Слагаемые обеспечения безопасности и регулярности полетов

В начале ХХ века перед учеными стояла задача обеспечения безопасности полетов путем определения и нормирования нагрузок на самолеты с конечной целью – создать нормы летной годности воздушных судов всех назначений.

В тот период закончилась первая мировая война, делались первые попытки коммерческого использования самолетов и превращения военных машин в транспортные. Однако, если для военного самолета первым требованием была его высокая боевая эффективность, обеспечивающая превосходство над авиацией противника, то для гражданского самолета на первом месте было требование безопасности полета – полета без угрозы для жизни людей. А по мировой статистике тех лет к 1920 г. ежегодно погибало, без учета военных действий, не менее одного пилота из четырех.

Ученым и конструкторам было очевидно, что разрешить проблему создания норм летной годности воздушных судов невозможно без международного регулирования этой работы и особенно без создания национальных авиационных научных центров.

В качестве международного регулятора этих вопросов в 1919 г. выступила новая международная организация – Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), организованная 28 августа 1919 года в Гааге (Нидерланды) как союз авиакомпаний под именем International Air Traffic Association. Её цель была организация безопасных, регулярных и рентабельных воздушных перевозок людей и грузов, а также содействие совместной работе всех участвующих в международных воздушных перевозках предприятий.

Эта неправительственная организация объединила авиационные общества и агентства, занимавшиеся перевозкой пассажиров, грузов и почты. На первой ассамблее ИАТА в Париже в 1919 г. были выработаны минимальные требования к международному стандарту по летной годности, обеспечивающие безопасность полетов коммерческого самолета.

Такой общий международный стандарт в этих вопросах был весьма необходим, так как до этого не было единого взгляда на то, каким требованиям должен отвечать самолет, безопасный для полета. Например, неоднозначно решался вопрос даже о количестве двигателей на рейсовом пассажирском дальнем самолете.

Из-за Второй мировой войны ассоциация прекратила своё существование, преемницей стала созданная в апреле 1945 года в Гаване (Куба) International Air Transport Association. К этому моменту она имела 57 членов из 31 страны, в основном из европейских и северно-американских.

4 стр., 1506 слов

Скорость полета самолета и трубка Пито

... для замера давлений при обледенении самолета вполне могут быть закупорены льдом, что, конечно, может помешать их корректной работе. На стоянках приемники воздушных давлений закрываются специальными ... непосредственно в данный момент времени. Истинная скорость – это фактическая скорость полета самолета относительно воздуха. Она используется для навигации. Зная ее, например, рассчитывается время ...

Ассоциация выступает координатором и представителем интересов авиатранспортной отрасли в таких областях как обеспечение безопасности полетов, производство полетов, тарифная политика, техобслуживание, авиационная безопасность, разработка международных стандартов.

В 1970 г. Советский Союз вступил в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).

Вступление нашей страны в ИКАО стало важным шагом в укреплении международного сотрудничества в области гражданской авиации.

После распада Советского Союза авиационная промышленность пострадала более других отраслей. Инвестиций не было. Много высококвалифицированных кадров как из производства, так и из обслуживающего технического персонала ушли из отрасли.

Вместо бывшей единой авиакомпании «Аэрофлот» появилось множество других, и сейчас их число достигает 350.

Обеспечение безопасности полетов зависит от множества факторов. По мнению руководителя ИКАО, эта проблема должна находиться в центре внимания государства, а не только авиакомпаний.

Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации (далее – безопасность полетов) представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.

По определению Международной организации гражданской авиации государственная программа обеспечения безопасности полетов представляет собой комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности полетов.

Управление безопасностью полетов требует планирования организационных мероприятий по выявлению и устранению рисков авиационных происшествий, взаимодействия по вопросам предотвращения авиационных происшествий всех участников авиационной транспортной системы при производстве полетов, их обеспечении и расследовании авиационных событий.

При решении вопросов безопасности полетов на нынешнем этапе развития гражданской авиации необходимо учитывать стремительный рост объемов перевозок, массовое обновление парка воздушных судов и смену поколения авиационных специалистов.

В последние годы значительные усилия были направлены на изучение причин происшествий в авиации. Общепризнанным является тот факт, что большинство происшествий обусловлено ошибками человека, являющегося последним звеном в цепочке факторов, которые приводят к происшествию. Авиационные происшествия часто обусловлены организационными факторами. Большинство звеньев в цепочке событий и факторов, приводящих к аварии, поддаются контролю.

