Перевозка пассажиров является важной частью в транспортной системе. Перевозка людей осуществляется различными видами транспорта. Различают внутригородские, пригородные, междугородные, в том числе межконтинентальные.
Перевозки пассажиров на автобусах является наиболее массовым видом перевозок, который играет наиболее существенную роль в единой транспортной системе. На долю автобусного транспорта приходится более 60% объёма перевозок.
Автобус является транспортным средством общего пользования, который получил широкое распространение не только в городах, но и в сельской местности.
Автобус является самым популярным средством передвижения в городе. Существуют различные виды маршрутов, каждые из них движутся по определённому пути следования, строго по расписанию.
Транспортная сеть города представляет собой совокупность маршрутов различных видов транспорта нанесённый на план города. Автобусная сеть складывается из автобусных маршрутов.
Автотранспортные предприятия, осуществляющие перевозку пассажиров предоставляют не только подвижной состав, но и планируют движение автобусов на маршруте, составляют график движения.
Основными задачами АТП является :
- полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках;
- эффективное использование подвижного состава;
- максимальное снижение транспортных расходов;
- построение правильной структуры маршрута;
- Развитие пассажирских перевозок в Республике Казахстан очень важно. Для этого была составлена транспортная стратегия на 2015 год, которая предусматривает:
- переход транспортной системы на качественный уровень функционирования, сформирована оптимальная транспортная сеть;
- Казахстанский транспортный комплекс будет органично интегрирован с мировой транспортной системой ;
- будет создана сеть транспортно- логических центров интермодальных перевозок;
- повышение эффективности транспортной системы позволит сделать её конкурентоспособным элементом казахстанской экономики;
- реализация Стратегии будет иметь общий положительный социально- экономический эффект в развитии экономики Казахстана и окажет значительное содействии реализации таких программных документов, как Стратегия индустриально- инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы и Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2015 годы.
«……..Казахстан должен стать частью мировой транспортно-коммуникационной системы, что потребует от нас опережающего развития всей транспортной инфраструктуры страны.
Перспективы развития системы управления авиационными подразделениями
... соблюдение. Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства. Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляют следующие органы: уполномоченный орган в области обороны - полное государственное регулирование использования воздушного пространства; - уполномоченный ...
Мы должны принять долгосрочную транспортную стратегию, логически увязанную с территориальным развитием. Необходимо создать сеть современных магистралей, позволяющих осуществлять континентальный и трансконтинентальный транзит в направлениях Север-Юг и Запад-Восток……..»
Из послания президента РК Назарбаева. Н.А
1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Характеристика существующей организации перевозок
Маршрутом называется установленный и соответствующим образом оборудованный путь следования автобуса между начальным и конечным пунктами. Автобусные маршруты подразделяются на: городские; пригородные; междугородние; международные; сельские; постоянные, временные и сезонные; перевозки учащихся.
Существуют так же различные виды автобусных маршрутов: диаметральный, радиональный, полудиаметральный, кольцевой, тангенциальный. Маршрут №134 «Э» относится к тангенциальному маршруту, так как он соединяет два перефирийных района города и частично проходит через центр города. Данный маршрут является постоянным, который осуществляет перевозку пассажиров пять дней в неделю. Так как маршрут относится к экспрессу, то для него характерны скоростные отличия по отношению к обычным маршрутам.
Экспресс — автобус транспортное средство для поездок на дальние расстояния с повышенной против обычного скоростью. Обычно экспрессы назначаются транспортными компаниями между двумя и более густонаселёнными районами для разгрузки «обычных» транспортных средств по тому же маршруту. Как правило, экспрессы более комфортные, так как: люди дольше находятся в пути без движения, но находясь в пути меньшее время; на маршрут ставят новые, более надёжные и быстрые транспортные средства; экспрессами пользуются более состоятельные люди (так как цена обычно превышает цену билета обычного маршрута, кроме случаев, когда ценовая политика делает поездку на экспрессе ещё более привлекательной для потребителей за счёт цены на билет ;экспрессы останавливаются в крупных городах, где как правило люди более интеллигентны и образованы, что уменьшает риск вандализма; чтобы конкурировать с экспрессами других видов транспорта. Например, автобус, двигающийся между двумя большими городами с мелкими населёнными пунктами по пути, будет эффективнее обслуживать пассажиров при организации обычных и экспресс маршрутов. Для жителей конечных остановок двигающиеся на другую конечную остановку будет выгоднее дождаться экспресса и доехать быстрее и с комфортом, а для остальных пассажиров нет выбора.
Автобусы-экспрессы — самый дешёвый способ организации экспресс сообщения между двумя пунктами. Для ввода экспресс-маршрута не нужно модернизировать инфраструктуру, а всего лишь выделить подвижной состав для маршрута. Однако для повышения скорости автобусов иногда требуется улучшить покрытие дороги. Обычно вводятся для перевозки пассажиров между двумя населёнными пунктами, двумя районами большого города минуя промежуточные остановочные пункты. Иногда вводятся бесплатные автобусы-экспрессы частными компаниями, например, для перевозки работников и гостей бизнес-центров, гипермаркетов, торговых центров к станции метрополитена или пригородных поездов.
