Кузова и шасси пожарного автомобиля

Решение сложнейших задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций невозможно без наличия на вооружении подразделений МЧС широкого набора специальной техники, оборудования и инструмента. Это в первую очередь разнообразные пожарные аварийно-спасательные автомобили, инженерная техника, оснащенная многофункциональным аварийно-спасательным оборудованием, средства пожаротушения, разборки и вскрытия конструкций, освещения места работ, оборудование для зараженной техники и территории, средства связи и оказания медицинской помощи, а также многое другое.

В каждом конкретном случае необходимо применять технические средства, дающий наибольший эффект ликвидации чрезвычайной ситуации.

Можно выделить три основных направления в создании пожарных автомобилей:

1) установка на базовое шасси специального кузова с оборудованием и средствами тушения (пожарной надстройки).

В этом случае пожарный автомобиль рассматривается как система, состоящая из двух взаимно связанных подсистем — шасси и надстройки;

2) доработка кузова базового шасси с целью приспособления его для пожаротушения или для специальных работ на месте пожара. Пожарная надстройка в этом случае отсутствует, в стандартном кузове устанавливают агрегаты и механизмы.

3) использование агрегатов, узлов и механизмов ряда базовых шасси (или специально созданных) для создания специального шасси с новыми свойствами и параметрами, отсутствующими у базовых моделей или их модификаций. На специальных шасси устанавливают, как правило, пожарные надстройки с более высокими по сравнению со стандартными образцами тактико-техническими показателями.

Все три направления имеют место в мировой практике пожарного машиностроения, однако значимость их неодинакова. Наибольшее распространение получило первое направление в создании пожарных автомобилей, наиболее технически и экономически обоснованное, а именно использование стандартных шасси. В этом случае в качестве базовых шасси используют преимущественно шасси грузовых автомобилей, подвергающиеся лишь незначительной доработке.

Второе направление применяется при создании легких пожарных автомобилей и автомобилей специального назначения (штабные, авто-лаборатории, автомобили связи и освещения и т. п.).

При этом значительной доработке подвергается лишь внутренняя компоновка кузова, внешний же вид автомобиля не претерпевает существенных изменений. О функциональной принадлежности таких автомобилей судят в основном по окраске и специальной световой и звуковой сигнализации. В качестве базы для создания таких автомобилей используют микроавтобусы, легковые автомобили, а в последнее время — автобусы среднего и большого классов.

20 стр., 9912 слов

Аварийно-спасательные средства

... гораздо раньше, чем поиск с воздуха. Если позволяют условия, то спасательные отряды с помощью транспортных средств доставляются в различные точки маршрута и каждый отряд начинает т ... на неукоснительном выполнении команд руководителя, который отвечает за проведение работ. Снаряжение и оборудование подбираются в зависимости от конкретной ситуации. Успех ПСР напрямую зависит от материально ...

Третье направление — создание специальных шасси — применяется в экономически обоснованных случаях, когда параметры существующих стандартных шасси не обеспечивают выполнение компоновочных, скоростных и иных требований, предъявляемых к определенным категориям пожарных автомобилей.

Применяют специальные шасси при создании аэродромных автомобилей с повышенными динамическими качествами при высокой грузоподъемности, а также коленчатых подъемников и автолестниц с повышенной высотой подъема (максимум 88 м., что практически означает предел технологических возможностей).

В последнее время специальные шасси используют также при создании городских пожарных автомобилей, в основном автомобилей первой помощиБогатырев А.В. Автомобили: учебное пособие / А. В. Богатырев [и др.]; ред. А.В. Богатырев. — М.: КолосС, 2008. — 592 с..

Цель контрольной работы — рассмотреть и проанализировать кузова и шасси пожарного автомобиля.

Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • умение анализировать требования ГОСТов к базовым шасси пожарного автомобиля;
  • знать технические возможности базовых шасси для решения вопросов организации тушения пожаров и проведения АСР.

1. Кузова и шасси пожарного автомобиля

К кузову пожарного автомобиля относятся: пожарная надстройка, кабина и оперение.

