Капитальный ремонт автомобилей

Автомобильный транспорт занимает одно из ведущих мест в удовлетворении постоянно растущих потребной народного хозяйства нашей страны в перевозках пассажиров и грузов.

Решение задач по дальнейшему развитию автомобильного транспорта может быть достигнуто путем совершенствования организации автопарка за счет увеличения выпуска новых автомобилей. Однако одним из наиболее эффективных резервов увеличения автопарка страны является ремонт автомобилей. Поэтому его развитию и совершенствования уделяется большое внимание. Капитальный ремонт автомобилей является одним из наиболее осуществленных элементов системы организации и технических мероприятий призванных обеспечить работоспособность подвижного состава автомобильного транспорта.

Капитальный ремонт дает большой экономический эффект народному хозяйству страны. Наибольший народнохозяйственный эффект достигает при осуществлении капитального ремонта в условиях специализированного предприятия с большой производственной программой выпуска автомобилей, где имеются развитие и глубоко специализированные участки по восстановлению изношенных деталей. Осуществление капитального ремонта в условиях таких предприятий обеспечивает снижение расхода запасных частей.

Стоимость ремонта на таких предприятиях ниже, так как восстанавливается большое количество деталей бывших в эксплуатации, а стоимость восстановления их составляет 25-35% стоимости соответствующих запасных частей, а затраты материалов на восстановление деталей 3-5% их массы.

Стоимость восстановленных деталей не превышает 10-15% от стоимости их изготовления. Себестоимость капитального ремонта автомобилей в условиях наибольших современных предприятиях 50-60%, от стоимости их изготовления. Организация капитального ремонта автомобилей постоянно уделяется большое внимание.

Ресурс автомобилей в условиях небольших современных предприятиях не превышает 60-70% отремонтированного от ресурса новых автомобилей. Крупнейший автомобильной промышленности совместно с научно исследовательскими институтами НАМИ, НИИАТ. и др.

В решении этой важной хозяйственной задачи большую роль играют специалисты среднего звена, которые должны принять активное участие курсовое проектирование производится с целью прибытия учащимся навыков или работы.

1. Исходные данные для проектирования технологического процесса ремонта деталей

1).

Годовая производственная программа N = 12000 автомобилей марки ЗИЛ-130.

2).

Дефекты деталей:

28 стр., 13823 слов

Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей «Газель» ...

... где t - трудоемкость на единицу работ на один автомобиль; N ПР - годовая приведенная производственная программа капитальных ремонтов автомобилей. Т ГОД = 3,6*980= 3528(чел-час) 1.4 ... проектов для эталонных условий производственной годовой программы приведенных капитальных ремонтов 200 штук. При производственной программе, отличающейся от эталонных условий, производится корректирование нормативной ...

  • а) износ рабочей поверхности в пределах размеров;
  • б) износ посадочных поясков верхнего и нижнего.

2. Требования технических условий на ремонт гильзы цилиндра двигателя ЗИЛ-130

Гильза цилиндров устанавливаемые на один двигатель должны быть номинального или расточены их ремонтного размера общего для всех гильз.

Овальность точность окончательно обработанных гильз не должны превышать 0,02 мм. Поверхность гильз должно быть зеркально блестяще без рисок и черноты, класс шероховатости:

Rа = 0,16 = а * 32

Гильзы сортируются на 6 размерных групп и эти размерные группы обозначаются буквами которые выбиты на верхней торцевой плоскости гильзы.

Таблица 1. — Размеры группы гильз цилиндров номинального и ремонтного размеров:

Наименование размера

Обозначение размер группы

Диаметр гильзы

Наименование размера

Обозначение размера группы

Диаметр гильзы мм.

