^
Транспортные услуги — один из основных видов обслуживания в туризме. Затраты на транспорт составляют большую часть от стоимости туристского пакета. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. Для перевозки пассажиров в распоряжении туристских организаций имеются различные виды транспорта.
Стандартная международная классификация средств транспорта, разработанная на основе предложений ООП, приведена в Рекомендациях по статистике туризма (ВТО, 1994 г.).
Эта классификация состоит из двух уровней — категории (вид транспорта) и разряда, определяющего транспортное средство (табл. 1).
Таблица 1, Категории и разряды транспортных средств
Категории |
Разряды |
Воздушный транспорт |
Рейсы по расписанию |
Рейсы вне расписания |
|
Прочие воздушные перевозки |
|
Водный транспорт |
Пассажирские линии и паромы |
Круизы |
|
Прочие |
|
Сухопутный транспорт |
Железнодорожный транспорт |
Междугородние и городские автобусы и прочий |
|
общественный транспорт |
|
Частные автомашины вместимостью до 8 человек |
|
Прокат автомашин |
|
Прочие средства сухопутного транспорта |
При выборе вида транспорта потребитель (турист) исходит из следующих мотивов:
-
сезонность;
-
время и скорость доставки в пункт назначения;
-
комфортность и информативность поездки;
-
безопасность;
-
наличие багажа;
-
возраст и способность переносить физические нагрузки;
-
платежеспособность.
В последние два года в российской авиационной отрасли наметилась тенденция стабилизации основных показателей производственной деятельности. Вместе с тем специалисты отмечают, что рост этих показателей в основном достигнут за счет сектора чартерных перевозок.
Популярность авиаперевозок объясняется следующими причинами: авиация — самый быстрый и удобный вид транспорта при перевозках на дальние расстояния; сервис на авиарейсах в настоящее время удовлетворяет потребности туристов; авиационные компании, имея международные сети бронирования, выплачивают турфирмам комиссионные, тем самым мотивируя их к совместной работе.
международным полетом.
Международные полеты подразделяются на:
-
регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительные;
-
эпизодические (разовые): чартерные и специальные.
^
регулирования деятельности в мировом воздушном пространстве
ICAO была образована в 1944 г. в Чикаго как межправительственная организация, членами которой в настоящее время являются 187 стран мира. Россия как правопреемница СССР, вступившего в ICAO в 1979 г., также является членом этого объединения. В круг основных вопросов, рассматриваемых ICAO, входят:
- разработка унифицированных правил навигационных систем для самолетов;
- координация деятельности летных служб, безопасность воздушного пространства, в том числе выдача лицензий на регулярные перевозки;
- техническая помощь странам —участникам организации и т.п.
В сентябре — октябре 2001 г. в Монреале (штаб-квартире ICAO) состоялась очередная, 33-я Ассамблея ICAO, призвавшая разработать глобальную стратегию повышения безопасности полетов и авиационной безопасности в международной гражданской авиации в связи с трагическими событиями 11 сентября в США. На Ассамблее было решено с 2004 г.: 1) расширить Универсальную программу проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов; 2) создать Международный механизм финансирования в целях безопасности полетов; 3) укрепить Программу технического сотрудничества IСАО; 4) разработать принципы международного механизма в области авиационного страхования от военных рисков. Помимо этого, Ассамблея приняла резолюцию, обусловленную тем, что в последнее время увеличилось количество серьезных инцидентов, совершаемых недисциплинированными пассажирами на борту гражданских воздушных судов. Согласно этой резолюции, всем государствам предлагается принять соответствующие законы и положения, позволяющие преследовать нарушителей в судебном порядке, где бы ни было совершено правонарушение.
области экологической безопасности
вопросах аэронавигации
IATA была основана в 1945 г. в Гаване как ассоциация авиаперевозчиков, объединяющая в настоящее время 272 авиакомпании из 130 стран мира. Из российских авиакомпаний членами IATA на настоящий момент являются «Аэрофлот», «Пулково», «Сибирь», «Трансаэро» и «Волга—Днепр».
IATA оказывает помощь авиакомпаниям, туристической индустрии и организациям-партнерам в повышении рентабельности их работы и улучшении качества обслуживания пассажирских и грузовых перевозок.
