Виды и специфические особенности источников права

Теория государства и права как самостоятельная отрасль научного знания в системе российского правоведения имеет свой предмет и исторически сложившийся понятийный аппарат, позволяющий дать научно обоснованную характеристику сложных и неразрывно связанных друг с другом институтов цивилизованного общества — государства и права. Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции , право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называется формой или формами права, в других — источниками, а в третьих — они называются как формами, так и источниками права.

Актуальность изучения темы курсовой работы обусловлена ​​тем, что понятие источника права традиционно является одним из самых непонятных в понятийном аппарате юридической науки и, в то же время, активно используется в рамках теории государства и права.

Перед теорией государства и права, имеющей статус фундаментальной науки в системе отечественной юриспруденции, стоят сложные задачи, одна из которых — переосмысление объема и содержания такого основополагающего понятия как источник права, выявление его места и роли в понятийном аппарате современной науки.

Проблема источников права лежит в основе любой юридической концепции, поскольку само существование и действенность правовых норм во многом определяется формами их выражения и закрепления.

Сложившаяся к настоящему времени система научных знаний об источниках права соответствует нормативному подходу, преобладающему до недавнего времени в правовой мысли. Для советской юридической науки была характерна ориентация на приоритетное изучение формальных источников права (наиболее полно эта проблема исследовалась в работах Н.Г. Александрова, С.Л. Зивса, Д.А. Керимова, С.Ф. Кечекьяна, А.В. Мицкевича, С.В. Полениной, Н.В. Сильченко, Л.Р. Сюкияйнена, Ю.А. Тихомирова, А.Ф. Шебанова, Л.С Явича).

При этом все авторы подчеркивали неоднозначность и расплывчатость термина, его смысловую многозначность, что породило множество научных дискуссий и споров.

Традиционно в отечественной юридической науке можно выделить две основные точки зрения, вокруг которых ведутся дискуссии. Сторонники первой точки зрения предложили заменить понятие «источник права» понятием «форма права», что, по их мнению, позволило изучить право более глубоко и полный путь. Другие авторы для достижения большей четкости понятийного аппарата науки предлагали обозначать термином «источник права» источники права в материальном смысле, а юридические источники (источники права в формальном смысле) называть источниками правовых норм. Однако и здесь не было достигнуто единство мнений.

11 стр., 5213 слов

Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и юридическая наука

... способствовать глубокому уяснению студентами: _ содержания, места и роли этой важнейшей отрасли права в правовой системе современного Российского государства; ... данной науки. Конституционное право как одна из основных теоретико-правовых дисциплин изучается сейчас во всех юридических вузах. Изучение курса конституционного права призвано ...

Интегративный подход к познанию сущности, законов происхождения, эволюции и функционирования права позволяет говорить о многоуровневой природе его источников, их разнообразии и взаимосвязи.

Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение понятия, основы классификации источников права, специфики их отдельных видов, а также характеристики источников современного российского права.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

  • рассмотреть различные подходы к определению понятия источника права и его соотношение с понятием формы права;
  • охарактеризовать основные виды источников права, критерии их классификации;
  • выявить специфику и особенности, присущие отдельным видам источников российского права;
  • определить место судебного прецедента, обычая и правовой доктрины в системе источников российского права.

Объект исследования — общественные отношения, регулирующие особенности внешней формы выражения норм права

Объектом исследования являются источники права, их виды, специфические характеристики, а также соотношение между различными источниками права.

Методологическую основу курсовой работы составили оба метода общенаучного исследования: методы диалектического, системного, структурно-функционального, логического и специфического научно-технического и юридического, нормативно-логического, сравнительно-правового, формально-юридического методов исследования.

Различным аспектам изучения понятия источников права, дифференцианции их видов, особенностям того или иного источника права посвящено немало работ крупнейших отечественных правоведов — М.И. Байтина, В.К. Бабаева, Я.М. Брайнина, А.Г. Братко, А.Б. Венгерова, С.А. Голунского, В.М. Горшенева, З.Д. Ивановой, М.П. Каревой, С.А. Комарова, О.Э. Лейста, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Е.Я. Мотовиловкера, B.C. Основина, А.С. Пиголкина, Т.Н. Радько, И.Н. Сенякина, Л.И. Спиридонова, В.М. Сырых, Ю.Г. Ткаченко, Ф.Н. Фаткуллина, А.Ф. Черданцева, А.Ф. Шебанова, В.В. Шейндлина, Л.С. Явича.