Номинальный

А

100,06-100,05

2 ремонтный

Ж

101,06-101,05

АА

100,05-100,04

ЖЖ

101,05-101,04

Б

100,04-100-03

Н

101,04-101,03

ББ

100,03-100-02

НН

101,03-101,02

В

100,02-100-01

К

101,02-101,01

ВВ

100-01-100:00

КК

101,01-101,00

1-й ремонтный размер

Г

100,56-100,55

2-й ремонтный

Л

101,56-101,55

ГГ

100,55-100,54

ЛЛ

101,55-101,54

Д

100,54-100,53

М

101,54-101,53

ДД

100,53-100,52

ММ

101,53-101,52

Е

100,52-100,51

Н

101,52-101,51

ЕЕ

100,51-100,50

НН

101,51-101,50

3. Выбор рационального способа ремонта двигателей

Восстанавливаемая деталь должна быть восстановлена с минимальными трудовыми и материальными затратами при обеспечении максимального срока службы детали необходимо определить оптимальный размер производственной каты деталей иметь общее сведения о ремонтируемой детали.

Определение оптимального размера производственной партии деталей. При проектировании технологического процесса размер партии определяют по формуле:

Где:

№ — годовая производственная программа.

П — количество одноименных деталей на агрегате N = 12000.

Км — маршрутный коэффициент ремонта автомобилей КН = 0,8.

Рр — число рабочих дней в году Рр = 253 дня.

У — число рабочих смен, у = 2:1.

Таблица 2. — Карта технологический условий на контроль и сортировку гильзы цилиндра двигателя ЗИЛ-130:

Деталь: фланец крепления карданного вала к ведущей шестерне главной передачи в сборе

№ детали

53-2201100

Материал

Фланца — сталь 40 ГОСТ 1050-60

Твердость

Шейки НRС 53 не менее

Фланца НВ 207-955

Обозначение по эскизу

Наименование дефектов

Способы установления дефекта и измерительные инструменты

Размеры мм.

Заключение

Номинальный

Допустимый без ремонта

Допустимый для ремонта

1.

Износ или заданных гильзы

Нутромер индикаторной 100-150мм

100+0,060

Более 100,06

Ремонтировать растачивание до ремонтного (1см таб. №3)

2.

Износ верхнего посадочного пояска

Сборка 124,94мм или ионный метр 100-15мм

125-0,44

124:94

Браковать при размере более101,56кн.

3.

Износ нижних посадочных поясков

Скобка 121,94 мм или микрометр 100-125 мм

122-0,04

121,94

Браковать при размере менее 124,94мм или с последующим шлифованием пояска дол номинального размера Ш 125-0,04мм до Ш 122 — 0,04 мм

Производственной партией деталей назначают то количество деталей, которые поступают на производство одновременно. в авторемонтном производстве не имеет место не завершенной продукции и поэтому в отличии от другого производства за партией считают в течении рабочей смены. Общая характеристика — чугун серый С4 18-36.

I. Материал (части) детали;

  • II. Термообработка детали: не подвергается;
  • III. Твердость поверхности детали после термообработки = НВ = 196;
  • IV. Шероховатость рабочих поверхностей и точность их обработки Rа = 0,16 0,32 мкм.;
  • V. Базовые поверхности при изготовлении детали;
  • VI. Класс детали: гильзы относятся к классу полные цилиндры;
  • VII. Характер износа детали изнашиваются рабочая поверхность и посадочные пояски;
  • VIII.

Характер нагрузок (постоянные, знакопеременные, ударные, вибрационные).

Н гильзы действуют постоянно переменные по величине нагрузки — давление регулирующих газов и сила действия поршни.

Маршрутный ремонт коэффициента Км = 0,8.

Технические условия на контроль и сортировку детали.

Требования ТУ на ремонт детали приспособлений и инст-та.

Нормативы вспомогательный, прибавочной и подготовительной заключений времени.

Рабочих или ремонтный чертеж ремонтируемой детали.

Характер деформации — овальность посадочных поясков.

Возможные изменения структуры метали детали — структуры может изменяться.

Возможность обработки резанием, давлением и свариваемость обрабатывается резанием обработки давлением сварки и подвергается.

Предел прочности детали.