Маршрут № 134 «Э» начинает своё движение в Майкудуке 14 микр Автостанция, при этом останавливается через 1-2 остановочных пункта, что позволяет пассажирам быстро добраться до пункта их назначения.
Описание маршрута №134 «Э»
Интервал движения 10мин
Длина маршрута 31,5км
Количество графиков 12
Время оборота 120мин
Вместимость автобуса 44сидячих и 28 стоячих мест
Количество остановок 19
1й рейс 6:45, последний рейс 19:45
Количество автобусов на линии 12
Сред.тех. скорость 40 км/ч
10)Время на остановке от 0,3 до 1 мин.
Для замера протяжённости маршрута создаётся комиссия в составе представителей дорожной и автотранспортной организации. Комиссия путём выезда на автомобиле, оборудованном исправным и опломбированным спидометром определяет фактическое расстояние между остановочными пунктами.
Таблица 1.1 Расстояние между остановочными пунктами
Название остановки |
Расстояние (метры) |
|
Автостанция -13микр. |
492,07 |
|
13микр-Горняк |
632,72 |
|
Горняк-Ласточка |
712,54 |
|
Ласточка-ДК |
1075,66 |
|
ДК_19микр |
1265,02 |
|
19микр-Восток 2 |
1667,78 |
|
Восток2-_Голубые пруды |
1629,92 |
|
Голубые пруды- ХМК |
4071,74 |
|
ХМК-32кв |
2428,01 |
|
32кв-19кв |
513,49 |
|
19ка-ПЛ.Гагарина |
1380,02 |
|
Пл. Гагарина -ул. Чкалова |
789,96 |
|
ул.Чкалова-Баня |
1321,99 |
|
Баня-Поликлинника |
698,82 |
|
Поликлинника-ДСК |
1790,76 |
|
ДСК-шах. Кузембаева |
1053,49 |
|
шах.Кузембаева-Актас КП |
3921,23 |
|
Актас КП-Актас |
2548,23 |
|
Пользуясь актом замера протяжённостью маршрута рассчитываем расстояние между остановочными пунктами и в целом по маршруту.
1.2 Недостатки в организации перевозок
Уже при температуре — 20 градусов маршрутов на линии становится значительно меньше. С понижением температуры значительно уменьшается число автобусов.
Иногда останавливается не на своих остановках, что приводит к нарушению движения автобуса. В связи с этим происходит нарушения графика.
В час пик автобус переполнен (нужно больше выпускать автобусов на линию).
Автобусы различных маршрутов при движении на соприкасающихся участках едут с превышением скорости, обгоняя друг друга в процессе движения, с целью максимальной загрузки салона автобуса.
Также неоднократно было замечено, что водитель за рулём курит и разговаривает по телефону, пренебрегая правилами безопасности.
При движении автобуса на линии, в холодное время года, некоторые водителя не включают отопление салона автобуса.
Также существуют случаи, когда водитель движется не по нормам скорости. В начале своего движения едут с меньшей скоростью, чем положено. А когда выезжает на трассу, соединяющею два района значительно превышает скорость движения.
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ данных обследования пассажиропотоков
Пассажиропоток — это количество пассажиров, которое фактически проезжает в данный момент времени в данном направлении. Пассажиропотоки характеризуют нагрузку транспортной сети города по направлениям следования в каждый период времени (час, сутки).
Пассажиропотоки характеризуются мощностью, т.е. количеством пассажиров, проезжающих через заданное сечение маршрута (автобусной сети и всей транспортной сети города в одном направлении).
Пассажиропотоки изменяются по часам суток, дням недели и сезонам года, а также по длине маршрута и направлениям движения.
Характер изменения пассажиропотоков на каждом автобусном маршруте имеет определённую закономерность (периодичность).
Пассажиропоток характеризуется:
- мощностью или напряжённостью, т. е. количества пассажиров, которое проезжает в определённое время на заданном участке маршрута в одном направлении
- объёмом перевозок пассажиров, т.
е. количеством пассажиров перевозимых автобусами за определённый промежуток времени (час, сутки, месяц, год)
- пассажирооборотом, т. е. транспортные работы, выполняемые при перевозке пассажиров.
Характер особенностей пассажиропотоков является их неравномерность. Они изменяются по времени (часам, сутки, днём недели, периодом года и т. д.), по участкам маршрута (перегонам) и направлениям маршрута
Существуют различные методы обследования пассажиропотока:
- Отчетно-статистический — определяет число перевезенных пассажиров по данным о проданных билетах;
- Табличный метод — основан на опросе пассажиров и дает сведения о пересадочности при перевозках;
- Счетно-табличный — подсчитывает число входящих и выходящих пассажиров по каждому остановочному пункту;
- Анкетный метод — основан на заполнении пассажирами или учетниками специальных анкет о совершенствованных поездках;
- Талонный метод;
- Глазомерный — основан на учете непосредственное водителем автобуса по степени наполняемости салона автобуса пассажирами и оценки ее по 5-ти бальной шкале.
Таблица 2.1 Распределение пассажиропотоков по перегонам
№ п/п |
Остановочные пункты |
Прямое |
Обратное |
|||
Зашло |
Вышло |
Зашло |
Вышло |
|||
1 |
Автостанция |
3 |
0 |
0 |
19 |
|
2 |
13 микр |
1 |
0 |
0 |
10 |
|
3 |
Горняк |
0 |
0 |
2 |
12 |
|
4 |
Ласточка |
0 |
1 |
3 |
0 |
|
5 |
ДК |
1 |
0 |
1 |
3 |
|
6 |
19мкр |
3 |
0 |
2 |
9 |
|
7 |
Восток-2 |
2 |
1 |
5 |
10 |
|
8 |
Голубые Пруды |
0 |
0 |
1 |
5 |
|
9 |
ХМК |
2 |
2 |
0 |
0 |
|
10 |
32 квартал |
3 |
0 |
1 |
4 |
|
11 |
19 квартал |
1 |
0 |
2 |
1 |
|
12 |
Площадь Гагарина |
3 |
2 |
3 |
0 |
|
13 |
Ул. Чкалова |
12 |
3 |
12 |
0 |
|
14 |
Баня |
5 |
5 |
11 |
0 |
|
15 |
Поликлиника |
5 |
1 |
12 |
0 |
|
16 |
ДСК |
1 |
3 |
11 |
3 |
|
17 |
Шахта им. Кузембаева |
0 |
1 |
0 |
0 |
|
18 |
Актас КП |
0 |
11 |
0 |
0 |
|
19 |
Актас |
0 |
12 |
11 |
0 |
|
Таблица 2.2 Пассажиропоток и пассажирооборот по перегонам
№ п/п |
Остановочные пункты |
Прямое |
Обратное |
|||
Q(пасс) |
P(пасс) |
Q(пасс) |
P(пасс) |
|||
1 |
Автостанция |
3 |
1,5 |
0 |
9,5 |
|
2 |
13 микр |
4 |
2,4 |
19 |
18 |
|
3 |
Горняк |
4 |
2,8 |
30 |
28 |
|
4 |
Ласточка |
3 |
3 |
40 |
37 |
|
5 |
ДК |
4 |
4,8 |
37 |
46,8 |
|
6 |
19мкр |
7 |
11,2 |
39 |
73,6 |
|
7 |
Восток-2 |
8 |
12,8 |
46 |
81,6 |
|
8 |
Голубые Пруды |
8 |
32 |
51 |
220 |
|
9 |
ХМК |
8 |
19,2 |
55 |
132 |
|
10 |
32 квартал |
11 |
5,5 |
55 |
29 |
|
11 |
19 квартал |
12 |
16,8 |
58 |
79,8 |
|
12 |
Площадь Гагарина |
13 |
9,1 |
57 |
37,8 |
|
13 |
Ул. Чкалова |
22 |
28,6 |
54 |
54,6 |
|
14 |
Баня |
22 |
18,2 |
42 |
21,7 |
|
15 |
Поликлиника |
24 |
46,8 |
31 |
34,2 |
|
16 |
ДСК |
23 |
24 |
19 |
11 |
|
17 |
Шахта им. Кузембаева |
12 |
82 |
11 |
44 |
|
18 |
Актас КП |
12 |
30 |
11 |
27,5 |
|
19 |
Актас |
0 |
12 |
11 |
25,5 |
|
На пассажиропоток оказывают влияние множество факторов. Пассажиропотоки изменяются по часам суток, дням недели и сезонам года, на сезонных маршрутах, а также по длине маршрута и направлениям движения.
Суточный объем перевозок на маршруте:
=214 человек
=662 человек
(2.1)
Q=214+662=847 человек
Суточный пассажирооборот на маршруте:
=343,83
=991,2
(2.2)
P=343,83+991,2=1335,03 пасс*км
3) Средняя дальность поездки одного пассажира:
(2.3)
4) Средняя длина перегона:
(2.4)
автобусный маршрут перевозка пассажиропоток
2.2 Выбор подвижного состава и расчет показателей использования автобусов на линии
На даны момент перевозку пассажиров на маршруте №134 «Э» осуществляют автобусы марки Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz).
Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz) — немецкая компания, специализирующаяся на выпуске легковых аVтомобилей и двигателей, основанная в 1926. В настоящее время является дочерней компанией концерна «Даймлер-Бенц». Штаб-квартира находится в Штутгарте.
Mercedes-Benz большой городской автобус серии Conecto.
Автобус Mercedes-Benz— городской, большого класса, кузов — цельнометаллический, полунесущий, двери — две для пассажиров.
