Обслуживание и ремонт авиатехники является самой важной частью эксплуатации воздушных судов, влияющей на безопасность перевозки грузов и пассажиров. Именно поэтому разработаны системы норм и правил для всех без исключения воздушных судов, за выполнением которых следят государственные службы воздушного транспорта.
Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации и Департаментом воздушного транспорта Минтранса России разработано Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России( НТЭРАТ ГА), которое учитывает накопленный опыт поддержания летной годности воздушных судов, современное состояние, структурные, организационные и иные особенности эксплуатантов, организаций и учреждений воздушного транспорта. НТЭРАТ ГА- обязателен для выполнения любых действий в отношении авиационной техники.
К авиационной технике относят воздушные суда (самолеты, вертолеты), их оборудование, комплектующие изделия (системы и агрегаты), двигатели, тренажеры, СНО (Средства наземного обслуживания) воздушных судов. Ремонт авиационной техники (как цикл ее техническая эксплуатация) может планироваться заранее — плановый ремонт (регламентированный) или выполняться в неплановом порядке — внеплановый ремонт (ремонт поврежденной и аварийной авиационной техники).
виды и содержание ремонта определяются ремонтной документацией для конкретного типа авиационной техники.
В данной работе мы рассмотрим особенности ремонта и обслуживания отечественной авиатехники и иностранного производства. Ознакомимся с условиями допуска к проведению работ с авиатехникой, а так же выясним некоторые различия обслуживания воздушных судов, выполняющих международные полеты.
1.1 Система технической эксплуатации
С истема технической эксплуатации (СТЭ) представляет собой упорядоченную совокупность норм и правил техническая эксплуатация в сочетании с организационными, производственными и функциональными структурами, комплексом мер и решений, обеспечивающими их выполнение. составной частью системы технической эксплуатации конкретной авиационной техники являются предусмотренные для данного типа авиационной техники:
- наземные сооружения, ангары, производственные здания;
- техническое оборудование, СНО;
- материальные ресурсы, имущество.
Основная цель системы технической эксплуатации:
- обеспечение и выполнение задаваемых эксплуатационной документацией требований, технических условий и гарантий безопасного использования авиационной техники по назначению;
— Инженерно-авиационная служба (ИАС), структура ИАС, распределение функций и ответственности между подразделениями и работниками ИАС, полномочия и механизмы координации и контроля всех видов, участия в технической эксплуатации авиационной техники определяются авиапредприятием. Руководитель ИАС несет ответственность за ее деятельность.
Общие виды работ, выполняемые на воздушных судах
... непосредственно осуществляющие заправку судов ГСМ, несут ответственность за техническую исправность заправочных средств, качество ГСМ и пожарную безопасность работ по заправке. Заправку воздушных судов ГСМ производят с ... Заправку ВС топливом и маслом осуществляет заправщик службы ГСМ и технический состав АТБ, а при эксплуатации судна с временного аэродрома -- авиатехник (авиамеханик). В обязанности ...
Главными задачами ИАС являются:
- поддержание летной годности и исправности эксплуатируемых воздушных судов и подготовка их к полетам;
- инженерно-авиационное обеспечение безопасности и регулярности полетов;
- поддержание и повышение профессионального уровня персонала инженерно-авиационной службы.
Состав возлагаемых на ИАС функций определяется авиапредприятием. в типовом случае минимальный перечень относимых к компетенции ИАС функций включает в себя следующие виды деятельности:
- планирование использования воздушных судов, технического обслуживания и ремонта авиационная техника;
- организация и выполнение ТО и ремонта авиационной техники (в том числе восстановление ресурса авиационной техники), ее доработок, проверок и осмотров, контроля качества авиационная техника и ее ТОиР — в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документацией;
- сбор, учет и обработка данных о выявленных в полете и на земле отказах и неисправностях авиационной техники;
- анализ надежности, анализ и обобщение опыта техническая эксплуатация авиационной техники, ее ТОиР — с мероприятиями по предупреждению авиационных инцидентов, отказов и неисправностей авиационной техники, в целях обеспечения безопасности полетов и совершенствования собственной деятельности;
- ведение рекламационно-претензионной работы, предъявление требований к поставщикам авиационной техники об устранении недостатков их продукции;
- контроль соответствия летно-технических характеристик воздушных судов требованиям руководства по летной эксплуатации (РЛЭ);
- обеспечение охраны воздушных судов при их техническом обслуживании и ремонте;
- участие в разработке и реализации прогрессивных технологий контроля состояния авиационной техники, ее ТОиР, организации труда и производства;
- разработка предложений по совершенствованию эксплуатационной и ремонтной документации (ЭРД) авиационной техники;
- обеспечение потребностей в ЭРД для авиационной техники, ее ведение и обеспечение сохранности, включая пономерную (судовую) документацию;
- ведение установленных форм учета и отчетности по доработкам авиационной техники, деятельности ИАС, составу, состоянию, использованию и движению парка самолетов, вертолетов и авиадвигателей, материальному имуществу, запасным частям и оборудованию;
- метрологическое обеспечение техническая эксплуатация и производства ТОиР авиационной техники, осуществляемых авиапредприятием;
- осуществление мер по обеспечению нормативных условий труда работников ИАС и организации производства ТОиР авиационной техники, пожарной безопасности и охраны окружающей среды, обеспечению производства необходимыми помещениями, оборудованием, запасными частями и авиатехническим имуществом, их содержания, хранения, использования и обслуживания;
- организация и проведение работ по эвакуации и восстановлению поврежденных судов;
- организация и оснащение учебной технической базы, организация технической подготовки персонала ИАС и стажировки специалистов на авиационной технике;
- подбор и расстановка кадров ИАС, проведение систематической работы по формированию ответственного отношения каждого работника к своим служебным обязанностям.
Государственный контроль за соблюдением правил технической эксплуатации авиационной техники, ее ТОиР инспектирование структур ИАС и их деятельности, а также установленное законодательством нормативное регулирование указанной области осуществляются полномочными государственными органами.
Методы технической диагностики авиационной техники
... методы технического диагностирования авиационной техники. 1. Методы диагностики авиационной техники 1. Методы диагностики АТ и их возможности В процессе диагностирования авиационной техники при ее эксплуатации по состоянию ... допустимыми значениями. Большее развитие тепловые методы нашли при стендовых испытаниях ГТД. Основным достоинством их является возможность получения информации без ...
1. 2 А виационно-технические базы
Авиационно-техническая база (аТБ) является основным в ИАС организационно обособленным комплексом производственных и функциональных структур авиапредприятия, осуществляющим инженерно-авиационное обеспечение полетов. Термин «авиационно-техническая база» предполагает и другие формы и наименования ее производственно-функциональных аналогов, включая структуры типа авиационной техники, обладающие правовым статусом субъекта хозяйствования.
В зависимости от технического уровня производства, парка воздушных судов, степени освоения технической эксплуатации авиационной техники, других факторов авиационно-технической базы, решением ГОУВТ (Государственный орган управления воздушным транспортом) может (по согласованию с авиапредприятием) придаваться статус ведущей.
Ведущей авиационной технической базе передаются полномочия по экспертизе и разработке проблемных вопросов сопровождения технической эксплуатации закрепляемой за ней (профильной) авиационной техники (по заказам других авиапредприятий и ГОУВТ).
По согласованию сторон передача указанных полномочий может сопровождаться необходимыми гарантиями их осуществления.
В типовом случае (по согласованию с ГОУВТ) к компетенции ведущей авиационной технической базы по профильной авиационной технике относятся:
- первоначальное освоение ее технической эксплуатации;
- экспертиза эксплуатационной документации, методов и средств ТО;
- ведение эталонных экземпляров эксплуатационной документации;
— разработка требований по устранению недостатков авиационной техники, ее эксплуатационной документации, методов и средств ТО;
— разработка РО (регламента технического обслуживания) и технологических указаний для несертифицированной авиационной техники, их корректировка и переиздание;
— разработка дополнительной эксплуатационной документации для различного рода специальных условий эксплуатации авиационной техники (арктика, антарктида и др.);
— разработка технической документации на нестандартную оснастку и приспособления, на установку нештатного оборудования;
Организация ремонта и технического обслуживания оборудования (2)
... и ремонта - совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта, и исполнителей, необходимых для поддержания качества (работоспособности) машин и оборудования (изделий). Цель функционирования системы - обеспечение требуемого уровня надежности изделия в заданных условиях эксплуатации ...
- анализ и обобщение опыта технической эксплуатации, разработка профилактических мероприятий;
— анализ трудозатрат и фактических расходов материальных средств на техническая эксплуатация, разработка проектов норм и нормативов труда, расхода материальных средств. решением ГОУВТ указанные полномочия могут быть переданы и другим структурам гражданской авиации (ГА) (производственным, научно-исследовательским) в том же порядке.
1.3 Ремонтные предприятия гражданской авиации
К ремонтным предприятиям ГА относятся заводы, другие структуры ГА, основной вид деятельности которых — производство, ремонт воздушных судов, авиадвигателей, других изделий авиационной техники, а также выполнение доработок авиационной техники и переоборудование воздушных судов по бюллетеням.
Самостоятельность ремонтного предприятия ГА в организации собственной деятельности сопровождается исполнением обязательных для производства ремонта авиационной техники функций, к которым в типовом случае относятся:
— планирование, организация и выполнение ремонта авиационной техники, ее доработок, ТО, проверок и осмотров, контроля качества авиационной техники и ее ТОиР в соответствии с требованиями ремонтной и эксплуатационной документации;
- сбор, учет и обработка данных о выявленных отказах и неисправностях авиационной техники;
— анализ надежности, анализ и обобщение опыта ремонта и технической эксплуатации авиационная техника с использованием местной информации и мероприятиями по предупреждению авиационных инцидентов, отказов и неисправностей авиационной техники, в целях обеспечения безопасности полетов и совершенствования собственной деятельности;
— ведение рекламационно-претензионной работы, предъявление требований к поставщикам авиационной техники об устранении недостатков их продукции;
— контроль соответствия летно-технических характеристик воздушных судов требованиям руководства по летной эксплуатации (РЛЭ);
- обеспечение охраны воздушных судов при их ремонте и техническом обслуживании;
— участие в разработке и реализации прогрессивных технологий контроля состояния авиационной техники, ее ремонта и ТО, организации труда и производства;
- разработка предложений по совершенствованию ремонтной и эксплуатационной документации;
— обеспечение потребностей в ЭРД для авиационной техники, ее ведение и обеспечение сохранности, включая пономерную (судовую) документацию;
— внесение исчерпывающей информации о воздушных судах, произведенных при ремонте изменениях конструкции и эксплуатационных параметров авиационной техники в пономерную (судовую) документацию изделий;
— ведение установленных форм учета и отчетности по доработкам авиационной техники, состоянию производства, составу, состоянию, использованию и движению парка самолетов, вертолетов и авиадвигателей, материальному имуществу, запасным частям и оборудованию;
- метрологическое обеспечение ремонта авиационная техника и других производимых заводом работ;
— осуществление мер по обеспечению требуемых действующими документами условий труда и организации производства ремонта и ТО авиационной техники, пожарной безопасности и охраны окружающей среды, обеспечению производства необходимыми помещениями, оборудованием, запасными частями и авиатехническим имуществом, их содержания, хранения, использования и обслуживания;
Организация процесса выполнения регламентных и ремонтных работ ...