Структура курсовой работы определяется целью, задачами и внутренней логикой рассматриваемой проблемы и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) ПРАВА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1 Понятие источника права и его соотношение с понятием формы права

Чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называется формой или формами права, в других — источниками, а в третьих — они называются как формами, так и источниками права.

Считается, что термин «источник права» впервые был введен в научный оборот древнеримским мыслителем Титом Ливием, который называл Законы XII таблиц источником всего публичного и частного права (fo№s om№is publici privatique juris) Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. М., 2004. С. 17..

5 стр., 2490 слов

Гражданское право как базовая отрасль российского права

... представляет собой совокупность источников права как формы выражения правовых норм. Система законодательства является совокупностью элементов, включающих следующие: отраслевое законодательство – нормы, регулирующие общественные отношения, являющиеся предметом одной отрасли права (гражданское, семейное, уголовное); ...

Но до сих пор, по мнению большинства ученых, он недостаточно развит и вызывает споры.

Большинство современных исследователей придерживаются позиции, согласно которой «форма права» рассматривается как синоним понятия «источник права» Марченко М.Н. Источники права. М., 2005. С. 44..

Однако в дореволюционной юридической литературе и в современных научных трудах не все авторы разделяли и разделяли эту точку зрения. Так, признавая тот факт, что «различные формы», в которых выражается право, носят издавна название источников права, Г. Однако Шершеневич считал, что этот термин «малопригоден из-за его двусмысленности».

Развивая эту мысль, он отмечал, что под термином «источник права» понимаются: а) силы, творящие право; например, источником права считают «волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть»; б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства. в) исторические памятники, которые «когда-то имели значение действующего права». О таких правовых памятниках как об источниках права говорят, когда пользуются в исследованиях Corpus juris civilis, Русской Правдой и т. п.; г) средства познания действующего права. Это понимание источника права используется, когда говорят, что право можно узнать из закона.

Разнообразие значений, придаваемых выражению «источник права», делал окончательный вывод Г. Шершеневич, заставляет обойти его и заменить другим выражением: «форма права». «Под этим именем следует понимать различные виды права, отличающиеся по способу выработки содержания норм».

Однако, помимо изложенного, термин «источник права» имеет и другие смысловые значения.

Например, источниками права можно считать те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом.

Указанный факт позволяет сделать вывод о неразрывной связи и взаимозависимости правовой системы и общественно-политической среды, а также идея о том, что общественно-политическая среда выступает в качестве естественной движущей силы и своеобразного материального источника по отношению к правовой системе Иванюк О.А. Источник права: проблема определения // Журнал российского права. 2007. № 9. С. 15..

С учетом сказанного, а также исходя из того, что форму права (закон, декрет, указ и т. п.) саму можно рассматривать в качестве «юридического» источника права, наиболее логично и целесообразно их использование как синонимов, как идентичных терминов и понятий. Именно в этом «юридическом смысле» форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными государствоведами и правоведами как тождественные понятия во всех тех случаях, когда они рассматриваются в виде «способа выражения государственной воли», «способа установления правовых велений» или способа, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила.

В отечественных научных и учебных изданиях под формой (источником) права как способом закрепления правовых велений или способом выражения «возведенной в закон воли господствующего класса» иногда понимают внешнюю форму права. Наряду с ней выделяют внутреннюю форму. Последняя рассматривается как система или структура, внутренняя структура права, как «распределение правовых норм по отраслям и учреждениям в соответствии с характером регулируемых ими отношений и частично в соответствии с методом правового регулирования».

10 стр., 4831 слов

Право в системе социальных норм

... определенным правилам.3 Социальный регулятор - это механизм, обеспечивающий упорядочения общественных отношений. Социальные регуляторы бывают следующих видов: Ненормативные (индивидуальные) регуляторы – это такие формы воздействия на ... кто может оказаться в тех или иных социальных ситуациях, то есть социальных норм. Социальная норма, как правило поведения, характеризуется четким описанием возможной ...