Двигатель OM449HLA, отвечает требованиям EURO-2 по эмиссии, дизельный, 4-тактный, 5-цилиндровый, горизонтальный, рядный. Мощность 250 л. с. Объем 11,6 л. Объем топливного бака 240 л.
Коробка передач четырёхступенчатая автоматическая ZF 4HP500 Ecomat или Voith.Шины 11R 22,5х75.
Передняя подвеска: пневматическая, спереди два пневмобаллона, четыре амортизатора, зависимая. Задняя подвеска: четыре пневмобалона, четыре амортизатора, независимая.
Тормозная система: двухконтурная пневматическая тормозная система, барабанные тормоза на переднем и заднем мосту, электро-пневматическая стояночная тормозная система.
Рулевое управление: левостороннее, гидроусилитель фирмы ZF, регулировка рулевой колонки по высоте и продольному наклону.
Отопление: отопление салона, подогрев бокового стекла, турбовентиляторы подачи свежего воздуха на крыше.
Оборудование: эргономичные сидения, кресло водителя на пневматической подвеске (оборудовано трехточечным ремнем безопасности), накопительные площадки, противоскользящее покрытие пола, зеркала заднего вида с подогревом, маршрутные указатели, боковые люки с газовыми амортизаторами, автономный отопитель WEBASTO, бортовой инструмент, аптечка, знак аварийной остановки.
Таблица 2.3 Технические характеристики Mercedes-Benz
Номинал.максим.вместимость |
120 чел |
|
Количество сидячих мест |
21 чел+1 водитель |
|
Количество деверей для пассажиров |
2 |
|
Пассажировместимость |
100 чел |
|
Шасси |
О 345 |
|
Конфигурация шасси |
С задним расположением двигателя |
|
Двигатель |
Mercedes-Benz OM 447 hLA |
|
Мощность двигателя |
250 |
|
Расход топлива на 100 км |
40-55 л |
|
Макс.скорость |
155 км/ч |
|
Длина |
11858 мм |
|
Ширина |
2500 мм |
|
Высота |
3180 |
|
Колёсная база |
5875 мм |
|
Радиус поворота |
21860 мм |
|
Рисунок 1 Автобус Mercedes-Benz
Проведя исследование пассажиропотока, дальности поездки, было выявлено, что на данном маршруте лучше подходит другая марка автобусов.
КППZF 6 HP 504, автоматическая. Рулевое управление Интегральный рулевой механизм ZF 8098. Регулировка наклона рулевой колонки. Тормозная система Пневматические, 2-х контурные, дисковые, без содержания асбеста, энергоаккумуляторы задних колес, датчики износа на- кладок, EBS, ABS, TCS. Подвеска Передняя зависимая, с 2 пневмобаллонами, 2 амортизаторами со встроенным отбоем и стабилизатором. Задняя зависимая, с 4 пневмобаллонами и 4 амортизаторами со встроенным отбоем. Система Kneeling. Шины Бескамерные, 295/80 R 22,5.Топливный бак175 л. Сидения Grammer City, водительское Grammer MSG, с обогревом. Остекление Ветровое, многослойное стекло без тонирования. Боковые безопасные стеклопакеты. Система отопления и вентиляции Подогреватель Spheros Thermo 350, конвекторы в салоне автобуса, передний отопитель. Два вентилятора сзади автобуса. Холодный пакет на — 35 С.Электрооборудование24 В., 2 x генератора 28,5 B. 120 A, аккумуляторные батареи 225 Ач. Тахограф, CD, радио Blaupunkt.
Пассажировместимость100Количество посадочных и стоячих мест25+75Количество пассажирских дверей2, с пневмоприводом Габаритные размеры (мм)11857х2550х3088ДвигательMAN, 270 л.с., Евро 4
Таблица 2.4 Технические характеристики автобуса MAN
Номинал.максим.вместимость |
140 чел. |
|
Количество сидячих мест |
40чел+1водитель |
|
Количество деверей для пассажиров |
2 |
|
Пассажировместимость |
120 |
|
двигатель |
MAN 270n.с |
|
Топливный бак |
175л |
|
Рулевое управление |
Интегральный рулевой механизмZF8098 |
|
Длина |
11857мм |
|
Ширина |
2550мм |
|
Высота |
3088мм |
|
Рисунок 2 Автобус MAN
1) Время оборота:
(2.5)
где — время рейса, мин;
2) Частота движения автобусов:
(2.6)
где Ам — число автобусов;
- время оборота;
3) Интервал движения:
(2.7)
4) Коэффициент сменяемости пассажиров в салоне:
(2.8)
где — длина маршрута, км.
5) Техническая скорость:
(2.9)
где — время движения
6) Время движения:
- (2.10)
7) Время на маршруте:
(2.11)
где Тн — время в наряде, ч;
- vТ — техническая скорость, км/час;
- Lн — нулевой пробег, км;
8) Число рейсов:
(2.12)
9) Коэффициент наполняемости:
(2.13)
10) Производительность автобуса при выполнении работ:
(пасс) (2.14)
= 11*87*0,8*21=16077
где — коэффициент наполняемости;
- коэффициент сменяемости.