финансовой области
-
услуги по эффективному проведению в кратчайшие сроки
платежей по взаимным обязательствам авиакомпаний;
-
возможность производить взаиморасчеты посредством миро
вой информационной сети Интернет в ежедневном, еженедельном или ежемесячном режимах;
- авиакомпаниям централизованно управлять денежными потоками и выручкой из различных стран мира, конвертировать и выполнять перевод денежных средств.
на снижение всевозможных аэронавигационных и аэропортовых сборов,
снабжением подвижного состава топливом,
области реализации услуг
процедуры аэропортового обслуживания
консультационные услуги
При IATA создан Институт профессиональной подготовки и повышения квалификации работников воздушного транспорта, предлагающий полный комплекс учебно-тренировочных программ и методик для обучения и повышения квалификации работников ведомств гражданской авиации, персонала авиакомпаний и аэропортов, организаций, занятых в сфере грузовых перевозок, а также работников туристского сектора.
обеспечение безопасности полетов
Турфирмы участвуют в деятельности IATA через ее специальное отделение — Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network — IATAN).
Каждой турфирме, прошедшей аккредитацию и соответствующей определенным требованиям, присваивается специальный номер, служащий для осуществления расчетов с авиакомпаниями. IATAN регулирует соблюдение правил и стандартов деятельности, единых требований к финансовому положению турфирм, продающих авиабилеты на международные рейсы, и выполняет функции связующего звена между турфирмами и авиакомпаниями — членами IATA.
агентское
^
Набор предоставляемых авиакомпаниями услуг зависит от класса обслуживания. Существуют три класса обслуживания: экономический, бизнес, первый.
кг, для 6из
На борту пассажирам самолета могут быть предложены четыре вида питания (завтрак, обед, ужин и чай).
Вид питания зависит от времени пребывания в полете.
На самолет должны доставляться газеты, журналы и рекламная продукция с учетом продолжительности и маршрута полета, типа воздушного судна и контингента пассажиров.
В некоторых авиакомпаниях наблюдается тенденция отказа от первого класса (например, KLM, Continental Airlines и др.).
При этом обслуживание в бизнес-классе соответствует обслуживанию по первому классу, а в экономическом классе — по бизнес-классу. Данные реорганизации проводятся авиакомпаниями для улучшения качества обслуживания.
При желании пассажир может пересесть из экономического класса в первый при условии, что он оплатит разницу в стоимости билета заранее (желательно за 72 ч до вылета).
Турфирмы заключают с авиакомпаниями договоры двух видов.
договор на квоту мест.
Договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:
-
график функционирования туров в направлении «туда и обратно» с указанием мест назначения;
-
количество туристов в каждой группе (квота мест);
-
сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;
-
сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);
-
виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;
-
скидки и льготы на квоту мест;
-
порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользованных билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (мягкий блок).
^
В агентском соглашении с авиакомпанией оговариваются следующие моменты:
-
кто и на каких условиях обеспечивает турфирму необходимым оборудованием для оформления билетов и их бланков;
-
кто занимается подготовкой кадров для работы на данных системах бронирования;
-
объемы продаж;
-
пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);
-
цена продажи авиабилетов, т.е. цена авиакомпании или турагентства (чаще — цена авиакомпании);
-
цены и тарифы продаж авиабилетов;
-
условия оплаты авиабилетов — предоплата или оплата по мере продажи (для сток-агентов в некоторых авиакомпаниях предоплата устанавливается за группы туристов);
-
размер комиссионного вознаграждения за продажу авиабилетов;
-
сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая и приложении документация;
-
размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или IATA;
-
обязательное членство в IATA.
бронирование авиабилета
Бронирование авиабилетов может быть произведено в аэропортах, представительствах авиакомпании и в туристских фирмах, которые имеют право оформления перевозки. Для бронирования билета клиент может обратиться к агенту по бронированию непосредственно, по телефону или через Интернет.
Существует ряд правил, которые должны соблюдать пассажир и агент по продаже билетов для быстрого и успешного процесса бронирования. При заказе билета пассажир должен сообщить агенту по бронированию все сведения, касающиеся конкретных условий перевозки (маршрут, дата вылета, класс обслуживания, количество мест), а также информацию, касающуюся особых условий перевозки, если они имеются. К последним относятся:
-
несопровождаемый ребенок от 2 до 12 лет;
-
глухой или слепой пассажир (без сопровождения, с сопровождением или с сопровождением собакой-поводырем);
-
инвалид в кресле-коляске или инвалид, способный передвигаться самостоятельно;
-
больной на носилках;
-
пассажир со специальным питанием;
-
наличие сверхнормативного багажа, негабаритного багажа в салоне самолета;
-
перевозка животного или птицы, оружия, спортивного снаряжения и др.