... в течение которого исполнитель не работает на авиационной технике - "Тн ", можно определить фактическое время Тф , остающееся для работы на авиационной технике в течение года (месяца), Т ... на которую имеется свидетельство о проверке. Дополнения и изменения в регламент технического обслуживания вносятся по ... по технической эксплуатации. При монтаже трубопроводов воздушной и гидравлической систем разъёму ...
- организация и проведение работ по эвакуации и восстановлению поврежденных судов;
— организация и оснащение учебной технической базы, организация технической подготовки персонала и стажировки специалистов на авиационной технике.
В зависимости от технического уровня производства, степени освоения ремонта авиационной техники, других факторов, ремонтному предприятию ГА решением ГОУВТ может (по согласованию с ремонтным предприятием) придаваться статус ведущего (ведущее ремонтное предприятие дальше будет именоваться ведущий завод).
Ведущему заводу передаются полномочия по экспертизе и разработке проблемных вопросов сопровождения ремонта закрепляемой за ним (профильной) авиационная техника (по заказам других авиапредприятий и ГОУВТ).
по согласованию сторон передача указанных полномочий может сопровождаться необходимыми гарантиями их осуществления.
В типовом случае (по согласованию с ГОУВТ) к компетенции ведущего завода по профильной авиационная техника относятся:
- первоначальное освоение ее ремонта;
- разработка производственно-контрольной документации и ее последующее сопровождение;
- ведение эталонного дела ремонта;
— разработка и экспертиза технологий ремонта, согласование руководств по ремонту авиационной техникаи, разрабатываемых промышленностью;
- разработка конструкторской документации на нестандартную оснастку;
— анализ трудозатрат и фактических расходов материальных средств на ремонт, разработка проектов норм и нормативов труда, расхода материальных средств;
- анализ и обобщение опыта ремонта, разработка мероприятий по его совершенствованию;
— разработка и, при необходимости, согласование с компетентными организациями технологической документации по восстановлению поврежденной авиационной техники;
— оперативное информирование заинтересованных организаций об изменениях конструкции авиационной техники, вносимых в процессе ремонта;
— экспертиза (официальное участие) готовности других ремонтных предприятий ГА к производству ремонта авиационная техника, профильной для ведущего завода;
- экспертиза (официальное участие) технического состояния лидерных изделий авиационной техники.
Государственный контроль за соблюдением правил технической эксплуатации авиационной техники, ее ТО и ремонта (в том числе требований НТЭРАТ ГА) на ремонтных предприятиях ГА, их инспектирование, а также установленное законодательством нормативное регулирование указанной области осуществляются полномочными государственными органами.
1.4 Допуск к выполнению работ
К работам на авиационной технике допускают инженерно технический персонал (ИТП), прошедший в установленном порядке обучение (переучивание) и стажировку. переучивание в порядке самоподготовки с последующей сдачей экзаменов в центре подготовки, осуществляющем обучение по соответствующему типу авиационная техника, разрешается:
Скеговые суда на воздушной подушке
... дни, несмотря на другие замечательные качества, продемонстрированные судами этого класса. Суда на воздушной подушке являются одним из путей решения проблемы скорости на воде. Несколько слов о принципах их работы. В воздушной подушке под днищем ...
— инженерному персоналу на воздушное судно 1 — 2 классов, имеющему опыт работы и допуск к самостоятельному ТО других типов воздушных судов аналогичного класса не менее 5 лет;
— инженерному персоналу на воздушное судно 3 — 4 классов и модификации базовой модели воздушного судна любого класса, если по базовой модели воздушного судна обучение специалиста проведено центром подготовки;
— техническому персоналу на модификации базовой модели воздушного судна 3 — 4 классов, если по базовой модели воздушного судна обучение специалиста проведено центром подготовки.
Инженерам, авиатехникам и авиамеханикам в соответствии с их специальностями оформляют допуск для выполнения:
- работ по регламентам оперативного, периодического ТО;
— работ по отдельным системам, комплексам, зонам воздушного судна, видам Авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО), лабораторных проверок и ремонта АиРЭО;
- запуска и опробования двигателей;
- буксировки воздушных судов;
- технического обслуживания воздушных судов на временных аэродромах;
- отдельных ремонтных работ;
- стропальных работ;
- других постоянных и разовых работ, определяемых авиапредприятием.
Допуск к работам на авиационной технике оформляют:
- инженерам:
а) к периодическому ТО не более четырех типов воздушное судно, из них — не более двух типов судов 1 класса.
б) к оперативному ТО не более шести типов воздушных судов, из них — не более трех типов судов 1 класса;
- авиатехникам:
а) к периодическому ТО не более трех типов воздушное судно, из них — не более двух типов судов 1 класса;
б) к оперативному ТО не более пяти типов воздушных судов, из них — не более трех типов судов 1 класса.
Для ИТП, выполняющего оперативное ТО только транзитных воздушных судов, количество типов воздушных судов, к работе на которых оформляется допуск, не должно превышать восемь единиц.
Для ИТП устанавливается 2 вида допусков:
— к самостоятельному ТО — дающий право выполнения работ по обслуживанию авиационной техники и подписи производственно-технической документации. его оформляют инженерам и авиатехникам по эксплуатации летательных аппаратов и двигателей (ЛАиД) и АиРЭО на воздушных суднах, классам воздушных судов, авиамеханикам не ниже 4 разряда для ТО воздушных судов 4 класса, авиамеханикам по ТО бытового оборудования воздушных судов всех классов;
— к техническому обслуживанию — разрешающий выполнение работ на авиационной техники без права подписи производственно-технической документации, под руководством лиц, допущенным к самостоятельному ТО, которые обязаны в таких случаях подписывать указанную документацию. Его оформляют авиатехникам до получения ими права на самостоятельное ТО и авиамеханикам.
Все виды допусков для выполнения работ на авиационной технике инженерам, авиатехникам и авиамеханикам оформляют приказом руководителя авиапредприятия АТБ при наличии документов, подтверждающих успешное завершение ими программ обучения и стажировки. Утвержденных ГОУВТ для воздушных судов данного типа, имеющих удостоверение по охране труда установленного образца на соответствующие оформляемому допуску к ТО виды работ и операций.