После проведения глубоких исследований тенденций развития воздушных перевозок и авиационной индустрии Международная организация гражданской авиации пришла к выводу, что наиболее эффективным способом повышения безопасности полетов является внедрение системного подхода к управлению безопасностью полетов. Результатом этих исследований стало внесение существенных изменений в обязательные для исполнения международные стандарты, предусмотренные приложениями 6, 11 и 14 к Конвенции о международной гражданской авиации (далее – международные стандарты).

14 стр., 6834 слов

Курсовая работа международное воздушное право

... относительно применения норм международного воздушного права. Предметом исследования является международно-правовое регулирование отношений в области гражданской авиации, связанных с обеспечением принципа безопасности. Цель работы заключается в изучении обеспечения безопасности международных полетов. Для достижения указанной цели ...

Международными стандартами предусматривается установление государством приемлемого уровня безопасности полетов при эксплуатации воздушных судов, при обслуживании воздушного движения и эксплуатации аэродромов, а также принятие государственной программы безопасности полетов в целях обеспечения указанного уровня безопасности. В рамках реализации такой программы государства должны устанавливать для авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения требования к введению приемлемых для государства систем управления безопасностью полетов с целью:

Международными стандартами предусматривается в рамках системы управления безопасностью полетов необходимость четкого определения иерархии ответственности в вопросах безопасности полетов в авиапредприятии и организациях, в том числе прямой ответственности за безопасность полетов со стороны старшего руководства.

Для оказания практической помощи государствам в реализации системного подхода к решению вопросов безопасности полетов в 2006 году Международной организацией гражданской авиации разработано руководство по управлению безопасностью полетов.

Реализация в Российской Федерации Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации (далее – Программа) позволяет гармонично включиться в работу по реализации Глобального плана обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации, а также создать существенный задел для укрепления позиций Российской Федерации при решении вопросов о направлениях развития международной гражданской авиации, что является одной из важных составляющих эффективного социально-экономического развития Российской Федерации.

Программа определяет стратегические цели, направленные на существенное повышение безопасности полетов и осуществление приемлемого для государства уровня безопасности полетов для вновь создаваемой авиатехники и имеющихся в эксплуатации воздушных судов и оборудования.

Программа учитывает анализ результатов расследования авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами гражданской авиации, а также выявленные в работе авиационно-транспортной системы недостатки за длительный период. Программа направлена на предотвращение авиационных происшествий, которые могут быть устранены усилиями органов законодательной власти и органов исполнительной власти Российской Федерации и авиационных организаций Российской Федерации.

Обеспечение безопасности полетов при воздушных перевозках пассажиров и грузов является приоритетной задачей государства. При этом в условиях рыночной экономики роль государства должна заключаться во введении требований ко всем элементам авиационно-транспортной системы и организации контроля за их исполнением.

24 стр., 11545 слов

«Влияние ветра на полет воздушных судов на аэродроме г. Ейск» ...

... ветров, а также учет их в авиации. Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи: 1) рассмотреть ветер в атмосфере и его влияние на полет воздушного ... Турбулентный характер ветра вызывает интенсивную болтанку воздушных судов. Рассмотрение результатов наблюдений на большом пространстве показывает, что в атмосфере существуют некоторые системы ветров, причем выявляются воздушные потоки ...

Принимая во внимание тенденции интеграции отечественной авиации в мировую экономику, российская система норм должна быть гармонизирована с аналогичными зарубежными нормами.

Большинство авиационных происшествий происходит из-за ошибок экипажа, но производители воздушных судов, как показали исследования, могут предотвратить подобные происшествия путем принятия соответствующих конструктивных мер. В Программе уделяется особое внимание вопросам предотвращения ошибок экипажа, связанных с управлением системами воздушных судов и с выходом параметров полета за ограничения.

Парк воздушных судов, эксплуатируемых в России, стоит перед проблемой продления ресурса и замены авиационной техники. В связи с этим планируется проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по продлению эксплуатации воздушных судов без угрозы для безопасности полетов.

Программа содержит направления и этапы работ, перечень исполнителей, сроки выполнения работ и ожидаемый результат от ее внедрения.

Ожидаемым результатом выполнения работ является повышение уровня безопасности полетов.

Предварительная оценка эффективности реализации всех предусмотренных Программой направлений работ показала, что частота авиационных происшествий может быть снижена примерно в 2-2,5 раза.

Программа также содержит предложения, связанные с перспективными научно-исследовательскими работами, позволяющими осуществить переход на новый уровень качества авиационной техники и подготовки авиационного персонала для ее безопасной эксплуатации.

Затраты на мероприятия по обеспечению безопасности полетов окупаются за счет сокращения размеров ущерба от авиационных происшествий и повышения эффективности авиатранспортной деятельности.

Современные методы обеспечения безопасности и регулярности полетов: