = 16,3 руб.

  • Рентабельность услуги:

Р у = П / С (формула 39)

где П — плановая прибыль на i-ый вид услуг, руб.

Р у = 2168,2/7227,2=0,3

  • Рентабельность производства:

Р п = П / (КВ + С)(формула 40)

Р п = 2168,2/ (575,8 +7227,2)=0,28*100=28%

  • Срок окупаемости затрат:

Т ок = КВ / П(формула 41)

Т ок = 575,8 /2168,2=0,26*100=26%

Все расчетные показатели сведены мною в таблицу 9.

Таблица 9

Технико-экономические показатели работы участка АРП

Показатели

Ед. изм.

Значение

1. Годовая программа участка

шт.

чел-час.

412

1960

2. Себестоимость услуги

руб.

7227,2

3. Трудоемкость одной услуги

чел-час.

3,5

4. Численность работающих, всего в том числе:

основное производство

инструментальное хозяйство

отдел главного механика

чел.

чел.

чел.

2

1

1

5. Среднемесячная заработная плата одного рабочего

руб.

25000

6. Фондоотдача основных фондов

руб.

16,3

7. Рентабельность услуг

%

28

8. Рентабельность производства

%

26

9. Срок окупаемости капитальных затрат

лет

1

В современных условиях окупаемость капитальных вложений следует производить с учетом влияния фактора времени, так как это позволяет оценить будущие доходы предприятия с учетом обесценения средств. Для этого рассчитываются показатели чистой текущей стоимости, индекс доходности и внутренней нормы доходности.

Чистая текущая стоимость (ЧТС) представляет собой оценку сегодняшней стоимости потока будущего дохода. Она определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу. Если ЧТС инвестиционного проекта положительна, проект является эффективным (при данной норме дисконта), и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧТС, тем эффективнее проект. Если ЧТС отрицательна, то проект считается неэффективным, то есть убыточным для инвестора.

Расчет чистой текущей стоимости производится по алгоритму, приведенному в таблице 4.2

К д — коэффициент дисконтирования:

К д = (формула 42)

где r — ставка дисконта ( r = 9% );

n — порядковый номер года

К д = 1 = 0,01

(1+9) 2

Расчет окупаемости через чистую текущую стоимость необходимо проиллюстрировать графиком ЧТС.

Таблица 10

Расчет ЧТС

1-й год

2-й год

3-й год

1. Выручка от реализации услуг участка

В

9395,4

9395,4

9395,4

2. Себестоимость услуг участка

С

7227,2

7227,2

7227,2

3. Капитальные вложения

КВ

575,8

5. Прибыль предприятия

П

2168,2

2168,2

2168,2

6. Налог на прибыль

Н пр

109,06

109,1

109,04

7. Накопленный доход

НД

433,6

433,6

433,6

8. Коэффициент дисконтирования

К д

0,01

0,01

0,01

9. Накопленный дисконтированный доход

НДД

429,2

429,2

429,2

10. Чистая текущая стоимость

ЧТС

-146,6

282,6

711,8

4. Организационная часть, Режим работы станции ТО и ТР

Ежедневно с 09.00 часов до 21.00 часов. Перерыв на обед с 14.00 до 15.00

Виды выполняемых работ на посту: ремонт автомобилей «ГАЗЕЛЬ».

Специализируется на ТО и ТР.

Оборудование: Ларь для отходов, подъемник, верстаки для ремонта, архивный стеллаж, комплекты ручного инструмента, измерительные приборы, ключи гаечные, электродрель.

СТО является юридическим лицом, имеет свою печать, баланс, расчетный счет, действует на принципах полного коммерческого расчета, несет ответственность за результаты своей деятельности, выполнение принятых на себя обязательств перед бюджетом, банком, клиентами.

Организационная структура строится по принципу линейно-функционального управления.

Обязанности руководящих работников следующие:

  • директор осуществляет руководство производственно-финансовой деятельностью предприятия;
  • организует и координирует работу служб по формированию портфеля законов, выработке и реализации стратегии СТО, заслушивает отчеты заместителей и главного бухгалтера о выполнении целевых показателей;
  • издает за своей подписью приказы по предприятию;
  • мастер организует своевременное и качественное оказание услуг по ТО и ремонту автомобилей, внедрение в производство прогрессивных технологий;
  • руководит работой ремонтников;
  • разрабатывает мероприятия по охране труда и экологии, организует повышение квалификации работников, подготавливает распоряжения по вопросам, касающимся его компетенции, в области ТО и ремонта автомобилей, сроков ремонта и т.д.;
  • разрабатывает и представляет генеральному директору на утверждение планы, и графики производства по всем видам оказываемых услуг, обеспечивает максимальное использование производственных мощностей, организует контроль за соблюдением трудовой и производственной дисциплины, за соблюдением установленных на предприятии норм расходования материально-технических ресурсов, всех видов энергии, инструментов;
  • Складское хозяйство предназначено для обеспечения приемки материалов с определением их качества и количества;
  • рационального размещения и укладки материалов с учетом их физико-химических свойств;
  • механизации погрузочно-разгрузочных работ;
  • совершенствования техники хранения материалов, конструкций и изделий;
  • сведения до минимума потерь материалов при хранении;
  • организации отпуска и учета материалов.

Организация складского хозяйства включает:

  • расчет потребности в материалах и конструкциях и определение необходимых запасов материалов;
  • составление схемы складского хозяйства, а также разработка системы приемки, отпуска и учета материалов.

    5.

Охрана труда

5.1 Общая характеристика организации работы по охране труда

Система обеспечения безопасности профессиональной деятельности должна быть органично встроена в систему управления производством (здесь имеется в виду производство не только товаров, но и всевозможных услуг: транспортных, торговых, информационных, банковских и т.д.).

Управление охраной труда на СТО — это подготовка, принятие и реализация решений по сохранению здоровья и жизни профессионала в процессе его производственной деятельности. Управление охраной труда является частью общей системы управления предприятием. Объектом управления охраной труда является деятельность функциональных служб и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом.

5.2 Ответственность за соблюдение правил по охране труда

Дисциплинарная ответственность ст. 90, 192 ТК РФ — статья совершение дисциплинарного проступка, связанного с нарушением техники безопасности — взыскание в виде замечания, выговора или увольнения.

Материальная ответственность работника может быть предусмотрена в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору о полной материальной ответственности, заключенном с ним. Основные права и обязанности работника перечислены в статье 21 ТК РФ, одной из которых является соблюдение требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

Административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена статей 5.27 КоАП РФ. Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Ответственность, предусмотренная по статье 5.27 КоАП РФ:

  • нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ на должностных лиц, отвечающих в организации за охрану труда;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

— нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

5.3 Виды инструктажей, порядок их проведения

Вводный инструктаж по безопасности труда проводит инженер по охране труда или лицо, на которое возложены эти обязанности, со всеми вновь принимаемыми на работу не зависимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также учащимися в учебных заведениях. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу или контрольном листе. Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала производственной деятельности проводит непосредственный руководитель работ по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных профессий или видов работ

Повторный инструктаж проходят все работающие, за исключением лиц, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, не зависимо от их квалификации, образования и стажа работы не реже чем через 6 месяцев. Его проводят с целью проверки знаний правил и инструкций по охране труда, а также с целью повышения знаний индивидуально или с группой работников одной профессии, бригады по программе инструктажа на рабочем месте. По согласованию с соответствующими органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок прохождения повторного инструктажа.