Необходимое количество автобусов по направлениям в зависимости от времени суток:
= (2.15)
= =12
где — часовая производительность одного автобуса, пасс:
= , пасс (2.16)
= =712,9, пасс
где — вместимость выбранного для перевозок автобуса, пасс;
- коэффициент использования вместимости автобуса;
- коэффициент сменяемости пассажиров;
- коэффициент использования пробега за оборот (0,8);
- техническая скорость движения автобусов, км/час;
- протяженность маршрута в одном направлении, км;
- количество промежуточных остановок в одном направлении маршрута;
- время стоянки на промежуточных остановках, час;
- для расчетов принять 30 — 60 сек;
- время стоянки на конечной остановке, час; для расчетов принять 15 мин.
статический коэффициент использования вместимости характеризует долю общей пассажировместимости, использованную с коммерческой нагрузкой
= (2.17)
==0,5
где — количество пассажиров на каждом перегоне маршрута, пасс.;
- вместимость салона автобуса, пасс.;
- число перегонов на маршруте.
1) Время оборота:
(2.5)
где — время рейса, мин;
=
==20
2) Частота движения автобусов:
(2.6)
где Ам — число автобусов;
- время оборота;
4) Коэффициент сменяемости пассажиров в салоне:
(2.8)
где — длина маршрута, км.
5) Техническую скорость:
(2.9)
где — время движения
6) Время движения:
- (2.10)
7) Время на маршруте:
(2.11)
где Тн — время в наряде, ч;
- vТ — техническая скорость, км/час;
- Lн — нулевой пробег, км;
8) Число рейсов:
(2.12)
9) Коэффициент наполняемости:
(2.13)
10) Производительность автобуса при выполнении работ:
(2.14)
где — коэффициент наполняемости;
- коэффициент сменяемости.
= 12*100*0,8*21=2016
2.3 Расчет потребного числа автобусов для выполнения заданного объема перевозок
После проведённых исследований на данном маршруте, было выявлено, что количество подвижного состава не соответствует пассажиропотоку. Для усовершенствования работы данного маршрута необходимо увеличить число подвижного состава.
Необходимое количество автобусов по направлениям в зависимости от времени суток:
= (2.15)
= =17
где — часовая производительность одного автобуса, пасс:
= , пасс (2.16)
= =712,9, пасс
где — вместимость выбранного для перевозок автобуса, пасс;
- коэффициент использования вместимости автобуса;
- коэффициент сменяемости пассажиров;
- коэффициент использования пробега за оборот (0,8);
- техническая скорость движения автобусов, км/час;
- протяженность маршрута в одном направлении, км;
- количество промежуточных остановок в одном направлении маршрута;
- время стоянки на промежуточных остановках, час;
- для расчетов принять 30 — 60 сек;
- время стоянки на конечной остановке, час; для расчетов принять 15 мин.
Статический коэффициент использования вместимости характеризует долю общей пассажировместимости, использованную с коммерческой нагрузкой
= (2.17)
==0,5
где — количество пассажиров на каждом перегоне маршрута, пасс.;
- вместимость салона автобуса, пасс.;
- число перегонов на маршруте.
2.4 Сравнительная таблица показателей при существующей и проектной организации перевозок
Показатели |
Фактическое |
Планированное |
|
время в наряде, ч |
120 |
120 |
|
время на маршруте, ч |
11 |
11 |
|
время рейса, мин |
60 |
60 |
|
время оборота, мин |
120 |
120 |
|
скорость техническая, км/ч |
35,3 |
35,3 |
|
интервал движения, мин |
10 |
6 |
|
частота движения авт/ч |
6 |
10 |
|
число автобусов на маршруте, ед |
12 |
20 |
|
вместимость автобуса, пасс |
100 |
120 |
|
коэффициент сменяемости пассажиров |
21 |
21 |
|
пассажиропоток, пасс |
710 |
710 |
|
коэффициент наполняемости |
0,8 |
0,8 |
|
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
3.1 Составление расписания движения автобусов на маршруте и при проектируемой организации работы
Расписание является основой организации движения автобусов на маршрутах, обязательно для выполнения всеми линейными работниками пассажирского автотранспорта. Им определяется количество рейсов, время движения между остановочными пунктами и т.д.
Расписание движения должно разрабатываться с учётом необходимости обеспечить: удовлетворение потребности населения в перевозках по каждому маршруту; использование вместимости автобусов по установленным нормам; минимальные затраты времени пассажира на поездки; регулирование движения автобусов на всём протяжении маршрутов; создание необходимых удобств в пути следования; соблюдение режима и условий труда водителей и кондукторов, согласно трудовому законодательству; эффективное использование автобусов;
— АТП, организации, предприниматели и частные лица обязаны составлять расписание движения автобуса в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Расписание движения при осуществлении всех видов автобусных перевозок (городских, пригородных, междугородных), должно составляться на основе нормативных скоростей движения на отдельных этапах маршрута при условии, что эти скорости соответствуют разрешённым правилами дорожного движения и дорожными знаками. Исходя из условий эксплуатации подвижного состава, максимальные скорости движения на маршрутах могут устанавливаться ниже предела установленного правилами дорожного движения.