4. Выбор дефектов способ устранения

При выборе и обосновании способа ремонта необходимо учесть: производственную программу, конструктивные особенности детали, характер и расположение дефектов, материал детали, износостойкость, твердость, применимость того или другого способа восстановления, совершенные прогрессивные способы ремонта деталей и возможность применения одного способа для устранения группы дефектов, снижение затрат времени материалов, долговечность отремонтированной детали и экономичность способа восстановления.

Критерий долговечности определяет работоспособность восстановленной детали и выражается коэффициентом долговечности Кg2, как отношение долговечности к восстановленной детали новой детали.

Критерий экономичности определят стоимость восстановленной детали. Для выбора рационального способа по критерию экономичности необходимо произвести расчет себестоимости по нескольким вариантам технологического процесса и устанавливание оптимального варианта.

Окончательное решение о восстановлении детали принимается в том случае, если:

С 8 = Кg * Сп * К

С 2 ? 0,86 * 6,4 * 10000 = 55,04 тыс. рублей.

5. Составление плана операции технологического процесса ремонта детали

План операции представляет определенная, рациональная, последовательность выполнения операции Т.П. ремонта детали. При составлении плана операции необходимо соблюдать последовательность их выполнения. В начале Т.П. выполняют при необходимости операции по исправлению или подготовке установочных баз. Затем выполняют менее точные операции: сварка, наплавка операции предварительной подготовки детали (слесарная, обдирочная зачистка и др.).

После чего выполняют операции термические — для изменения механических свойств материала детали (отжиг) для уменьшения твердости и улучшения обрабатываемости на станках, затем выполняют операции по черновой механической обработке (фрезерная, расточная, сверлильная и так далее).

После чего операции термической обработки (закалка, отпуск, нормализация, цементация и др.).

Она применяется для получения требуемых механических свойств поверхности детали (твердости, прочности износостойкости и т. д.).

После чего выполняют операции числовой механической обработки (чистовая, токарная, расточная, фрезерная и др.).

В последнюю очередь технологического процесса выполняют отделочные операции, обеспечивающие получения требуемой точности и класса шероховатости восстановленной поверхности (хонингование, полирование, шлифование, шевингование, и др.).

Выполнение одной операции не должно оказывать влияние и нарушение обработки поверхностей детали достигнутого в предыдущих операциях.

При составлении плана операции достигается объединить операции связанные общностью технологического процесса и используемого оборудования.

Также сюда входят операции по восстановлению технологического процесса ремонта детали составляют по установленной форме в виде таблицы (смотреть образец).

Таблица 3. — План операции технологического процесса ремонта гильзы цилиндра двигателя ЗИЛ-150:

№ операции

Наименование и содержание работы

Оборудование

Приспособление

Инструмент

Рабочий

Измерительный

1.

Шлифовальная.

Шлифовать верхний посадочный пояска до Ш

Нижняя посадочные

Пояски до Ш 22,80 = 122,85

Кругло шлифовальный станок ЗА 151

Приспособление для установки гильзы при шлифовании посадочных поясков

Шлифовальный круг

Скобка 124,3 и 121,8 мм

2.

Осталивание. Подготовитель посадочные пояски и осталивание и остановить их верхней посадочный пояски до Ш125,2 мм

В-цы для обезжиривания прошивки осталивание детали

Подвоски для осталивание гильзы

Кисточка для нанесения изоляции

Штангенциркуль ЩЦ — 0,1

3.

Шлифовальная. Шлифовать посадочные посипи верхней до Ш125-0,04 мм., нижней до Ш122-0,04кн.

Кругло шлифовать ЗА 152

Приспособление для шлифования посадочных поясков

Шлифовальный круг

Скоба124,94 121,94мм.

4.

Расточная. Расточить гильзу до 2-го ремонтного размера Ш10,06 — 101,10

Алмазно-расточный станок 4А78

Приспособление для установки креплений гильзы при расточке

Расточный ВК-6

Нутромер индикатор 100-150 мм.

5.

Хонинговальная. Хонинговать гильзы пред-но окончательно до Ш 101+0,06мм.

Станок ЗА 833

Хонинговальная головка

Бруски Б, 6с100 т, ки Б х 6см — 20 см/к.