Другие ссылаются на источники права как результат этой деятельности, а третьи определяют источники права как синонимы форм права.

Также существуют различные подходы к классификации источников права. Так, начиная со второй половины XIX в. и до наших дней в отечественной юриспруденции выделяются: 1) источники права в материальном смысле (общественные отношения, обусловливающие необходимость принятия и само содержание тех или иных правовых норм); 2) источники права в идеальном смысле (правосознание законодателя и других субъектов правотворчества); 3) источники права в формально-юридическом смысле (формы, способы внешнего выражения и закрепления юридических норм).

Пока что во внутренней теории государства и права дискуссия о соотношении понятий «форма права», «юридическая форма», «источник права» утихла».

Если под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), то под формой права — лишь специфические «резервуары», в которых содержатся нормы права. Если категория «правовая форма» используется, прежде всего, для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием — многообразными общественными отношениями, то форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:

  • а) согласно первой — названные понятия тождественны;
  • б) согласно второй — понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

Анализируя соотношение понятий «источники права» и «формы права», нельзя не обратить внимание на сложный и противоречивый характер их взаимосвязи.

Проблема соотношения источника и формы права решается разными путями. Так, некоторые ученые считают целесообразным заменить понятие «источник права» понятием «форма права»; другие предлагают обозначать термином «источник права» источники права в материальном смысле, а юридические (формальные) источники права называть источниками правовых норм (источниками норм права).

Однако при этом авторы последнего подхода не объясняют, в какой форме, вне правовых норм, может объективно существовать закон. В этой связи понятия «источник права» и «источник норм права» являются по своей сути тождественными Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2002. № 5. С. 15 — 16..

Можно говорить как о внутренней форме права, имея в виду его структуру, систему элементов, вместе взятых составляющих содержание этого явления, так и о внешней форме, т.е. о совокупности юридических документов, формально закрепляющих правовые нормы и позволяющих ими пользоваться Гарашко А.Ю. Системные особенности источников права // История государства и права. 2011. № 12. С. 38 — 41.. И только в этом смысле источники совпадают по содержанию с формами права.

14 стр., 6834 слов

Курсовая работа международное воздушное право

... международных соглашений относительно применения норм международного воздушного права. Предметом исследования является международно-правовое регулирование отношений в области гражданской авиации, связанных с обеспечением принципа безопасности. Цель работы заключается в изучении обеспечения безопасности международных ...

Наиболее удачной представляется точка зрения ученых, понимающих под источниками права формы внешнего выражения и закрепления юридических норм, т.е. объективированные, формально-определенные, официально-документальные результаты правотворческой деятельности. Именно такая трактовка источников права утвердилась в отечественной юриспруденции в конце XIX — начале XX вв Бабай А.Н. Становление и развитие отечественной концепции источников права // История государства и права. 2010. № 14. С. 44 — 48..

По мнению П.А. Сорокина, истоками русского права в то время были обычаи, законы и судебные постановления. Е.Н. Трубецкой делил формы (источники) права на основные и другие. К числу первых он относил обычаи и законы, а к другим — административные распоряжения, судебную практику (прецеденты) и право юристов Родионова О.М. Развитие научных представлений об источниках права (на примере источников гражданского права) // Правоведение. 2005. N 3. С. 143.. Весьма оригинальная классификация источников права приводилась Л.И. Петражицким. Он механически насчитывал более 15 видов источников права, не приводя их в какую-либо систему (законы, обычаи, судебная практика, книжное право, учение юристов, экспертиза, законодательные изречения, правовые примеры, договоры, обещания, программные действия, прецедент, признание, юридические поговорки, привычки и т.д.) Пашенцев Д.А. Особенности системы источников права Российской империи // История государства и права. 2009. № 19. С. 25 — 28.. Вслед за Гуго Гроцием П.И. Новгородцев помещает естественное право как идеал позитивного права, «как условие его реформирования» среди множества источников права, традиционно отличных от науки».