Полученная от клиента информация вносится в автоматизированную систему бронирования (АСБ), и в случае положительного ответа эта система выдает статус, подтверждающий прием заказа.
^ нения тарифов.
^ варительным.
Сведения, полученные от пассажира, должны сохраняться авиаперевозчиком в тайне и могут быть переданы только его агентам, другим перевозчикам, фирмам, предоставляющим дополнительные услуги, а также соответствующим государственным органам.
Как уже отмечалось, вся поступившая от пассажира информация вносится в автоматизированную систему бронирования (АСБ).
^
^
На цену билета влияют направление и класс размещения в самолете. Стоимость авиабилета зависит в первую очередь от тарифа, который к нему применен. Различают нормальные и специальные тарифы.
нормальные (полные) тарифы,
Билеты, купленные по полному тарифу, подлежат обмену и возврату без всяких ограничений. Перенести дату обратного вылета, поменять или вернуть билет можно, в том числе и после даты вылета Стоимость билета при этом возвращается полностью. Бронирование, оплата и оформление билетов не регламентированы. Не существует никаких требований относительно минимального срока пребывания в стране назначения, не ограничено число остановок на маршруте.
Специальные тарифы
Все специальные тарифы (скидки) можно разделить на две категории: рекламные и специальные.
Рекламные скидки предоставляются конкретной авиакомпанией на основе своих внутренних правил (бесплатный билет пассажирам, налетавшим определенное количество километров, миль или часов, бесплатный перелет по какому-либо участку при долгих межконтинентальных перелетах и т.п.).
Например, авиакомпания SAS разработала программу «Евробонус» для пассажиров, летающих евроклассом. Данная программа обслуживания предусматривает:
-
изменение маршрута и дней поездки;
-
выбор места и заказ питания на борту самолета с широким выбором напитков;
-
комфортабельное кресло с подставкой для ног;
-
скидки при размещении в отелях «Radison SAS» и «Hotel Worldwide»;
-
регистрация на рейсы SAS в отелях данной авиакомпании;
-
пользование телефонами на борту самолета;
-
экспресс-регистрация и регистрация по телефону в аэропортах Скандинавии.
Первый бесплатный полет в компании SAS можно совершить, имея 20 000 очков, которые начисляются следующим образом:
-
перелет из Москвы в Копенгаген — 7200 очков;
-
перелет из Москвы в Стокгольм — 4800 очков;
-
перелет из Москвы в Лондон — 12 000 очков и т.д.
Специальные скидки регулируются международными тарифными правилами и действуют во всех авиакомпаниях без исключения.
^
Семейный тариф —
^
Возможно изменение даты обратного вылета в пределах срока действия тарифа.
«Инклюзив-тур тариф»
Молодежный тариф —
^
^
^
Чартер — договор фрахтования, согласно которому фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров, багажа.
Чартерные рейсы организуются конкретной фирмой или авиакомпанией для перевозки конкретной группы людей. У чартерных рейсов существует не очень хорошая репутация, считается, что обслуживание на них хуже и задерживаются они чаще. Такие случаи бывают, когда организацией чартеров занимаются небольшие авиакомпании, не имеющие большого опыта в организации пассажирских перевозок. Поэтому при предложении в авиакомпании билетов на чартерный рейс необходимо навести справки о репутации авиакомпании, а в случае задержки рейса или изменения маршрута следует предъявить претензии как к авиакомпании, так и к турфирме, продавшей тур и авиабилеты.
Чартерные перевозки выполняются нерегулярно и как по маршрутам, совпадающим с существующими на внутренних и международных авиалиниях, так и по любым другим.
Цена чартерной перевозки может быть значительно ниже рейсовой и зависит от арендной платы за самолет, коэффициента загрузки, количества рейсов и т.д. В цену чартерной перевозки для пассажира включаются также два холостых перелета: первый — когда самолет возвращается пустым после отправки первой группы и второй — когда пустой самолет отправляется за последней в сезоне группой.
разновидности чартеров:
закрытый чартер
эфинити-чартер —
инклюзив-турчартер —
блок-чартер
нецелевой коммерческий чартер (нон-эфинити) —
сплит-чартер —
Чартеры различаются также по условиям использования самолетов.
