Для измерения вертикальной скорости самолета наиболее широкое применение получили вариометры. Принцип действия измерителей вертикальной скорости полета — вариометров основан на измерении разности атмосферного давления и давления в корпусе прибора, соединенного с атмосферой через гидравлическое сопротивление (капиллярную трубку).
Кинематическая схема вариометра с затухающей шкалой
1- стрелка; 2 — рычаг; 3 — ось рычага; 4 — балансир; 5 — поводок; 6 и 15 — спиральные пружины- 7- тяга; 8- капилляры; 9 — манометрическая коробка; 10 — трубка для подвода давлений Рс 11- корпус прибора; 12 — поводок; 13 — эксцентрик; 14 — зубчатое колесо с прорезью; 16 — трубка на оси стрелки; 17 — рукоятка (кремальера) для установки стрелки на нуль
В качестве чувствительного элемента используется манометрическая коробка, внутренняя полость которой сообщается непосредственно с магистралью статического давления. Внутренняя полость герметичного корпуса прибора сообщается с магистралью статического давления через капилляр.
Если самолет летит горизонтально, то статическое атмосферное давление р внутри манометрической коробки и давление pv внутри корпуса прибора будут одинаковы и, следовательно, разность между ними равна нулю.
В зависимости от высоты полета изменяется статическое давление р. Внутри манометрической коробки это давление устанавливается практически мгновенно, а в корпусе прибора, вследствие сопротивления капилляра, давление р отличается от статического. Чем больше вертикальная скорость полета самолета, тем больше разность давлений. Под действием этой разности давлений манометрическая коробка деформируется. Деформация коробки через тягу, зубчатый сектор и трубку передается на стрелку, которая отклоняется от среднего положения вверх при наборе высоты, вниз — при снижении. По шкале определяют величину вертикальной скорости.
Применяют и другие способы получения затухающей шкалы. Например, у вариометров с большим пределом измерения затухание шкалы достигается тем, что деформация манометрической коробки при измерении скоростей до ±20 м/с непосредственно преобразуется в перемещение стрелки, а при измерении больших скоростей коробки преодолевают противодействующее усилие пружины.
Приборы для бесконтактного измерения температуры
... Пирометр - прибор для бесконтактного измерения температуры <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0> тел. Совокупность методов определения с помощью пирометров высоких температур называется пирометрией. ... предприятиях, где большое значение приобретает контроль температур на различных технологических этапах производства ...
Серийные вариометры типа ВАР (ВАР-30, ВАР-75, ВАР-150, ВАР-300) имеют унифицированный механизм и различаются только шкалами, количеством и длиной капилляров.
Эксплуатация манометрических и барометрических приборов
Основными рабочими характеристиками манометрических и барометрических приборов являются: основная погрешность, вариация показаний, плавность хода стрелок при прямом и обратном ходе, герметичность корпусов и чувствительных элементов.
При выполнении подготовки к полету анероидно-мембранных приборов без снятия их с ЛА проверяется герметичность систем полного и статического давлений и работоспособность приборов, присоединенных к этим системам. Для этого в трубопроводах полного давления со стороны ПВД с помощью установки КПА-ПВД (КПУ-3) создается избыточное давление, соответствующее вертикальной скорости 10-30м/с по шкале контрольного указателя скорости; при этом уменьшение/превышение показаний стрелки указателя скорости не должно превышать 0,5-1м/с. На одной или двух точках сверяются показания проверяемых указателей с показаниями контрольного прибора.
При изменении величины разрежения проверяется работоспособность вариометров высотомеров и указателей высоты и перепада давлений. При этом стрелки приборов должны перемещаться плавно, без скачков и заеданий.
Погрешности вариометров
методические
К основным методическим погрешностям вариометра относятся запаздывание показаний (динамическая погрешность) и температурная погрешность. Запаздывание показаний вариометра происходит из-за того, что при переходе от горизонтального полета к набору высоты или снижению разность давлений, измеряемая прибором, устанавливается не сразу, а нарастает с течением времени, приближаясь к установившемуся значению. При переходе к горизонтальному полету разность давлений также не сразу становится равной нулю, а постепенно.