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы обязательно должны быть объективированы, выражены извне, содержаться в определенных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без него нормы права не смогут выполнять свои задачи по регулированию общественных отношений.

Следовательно, формы права — это способ выражения юридических правил поведения вне воли государства.

Т.е. форма (источник) права — это способ, внешняя форма выражения и закрепления правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений. Источник — откуда та или иная форма берёт своё начало.

Однако не следует забывать, что понятие источника права в теории юриспруденции различается в зависимости от типа правового мышления исследователя, а их перечень и иерархия варьируются в зависимости от конкретных обстоятельств места и времени существования общества, организованного государством.

Чтобы упростить процесс использования категорий общей теории права, рекомендуется в каждом конкретном исследовании, которое работает с термином «источник права», определять, в каком значении используется этот термин — в материальном или формальном праве.

23 стр., 11072 слов

Воздушное пространство Российской Федерации: понятие и правовая характеристика

... конфликтность норм международного и национального воздушного права отчетливо проявляется в тех случаях, когда последствия деятельности одних государств в воздушном пространстве приходят в столкновение с интересами других государств, когда нарушается правовой режим воздушного пространства, когда воздушное пространство ...

1.2 Основные виды источников права, критерии их классификации и общая характеристика

В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного права являются:

1. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом).

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

3. Юридический прецедент (судебный и административный).

4. Религиозные источники (священные писания, книги, трактаты).

5. Правовой обычай.

6. Нормативный правовой договор.

7. Доктрина, или юридическая наука.

1. Чаще всего правовые нормы содержатся в государственных правовых актах. Нормативный правовой акт является наиболее распространенным и основным источником права, который содержит нормы права, установленные или признанные государством. В качестве основного источника права нормативный акт ссылается на романо-германский правовой порядок. Нормативно-правовой акт — это официальный письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления или всенародным волеизъявлением (референдумом), в котором содержатся нормы права Истоки и источники права: очерки / Под ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. С. 10..

Нормативный акт характеризуется следующими основными характеристиками. Во-первых, он носит императивный характер государства, поскольку исходит от государства. Нормативный правовой акт создается в результате нормативной деятельности государственных органов. Государство в лице компетентных органов обеспечивает выполнение требований законодательства, содержащихся в нормативных актах. Государство также оказывает обязательное влияние на субъектов правоотношений, нарушающих установленные правовые нормы. Нормативный правовой акт — это односторонний акт волеизъявления государства, который отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов.

Во-вторых, нормативный акт принимается в определенном порядке. Например, Внутренний регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации устанавливает порядок внесения законопроектов и их рассмотрения в Государственную Думу. Статьей 116 настоящего постановления установлено, что «рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях». Принятый федеральный закон направляется на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его.

В-третьих, нормативный правовой акт имеет заранее определенную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии законодательной системы. Все нормы разделены на законы и статуты. Наивысшей юридической силой обладают законы государства по отношению к подзаконным нормативным правовым актам. Законы содержат основополагающие принципы, основные положения по основным вопросам регулирования государственной и правовой жизни. А подзаконный нормативно-правовой акт — это акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему.

16 стр., 7670 слов

Защита прав потребителей по законодательству РФ

... нормативного акта. Законодательные акты в данной сфере правоотношений многих республик, ранее входивших в состав СССР, а позднее образовавших Содружество Независимых Государств, основываются на Законе СССР "О защите прав потребителей". В РФ правовая ... середины 80-х гг. XX в. в России отношения по защите прав потребителей в основном регулировались нормами гражданского законодательства (например, ст. ...

В-четвертых, нормативный правовой акт имеет четкие временные, пространственные и субъективные границы действия. Он вступает в силу с момента его опубликования, если иное не предусмотрено самим нормативным актом, но утрачивает юридическую силу с момента отмены этого акта и принятия нового. Пространственное действие нормативного правового акта связано с его распространением на территории государства. Территориальные границы нормативных актов проявляются в юрисдикции государства. Субъективные пределы нормативного правового акта означают распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, которым они адресованы.