Пожарная надстройка предназначена для размещения в ней цистерн и баков для огнетушащих веществ, пожарного оборудования, оборудования для спецагрегатов, инструмента и т. д.

Пожарная надстройка крепится на раме автотранспортного средства вместо платформы под груз. В ней размещаются цистерны и бак для огнетушащих веществ, пожарные напорные рукава, пожарные насосы и водопенные коммуникации. Значительное место отводится в отсеках для размещения гидравлического оборудования, приборов и аппаратов для получения воздушно-механической пены, аварийно-спасательного оборудования и инструмента.

Часть оборудования (всасывающие рукава, лестницы и т. д.) размещаются на крыше кузова. В их креплении предусматриваются направляющие, облегчающие снятие, лестница и подножка для доступа к ним.

На крыше оборудуются полосы для перемещения по ним личного состава. Эти полосы не должны иметь уклона. По периметру на крыше кузова предусматривается ограждение высотой не менее 100 мм. Снаружи кузова предусматривается размещение желобков для отвода воды.

В специальном отсеке кузова размещается насосная установка. Для обеспечения ее эксплуатации при низких температурах предусматривается ее обогрев.

Кабины ПА предназначены для размещения в них водителя и пожарного караула. По посадочной формуле они разделяются на две группы.

К первой группе относятся ПА с кабиной базового шасси. Их обозначают 1+1 или 1+2 (один водитель и один или два пожарных).

Это кабины неполноприводных ПА с колесной формулой 4?2 для специальных пожарных автомобилей (например, ПНР и АР).

49 стр., 24335 слов

Эксплуатация пожарных автомобилей

... пожарных автомобилей Пожарный автомобиль -- оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемые при пожарно-спасательных работах. 1.1 Основные пожарные автомобили Основные пожарные автомобили - пожарные автомобили, ... среды и обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации пожарной техники; организует строительство, ...

Большинство ПА имеют дополнительные кабины с одним рядом сидений (1+6) или двумя рядами сидений (1+8).

Кабины водителя и расчета пожарных образуют общий салон.

Кабины водителя и личного состава пожарных должны обеспечивать:

  • оперативную и безопасную посадку и высадку пожарных;

— жизнеобеспечение и сохранение жизненного пространства при опрокидывании ПА, лобовых столкновениях или наездах с любой стороны Теребнев В.В., Ульянов Н.И., Грачев В.А. Пожарная техника Книга 1 Пожарно — техническое вооружение. Устройство и применение Книга 2 Пожарные машины. Устройство и применение. — М.: Центр Пропаганды, 2007..

Реализация первых двух требований осуществляется с учетом размера человеческого тела. Основным его размером является рост.

Для удобства посадки и высадки высота расположения ручки для открывания двери кабины, поручня для удобства посадки и высота расположения подножки, ее расстояние от пола кабины рассчитываются для пожарных самого низкого роста. Высота и ширина открытого дверного проема рассчитываются для пожарных самого высокого роста.

Основные показатели, характеризующие сиденья, устанавливаются на основании анализа размещения пожарных различного роста.

Двери кабин оснащаются запирающими устройствами с наружными и внутренними ручками управления для предотвращения самопроизвольного их открытия.

Кабины оснащены необходимой световой и звуковой сигнализацией. Они оборудуются отопителями, обеспечивающими в зимнее время температуру воздуха не ниже +15 °С. В них предусматривается место для огнетушителей, одной или нескольких аптечек, а также место для хранения инструмента и запасных деталей.

Конструкция кабин должна обеспечивать сохранение жизненного пространства при опрокидывании ПА, лобовом столкновении или наездах с любой стороны. Размещение и крепление оборудования в кабинах должно быть таким, чтобы отсутствовала возможность травмирования личного состава в транспортном режиме ПА. Герметизация кабин должна исключать загрязнение воздуха в кабине как при движении ПА, так и на стоянке при работающем двигателе.