Расписание движения автобусов для городских, пригородных, междугородных и внутрирайонных автобусных маршрутов ежегодно согласовывается с администрациями районов и городов, и утверждаются государственным заказчиком на пассажирские перевозки.
Маршрутное расписание представляет собой основной документ службы эксплуатации АТП и определяет режим его работы, необходимое количество подвижного состава, водителей, материальных, финансовых и других ресурсов.
В целях наилучшего обслуживания пассажиров, повышения производительности подвижного состава и лучшего его использования маршрутное расписание разрабатывается в нескольких вариантах: будних, предвыходных и выходных дней; осенне-зимнего и весенне-летнего сезонов.
Необходимость наличия различных вариантов расписания движении являются: непостоянство пассажиропотоков; изменения норм времени движения подвижного состава на маршруте; изменения количества подвижного состава, выпускаемого для работы на маршруте.
На основании данных, содержащихся в маршрутном расписании движений, разрабатываются: водительские расписания; расписание движения для диспетчеров на конечных, промежуточных пунктах маршрута; расписание движения для пассажиров (в случае, если интервал движения превышает 15 минут);
- Каждому автобусу маршрута в расписании присваивается определённый номер выхода, т.е. номер графика по которому осуществляется последовательность выпуска автобуса на каждый маршрут.
Начало и окончание движения автобусов на каждом маршруте определяют по местным условиям, учитывая распределение спроса на перевозки.
Методика составления расписания движения носит в значительной степени формализованный характер. В процессе составления расписания движения используется в основном аналитические и частично графические методы.
Маршрутные расписания, разрабатываемые в табличной форме, содержат данные характеризующие трассу маршрута, дифференцированные нормы пробега по периодам суток, принятый режим труда водителей, тип и количество используемого подвижного состава, время начала и окончания движения на маршруте, длину и время нулевых пробегов и других требований.
Таблица 2.5 График движения маршрута № 134 «Э» (существующий)
1 |
14мкр |
6:45 |
8:45 |
10:45 |
11:45 |
13:45 |
15:45 |
16:25 |
18:25 |
20:25 |
|||||||
Актас |
7:45 |
9:45 |
12:45 |
14:45 |
17:25 |
19:25 |
|||||||||||
2 |
14мкр |
6:55 |
8:55 |
10:55 |
12:55 |
13:55 |
15:55 |
17:55 |
19:55 |
||||||||
Актас |
7:55 |
9:55 |
11:55 |
14:55 |
16:55 |
18:55 |
|||||||||||
3 |
14мкр |
7:05 |
9:05 |
11:05 |
12:05 |
14:05 |
16:05 |
16:45 |
18:45 |
20:45 |
|||||||
Актас |
8:05 |
10:05 |
13:05 |
15:05 |
17:45 |
19:45 |
|||||||||||
4 |
14мкр |
7:15 |
9:15 |
11:15 |
13:15 |
14:15 |
16:15 |
18:15 |
20:15 |
||||||||
Актас |
8:15 |
10:15 |
12:15 |
15:15 |
17:15 |
19:15 |
|||||||||||
5 |
14мкр |
7:25 |
9:25 |
11:25 |
12:25 |
14:25 |
16:25 |
17:05 |
19:05 |
21:05 |
|||||||
Актас |
8:25 |
10:25 |
13:25 |
15:25 |
18:05 |
20:05 |
|||||||||||
6 |
14мкр |
7:35 |
9:35 |
11:35 |
13:35 |
14:35 |
16:35 |
18:35 |
20:35 |
||||||||
Актас |
8:35 |
10:35 |
12:35 |
15:35 |
17:35 |
19:35 |
|||||||||||
7 |
14мкр |
7:45 |
9:45 |
11:45 |
12:45 |
14:45 |
16:45 |
17:05 |
19:05 |
||||||||
Актас |
6:45 |
8:45 |
10:45 |
13:45 |
15:45 |
18:05 |
20:05 |
||||||||||
8 |
14мкр |
7:55 |
9:55 |
11:55 |
13:55 |
14:55 |
16:55 |
18:55 |
|||||||||
Актас |
6:55 |
8:55 |
10:55 |
12:55 |
15:55 |
17:55 |
19:55 |
||||||||||
9 |
14мкр |
8:05 |
10:05 |
12:05 |
13:05 |
15:05 |
17:05 |
17:45 |
19:45 |
||||||||
Актас |
7:05 |
9:05 |
11:05 |
14:05 |
16:05 |
18:45 |
20:45 |
||||||||||
10 |
14мкр |
8:15 |
10:15 |
12:15 |
14:15 |
15:15 |
17:15 |
19:15 |
|||||||||
Актас |
7:15 |
9:15 |