В-пятых, положения содержат общие правила поведения, обязательные для исполнения государством. Поэтому нормативные правовые акты следует отличать от индивидуальных правовых актов, которые не являются источниками права. Индивидуальные юридические акты — это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, предписывающие определенные юридические последствия для конкретных субъектов правоотношений (постановление о наложении штрафа, договор купли-продажи, акт о регистрации брака и т.д.).

Среди индивидуальных правовых актов также выделяют так называемые контрастирующие акты. Они представляют собой решения по конкретному юридическому делу и адресуются конкретным физическим или юридическим лицам (приговор или решение суда, указ или приказ о назначении на должность и т.д.).

Эти акты относятся к конкретным жизненным ситуациям, имеют единственное применение и являются обязательными только для тех, кому они адресованы. Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих требований правовых норм, содержащихся в нормативных актах. Их осуществление обеспечивается компетентными органами государства.

Классификацию нормативно-правовых актов можно произвести по различным основаниям: по юридической силе; по объему и характеру действия; по содержанию; по субъектам, их издающим. По юридической силе все нормативные акты делятся на законы и постановления. Юридическая сила нормативного правового акта определяет его место и значение в общей системе государственного нормативного регулирования. По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: на акты общего действия, которые распространяются на всю территорию государства; на акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного действия, которые реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций, военных действий, стихийных бедствий).

По субъектам нормотворческой деятельности нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы), акты исполнительной власти (подзаконные акты), акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера) Рассолов М.М. Проблемы теории государства и права. М., 2007. С. 171.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет над законами или другими источниками внутреннего права. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью ее правопорядка. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора». Данное положение Конституции Российской Федерации предусматривает прямое действие норм международного права в случае их противоречия нормам национального права. Таким образом, статья 69 Конституции Российской Федерации гласит, что «Российская Федерация гарантирует права коренных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

5 стр., 2312 слов

Нормативные документы Российской Федерации по организации аэропортовой ...

... поэтому нормативные документы по организации аэропортовой деятельности утверждены или подготовлены именно этими органами, в зависимости от вида деятельности. Лицензирование и сертификация аэропортовой деятельности гражданский авиация пассажир аэропортовый Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности ...

Правовыми последствиями провозглашения приоритета международного права перед национальным законодательством является, во-первых, то, что правоприменительные органы, в том числе Конституционный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции, в пределах их компетенции вправе и обязаны применять нормы международного права при рассмотрении конкретных дел в случаях, определенных законодательством. С другой стороны, физические и юридические лица на основе данного конституционного положения имеют право обратиться к нормам международного права в целях защиты своих прав Дроздов-Тихомиров А. Правовые принципы как источник неформального регулирования международных коммерческих договоров // Международное публичное и частное право. 2009. № 6. С. 24 — 32..

Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении конкретных дел очень часто мотивирует свои решения ссылками на общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся прав и свобод человека и гражданина.

3. Правовой прецедент создается в случаях, когда из-за неопределенности или несоответствия нормативных требований суд создает новые нормы права из-за пробелов в законе при отсутствии соответствующего нормативного акта. Различают судебный и административный прецеденты. В настоящее время правовой прецедент является одним из основных источников права там, где действует англосаксонская правовая система (в Англии и США, Канаде, Австралии, Индии) Марченко М.Н. Основные источники англосаксонского права: понятие прецедента // Вест. Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1999. № 4. С. 52., и имеет место в тех случаях, когда общеобязательная сила придается решениям суда по конкретному делу и такое решение становится общеобязательным для других аналогичных дел. В основе создания судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия соответствующего закона. Суд обязан вынести решение по такому делу, и оно впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел Васильева Т.А. Актуальные вопросы судебного прецедента как источника права // Право и политика. 2007. № 7. С. 45..

Если существует прецедент, то судебная практика может выработать нормы права. Принцип прецедента означает, что суд руководствуется накопленной практикой. Акты судебной практики обобщаются высшими судебными органами. И они же дают разъяснения по ним.