разовый чартер
тайм-чартер —
чартерная цепь
При чартерных перевозках заключается контракт-договор (фрахтования воздушных судов), который и является правовым документом. В договоре указываются тип воздушного судна и конкретные условия перевозки: максимальная коммерческая загрузка чартера, число пассажиров, масса багажа, место отправления и назначения, время вылета рейса, назначение перевозки, права и обязанности перевозчика и заказчика.
Перевозчик обязан своевременно, в соответствии с графиком, прилагаемым к договору, предоставить самолет определенной стоимости, обеспечивающий перевозку оговоренной чартерной загрузки.
Выполнение формальностей, связанных с производством полетов, берет на себя перевозчик. К ним относятся иммиграционные, таможенные, карантинные, пограничные вопросы, а также получение разрешения авиационных властей на выполнение чартерной перевозки.
В обязанности заказчика входит обеспечение своевременной доставки пассажиров и багажа в аэропорт отправления.
Договоры на чартерные рейсы заключаются на год, квартал, месяц, сезон исходя из интересов заказчика и возможностей авиакомпании. Определяется минимальная коммерческая загрузка, при которой заказной рейс будет выполняться. При предлагаемой низкой коммерческой загрузке авиатранспортные предприятия планируют чартерные рейсы в интересах нескольких заказчиков, а также предусматривают загрузку воздушного судна в оба направления.
Основанием для выполнения чартерных рейсов (плановых и по разовым заявкам) является заявка (гарантийное письмо) организации заказчика, предоставляемая авиакомпании за 15 дней до выполнения рейса. В заявке указываются наименование заказчика, дата выполнения рейса, обязательства по выполнению правил перевозки пассажиров, багажа и другая необходимая информация.
^
Обслуживание авиапассажиров при перевозке воздушным транспортом включает целый ряд процедур, направленных на обеспечение гарантии перевозки, соблюдение условий безопасности полетов, а также выполнение требований различных государственных органов, предъявляемых к гражданам, пользующимся услугами авиаперевозчиков.
Для прохождения этих процедур пассажир обязан прибыть в аэропорт заблаговременно. Как правило, на международных рейсах время прибытия пассажира в аэропорт составляет 2,5 ч до вылета воздушного судна, а на внутренних — 2 ч. Это время необходимо для прохождения пассажиром предполетных административных формальностей и процедуры регистрации.
Время начала регистрации билета и оформления багажа перед вылетом устанавливается перевозчиком и должно быть указано в билете или другом документе, вручаемом пассажиру при продаже билета. Если такая информация не была предоставлена, то в случае опоздания на рейс пассажир (в соответствии со ст. 10 «Закона о защите прав потребителей») имеет право потребовать возмещения убытков, возникших в результате непредоставления информации.
Пассажир международной перевозки проходит
-
таможенный досмотр;
-
санитарно-эпидемиологический контроль (при необходимости);
-
паспортно-визовый (пограничный) контроль;
-
специальный контроль безопасности полетов.
внутренних перевозках
^
Под регистрацией понимается сверка пассажиров, пришедших на рейс, со списками забронированных пассажиров, фамилии которых внесены в PNL (Passenger Name List — пофамильный список пассажиров рейса).
Эта процедура осуществляется за регистрационной стойкой, снабженной указателем номера и маршрута рейса.
Одновременно с регистрацией пассажиров на рейс происходит и оформление их багажа. Для этого зоны регистрации оборудуются весами для взвешивания багажа и ручной клади, установками для досмотра багажа, транспортерами, средствами связи. Регистрация пассажиров и оформление багажа пассажиров бизнес- и эконом-класса осуществляются, как правило, за различными регистрационными стойками. Однако если регистрация происходит за одной стойкой, то она проводится в приоритетном отношении пассажиров бизнес-класса.
^
-
оператор регистрационной стойки берет у пассажира авиабилет и документы, удостоверяющие личность пассажира;
-
сверяет соответствие фамилии, указанной в паспорте (или другом документе, удостоверяющем личность пассажира), с фамилией в билете;
-
проверяет действительность билета, место и дату выдачи, наличие подписи агента, данные бронирования (код перевозчика, номер рейса, дату вылета, статус бронирования, вид тарифа, норму бесплатного провоза багажа, класс обслуживания), при необходимости — наличие штампа «Передаточная надпись/Ограничения»;
-
сверяет фамилию пассажира по списку забронированных пассажиров в PNL и отмечает их в Бланке регистрации пассажиров (эти Бланки составляются отдельно для каждого класса обслуживания).