Двери кабин оборудуются самосрабатывающимися запорными устройствами, удерживающими их в закрытом положении, и фиксаторами открытого положения.

Проемы дверей и люков должны иметь уплотнения, предотвращающие попадание в кузов влаги, пыли, грязи. Полки для пожарного оборудования должны иметь отверстия для слива скапливающейся на них влаги.

По устойчивости к климатическим воздействиям ПА приспособлены для работы при температуре от +40 до -40 °С. При размещении пожарных насосов (ПН) должна быть обеспечена защита его коммуникаций от замерзания во всем диапазоне условий эксплуатации. Необходимо поддерживать положительную температуру пенообразователяВахламов В.К. Автомобили: Основы конструкции: учебник / В.К.Вахламов. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 528 с.

Шасси пожарных автомобилей

Шасси автомобиля может иметь различные типы подвески:

  • а) зависимые: на продольных рессорах;
  • с направляющими парными рычагами;
  • с двумя продольными рычагами;
  • с дышлом;
  • б) независимые: подвески оснащаются рычагами, прокладками, амортизаторами и рессорами.

Основное предназначение этого узла автомобиля — поглощение вибраций и колебаний во время движения. Передняя и задняя подвески отличаются, так как конструкция управляемых колес требует применения более сложных узлов.

20 стр., 9539 слов

Модернизация пожарной техники дипломные работы

... автомобили тушения пожара, сохранения людей и материальных ценностей от него. В настоящее время пожарная техника имеет большой запас различных возможностей: установки пожаротушения, начальные средства пожаротушения, связи. Ряд дополнительных работ ... Цель моего дипломного проекта: Модернизация пожарного автомобиля с пластиковой ... углами. На пожарные автомобили на шасси ГАЗ и ... кабине водителя. Цистерна 4 ...

Требования к шасси пожарного автомобиля

1. Для изготовления ПА используются, как правило, стандартные автомобильные шасси в исполнении, соответствующем требованиям действующих норм. В случае необходимости использования специального шасси (модификации базового шасси, ранее не выпускавшейся) требования к нему согласовываются с изготовителем шасси и устанавливаются в нормативно-технической документации на данное шасси.

2. Для создания ПА используются неполноприводные и полноприводные шасси. Скоростные и тяговые характеристики неполноприводных базовых шасси — по ГОСТ 21398. Скоростные характеристики полноприводных базовых шасси — по нормативно технической документации на конкретную модель шасси.

На полноприводные шасси должны устанавливаться шины, допускающие движение автомобиля как по грунтовым дорогам, так и по дорогам с твердым покрытием. Конструкция шасси должна допускать возможность установки цепей противоскольжения на ведущих колесах, в том числе на каждое колесо при двухскатной ошиновке.

3. Величина полной массы ПА не должна превышать 95 % от величины максимальной массы, установленной для базового шасси. Для ПА, технические условия на которые утверждены до введения настоящих норм, допускается использование полной массы по согласованию с изготовителем базового шасси. При определении массы боевого расчета исходят из массы одного человека (75 кг), включая водителя, плюс 10 кг персонального снаряжения на каждого члена боевого расчета.

4. Габаритные размеры автомобиля — по ГОСТ 22748 и нормативно-технической документации на конкретную модель.

5. На шасси может устанавливаться поршневой (бензиновый или дизельный) двигатель или двигатель другого типа (газотурбинный, роторно-поршневой и др.), имеющий ресурс не менее ресурса поршневого двигателя.

6. Отношение номинальной мощности двигателя к полной массе ПА (удельная мощность) должно быть не менее 11кВт/т (15 л.с/т).

Для ПА, технические условия на которые утверждены до введения настоящих норм, допускаются иные значения удельной мощности, но не менее 8,8 кВт/т (12л.с./т).

8. В конструкции шасси должна быть предусмотрена возможность установки механизма отбора мощности для привода специальных агрегатов ПА. Системы двигателя и шасси в целом должны обеспечивать работу на месте с отбором до 70 % номинальной мощности и при необходимости в движении до 20 %.