Эхолон класса шероховатости Rа 0,16-0,32мм.

6.

Контрольная. Проверить. Качатьремонта гильзы

Ступень контролеры ОТК

Хонинговальная головка

Бруски Б, 6с100 т/киБх6см — 20 см/к

Скобы нутромер индик-р.

6. Разработка операций технологического процесса

Всякий технологический процесс состоит из ряда последовательно чередующих операций.

Операция — часть технологического процесса осуществляемая на одном рабочем месте, одним или несколькими рабочими определенным предметом труда.

В проекте требуется разработать каждую операцию технологического процесса.

Разработка операций заключается в определений переходов, последовательность их выполнения, указания размеров обрабатываемых поверхностей.

Применительно к операции механической обработке в авторемонтном производстве над переходом понимается часть операций, характеризуемой изменением обрабатываемой поверхности, инструмента или режима работы оборудования.

В ручных операциях переходом будет являться часть операций по обработке определенной поверхности производимая одним и тем же инструментов.

Если токарь обрабатывает на станке деталь промачивает до определенного диаметра, нарезать на этой поверхности наковку под кольца, подрезает торец и снимает фаску то это будет одна операция, состоящая из 4-х основных переходов.

Если этот же токарь, обрабатывая деталь, промачивает деталь до определенного диаметра и нарезает канавку под кольцо, производит сверление отверстий и развертывание отверстий и подрезать торец и снимает фаску, то это тоже одна операция с основным переходом.

Когда один или несколько переходов выплачивается на другом станке то это будет составлять две операции: 1-я токарная, 2-я сверлильная с двумя основными переходами.

При выполнении термических операций переходом считается часть операций характеризуемых определенной направленностью происходящих физико-химических изменений предметов труда решением работы, оборудования, составили участвующих компонентов и направлению процесса.

При закалке деталей, погрузка, деталей в печи, нагрев их до определенной температуры, удаление из печи, охлаждение в масле — это и есть основные переходы.

При выполнении термических операций переходом считается часть операций характеризуемые определенной направленностью происходящих физико-химических изменений предметов труда решением работы, оборудование, составили участвующих компонентов и направлению процесса.

С применением одного инструмента, а если меняется инструмент, то это тоже считается отдельным переходом.

Оно относится и при выполнении операции сборки углов и сборочных единиц.

7. Разработка операции технологического процесса ремонта гильзы цилиндра двигателя ЗИЛ-130

Согласно требовании выполнения курсового процесса ремонта гильзы одну операцию технологической обработки одну слесарной обработки одну операцию на другие ременные работы.

Разработать операции:

1. шлифовальную;

2. осталиванию;

3. хромирование.

Таблица 4. — Операция 1 Шлифовальная. Шлифовать посадочные пояски гильзы:

№ перехода

Содержание переходов

1.

Установить приспособление в патрон шлифовального станка и зап-ть

2.

Установить гильзу на приспособления и закрепить

3.

Шлифовать посадочные пояски верхнюю и нижнюю последовательно до Ш и до Шмн.

4.

Снять гильзу с приспособления

Рассмотрим осталивание посадочных поясок.

Таблица 5. — Операция 2 Осталивание «Осталивание посадочных поясок»:

№ перехода

Содержание переходов

1.

Установить 4 гильзы на подвески и закрыть их

2.

Изтлир. место не подлеж. осталиванию

3.

Обезжирить поверхности посад-х поясков гильз

4.

Провести серной кислоты в 30% растворе Н 24

5.

Промыть холодной а затем в горячей проточной воде

6.

Осталивать посадочные поверхности гильзы до Ш125,2 и Ш125 и Ш122,2 мм.

7.

Промыть в горячей воде и просушить гильзы

8.

Промыть гильзы 10% растворе каустич. с-ы.

9.

Промыть в горячей воде 10 снять с очи-т изолеи.

8. Разрабатываем технологическую карту

Расчет режимов резание и норму времени I — операция «Шлифовальная» шлифовать посадочные пояски.