Высшие органы судебной власти создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел или же при противоречии нормативных актов конституции государства, общепризнанным принципам и нормам международного права. Нормотворческая деятельность судебной власти основана на конституционных принципах и ее полномочиях, закрепленных в законодательстве Александров А.А. Современная интерпретация классических концепций судебного правотворчества // Право и управление. XXI век. 2011. № 2. С. 130 — 137..

3 стр., 1459 слов

Административное право как отрасль публичного права

... право как публичную отрасль, так как объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, возникающие между властными и подвластными субъектами права. Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как ... законом субъектами административного права. Система отрасли административного права ... федерации, государственные и негосударственные организации. Административная ...

Прецедентные нормы наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям. Следовательно, эти нормы могут полнее отражать регулируемые ими общественные отношения, чем абстрактные нормы закона.

4. Священные религиозные книги (Талмуд, Библия, Коран) являются одним из древних источников права, сохраняющих свое значение в традиционалистских правовых системах. В них содержатся религиозные нормы, которые признаются государством в качестве общеобязательных. В настоящее время религиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманского права, что является отличительной особенностью данной правовой системы. Мусульманская правовая система берет свое начало в Коране — собрании изречений пророка Мухаммеда, ниспосланных ему Аллахом. Юридические положения Корана находятся в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их правовыми строфами).

Это строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся гражданского права (также 70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), конституционные строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к международному праву (25).

Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна — сборник преданий о пророке Мухаммеде, его действиях и высказываниях. Третьим источником мусульманского права считается иджма (или единое соглашение мусульманского общества), которая используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Четвертый источник — кияс, или суждение по аналогии. Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне.

5. Правовой (юридический) обычай — один из наиболее древних источников позитивного права. Он был распространен в эпоху Древнего мира и Средневековья (Законы Хаммурапи, Законы XII таблиц, Законы Ману, Салическая правда и т.д.).

Юридический обычай — это исторически сложившееся, укоренившееся в результате постоянного и единообразного применения правило поведения и благодаря этому ставшее устойчивой нормой поведения, санкционированное затем государством. Правовой обычай — это такое правило поведения, в котором содержится отсылка к законодательству. Однако в современных условиях роль правового обычая как источника права невелика, и он сохраняет свою значимость лишь в тех случаях, когда закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу правового регулирования Ершова Е.А. Обычаи, содержащие нормы российского трудового права // Трудовое право. 2008. № 3. С. 24..

Не каждый обычай выступает в качестве источника права. Источником права является только правовой обычай. В чем же заключается отличие правового обычая от простого обычая, не имеющего юридического значения? Правовым обычай становится тогда, когда в законодательстве государства содержится ссылка на него и государство придает ему обязательную юридическую силу. Поэтому отличительная особенность правового обычая заключается в том, что он санкционирован государством и ему присущи те же признаки, что и правовой норме. То есть правило поведения, заключенное в юридическом обычае, предоставляя известную сферу внешней свободы одним лицам, соответственным образом ограничивает внешнюю свободу других лиц Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 80.. Если правило поведения, содержащееся в обычае, включено в законодательный акт, то в данном случае это будет уже не правовой обычай, а правовая норма нормативно-правового акта.

Англия — страна, где обычаям (custom) придается самое большое значение. Здесь писаное законодательство строится на обычаях, и они могут быть даже источником конституционного права.

6. Договоры нормативно-правового содержания. Нормативный правовой договор как источник права признается во всех правовых системах. В развитом гражданском обществе он становится едва ли не главной юридической формой, определяющей права и обязанности его субъектов. Нормативные договоры не только устанавливают права и обязанности участников правоотношений, но и могут быть направлены на установление общеобязательных правил поведения, адресованных субъектам права на неопределенное время. Нормативный договор очень развит в области международных отношений. Международный договор — это соглашение между государствами, устанавливающее общее правило поведения в виде взаимных прав и обязанностей. Во внутригосударственном праве нормативные договоры как источник права имеют место в конституционном, таможенном, гражданском, трудовом праве Шахмаметьев А.А. Международно-правовые источники в системе правового регулирования таможенно-тарифных отношений // Гражданское право. 2007. № 2. С. 35.. В конституционном праве — договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов в составе Российской Федерации. В трудовом праве значительную роль в качестве источника права играют коллективные договоры между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Коллективный договор — это правовой акт, нормативно регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками предприятия, учреждения, организации. В гражданском праве — это договоры купли-продажи, аренды, найма жилого помещения, подряда, перевозки и т.д., которые устанавливают взаимные юридические права и обязанности между субъектами гражданских правоотношений.