Договор фрахтования воздушного судна
... ст. 104 ВК РФ - «Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер)», говорит нам о том, что по договору воздушного чартера фрахтованию подлежит само воздушное судно, а не его вместимость, как ... или несколько воздушных судов, то имеет место договор аренды воздушного судна. В случае же, когда договор заключается в отношении вместимости воздушного судна, то налицо договор фрахтования. Однако ...
Авиаспециалисту, получившему допуск к самостоятельному ТО, выдается свидетельство (сертификат, лицензия) установленного образца.
Авиаспециалисту, получившему допуск к ТО, выдается справка произвольной формы, в которой указываются работы, к выполнению которых авиаспециалист допущен.
Право и допуск к выдаче разрешения на вылет воздушного судна предоставляется инженерам и авиатехникам после соответствующей подготовки и оформления приказом авиапредприятия.
Изменения специализации персонала АТБ, не выходящие в каждом конкретном случае за пределы индивидуального допуска к самостоятельному ТО, осуществляются в порядке, определяемом авиапредприятием.
Допуск специалистов к обслуживанию авиационной техники при совмещении профессий или должностей, по которым разрешено совмещение, оформляют приказом авиапредприятия после обучения по утвержденной авиапредприятием программе, проверки знаний и умения выполнять функции по совмещаемой профессии (должности).
Порядок подготовки таких специалистов устанавливает авиапредприятие.
При переходе специалиста в другое авиапредприятие подтверждение допуска, который он имеет, необязательно, если перерыв в работе по профилю, определяемому допуском, не превышает года.
Необходимость подтверждения допуска или проверки знаний в этом случае и соответствующие процедуры тестирования определяются авиапредприятием.
При перерыве в работе специалиста на данном типе воздушного судна или его системе, в специализированной бригаде и на определенных видах работ более года допуск к самостоятельному ТО теряет силу.
Допуск восстанавливают после самостоятельной подготовки специалиста, его стажировки по программе для воздушных судов данного типа и освидетельствования на местной квалификационной комиссии (МКК).
В типовом случае контроль и ответственность за наличие необходимых записей о допуске в свидетельствах, соответствие их выполняемым специалистами работам возлагается на руководителя структурного подразделения, в котором специалист работает, если иное не определено документом авиапредприятия.
Плановая проверка свидетельств проводится не реже 1 раза в год при подготовке к эксплуатации авиационной техники в осенне-зимнем или весенне-летнем периодах. результаты проверки оформляются в виде протокола.
Специалисты, допускаемые к метрологическим поверкам СИ (Средства измерений), аттестации нестандартизованных СИ и экспертизе документации, применению средств, методик, технологий неразрушающего контроля, обязаны пройти специальную подготовку.
На право выполнения работ им выдается документ установленной формы.
2.1 Организация обслуживания
Периодическое обслуживание воздушных судов выполняют через установленные эксплуатационной документации значения наработки (налета, числа циклов, посадок) или интервалы времени (календарные сроки службы) в соответствии с заданным режимом обслуживания (примечания: режим периодического обслуживания, в данном случае это — перечень работ и их периодичность).
Работы по периодическому ТО сведены в формы. периодичность и объем работ каждой формы устанавливается регламентом ТО, а технология выполнения операций, применяемые средства контроля, инструмент, приспособления и материалы — технологическими указаниями.
Курсовая работа перевозка багажа воздушным транспортом
... Воздушный транспорт Рейсы по расписанию Рейсы вне расписания Прочие воздушные перевозки Водный транспорт Пассажирские линии и паромы Круизы Прочие Сухопутный транспорт Железнодорожный транспорт ... багажа; возраст и способность переносить физические нагрузки; платежеспособность. В последние два года в российской авиационной ... и приложении документация; размер ... кадров для работы на данных ... душного судна и ...
Отсчет наработки и календарного срока ведут с начала эксплуатации или от последнего ремонта воздушного судна. Допуск на наработку (срок службы), использованный при предыдущем обслуживании, в дальнейшем не учитывают.
Порядок назначения периодического ТО по наработке, календарным срокам, посадкам, циклам и т.д. определяется эксплуатационной документацией на воздушное судно конкретного типа.
Сокращение объемов работ по формам и увеличение периодичности их выполнения производят только по указанию ГОУВТ. в целях повышения безопасности полетов и долговечности авиационной техники, с учетом местных условий, допускается увеличивать объем работ по формам ТО или выполнять работы по ним ранее установленного срока в порядке, определяемом авиапредприятием.
Ответственность за организацию производства периодического ТО в авиапредприятии, в его подразделениях, звеньях, бригадах и группах несут их руководители, в пределах установленных для каждого (документами предприятия) обязанностей и полномочий, они обязаны организовать выполнение работ на авиационной технике в соответствии с эксплуатационной документацией.
В типовом случае плановое календарное время на выполнение работ по каждой форме обслуживания определяют, исходя из действующих в авиапредприятии норм и конкретных особенностей производственной ситуации.
Сроки поступления воздушного судна на обслуживание устанавливают по планам их использования и корректируют по фактической наработке судов.
В типовом случае порядок и сроки подготовки производства к обслуживанию воздушных судов доводят до цехов, участков и отделов, а при необходимости — и до служб авиапредприятия. устанавливаемые сроки должны обеспечивать своевременную подготовку специалистов, комплектацию обменного фонда изделий, инструмента, СНО, средств контроля состояния авиационной техники и авиатехнического имущества, необходимых для выполнения работ.
В типовом случае производственные задания цехам (сменам, участкам) составляет диспетчерская служба авиапредприятия, исходя из предписанных РО перечней работ по формам ТО, дополняемых в необходимых случаях работами, потребность в которых определяется по другим показаниям (особенностями технического состояния авиационная техника, ресурсными ограничениями, требованиями о доработках, специальных осмотрах, проверках и др.).