Если в билете пассажира указан статус ОК, а его фамилия не внесена в PNL и рейс полностью загружен, то оператор, установив причину отсутствия фамилии пассажира в PNL, должен предложить пассажиру либо перевозку другого перевозчика в этот же день, либо перевозку ближайшим своим рейсом и обеспечение проживания в гостинице за свой счет, либо сделать возврат денег за оплаченный билет без штрафных санкций. В дальнейшем устанавливается конкретное лицо, виновное в данной ошибке бронирования.
^ ретное место в салоне самолета, исходя из класса обслуживания.
В знак закрепления за пассажиром места ему выдается посадочный талон, где указаны номер конкретного места, дата и номер рейса, порядковый номер по ведомости регистрации, а также номер выхода, через который будет производиться посадка на самолет.
^ ние всех его вещей и оформление багажа, сдаваемого для перевозки в багажное отделение воздушного судна. Оператор на стойке регистрации принимает от приемосдатчика отрывные талоны багажных бирок, навешиваемых на зарегистрированный багаж, и вклеивает их на обложку авиабилета. С этого момента авиабилет пассажира становится и багажной квитанцией. Информация о количестве мест и массе зарегистрированного багажа и ручной клади вписывается в билет.
Затем оператор изымает полетный купон на данный участок полета и возвращает пассажиру билет вместе с отрывными талонами багажных бирок. Изъятый полетный купон служит подтверждением того, что пассажир действительно явился на регистрацию на рейс.
После регистрации пассажирам предлагается пройти для дальнейшего оформления на рейс в зону санитарного и паспортного контроля, а затем в зону ожидания (пассажирам эконом-класса) или бизнес-зал (пассажирам бизнес-класса).
Обычно регистрация пассажиров заканчивается за 40 мин до отправления международного рейса и за 30 мин до отправления внутреннего рейса. Пассажир, опоздавший на регистрацию, к перевозке на данный рейс может быть не допущен. При возврате денег с такого пассажира может быть удержан сбор в соответствии с правилами применяемого тарифа.
^
Таможенный досмотр
^
Ввозить иностранную валюту разрешается без ограничения.
Следует иметь в виду, что к запрещенным предметам относятся не только наркотики, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные вещества и т.п., но и предметы, подпадающие под законы и другие нормативные документы, изданные в данном государстве.
Кроме того, таможенная служба не должна пропускать ввоз в страну тех предметов, на которые наложен запрет, ограничения или пошлины. Поэтому таможенный досмотр пассажиров производится и в аэропорту прилета. При этом также учитываются законодательные акты, действующие на территории того или иного государства. Так, например, в сентябре 1999 г. власти Кипра ввели запрет на ввоз в страну иностранными гражданами растений. Поэтому тем, кто провожает своих близких на Кипр, не стоит дарить отъезжающим цветы, так как они все равно будут уничтожены кипрскими таможенниками.
До начала таможенного досмотра пассажиру необходимо заполнить и предъявить таможенным органам таможенную декларацию, которая представляет собой формализованное заявление, где приводятся точные сведения:
-
о лице, пересекающем границу (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, из какой страны и в какую он едет);
-
о наличии и количестве мест сопровождаемого и несопровождаемого багажа;
-
о наличии товаров, требующих обязательного декларирования (национальная и иностранная валюта, оружие, боеприпасы, наркотические средства, предметы старины и искусства, изделия из драгоценных металлов и камней, транспортные средства, товары, подлежащие обложению таможенными платежами, и т.д.).
Сообщение в декларации недостоверных сведений влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству. Декларация пишется на русском или английском языке в единственном экземпляре и подписывается владельцем товара. Однако если декларируются товары, содержащиеся в несопровождаемом багаже, или у декларанта есть желание получить экземпляр декларации, то последняя может составляться в двух экземплярах. Заполненную декларацию пассажир должен предъявить вместе со своим багажом, билетом и паспортом инспектору таможни.