11:15 |
13:15 |
16:15 |
18:15 |
20:15 |
||||||||||
11 |
14мкр |
8:25 |
10:25 |
11:25 |
13:25 |
15:25 |
16:05 |
18:05 |
20:05 |
||||||||
Актас |
7:25 |
9:25 |
12:25 |
14:25 |
17:05 |
19:05 |
21:05 |
||||||||||
Таблица 2.6 График движения маршрута № 134 «Э» (совершенствованный)
1 |
14мкр. |
6:45 |
8:45 |
10:45 |
11:45 |
13:45 |
15:45 |
16:25 |
18:25 |
||||||
Актас |
7:45 |
9:45 |
12:45 |
17:25 |
17:25 |
||||||||||
2 |
14мкр. |
6:55 |
8:55 |
10:55 |
12:55 |
13:55 |
15:55 |
17:55 |
|||||||
Актас |
7:55 |
9:55 |
11:55 |
14:55 |
16:55 |
18:55 |
|||||||||
3 |
14мкр. |
7:05 |
9:05 |
11:05 |
12:05 |
14:05 |
16:05 |
16:45 |
18:45 |
||||||
Актас |
8:05 |
10:05 |
13:05 |
15:05 |
17:45 |
||||||||||
4 |
14мкр. |
7:15 |
9:15 |
11:15 |
13:15 |
14:15 |
16:15 |
18:15 |
|||||||
Актас |
8:15 |
10:15 |
12:15 |
15:15 |
17:15 |
19:15 |
|||||||||
5 |
14мкр. |
7:25 |
9:25 |
11:25 |
12:25 |
14:25 |
16:25 |
17:05 |
19:05 |
||||||
Актас |
8:25 |
10:25 |
13:25 |
15:25 |
18:05 |
||||||||||
6 |
14мкр. |
7:35 |
9:35 |
11:35 |
13:35 |
14:35 |
16:35 |
18:35 |
|||||||
Актас |
8:35 |
10:35 |
12:35 |
15:35 |
17:35 |
19:35 |
|||||||||
7 |
14мкр. |
7:45 |
9:45 |
11:45 |
12:45 |
14:45 |
16:45 |
17:25 |
19:25 |
||||||
Актас |
6:45 |
8:45 |
10:45 |
13:45 |
15:45 |
18:25 |
|||||||||
8 |
14мкр. |
7:55 |
9:55 |
11:55 |
13:55 |
14:55 |
16:55 |
18:55 |
|||||||
Актас |
6:55 |
8:55 |
10:55 |
12:55 |
15:55 |
17:55 |
|||||||||
9 |
14мкр. |
8:05 |
10:05 |
12:05 |
13:05 |
15:05 |
17:05 |
17:45 |
|||||||
Актас |
7:05 |
9:05 |
11:05 |
14:05 |
16:05 |
18:45 |
|||||||||
10 |
14мкр. |
8:15 |
10:15 |
12:05 |
13:05 |
15:05 |
17:05 |
17:45 |
|||||||
Актас |
7:15 |
9:15 |
11:15 |
14:05 |
16:05 |
18:45 |
|||||||||
11 |
14мкр. |
8:25 |
10:25 |
11:25 |
13:25 |
15:25 |
16:05 |
18:05 |
|||||||
Актас |
7:25 |
9:25 |
12:25 |
14:25 |
17:05 |
19:05 |
|||||||||
12 |
14мкр. |
8:35 |
10:35 |
12:35 |
13:25 |
15:35 |
17:35 |
19:35 |
|||||||
3.3 Организация диспетчерского управления
Диспетчерская служба (диспетчерование) является заключительным этапом оперативно-календарного планирования и представляет собой централизованное непрерывное наблюдение и контроль (в том числе предупредительный), текущий учет, анализ и оперативное регулирование хода производства, а так же оперативную подготовку последующих смен и организацию перевозок.
Метод непрерывного присмотра, контроля и регуляции производственного процесса, который основан на календарных планах и который использует технические средства для сбора и анализа информации, получил название диспетчеризации.
Задачи диспетчеризации:
- предупреждение негативных отклонений. Чем точнее будут обнаружены причины, тем быстрее будут приняты меры по их устранению, тем выше уровень диспетчеризации;
- оперативный учет хода выполнения установленного графика работы и переменных заданий;
- выявление, анализ и устранение причин отклонений, от установленных графиков;
- принятие оперативных мероприятий для предупреждения и устранения отклонений
- координация текущей деятельности;
- обеспечение рабочих мест заготовками, оснасткой, необходимым инструментом.
Основные принципы работы диспетчерской службы — оперативность и профилактика. Оперативность предусматривает постоянную, всестороннюю информацию.
Профилактика заключается в предупреждении появления негативных отклонений.
Основными принципами диспетчерования являются централизация, плановость, оперативность, профилактика отклонений от заданного графика работ.
Оператор диспетчерской службы несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Р.К
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Казахстан.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Республики Казахстан.
4. ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Водители автомобилей относятся к числу тех работников, чей труд носит особый характер. Эти особенности определяются тем, что данный труд непосредственно связан с движением транспортных средств, представляющих собой источник повышенной опасности. Работа водителя отличается высокой напряженностью, психологическими перегрузками, разъездным характером. Это вызывает необходимость установления особого режима труда в целях обеспечения безопасности граждан и охраны труда самих водителей.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, обязательны для всех работодателей. Расписания движения автомобилей и графики работы (сменности) водителей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать установленной ТК РК для всех работников — 40 часов в неделю.
Согласно Положению для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы не может превышать 8 ч, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 ч.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 ч. Одна из особенностей режима рабочего времени водителей состоит в том, что для них наряду с продолжительностью рабочего дня (смены) установлена предельная продолжительность управления автомобилем в течение рабочего дня — 9 ч, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов — 8 ч. Чтобы обеспечить выполнение этой нормы, работодатель обязан наряду с учетом рабочего времени каждого водителя вести отдельный учет времени управления им автомобилем.
Для безопасной перевозки людей к водителям маршрутных автобусов и конструкции автобусов предъявляют повышенные требования. Водители должны иметь удостоверение на право управления транспортными средствами категории D и обеспечить пассажирам полный комфорт и безопасность.
В соответствии с Правилами дорожного движения и Правилами по охране труда на автомобильном транспорте водитель при выезде на линию должен иметь удостоверение на право управление автомобилем. Кроме этого, водителю разрешается выезд на работу только после прохождения медицинского осмотра и соответствующей отметки в путевом листе.
Водитель перед выездом на линию проверяет исправность автомобиля, обращая внимание на: отсутствие подтекания топлива, масла, воды; герметичность газовой аппаратуры и магистралей у газобаллонных автомобилей, а также состояние ходовой части автомобиля, обеспечивающее безопасную работу на линии.
При работе на линии водителю категорически запрещается управлять автомобилем в состоянии даже самого лёгкого опьянения или под воздействием наркотических средств; самовольно отклоняться от маршрута, указанного в путевом листе, если это не вызывается ухудшением дорожных или климатических условий. Во время работы водитель обязан выполнять правила безопасности движения; поддерживать скорость в соответствии с требованиями Правил дорожного движении, с учётом состояния дороги, но не выше максимально допустимой скорости.
В тёмное время суток водителю следует соблюдать следующие меры безопасности при пользовании освещением: при движении по освещённым улицам включать только ближний свет фар и (или) габаритные огни; при движении с дальним светом фар при встрече с транспортными средствами переключать свет фар на ближний.
Водитель должен строго соблюдать правила движения и техники безопасности при езде по просёлочным дорогам во время оттепелей и гололёда.
При обнаружении неисправностей во время работы на линии, требующих немедленного устранения, водитель обязан поставить автобус на обочину и тщательно осмотреть его. К устранению неисправностей можно приступить при наличии необходимого оборудования и инструментов и если объём ремонта возможно выполнить на линии. Нельзя допускать к выполнению ремонта автобуса грузчиков, пассажиров и других лиц, на имеющих на это право. Во время ремонта водитель должен строго соблюдать правила техники безопасности. В тёмное время суток ремонтируемый автобус должен быть освещён. Если водитель не в состоянии самостоятельно устранить неисправности в автомобиле, он обязан сообщить в АТП о необходимости вызова техпомощи.
С каждым годом выпускаются новые тысячи автомобилей и других машин, а значит появляются вредные газы, дымы, шлаки. Постоянно увеличивающаяся интенсивность автомобильного движения в городах приводит к прогрессирующей опасности загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами автомобильных двигателей.
Отработавшие газы как дизельных, так и карбюраторных двигателей имеют в своём составе более 50 различных компонентов. Основную часть этих газов (85-90%) составляют азот и углекислый газ, акролеин, а в остальные 10-15% входит СО, окислы азота, углеводороды , канцерогенные вещества и др.
Все эти компоненты отработавших газов, попадая в окружающую атмосферу, оказывают вредное влияние на здоровье человека.
Одним из главных направлений борьбы с источником загрязнения воздушного бассейна является снижение концентрации токсических веществ в отработавших газах путём перевода двигателей на сниженный газ.
Перевозка грузов должна осуществляться не только безопасно, но и с максимальным комфортом. Понятие комфортабельности включает в себя: удобство при входе и выходе; высокая скорость передвижения; возможность перевозки багажа; достаточное отопление и вентиляция салона; хорошая обзорность салона; отсутствие шума и задымлённости; внешний вид подвижного состава.
5. РАСЧЁТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ДОХОДОВ ОТ ЭКСПЛУАТАЦИИ
При выполнении перевозочного процесса на автотранспортном предприятии необходимо учитывать расходы на содержание подвижного состава в технически исправном состоянии, горюче-смазочные материалы, оплату труда работника осуществляющих и контролирую…