В типовом случае производственные задания, пооперационные ведомости, карты-наряды с приложениями выдают каждой смене, указывая работы по замене изделий, отработавших ресурс, и другие дополнительные работы.
Образцы карт-нарядов на ТО устанавливает и вводит в действие ГОУВТ. Пооперационные ведомости и наряды на другие работы разрабатываются авиапредприятием применительно к местным условиям и с соблюдением требований эксплуатационной документации.
Пооперационная ведомость является нормативным для данного авиапредприятия документом, который своим содержанием, подписями исполнителей и контролирующих подтверждает объем и качество выполненных работ.
Обслуживание воздушных судов проводят в производственных помещениях или на открытых стоянках, оборудованных технологической оснасткой, обеспеченных СНО специального применения.
Технология сборки изделий авиационной техники
... и агрегатов авиационной техники. Может использоваться студентами других специальностей машиностроительного профиля при изучении вопросов сборки крупногабаритных, нежестких конструкций. В составлении глав 1 и ... в процессе постройки СП и периодического контроля, а также для возможности отстыковки обводообразующих элементов заготовительной и сборочной оснастки создаются специальные виды оборудования и ...
Выполнение периодического ТО возлагается в типовом случае на специализирующиеся по указанному виду работ звенья и подразделения авиапредприятия- бригада, смена, участок, цех, а в авиапредприятиях, выполняющих авиационные работы в местах временного базирования и группы специалистов, за которыми закреплены конкретные воздушные суда, а также на подразделения, основная специализация которых — оперативное ТО воздушных судов.
Обслуживание, проверку и ремонт АиРЭО, учет, регистрацию и документальное оформление выполненных работ осуществляют допущенные к их производству специалисты в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и в порядке, определяемом авиапредприятием.
Во всех случаях инженерный и технический персонал, осуществляющий периодическое ТО, должен быть подготовлен и допущен к производству работ по выполняемым формам периодического ТО по своей специальности (специализации).
Конкретная структура производственной специализации подразделений определяется авиапредприятием, исходя из местных условий.
В типовом случае непосредственную организацию процесса периодического ТО осуществляют начальник смены, инженеры смены, бригадиры — в пределах своей компетенции каждый.
Перед началом работ начальник смены (или лицо, его замещающее) формулирует конкретную задачу каждой бригаде с таким расчетом, чтобы производственное задание было выполнено в заданный срок, обеспечивалась рациональная ритмичность процесса и резерв времени для выполнения дополнительных работ по результатам дефектации воздушного судна. При наличии соответствующих условий применяют компьютерные технологии планирования технологического процесса работ.
Инженеры смены и бригадиры проверяют комплектование рабочих мест техническими средствами, проводят инструктаж исполнителей по особенностям выполнения работ на воздушном судне, техники безопасности и правил охраны труда в условиях предстоящего процесса.
В типовом случае бригадиры лично выполняют наиболее сложные работы, несут ответственность за организацию работы подчиненных им специалистов. Они дают задания на работы отдельным исполнителям или группе исполнителей, в которой назначают старшего — специалиста, ответственного за выполнение поручаемых группе работ.
Из специалистов по электрооборудованию бригадир назначает ответственного за подключение (отключение) к воздушному судну аэродромных источников электроэнергии и контроль за их работой.
В типовом случае руководство работами на воздушном судне возлагают на инженера по эксплуатации ЛАиД (в его отсутствие — на бригадира или старшего в группе обслуживания планера).
руководителю работ на воздушном судне оперативно подчиняют бригадиров (специалистов), участвующих в обслуживании систем и АиРЭО воздушного судна.
Руководитель работ на воздушном судне определяет порядок работы специализированных бригад и их взаимодействие.
На дополнительные работы, подлежащие выполнению другими подразделениями авиапредприятия, руководитель работ оформляет заказ, в котором указывает: содержание работы, тип и опознавательный знак воздушного судна, срок выполнения заказа, фамилию заказчика и другие сведения в порядке, определяемом авиапредприятием. выполнение заказа подтверждается в нем подписями его исполнителя и контролирующего.
Дефектацию воздушного судна производят исполнители работ в пределах обслуживаемых ими зон либо специально назначаемые дефектовщики. сведения о выявленных при дефектации неисправностях, а также о неисправностях, зафиксированных в бортовом журнале воздушного судна, заносятся в наряд на дефектацию, прилагаемый к карте-наряду на периодическое обслуживание.
Специалист, обнаруживший неисправности, угрожающие безопасности полета, а также выявленные впервые, повторные (к повторным относят неисправности авиационной техники, вновь проявляющиеся в одном из пяти последующих полетов после предпринятой попытки их устранения), сложные, требующие большого объема демонтажно-монтажных и регулировочных работ, докладывает руководителю работ, который проводит необходимый анализ неисправности, принимает решение о порядке ее устранения. в конкретных случаях отнесение неисправности авиационной техники к категории повторных, производится авиапредприятием.
Примечание: при обнаружении на воздушном судне повреждений, вызванных попаданием частиц аэродромных покрытий, необходимо произвести срочное обследование аэродромных покрытий комиссией авиапредприятия и разбирательство причин повреждений. порядок действий в таких случаях определяется авиапредприятием.
По окончании дефектации руководитель работ анализирует выявленные неисправности с привлечением специалистов соответствующего профиля (в том числе — специалистов других подразделений, если это необходимо), организует восстановление исправности авиационной техники в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и его контроль.
В типовом случае работы по устранению неисправностей выполняют авиатехники (авиамеханики) под руководством бригадира. повторные неисправности, а также сложные или не имеющие отработанной (в виде документа) технологии восстановления исправности устраняются под руководством инженерного персонала. в последнем случае технологию восстановительных работ разрабатывают и оформляют в порядке, определяемом авиапредприятием.