Сама процедура проведения таможенного досмотра может осуществляться с использованием установок для просвечивания багажа, металлодетекторов для обнаружения оружия и изделий из драгоценных металлов, специально обученных собак для обнаружения наркотиков, путем опроса пассажира. После завершения таможенного оформления декларация остается в таможенном органе, где она хранится в течение срока, определяемого национальным законодательством. Если же товары ввозятся или вывозятся временно, то таможенная декларация должна возвращаться пассажиру для беспрепятственного вывоза или ввоза указанных в ней предметов. В этом случае она должна сохраняться в течение всего времени пребывания за границей. Утерянная декларация не восстанавливается, и дубликат ее не выдается.
Следует отметить, что таможенная декларация может и не заполняться, если у выезжающего или въезжающего лица отсутствуют драгоценные металлы и камни, оружие, культурные ценности, наркотические средства и т. п., в том числе валюта, размер которой не превышает установленной нормы.
^
Паспортно-визовый контроль
^
^
Туристы, как правило, путешествуют по общегражданским загранпаспортам.
При паспортном контроле проверяется действительность паспорта, срок его действия, который не должен прерываться датой обратного выезда. Некоторые страны устанавливают ограничения для въезда граждан, срок окончания действия паспортов которых составляет от 2 до 6 мес. Турфирмы, организующие путешествия за рубеж, должны знать требования по паспортному контролю, предъявляемые в странах транзита, трансфера и пребывания.
Ребенок, следующий с родителями, должен быть вписан в паспорт одного из них или в паспорта обоих родителей. При этом, если ребенку более 6 лет, в паспорт родителей должна вклеиваться его фотография. Ребенок может иметь свой собственный заграничный паспорт с самого рождения. При этом до достижения ребенком 6 лет паспорт может быть оформлен с фотографией или без нее, а начиная с 6-летнего возраста наличие фотографии в документе ребенка является обязательным требованием.
^
^
Следует иметь в виду, что визовый режим в разных странах различен. Существуют страны с безвизовым режимом, который не требует наличия визы вообще или визы для граждан определенного государства. В других странах получить визу можно сразу по прибытии в воздушном или морском порту
Иногда дипломатические службы отказывают в выдаче визы конкретному лицу. В основном это случаи, когда в анкете указываются ложные сведения, лицо числится в картотеке Интерпола или в списке совершивших какое-либо нарушение. Хотя бывают и неофициальные причины отказа, не всегда поддающиеся разумному объяснению.
Паспортно-визовый контроль называют еще иногда пограничным контролем.
^
Специальный контроль безопасности полетов осуществляется службой безопасности аэропорта и перевозчика. Он заключается в проверке наличия у пассажиров и в их ручной клади предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом (огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся, ядовитых, отравляющих, взрывоопасных веществ, сжатых и сжиженных газов), и других веществ и предметов, которые могут быть приняты к перевозке только на особых условиях.
Цель данного вида контроля — предотвращение террористических актов и захвата заложников на борту воздушного судна, а также предотвращение незаконного вывоза перечисленных выше предметов и веществ.
^
1) рентгенотелевизионными стационарными интраскопами для контроля ручной клади;
2) стационарными и ручными металлоискателями для досмотра пассажиров.
При проверке ручной клади в случае отображения на экране оружия или других предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, пассажиру предлагается открыть ручную кладь, после чего проводится ее досмотр. Такое же предложение может быть сделано пассажиру при обнаружении в содержимом ручной клади предметов и веществ, вызывающих сомнение в их назначении.
Если и вещах обнаружены запрещенные вещества или предметы, которые пассажир стремился незаконно провезти, он несет ответственность за это и установленном порядке. Газовое оружие и газовые патроны, на которые у пассажира отсутствуют соответствующие документы, передаются в органы внутренних дел в соответствии с законодательством, регламентирующим оборот оружия на территории Российской Федерации. Если у пассажира при досмотре обнаружены опасные вещества и предметы, за изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная ответственность (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, ядовитые, наркотические, радиоактивные вещества и т.п.), он снимается с рейса и вместе с материалами (актом и изъятыми веществами и предметами) передается в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении его к ответственности.
Перед прохождением предполетного досмотра пассажир обязан положить на досмотровый стол все металлические предметы, имеющиеся при нем, и пройти через стационарный металлоискатель. Если прохождение спецконтроля безопасности полетов прошло благополучно, в авиабилете инспектор по досмотру делает отметку о прохождении пассажиром предполетного досмотра, и пассажир направляется на посадку.
^
-
Чудновский А.Д. «Управление индустрией туризма».
-
Осипова Н.Г. «Транспортное обслуживание туристов».