9. Двигатель и компоновка шасси должны обеспечивать возможность установки дополнительного подогревателя для обогрева салона боевого расчета, а также кондиционера и приточно-вытяжной вентиляции.

10. На шасси с передней кабиной должна быть обеспечена возможность проверки уровня охлаждающей жидкости и масла двигателя без подъема кабины.

11. Вместимость топливного бака гарантирует запас хода автомобиля не менее 400 км (запас хода определяется по ГОСТ 20306 контрольным расходом топлива при скорости 60 км/ч).

12. Расположение и конструкция наливной горловины топливного бака должны обеспечивать возможность его заправки как механизированным способом, так и вручную из канистры.

5 стр., 2261 слов

Система смазки двигателя автомобиля ВАЗ

... государственных памятников Австрии ему присвоен номер 3848/2001. Мощность его двигателя составляет 0,75 л/с, создан он в период ... Бенц создал четырехколесный автомобиль, запатентовав собственную шкворневую систему поворота управляемых колес. Они поворачивались поодиночке, а ... рождения, возможно, позволит тщательное изучение основных узлов двигателя и шасси. Пока же доподлинно известно лишь одно -- ...

13. Конструкция топливного бака должна предусматривать возможность пломбирования сливной пробки и пробки каминной горловины.

14. При стационарном отборе мощности на привод пожарного насоса двигатель и дополнительная трансмиссия автомобиля дают возможность непрерывно работать насосу при номинальном режиме в течение 6 часов во всем диапазоне эксплуатационных условий. При этом температура масла в двигателе и коробке передач, а также охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя должна соответствовать значениям, установленным в нормативно-технической документации на конкретную модель шасси.

При длительной стационарной работе двигателя должен быть исключен опасный нагрев агрегатов, элементов кабины и кузова, электропроводки.

15. Требования к трансмиссии и рулевому управлению — по ГОСТ 21398.

16. Тормозные характеристики шасси должны соответствовать требованиям ГОСТ 22895. На шасси, оборудованных пневматической тормозной системой и стояночным тормозом с пружинным аккумулятором энергии, должно быть предусмотрено устройство, обеспечивающее возможность поддержания рабочего давления в тормозной системе в режиме ожидания (или указано место подключения и конструкция такого устройства).

Падение давления в пневматической тормозной системе, превышающее 60 % от номинального за сутки, не допускается.

17. Электрооборудование, внешнее освещение и сигнальное оборудование шасси должны соответствовать требованиям ГОСТ 3940, ГОСТ 6964, ГОСТ 8769, ГОСТ 10984, ГОСТ 20961. В системе электрооборудования устанавливается выключатель аккумуляторных батарей (или предусмотрено место для его установки).

Уровень радиопомех — по ГОСТ 17822.

18. Места расположения аккумуляторных батарей необходимо защитить от попадания грязи, обеспечивать возможность утепления, а также контроль уровня и плотности электролита в каждом аккумуляторе.

В электрооборудовании предусматривается возможность для подсоединения зарядного устройства без снятия аккумуляторной батареи с шасси.

19. Источники питания (аккумуляторные батареи, генератор) должны иметь запас мощности, достаточный для подключения дополнительных потребителей электроэнергии (маяки, прожекторы, фары-искатели, радиостанции и т. п.).

Номенклатура и мощность дополнительных потребителей определяются заказчиком.

20. На шасси, имеющих напряжение бортовой сети 24 В, должен быть обеспечен вывод (двухконтактная розетка) напряжения 12 В (или предусмотрена возможность такого вывода) для питания специальных потребителей (радиостанции и др.).

Допускается установка дополнительных розеток вне кабины.

21. Схема включения указателей поворота должна гарантировать возможность их включения в аварийном (мигающем) режиме независимо от включения зажигания или положения ключа выключателя приборов электрооборудования и стартера.

22. Спидометр и его привод должны быть опломбированы. Размещение пломбы должно обеспечивать ее визуальный контроль.