Установит гильзу.

1. Шлифовать поданный поясок до устранения следовать износа до 124,8 мм.;

2. Снять деталь.

Режим шлифования.

Шлифования производим методом врезания поперечная подача:

Sn = 0,04 — 0,05 мм.

Примусы на шлифование:

h = 2,1 мм.

Число оборотов вращения изделия изменяется в зависимости скорости вращения детали который изменяется в пределах от 5 до 80 м/мин.

Тогда:

Д = 100 м.

Основные (машинное) время определяется по формуле:

Вспомогательное время определяется в зависимости от способа крепления и веса детали и выбираем из таблицы 95 для шлифовки по 2 классу точности.

Прибавочное время или время на обслуживание рабочего места на отдых и на надобности составляет 9% от оперативного времени.

Оперативное время:

t оп = t0 + tвс = 1,2 + 0,9 = 2,1 минут

Штучное время:

Тш = t о = tвс + tпр = 2,1 ± 0,11 = 2,11

Подготовительное время заключительное.

Норматив подготавливает 9 мин. При установке детали 8 само центрирующим патроне t п на партию деталей тогда:

9. Конструкторская часть

Общее устройство и принцип действия приспособления для шлифовки поясков, гильзы, цилиндров.

Разработанные приспособления служат для установки и крепления гильзы и шлифовании посадочной поверхности, т. е., пояска. Она состоит их оправки изготовленной из стали 3,0.

Оправка имеет цилиндрический хвостики для крепления в трех пулевом патроне шлифовального станка.

Передняя рабочая часть оправка конусная. В торце конуса есть резьбовое отверстие 14х1,5.

На оправку надеты разжимная втулка из стали 65 г.

Кроме того к приспособлению относятся прижимная шайба и специальный болт 14х1,5.

Принципы действия приспособления.

На конус оправки надевают разжимную втулку и гильзу на цилиндр втулки. Затем устанавливают зажимную шайбу и завинчивают болт.

За счет давления прижимающего шайбу на торец, разжимается втулка перемещается по конусу оправки и расширяется по наружному диаметру поскольку втулка разрезная. Тем самым гильза жестко зажимается по оправке.

Краткая инструкция рабочему по использованию приспособления с правилами технической безопасности и технического обслуживания:

1. Закрепить оправку в патроне станка;

2. Надеть на оправку разжимную втулку;

3. На разжимную втулку надеть гильзу;

4. Вставить в гильзу прижимную шайбу, завернуть болт и закрепить жестко на оправке гильзы;

5. Выверить приспособление гильзой и шлифовать, необходимо следить за плотностью крепление гильзы.

При срыве резьбы гильзы приспособлением, а также при наличии трещин на втулке.

После работы надо смазать резьбу и хранить приспособление в разобранном виде в определенном месте.

10. Экономическая часть

В экономической части проекта требуется определить себестоимость восстановления детали согласно разработанной по маршрутной технологии.

Себестоимость детали определяется из выражения:

Ср = ЗД + ЗМ + ЗС

Где:

ЗП — затраты на заработную плату, руб.

ЗМ — затраты на использование при ремонте материалы, руб.

ЗC — затраты на специальные нужды, руб.

Затраты на заработную плату определяется по формуле:

ЗП = ЗО + ДЗ + НС

Где:

ЗО — основная тарифная заработная плата руб.

ПР — дополнительная заработная плата руб.

НС — начисление на социальное страхование, руб.

Основная заработная плата:

ЗО = ТЗ + ПР

Где:

  • ТЗ — основная тарифная заработная плата;
  • ПР — премии за своевременное и качественное выполнение работ;
  • ПР — принимается до 50% от тарифной заработной платы.

ЗО = 1,5 * ТЗ

Тарифная заработная плата определяется по формуле:

ТЗ = С 4 (СР) * Т

Где:

С (СР) — часовая тарифная ставка рабочего среднего разряда, руб.

Т — трудоемкость выполняемых работ, принимается из МК.