Приходится считаться также с методической температурной погрешностью вариометров, которая возникает вследствие того, что в реальных условиях процесс вытекания воздуха через капилляр не изотермичен в отличие от условий, при которых. градуируется вариометр.
В начале полета температура воздуха внутри корпуса равна температуре воздуха у земли. По мере подъема самолета температура Т внутри корпуса вследствие плохой теплопроводности корпуса изменяется медленно. Воздух, вытекающий из капилляра, охлаждается до температуры окружающей среды. Неодинаковость температур воздуха внутри корпуса прибора и наружного воздуха и приводит к возникновению методической температурной погрешности, так как прибор градуируется при условии, когда эти температуры одинаковы.
Рассмотрим погрешности системы воздушных сигналов. Все погрешности СВС делятся на статические и динамические.
Статические погрешности обусловлены непостоянством температуры элементов системы, неточностью вычислительных устройств и трением в подвижных элементах.
Температурные погрешности датчиков устраняются термостатированием, а температурные погрешности решающих устройств уменьшаются до допустимых пределов путем выбора материала потенциометров.
Контрольно измерительные приборы
... 10.4. Общий вид телескоп ТЭРА-50: 1 - зажимы для подключения измерительного прибора; 2 - линза окуляра; 3 - корпус телескопа; 4 - термобатарея; 5 - фланец; 6 - линза объектива; 7 ... При этом условии термо-ЭДС термоэлектрического термометра, а значит, и показания измерительного прибора будут зависеть только от температуры рабочего конца 2. Фактически свободный конец термоэлектрического ...
В СВС преобладают погрешности, вызванные неточным моделированием вычислительных операций с помощью функционала ных потенциометров. Существенное уменьшение этих погрешностей достигается регулировкой отдельных узлов и применением корректирующих устройств.
Погрешности, вызванные трением в подвижных элементах системы, не имеют существенного веса в связи с тем, что в СВС применяются следящие системы. По этой же причине не оказывают существенного влияния на точность СВС колебания напряжения и частоты тока источников питания.
Динамические погрешности СВС возникают вследствие запаздывания датчиков, вычислительных устройств и воздействия на элементы конструкции вибраций и перегрузок. Для уменьшения динамической погрешности, вызванной запаздыванием в передаче давления от приемников давления к датчикам, увеличивают диаметр и уменьшают длину трубопроводов и уменьшают объем датчиков. Влияние вибраций и перегрузок на динамическую погрешность уменьшают динамической балансировкой подвижных элементов, сокращением их массы и применением амортизации блоков. Для повышения надежности работы СВС упругие чувствительные элементы анероидных и манометрических датчиков изготавливают из высококачественных материалов, усилители выполняют на полупроводниковых элементах, а следящие системы — на бесконтактных элементах. Стабильность характеристик достигается термостатированием блоков, применением амортизаторов и специальных влагопоглотителей.
Методическая температурная погрешность вариометра зависит, таким образом, от отношения температур и может достигать 30% от установившегося значения вертикальной скорости. Эта погрешность убывает по абсолютной величине по мере уменьшения вертикальной скорости, а при горизонтальном полете самолета становится равной нулю.
Если в горизонтальном полете будет изменяться температура воздуха внутри корпуса прибора из-за его нагрева, то воздух будет вытекать через капилляр и вариометр покажет некоторую скорость подъема. При охлаждении корпуса прибора вариометр покажет некоторую скорость снижения. Для уменьшения этой погрешности корпус вариометра обычно изготовляется из материала с хорошими теплоизоляционными свойствами, например, из бакелита.
В некоторых конструкциях вариометров предусмотрена компенсация методической температурной погрешности путем применения чувствительных элементов, которые в зависимости от температуры изменяют размеры капилляра.
Основные данные прибора ДА-30, Прибор ДА-30
1. Диапазон измерения вертикальной скорости подъема или спуска, м/сек от 0 до 30
2. Напряжение питания переменного тока частотой 400 8 Гц, в 36 ± 1,8
3. Ток, потребляемый каждой фазой при нормальных условиях, не более, А2
4. Высотность, м до 8000
Лицевая панель прибора