Выполнение работы (операции) подтверждают подписями исполнитель и контролирующий в соответствующих разделах карты-наряда, пооперационной ведомости, наряда на дефектацию, в других производственно-технических документах, прилагаемых к производственному заданию. они несут персональную ответственность за качество произведенной работы.
Конкретное периодическое ТО считается законченным, когда на воздушном судне выполнен соответствующий перечень работ РО, предписанные производственным заданием дополнительные работы. Устранены все выявленные неисправности, а выполнение работ и заключение об исправности воздушного судна подтверждено в карте-наряде и приложенных к ней подписями непосредственных руководителей работ и лицами, ответственными за контроль качества.
Руководители и специалисты, дающие заключение об исправности воздушного судна, лично участвуют в процессе производства работ, анализе причин выявленных неисправностей, осуществляют мероприятия по их предупреждению. они несут ответственность (в пределах своих обязанностей и задания на производство работ) за правильное определение технического состояния воздушного судна, за полноту и качество выполняемых работ, включая работы по восстановлению исправности.
Уменьшать установленный эксплуатационной документацией объем работ по осмотру и обслуживанию, изменять технологию их выполнения запрещается.
В типовом случае начальник смены (или лицо, его замещающее) проводит, в соответствии с установленным для подразделения распорядком дня, технический разбор, на котором анализирует выполнение производственного задания, причины допущенных недостатков и брака в работе, выявленные характерные неисправности на воздушном судне, а также состояние производственной и технологической дисциплины. Итоги разбора заносят в журнал разборов.
2 .2 М етоды обслуживания воздушных судов
Техническое обслуживание воздушных судов осуществляется с применением различных методов организации работ, основу которых составляют разновидности форм:
- производственной специализации ИТП (бригадно-поточная и закрепленная);
- индивидуальной специализации ИТП (системная, зонная, системно-зонная);
- планирования циклов производства работ ТО (одноэтапное и поэтапное обслуживание);
— организации технологического процесса производства работ ТО (сетевые методы, экспертно-директивные решения).
Указанные разновидности подходов к организации ТО могут применяться раздельно и в различных сочетаниях. принятие решений в данном случае относится к компетенции авиапредприятия. Показания к применению конкретного подхода определяются возможностями его осуществления, областью эффективности и актуальными потребностями авиапредприятия.
Сущность бригадно-поточного метода обслуживания состоит в том, что первичное звено производственного подразделения ИАС (бригада, комплексная бригада, смена) обслуживает определенный парк воздушных судов по мере их отхода на техническое обслуживание.
При закрепленном методе первичное производственное звено специалистов обслуживает только единичное воздушное судно, полеты которого ему поручено обеспечивать.
При одноэтапном методе обслуживания весь объем работ заданной формы ТО с момента их начала и до полного завершения, выполняется до очередного полета — за один этап.
Сущность поэтапного метода обслуживания состоит в том, что форма ТО (или ее модификация) выполняется по частям (этапам) в промежутках между полетами в течение наработки, определяемой границами допусков на периодичность работ, с учетом разрешаемого эксплуатационной документацией расширения указанных границ.
Специфическим вариантом поэтапного ТО является модификация форм ТО в комплексы распределенной трудоемкости, каждый из которых включает в себя базовую форму ТО и этапируемые работы из форм ТО большей периодичности. повторное выполнение каждого комплекса производится через интервалы наработки, равные или кратные исходной периодичности этапированных составляющих комплекса, что приводит к принципиальным отклонениям фактической периодичности этапированных работ от требований исходного РО. Применение данного варианта допускается только по согласованию с разработчиком воздушного судна и ГОУВТ.
Применяются следующие разновидности поэтапного ТО:
- с фиксированными этапами;
- с нерегламентированными этапами.
в первом случае содержание этапов ТО фиксируется в эксплуатационной документации (в инструкции и ведомостях на поэтапное ТО) и не может быть изменено исполнителями работ.
Второй случай относится к блочно-поэтапному ТО, при котором этап формируется на малообъемных, технологически автономных блоков работ. содержание блоков и порядок формирования из них этапов определяется соответствующей документацией. блочно-поэтапный метод обслуживания обеспечивает оперативную согласованность содержания этапа ТО с конкретными возможностями его производства, применимость компьютерных технологий адаптивного (отвечающего потребностям конкретной ситуации) формирования этапов работ и их документирования.
Разработка документации на поэтапное ТО относится к компетенции авиапредприятия. указанной документацией определяется порядок планирования и организации, оформления и учета поэтапно выполняемых работ, виды и формы применяемых карт и ведомостей.
Применяемые решения должны удовлетворять требованиям общей и типовой эксплуатационной документации, обеспечивать полноту и достоверность регистрации выполнения работ этапа и формы ТО, с которой этап совмещается, оформления работ исполнителями и лицами, дающими заключение об исправности воздушное судно и разрешение на вылет.
Разделы документации на поэтапное ТО распределенной трудоемкости, разрабатываемой авиапредприятием, определяющие содержание и периодичность выполнения модифицированных комплексов работ ТО, подлежат согласованию с разработчиком воздушного судна и ГОУВТ.
Порядок оформления и учета выполненных работ, виды и формы применяемых в указанном случае карт и ведомостей определяются авиапредприятием самостоятельно, с соблюдением задаваемых эксплуатационной документацией общих требований.
Модифицированные комплексы работ ТО (этапы распределенной трудоемкости) могут выполняться поэтапно в границах допусков на периодичность работ в порядке, определяемом авиапредприятием.
Применение сетевых методов обслуживания основано на детальной регламентации последовательности и времени выполнения работ, в зависимости от учитываемых условий производства. при использовании компьютерных технологий сетевого планирования оперативность и качество решений существенно возрастают, планирование углубляется до выдачи индивидуального расписания работы каждого исполнителя.