Нормативно-правовой договор характеризуется следующими основными признаками Кулакова Ю.Ю. Место нормативно-правового договора в системе форм права // История государства и права. 2007. № 8. С. 4.: содержит нормы общего характера;

  • добровольность заключения, то есть свободное волеизъявление сторон;
  • равенство сторон как партнеров;
  • согласие сторон по всем существенным аспектам договора;
  • эквивалентный, чаще всего возмездный, характер;
  • взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;
  • законодательное обеспечение договоров, придающее им юридическую силу Морозова Л.А.

Договор в публичном праве: юридическая природа, особенности, классификация // Государство и право. 2009. № 1. С. 16..

Таким образом, нормативный правовой договор можно определить как соглашение между сторонами об установлении, изменении или прекращении взаимных юридических прав и обязанностей.

7. Доктрина, или юридическая наука, — это изложение правовых принципов, правил поведения в трактатах, трудах авторитетных представителей юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение. Доктрина как источник права признавалась в Древнем Риме. Римские юристы, авторитет которых был чрезвычайно высок, имели право давать разъяснения, которые были обязательны для судов. В период Средневековья такую же роль играли работы глоссаторов. А в XIX веке российский Правительствующий Сенат цитировал в своих актах труды отечественных цивилистов. В настоящее время доктрина признается как источник права в Англии. Суды при рассмотрении дел ссылаются на трактаты юристов. А в мусульманском праве доктрина признается как важнейший источник права. Например, в законодательстве некоторых стран (Египет, Ливан, Сирия, Судан) судьи при рассмотрении семейных дел применяют «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы».

В современном российском законодательстве и в теории права в формальном юридическом смысле доктрина не признается источником права, а в широком смысле — признается. Комментарии к законодательству ведущих ученых-юристов и практиков хотя и не являются официальным источником права, но применяются юристами в правоприменительной практике для разъяснения положений нормативно-правовых актов. Правовая наука имеет большое значение для развития юридической практики, правильного толкования закона, совершенствования законодательства. Опыт мировой правоприменительной практики свидетельствует, что значение и роль правовой науки растут. Многие ее разработки активно внедряются в реализацию права.

Национальные правовые системы современных государств, помимо общих черт, в свою очередь, имеют свои характерные особенности источников права. Так, например, во Франции — классической стране романо-германской системы права, которой присуща ведущая роль законодательства, — в сфере административного права в связи с существованием развитой системы административной юстиции (специальной системы для рассмотрения административных дел) ощущается огромное влияние специфического судебного прецедента — решений судов административной юстиции. Главную роль в создании таких прецедентов играет Государственный совет Франции, являющийся высшей инстанцией административной юстиции Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права (историко-теоретический очерк) // Закон: создание и толкование. М., 1998. С. 12.

В отличие от континентальной (романо-германской) правовой системы, где основным источником права являются нормативно-правовые акты, в англосаксонской системе права (системе общего права), наоборот, основным источником права является судебный прецедент. В некоторых странах основным источником права выступают религиозные источники, например в мусульманском праве — Коран. В современных государствах Африки наряду с обычным правом действуют законодательные акты и акты судебной власти.

Все когда-либо имевшие место формы (источники) права перечислить трудно, но наиболее важными и широко известными являются следующие. Это правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты. Важными источниками римского права были деловые обыкновения — правила, вырабатывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германского права характерным источником в течение длительного времени (XIII — XIX вв.) считалась правовая доктрина Марченко М.Н. Вторичные источники романо-германского права: прецедент, доктрина // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2000. № 4. С. 52.. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают Коран — священная книга ислама, сунна, или традиции, связанные с посланием Аллаха, иджма, или «единое соглашение мусульманского общества», и кияс, или суждение по аналогии

Следует особо отметить, что представления об источниках права, так же как и об их видах, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив какую-либо практическую значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних можно выделить, например, сочинения римских юристов, имевшие обязательную силу для судей и фактически выступавшие в качестве закона; правовые акты, принимавшиеся в Древнем Риме народными собраниями и сенатом,- сенатус консульты.