Дополнительная заработная плата составляет 16+-20% от тарифной часовой ставки:

Дз = 0,2 * ТЗ·руб. = 0,2·* 3,38 = 0,676 тыс. рублей

НЕ = 0,4 (ЗО + ДЗ) руб. = 0,41 (5,07 + 0,67) = 2,59 ? 2,6

Начисление на социальное страхование составляет 40% от ФОТ.

Тогда:

ЗП = 1,5 * ТЗ + 0,2 + З + 0,4 * (1,5 * ТЗ + 0,2 * ТЗ) = 2,38 * ТЗ рублей

ЗП = 2,38 *·3,38 = 8 04 тыс. руб.

Затраты на материалы применяемые при ремонте деталей составляет от 0,3 до 36% от полной себестоимости ремонта деталей.

По данным НИИАТА затраты на материалы принимают для различных способом ремонта деталей.

Таблица 6:

Применение ремонтных размеров

Железнение

0,3%

Электролитическое питание

0,8%

Вибродуговая наплавка

2,2%

Хромирование в дни верстальном электролите

30%

Применение клеевых компонентов

5,6%

Таблица 7. — Тарифную заработную плату определим для наглядности в виде таблицы:

Виды работы

Операции

Разряд работы

Трудоемкость

Часовая тариф. ставка (руб.)

Тариф заработ. плата

Шлифование

4

2,99

2,99

177

Осталивание

4

19,3

2,99

Шлифование

4

3,76

2,99

Расточная

4

28,12

2,99

Хапингование

4

14,45

2,99

Таблица 8:

Оправа шлицевая центра

005 Шлифовальная

Шлифовать посадочную поверхность «как сист» для отслаивания до Ш и до Ш

Круг шлифовальный станок 3151

Проектирование приспособления шлифовальный круг Ш450мм.

Микромер 100-125

0,10 Осталивание

Подготовить поверхность посадки гильзы к осталиванию

Осталивать гильзу до Ш125,2 и Ш122,2

Ванная для обезжиривания, промывки и обработки и осталивания Л — 7007

Подвеска для осталивания, кисть для изоляции, термометр микрометр и 100-125 мин.

0,15 Шлифовальная

Шлифовать посадочную поверхность гильзы до Ш125-004 и Ш122,004

Шлифовальный станок модели — 3151

Проектирование приспособления для устройства гильзы при шлифовке

Шлифовальный круг Ш450 мм. Микрометр 100-125 мм.

020 Расточная

Расточить гильзу над 2-й ремонтный размер до Ш101+0,06мм.на свою длину гильзы е = 158 мм.

Алмазно-расточный станок модели 277А

Приспособление для крепления гильзы резец расточный КК-6

Хоцигавать рабочую поверхность гильзы до Ш101<6,06мм.

Шероховатость Rа = 0,16

Хонинговальный станок модели 383

Приспособление для крепления хопивальнаяголовска индикатора

Нитрометр эталон класса шероховатости Rа = 0,6мм.

Наплавка под слоем флюса — 6,5%;

  • Электродуговое напыление — 8,0%;
  • Применение дополнительной ремонтной детали — 8,0%;
  • Хромирование в саморегулирующем электролите — 9,3%;
  • Наплавка в углекислом газе — 12,6%;
  • Наплавка ручная — 14,4%;
  • Аргонно-дуговая наплавка — 26%;
  • Применение замены части детали — 36%.

Зм = 0,003 + 0,36 ср/руб.

Затраты на социальные нужды для АРП составляют 62 ч 65 от полной себестоимости ремонта детали.

Тогда:

Ср = 2,38 * ТЗ + 10,03 + 0,36 (ср + 0,65 ср/руб.)

Ср = 2,38 * ТЗ + КСр + 0,65 ср/руб.

Где: автопарк двигатель транспортный

К — затраты на материалы в долях от себестоимости ремонта детали принимается по таблице НИАТА.

К = 3,0% = 0,09 — железные ДРД.

Преобразовывая выражение получим:

Ср * (1 — К — 0,65) = 2,38 * ТЗ