В условиях экспертно-директивного подхода к организации обслуживания детальное расписание хода работ не составляется, их последовательность определяется исполнителями самостоятельно, с учетом задаваемых производственным заданием и руководителем работ ориентиров.
При посистемном методе ТО объектом специализации исполнителя является система (системы) воздушного судна или виды оборудования. производство работ по указанному методу требует координации доступа исполнителей в места сосредоточения объектов различной специализации (согласованности подготовительно-заключительных работ, рабочих маршрутов, очередности и совместного использования общих рабочих мест).
для применения посистемного метода ТО необходима посистемная компоновка РО и технологических разделов эксплуатационной документации для воздушного судна конкретного типа. специалист, обслуживающий конкретную систему, должен иметь соответствующую подготовку и оформленный допуск к выполняемым работам.
При зонном методе ТО объектом специализации исполнителя является зона воздушное судно с комплексом размещенных в ней компонентов оборудования и систем. для каждой зоны должны быть определены границы ответственности исполнителей и объемы работ. специалист, обслуживающий конкретную зону, должен иметь соответствующую подготовку и оформленный допуск к выполняемым работам. зонный метод применим, если компоновка РО и технологических разделов эксплуатационной документации выполнена по зонам.
Вопросы модификации эксплуатационной документации для целей посистемного или зонного ТО относятся к компетенции организаций и органов, ответственных за ее разработку.
При наличии соответствующей эксплуатационной документации для воздушного судна конкретного типа порядок применения зонного, посистемного, зонно-посистемного (сочетание двух первых подходов) методов ТО определяется авиапредприятием.
2.3 Текущий ремонт
Текущий ремонт авиационная техника заключается в устранении отдельных ее повреждений или неисправностей. текущий ремонт воздушного судна и ремонт АиРЭО производят специализированные подразделения авиапредприятия или отдельно назначаемые специалисты, имеющие соответствующую подготовку. ответственность за качество ремонтных работ несут их исполнители и специалисты, на которых возложены функции контроля.
Необходимость проведения ремонтных работ определяют непосредственные руководители ТО по результатам осмотра (дефектации) воздушного судна. Порядок оформления заказов на производство ремонтных работ, регистрация и учет их выполнения определяются авиапредприятием.
Текущий ремонт авиационная техника выполняют в соответствии с требованиями общей и типовой эксплуатационной документации или по технологиям, разрабатываемым авиапредприятием в случае отсутствия в эксплуатационной документации необходимых технологических указаний. при необходимости разрабатываемые авиапредприятием технологии ремонта согласовывают с компетентными организациями и органами.
Текущий ремонт авиационной техники, необходимость в котором вызвана ее конструктивно-производственными недостатками, осуществляется разработчиком и изготовителем авиационной техники, в порядке удовлетворения принятых претензий эксплуатанта.
Изготовление деталей, предназначенных для установки на воздушное судно, производят только по заказам, имеющим чертежи (эскизы) с указанием материала и условий ее обработки. изготовление деталей только по образцам запрещается.
Изготовление, проверку и ремонт СНО специального применения осуществляют в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, а при их отсутствии — в соответствии с документацией, разрабатываемой авиапредприятием.
2.4 Ремонт авиационной техники на заводах
Принятые в ремонт воздушные суда размещают на стоянке ремонтного фонда, при необходимости швартуют, консервируют, зачехляют, пломбируют и сдают под охрану. техническое обслуживание воздушного судна ремонтного фонда производит в соответствии с требованиями эксплуатационной документации производитель ремонта. учет и хранение ремфонда, отремонтированных воздушных судов, двигателей и комплектующих изделий обеспечиваются производителем ремонта.
Ремонт авиационной техники, воздушных судов, его процессы, включая входной контроль, разборку, дефектацию (диагностирование), восстановление кондиционности, технического состояния, сборку и испытания, должен осуществляться в полном соответствии с требованиями действующего руководства по ремонту авиационная техника конкретного типа (типовой технологии).
Работы, не предусмотренные типовой технологией ремонта, выполняют по технологическим документам, разрабатываемым производителем ремонта, которые подлежат метрологической экспертизе и согласовании с разработчиком действующего руководства по ремонту авиационной техники конкретного типа.
При производстве ремонта авиационной техники должно быть обеспечено:
- выполнение доработок на авиационной техники в соответствии с требованиями бюллетеней;
- полное выполнение требований действующего руководства по ремонту и другой ремонтной документации;
- допуск к производству ремонта только подготовленных специалистов (ИТР и рабочих) с оформленным документом на право выполнения соответствующих работ;
- использование в процессе ремонта только разрешенных технологической документацией материалов и технических средств;
— контроль качества выполняемых работ (операций), комплексный осмотр отремонтированной авиационной техники, контроль устранения выявленных недостатков технического состояния объектов ремонта. Ответственность за организацию указанного обеспечения несет руководитель производителя ремонта авиационной техники.
При ремонте авиационной техники должны применяться только исправные и своевременно поверенные СИ и технологическое оборудование, маркированный инструмент. Оборудование, СИ и контроля собственного изготовления и их документация перед допуском к применению должны пройти метрологическую экспертизу и аттестацию, в соответствии с требованиями действующих стандартов. Выполнение работ на авиационной технике оформляется исполнителями и специалистами, осуществляющими контроль качества работ, в производственно-контрольной документации.
Распределение функций и ответственности между подразделениями производителя ремонта, специалистами за исправность и своевременность метрологических поверок, технологического оборудования, инструмента, средств измерений и контроля, за разработку планов (графиков) поверок, проведение поверок и их контроль — регламентируется документами производителя ремонта.