Разумеется, формы (источники) права варьировались и варьируются в зависимости не только от этапов развития общества, государства и права, но и от особенностей самих правовых систем. Так, при анализе современной правовой системы Великобритании исследователями называются, как правило, три основных источника права. Это статутное право, возникающее в результате законодательной деятельности парламента; делегированное законодательство, исходящее от «всех трех государственных органов», которым частично делегируется законодательная власть парламентом; обычное право, которое появляется в результате «правотворческой деятельности различных судебных инстанций». Применительно к правовой системе Австралии выделяются четыре основных источника права: обычное право, статутное, делегированное законодательство и обычаи. В австралийских научных исследованиях нередко поясняется, что наиболее распространенный здесь «источник» — обычное право.

Анализ юридической литературы и правовой жизни различных стран показывает, что существует огромное разнообразие форм, или источников, права. И, естественно, не все они имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль. Если в странах романо-германской правовой семьи «стремятся найти справедливые юридические решения, используя правовую технику, в основе которой находится закон», т. е. в системе правовых регулятивных средств выделяются, прежде всего, акты высших законодательных органов — парламентов, то в странах, относящихся к семье общего права, «стремятся к тому же результату, основываясь в первую очередь на судебных решениях». Прецеденты, судебные решения как источник права и регулятивные средства осуществления политической власти выступают при этом на первый план. В разных правовых системах различные формы (источники) права всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую, обусловленную характером и местом каждой из них в конкретной правовой системе регулятивную роль. Однако, несмотря на это, все они являлись и являются, по сравнению с неправовыми средствами, весьма важными рычагами воздействия на общественные отношения и различные общественно-политические институты.

Таким образом, несмотря на внешние отличия, современные национальные правовые системы, особенно англосаксонская и романо-германская, базируются на общецивилизационных культурных ценностях, уважении прав и свобод человека. Следовательно, проявляется открытость современного права для взаимодействия и взаимообогащения с другими правовыми системами, что приводит к заимствованию не только отдельных правовых норм, но и даже целых правовых институтов. Это, в свою очередь, приводит к резкому развитию и совершенствованию права и механизмов правового регулирования как внутри страны, так и в мировом масштабе.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.

Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы.

Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 898., Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 01.05.1995, № 18, ст. 1589., Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и т.п.);

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1., Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ и пр.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, Закон Брянской области от 12.04.2006 № 23-З «О системе исполнительных органов государственной власти Брянской области» Брянский рабочий, № 73, 23.05.2006, Закон Брянской области от 9 ноября 2002 года № 82-З «О транспортном налоге», Закон Брянской области от 13 марта 2000 года № 9-З «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Брянской области Закон Брянской области от 20 февраля 2008 года № 12-З «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области», Закон Брянской области от 12 июля 2011 года № 66-З «О дополнительных мерах по защите прав участников долевого строительства на территории Брянской области» и т.п.).

Виды подзаконных актов Марченко М.Н. Источники права. М., 2005. С. 141. :

1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

  • нормативные акты государственных органов;
  • нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
  • нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
  • нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

  • общефедеральные;
  • нормативные акты субъектов Российской Федерации;
  • нормативные акты органов местного самоуправления Апт Л.Ф.

О природе нормативных актов органов местного самоуправления // Российское правосудие. Научно-практический журнал. М., 2006. № 4. С. 31.;

  • локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

  • нормативные акты неопределенно длительного действия;
  • временные нормативные акты.

2.2 Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

1. по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

2. по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

3. по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

4. по сроку действия (постоянные законы и временные);

5. по характеру (текущие и чрезвычайные);

6. по сферам действия (общефедеральные и региональные);

7. по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

8. по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — Земельный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и т.д.);

9. по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

10. по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 — 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.