23. Компоновочная схема шасси (по типу кабины) — по ГОСТ 4.332. Параметры и технические требования к кабине и рабочему месту водителя по ГОСТ 21398 и нормативно-технической документации. Остекление кабины — травмобезопасное по ГОСТ 5727. В кабине должны быть размещены необходимые таблички и (или) схемы, поясняющие порядок пользования органами управления шасси.

8 стр., 3719 слов

По курсу «Перспективные наукоемкие технологии» : «Возможности ...

... и температуре 580÷650 °С. Время процесса 10÷80 мин. Применение нанотехнологий в космической технике является одним из наиболее важных и перспективных направлений. ... подвергается мощному воздействию электромагнитного излучения, превышающему допустимые санитарные нормы. Возможность снижения этого воздействия в наибольшей степени определяется техническим уровнем применяемого остекления кабины ...

24. Экологические свойства шасси должны соответствовать требованиям:

  • по создаваемому шуму — ГОСТ 27435 и ГОСТ 27436;
  • по содержанию окиси углерода в отработавших газах шасси с бензиновыми двигателями — ГОСТ 17.2.2.03;
  • 14- по дымности отработавших газов шасси с дизельными двигателями — ГОСТ 21393.

Выбрасывание и вытекание топлива, охлаждающей, тормозной и других жидкостей из любого агрегата, узла или через соединения не допускаются.

25. Основные показатели технического уровня (контрольный расход топлива, ресурс, наработка на отказ) — по нормативно-технической документации на конкретную модель шасси. Эксплуатационная технологичность, трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта — по ГОСТ 21624. Методы определения эксплуатационной технологичности — по ГОСТ 21758. Гарантийные обязательства предприятия-изготовителя должны быть указаны в сопроводительной документации на конкретную модель шасси.

26. Шасси должны быть оборудованы тягово-сцепными и буксирными устройствами по ГОСТ 2349. На шасси должен быть установлен задний буфер безопасности.

27. Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей шасси должны допускать нанесение на них информативной окраски ПА в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50574.

28. Конструкцией шасси должна быть предусмотрена возможность перевозки их средствами наземного транспорта. Шасси должны иметь места для надежного их крепления при транспортировании, а также возможность установки специальных приспособлений для обеспечения погрузки (разгрузки) на платформы. На торцевых поверхностях должен быть нанесен манипуляционный знак по ГОСТ 14192 «Центр тяжести» шасси в состоянии поставки.

29. Шасси должны быть укомплектованы:

  • запасным колесом;
  • комплектом водительского инструмента и принадлежностей;
  • одиночным комплектом запасных частей (по согласованию с заказчиком);
  • огнетушителем;
  • знаком аварийной остановки по ГОСТ 24333 или красным фонарем, работающим в проблесковом режиме (90 ± 30 проблесков в минуту);
  • футляром медицинской аптечки;
  • противооткатными упорами.

По согласованию с потребителем огнетушитель, знак аварийной установки и противооткатные упоры могут не прилагаться.

30. Шасси, поставляемые для изготовления пожарных автомобилей, должны быть сертифицированы и иметь «Одобрение типа транспортного средства» с маркировкой изделия и сопроводительную документацию Геленов А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие для среднего проф. образования; рек. ФИРО / А.А. Геленов, Т.И. Сочевко, В.Г. Спиркин. — 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2012. — 304с..

Сведения о выдаче «Одобрения» должны быть занесены в паспорт шасси, выдаваемый потребителю.

К шасси должна прилагаться другая сопроводительная документация в соответствии с ТУ на конкретную модель шасси.

Заключение

В работе рассмотрены устройства, назначения и классификаций базовых шасси, также кузова современных пожарных автомобилей и спасательной техники.

9 стр., 4225 слов

Устройство автомобиля

... механизмов, систем питания, зажигания, охлаждения, смазки. Шасси, являясь основой построения автомобиля, состоит из агрегатов, расположенных в различных местах автомобиля и разделяющихся на три группы: силовую передачу, ходовую ... в ней шестерен; при этом соответственно изменяется скорость движения•. Вместе с тем коробка передач служит и для осуществления заднего хода. Двигатель, сцепление и коробка ...