Контроль качества ремонта авиационной техники, осуществляемый специалистами производителя ремонта, его подразделений по контролю качества (ОТК (Отдел технического контроля) и его производственно-функциональные аналоги), распространяется на:
- технологические процессы производства ремонта;
- состояние материалов, запасных частей, оборудования, СИ, инструмента;
- технологическую документацию;
- на оформление производственно-контрольной документации, формуляров (паспортов), нарядов и ведомостей на ремонт и техническое обслуживание.
Установку на отремонтированные воздушные суда изделий (новых и бывших в эксплуатации), полученных от промышленности или заказчика, осуществляет производитель ремонта в соответствии с техническими условиями предприятия-изготовителя и требованиями типовой эксплуатационной и ремонтной документацией (ТЭРД).
И несет ответственность за правильность их монтажа, выполнение регулировочных и других работ, за обеспечение межремонтного ресурса изделий авиационной техники.
На отремонтированной авиационной технике производитель ремонта выполняет работы по консервации и упаковке в соответствии с требованиями технической документации.
Отремонтированное воздушное судно (изделие) подлежит проверке на соответствие нормам летной годности, испытаниям (проверкам) в соответствии с требованиями ремонтной документации. в отдельных случаях в зависимости от условий производства и степени освоения ремонта объем испытаний изделий и систем, за исключением летных испытаний, может быть изменен по согласованию с разработчиком действующего руководства по ремонту авиационной техники конкретного типа.
Для оценки качества ремонта и эффективности технологических процессов периодически в дополнение к испытаниям, предусмотренным технологией ремонта, проводят технологические испытания изделий авиационной техники, а также их контрольные разборки. периодичность таких испытаний и источники их финансирования определяются документами ГОУВТ либо соглашением сторон, определяющих необходимость проведения указанных работ.
2 .5 О собые виды ТО авиационной техники
К особым видам ТО авиационной техники относят обслуживания: сезонное, специальное, при хранении и в экстремальных метеоусловиях.
Сезонное ТО авиационной техники является частью работ, выполняемых при подготовке авиапредприятия к работам в осенне-зимнем и весенне-летнем периодах, если это предусмотрено эксплуатационной документацией. Конкретные указания о сезонной подготовке авиационной техники приводятся в соответствующих разделах эксплуатационной документации конкретных типов воздушных судов и изделий авиационной техники.
Специальное обслуживание и специальное ТО проводят на воздушных судах после полета в особо сложных условиях (перечень соответствующих случаев указывается в РО), а также на судах, подвергшихся воздействию штормового ветра со снегом или пылью на земле, в других случаях, состав которых определяется РО для воздушных судов конкретного типа. Перечень работ по видам специального ТО устанавливается РО для воздушных судов конкретного типа.
Воздушное судно, подвергнувшееся воздействию сложных условий, указанных в РО, запрещается выпускать в полет до проведения специального обслуживания.
Обслуживание при хранении и при перерывах в полетах свыше срока, установленного РО, воздушное судно ставят на хранение. порядок организации выполнения необходимых в данном случае работ определяется авиапредприятием.
Обслуживание воздушных судов в экстремальных метеоусловиях [к экстремальным метеоусловиям относят: штормовой ветер, пыльную (песчаную) бурю, метель, грозу, ливень, град, особо низкую (высокую) температуру воздуха и т.п.], угрожающих безопасности работающего на воздушном судне инженерно-технического персонала, непосредственный руководитель работ ТО на воздушном судне временно приостанавливает их производство и принимает соответствующие меры обеспечения безопасности персонала, сохранности авиационной техники и наземного оборудования. в условиях, когда проведение ТО возможно, руководители работ должны обеспечить безопасность работающих, необходимое качество работ и сохранность авиационной техники.
2.6 Обслуживание воздушных судов, выполняющих международные полеты
Те
Техническое обслуживание зарубежных воздушных судов состоит из периодических проверок технического состояния самолётов. Они должны быть сделаны авиакомпаниями (компаниями по техобслуживанию) по прошествии определённого времени или определённого налёта часов (указного в Maitenance Program авиакомпании).
Бывают следующие проверки: Transit check, Daily Check, A-check, B-check, C-check и D-check. A-check и B-check — это простая (лёгкая) проверка, в то время как С и D-check являются тяжёлой формой технического обслуживания.
Transit check (Транзитная проверка) — это самая простая форма сервисного обслуживания самолёта. Выполняется перед каждым вылетом воздушного судна.
Daily Check (ежедневный технический осмотр) — эта ежесуточная проверка технического состояния воздушного судна, должна выполняться каждые 24 часа но в некоторых случаях может выполняться и через 36 часов. Выполняется она обычно ночью.
Weekly Check (еженедельный технический осмотр)-выполняется приблизительно раз в неделю. Может выполняться как днем так и ночью. Не требует обязательного наличия помещения(ангара).
Как правило выполняется за 3-4 часа.
A-check (А-чек) — эта проверка производится примерно раз в месяц или каждые 500 часов налёта: А1, А2, А4, А8. Чем выше цифра, тем больше объём работ. A-check, как правило, делается ночью в ангаре аэропорта. Содержание этой проверки зависит от типа самолёта, количества циклов (количество взлётов и посадок называется «цикл») или количества часов налёта с момента последней проверки. Проверка может быть отсрочена авиакомпанией, в зависимости от определённых условий.
B-check (Б-чек) — эта проверка осуществляется примерно каждые 3 месяца. Она тоже, как правило, делается ночью в ангаре аэропорта.
C-check (Си-чек) — эта форма технического обслуживания является более сложной, чем предыдущие, и выполняется каждые 15 — 20 месяцев или 4 000 часов налёта. Эта форма обслуживания подразделяется на С1, С2, С4, С6 и С8. Для выполнения этой проверки требуется вывести самолёт из эксплуатации на какое-то время (порядка 2-х недель), а также требуется много пространства — как правило, в большом ангаре аэропорта. Сроки проведения этой проверки зависят от многих факторов, в частности от типа самолёта.