Рассматривая перспективы создания российского шасси для отечественных пожарных автомобилей и спасательной техники можно отметить, что будущий ПА — это активный элемент системы пожарной безопасности страны, поэтому технический уровень его важнейшей подсистемы — базового шасси — должен быть адекватен требованиям времени.

К числу таких требований, которые в основном сформулированы в НПБ 163-97, можно отнести следующие:

  • обеспечение удельной мощности не ниже 15 л.с./т, при нормах двигателя токсичности не ниже Евро-2;
  • поставка шасси с двухрядной (для боевого расчета 1+5) или трехрядной (1+8) кабиной салонного типа, с системой обеспечения параметров микроклимата;
  • применение антиблокировочной (АБС) и противобуксовочной (ПБС) систем, а также системы экстренного растормаживания тормозного контура;
  • модернизация подвески применительно к условиям эксплуатации (стабилизаторы поперечной устойчивости, малолистовые параболические рессоры);
  • поставка шасси изготовителям ПА с системой отбора мощности для привода спецагрегатов;
  • применение «двойной» рамы с подрессоренным надрамником для установки пожарной надстройки;
  • применение более мощных систем охлаждения и бортового электрообеспечения, адаптированных к условиям эксплуатации ПА.

К числу перспективных требований следует отнести применение на ряде моделей автоматической трансмиссии, создание специального шасси в «северном» исполнении (для регионов с холодным и очень холодным климатом).

Можно надеется, что успешная работа над этими проектами российских автомобилестроительных предприятий позволит создать ПА действительно нового поколения, отвечающие требованиям структурной реконструкции парка пожарных автомобилей в свете новых задач, поставленных перед пожарной охраной страны.

кузов пожарный автомобиль шасси

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kontrolnaya/bazovoe-shassi-pojarnyih-avtomobiley/

1. НПБ-180-99 Пожарная техника. Автомобили пожарные. Разработка и постановка на производство.

2. Богатырев А.В. Автомобили: учебное пособие / А. В. Богатырев [и др.]; ред. А.В. Богатырев. — М.: КолосС, 2008. — 592 с.

3. Вахламов В.К. Автомобили: Основы конструкции: учебник / В.К.Вахламов. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 528 с

4. Геленов А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие для среднего проф. образования; рек. ФИРО / А.А. Геленов, Т.И. Сочевко, В.Г. Спиркин. — 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2012. — 304с.

5. Иванов А.М. Автомобили. Теория эксплуатационных свойств: учебник для студ. вузов по напр. подг. бакалавров «Эксплуатация транспортно- технологических машин и комплексов» (профили подготовки «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Автомобильный сервис»); доп. УМО / ред. А.М. Иванов. — М.: Академия, 2013. — 176 с.

6. Теребнев В.В., Ульянов Н.И., Грачев В.А. Пожарная техника Книга 1 Пожарно — техническое вооружение. Устройство и применение Книга 2 Пожарные машины. Устройство и применение. — М.: Центр Пропаганды, 2007.

8 стр., 3966 слов

Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт дорожных машин, ...

... 855448ТР440,1526701340ТО-34---36-К410,15-1556- Расчет количества ТО и ремонтов за цикл работы машин: Расчет количества капитальных ремонтов за цикл работы на одну машину: [ 1.стр. 18 ] где: Тк.план - наработка ... * 30% [оранжев. учеб. стр. 16] Расчет трудоемкости для I категории условий эксплуатации [оранжев. учеб. стр. 15] Корректирующий коэффициент: 1*К2*К3*К4 Для грузовых = 1,2*1,1*0,4*1,15=0,6 Для ...

7. Малкин В.С. Техническая эксплуатация автомобилей. Теоретические и практические аспекты: учебное пособие / В.С. Малкин. — М.: Академия, 2007.